Авраам
Авраам «отец множества» (abraham) Один из самых важных героев Библии, которого Бог призвал из города Ур, чтобы он стал родоначальником собственного Божьего народа. Изначально Авраама звали Аврамом, что значит «отец его возвышен». Родители, давшие ему это имя, по-видимому, были приверженцами лунного культа, существовавшего в Уре, так что бог-отец, которому было посвящено его прежнее имя, мог быть богом луны или другим языческим божеством. Без сомнения, Бог сменил имя Аврама на Авраам (Быт 17:5) отчасти для того, чтобы ознаменовать решительный отказ от языческих корней. Это новое имя, истолкованное в тексте Библии как «отец множества народов», указывало также на обещание Бога Аврааму, что у него будет множество потомков, и было существенной проверкой его веры в Бога — потому что к тому моменту ему самому уже исполнилось 99 лет, а его бездетной жене 90 (Быт 11:30; 17:1-4,17). Жизнь Авраама. История Аврама начинается в Быт. 11, где рассказывается его родословная (Быт 11:26-32). Фарра, отец Аврама, был назван в честь лунного божества, которому поклонялись в Уре. У Фарры было три сына: Аврам, Нахор и Аран. Аран, отец Лота, умер до того, как семья покинула Ур. Фарра взял Лота, Аврама и его жену Сару с собой из Ура в Ханаан, но сам осел в городе Харран (Быт 11:31). В Деян 7:2-4 утверждается, что Авраам услышал зов Бога, Который повелел ему отправиться в новую землю, еще когда находился в Уре. Очень важный для истории жизни Аврама момент указан в Быт 11:30: «Сара была неплодна и бездетна». Именно с бесплодием Сары была связана великая драма веры, обетования и его исполнения в жизни Аврама и Сары. После смерти Фарры Бог велел Авраму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе». Это повеление было основной «завета», в котором Бог обещал Авраму сделать его родоначальником нового народа в новой земле (Быт 12:1-3). Аврам, веря обещанию Бога, покинул Харран в возрасте 74 лет. По прибытии в Ханаан он сначала отправился в Сихем, царскую столицу Ханаана, расположенную между горой Гаризим и горой Гевал. У дубравы Море, святыни хананеев, ему явился Бог (Быт 12:7). Аврам построил жертвенник в Сихеме, потом перебрался в близлежащий Вефиль и там тоже построил жертвенник Господу (Быт 12:8). Выражение «призвал имя Господа» означает не просто молитву. Аврам сделал заявление, провозгласив хананеям в центре их нечестивого поклонения, что Бог — реален. Позже Аврам поселился в Хевроне у дубравы Мамре, где снова воздвиг жертвенник для поклонения Богу. Еще одно благословение, дарованное в видении (Быт 15:1), побудило Аврама воскликнуть, что у него все еще нет детей и что его наследник — Елиезер из Дамаска (Быт 15:2). Найденные в Нузи исторические свидетельства помогли прояснить это утверждение, которое в противном случае оставалось бы непонятным. Согласно урскому обычаю, бездетная чета могла усыновить наследника, если сделать это позволяло их состояние и общественное положение. Наследник, которым часто становился раб, должен был позаботиться о погребении и оплакивании своих приемных родителей. Разумеется, если после усыновления раба рождался законный наследник, он занимал его место. Таким образом, ответ Бога Авраму вполне уместен: «Не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником» (Быт 15:4). Бог заключил тогда завет с Аврамом, обещая ему наследника, народ и землю. Авраму было 86 лет, когда родился Измаил. Когда Авраму было 99, Господь снова явился старому патриарху и снова подтвердил Свое обещание о сыне и благословении (Быт 17). Обрезание стало знаком отношений завета (Быт 17:9-14), и именно тогда имена Аврама и Сары были изменены на Авраама и Сарру (Быт 17:5,15). Когда Бог обещал Аврааму еще одного сына, патриарх рассмеялся: «И пал Авраам на лицо свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?» (Быт 17:17). В Быт 18-19 рассказывается о полном уничтожении двух городов в долине реки Иордан, Содома и Гоморры. Быт. 18 начинается с повествования о том, как три незнакомца искали укрытия от солнечных лучей. Авраам предложил им воды и хлеба. Оказалось, что это не обычные гости, но Ангел Господень и с Ним два других ангела (Быт 18:1-2; 19:1). Есть основания считать, что Ангел Господень был Самим Богом (Быт 18:17,33). Еще одно упоминание об обещанном сыне вызвало у Сарры недоверчивый смех, потом она отрицала, что засмеялась (Быт 18:12-15). Быт 21-23 — кульминация истории Авраама. Наконец, когда Аврааму было ровно 100, а его жене — 90, «сделал Господь Сарре, как говорил» (Быт 21:1). Чета стариков не могла сдержать радости, когда у них родился долгожданный сын. Прежде Авраам и Сарра в ответ на Божьи обещания смеялись, потому что не верили; теперь же они смеялись от радости, ибо оказалось, что Бог «смеется последним». Ребенка, родившегося как раз в обещанное Богом время, назвали Исааком («он смеется!»). Сарра сказала: «Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется» (Быт 21:6). Но смех по поводу рождения Исаака совершенно стихает в Быт. 22, где Бог подвергает проверке веру Авраама, веля ему принести Исаака в жертву. Только представив себе, как Авраам 25 лет ждал обещанного Богом сына, можно понять, каким это было для него тяжким душевным испытанием. Когда нож уже был занесен, и только тогда, ангел Божий нарушил молчание небес возгласом: «Авраам!» (Быт 22:11). Имя обетования, «отец множества народов», обрело особое значение, когда сын Авраама остался жив и смысл испытания был объяснен: «Теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт 22:12). Данные слова Бога сопровождаются обещанием, которое зашифровано в появлении овна, запутавшегося в чаще рогами. Господь дал другую жертву — замести Путешествие Аврама в Ханаан. Аврам, Сара и Лот прибыли из Ура Халдейского в Ханаан через Харран. Это место получило название «Господь усмотрит», а этот эпизод христиане обычно считают предсказанием того, что Бог пошлет Своего единственного Сына, Иисуса Христа, пожертвовать Собою за грехи мира.см. тж. завет, Израиль, история, лоно Авраамово; патриархальный период; Сарра, №1.