Адам, имя

Адам, имя о халдейск. «красный» (adam, person) Первый человек, прародитель всего человечества. Роль Адама в библейской истории важна не только с точки зрения ВЗ, но и для того, чтобы понять значение спасения через личность и деяния Иисуса Христа. О сотворении Адама и первой женщины, Евы, в Книге Бытие рассказывается дважды. Задача первого рассказа (Быт 1:26-31) — представить первую чету в ее отношениях с Богом и остальным сотворенным мирозданием. Там говорится, что Бог сотворил первых людей по Своему образу и подобию и дал им особое поручение — умножаться и править всей землей. По отношению к остальному творению первые люди были, с одной стороны, частью его, созданной в тот же день, что и другие живые существа на земле; с другой стороны, они были выше остального творения, являясь его венцом и единственными носителями образа Божьего. Назначение второго рассказа более специфично (Быт 2:4-3:24); здесь объясняется происхождение человеческого греха и смерти, начинается драма искупления. Здесь подробно рассказывается об аспектах сотворения Адама, чего нет в первой истории. Например, говорится, что Адам был создан из праха земного, а Бог вдохнул в него жизнь (Быт 2:7).

Рассказывается о создании сада Едемского и о том, что Адам был обязан возделывать его (Быт 2:8-15).

Бог указывает Адаму, что он может есть плоды любого дерева в саду, кроме одного, и это указание тщательно фиксируется, наряду с торжественным предупреждением, что плод «дерева познания добра и зла» нельзя есть под страхом смерти (Быт 2:16-17).

Рассказывается также о том, как Адам был одинок после того, как дал имена животным и не нашел себе подходящей пары, и Бог сотворил для него женщину (Быт 2:18-22).

Сотворение Евы из ребра Адама показывает, что, согласно Божьему намерению, мужчины и женщины едины по духу и предназначению. Но история не заканчивается на этой радостной ноте. Далее рассказывается о том, как сатана обманул Еву, послав к ней змея. С помощью хитрых намеков, искажая Божье изначальное повеление (Быт 3:1; ср. с Быт 2:16-17), змей вынудил Еву откусить от запретного плода и поделиться им с Адамом. По-видимому, Ева откусила от плода, так как была обманута (1Тим 2:14), а Адам — в знак сознательного добровольного неповиновения. Забавно, что два создания, изначально сотворенные по образу и подобию Бога, решили, что могут стать «как» Он, не послушавшись Его (Быт 3:5).

Последствия их бунта сказались сразу же, хоть они и не были такими, как ожидал Адам. Впервые между мужчиной и женщиной возник барьер стыда (Быт 3:7).

Еще важнее, что между четой и Богом возник барьер реальной моральной вины. Далее говорится, что когда Бог взглянул на Адама после его неповиновения, человек прятался среди деревьев, уже осознавая свою удаленность от Бога (Быт 3:8).

Когда Бог стал задавать ему вопрос, Адам начал обвинять во всем Еву и в конечном итоге Бога: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева» (Быт 3:12).

Ева в свою очередь винила во всем змея (Быт 3:13).

Согласно повествованию в Книге Бытие, Бог счел всех трех виновными и сообщил каждому об ужасных последствиях их бунта (Быт 3:14-19).

Два великих поручения, которые изначально были признаками чистого благословения, смешались с проклятием и болью: теперь населить землю можно было только через родовые схватки женщины, а управлять ею мужчина мог только в трудах и скорби (Быт 3:16-18).

Кроме того, союз мужчины и женщины будет омрачен, потому что мужчина будет подчинять ее себе или же между ними начнется борьба за господство (Быт 3:16 можно понимать и так, и так).

Наконец, Бог объявил о последнем, чем обернулся их поступок: как Он и предупреждал, Адам и Ева должны будут умереть. Настанет день, когда жизнь покинет их и их тела снова обратятся в прах, из которого были сделаны (Быт 3:19).

В тот день они подверглись также «духовной» смерти; были отделены от Бога, творца жизни, и от дерева жизни, символа жизни вечной (Быт 3:22).

Бог изгнал их из Едема, и они не могли вернуться назад. У входа в рай встал херувим с пламенным мечом (Быт 2:23-24).

Только Бог мог вернуть им утраченное. Но не все так безнадежно. Бог был милостив даже после такого проступка. Он сделал людям кожаные одежды, чтобы прикрыть наготу, и обещал, что однажды власть сатаны, стоявшего за змеем, будет сокрушена «семенем» женщины (Быт 3:15;
см. Рим 16:20).

Многие ученые считают, что это обещание — первое в Библии упоминание об искуплении. Роль Адама. Существует несколько теорий по поводу роли Адама, и первая из них основана на том, что он был историческим персонажем. Это предположение делали многие авторы ВЗ (Быт 4:25; 5:1-5; 1Пар 1:1; Ос 6:7).

Авторы НЗ соглашаются с ними (Лк 3:38; Рим 5:14; 1Кор 15:22,45; 1Тим 2:13-14; Иуд 1:14).

Не менее важен и второй момент: Адам — это не просто личность. Начнем с того, что еврейское слово adam (точнее,'a-dha-m) — не просто имя собственное. Даже в повествовании Книги Бытие оно не используется как имя до Быт 4:25. Это одно из нескольких еврейских слов со значением «человек» и общий термин для обозначения человечества. В большинстве случаев оно относится к отдельному мужчине (Лев 1:2; Нав 14:15; Неем 9:29; Ис 56:2) или человечеству вообще (Исх 4:11; Чис 12:3; 16:29; Вт 4:28; 3Цар 4:31; Иов 7:20; 14:1).

В обобщающем, собирательном плане слово «адам» входит в состав фразы «дети (или сыны) человеческие» (2Цар 7:14; Пс 10:4; 11:2; 13:2; 52:2; 89:3; Ек 1:13; 2:3).

Эта фраза, в буквальном переводе «дети адама», просто означает «люди», «человечество» и относится ко всему человеческому роду. Общечеловеческие коннотации слова adam указывают на то, что и авторы ВЗ думали не только о националистических надеждах Израиля и его Боге — но и обо всех народах земли и Господе всех народов (Быт 9:5-7; Вт 5:24; 8:3; 3Цар 8:38-39; Пс 8:5; 88:49; 106:8-31; Пр 12:14; Мих 6:8).

Поэтому не случайно первый человек был назван «Адамом», или «человеком». Это имя показывает нам, что, говоря об Адаме, мы говорим обо всем человеческом роде. Возможно, такое использование легче всего понять на фоне древнего представления корпоративного сознания, знакомого евреям и другим народам Ближнего Востока. Современные мыслители подчеркивают индивидуальность; общественные группы и общественные отношения рассматриваются как второстепенные и зависимые по отношению к существованию и желаниям отдельной личности. Евреи думали совершенно иначе. Хотя отдельная личность ценилась (Иер 31:29-30; Иез 18:4), существовала также сильная тенденция рассматривать общественные группы (семью, род, народ) как единый организм, обладающий корпоративным самосознанием. Представитель группы воспринимался как воплощение совокупной личности этой группы. Представитель общественной группы обладал сущностными качествами и характеристиками всей группы настолько, чтобы его поступки и решения могли считаться поступками и решениями всей группы. Если речь шла о семье, обычно представителем ее считался отец ; и его семья, а часто и его потомки вынуждены были пожинать плоды его решений, хорошие или плохие (Быт 17:1-8; 20:1-9,18; Исх 20:5-6; Нав 7:24-25; Рим 11:28; Евр 7:1-10).

Как первый человек и прародитель человечества Адам был представителем всех людей. Сами рассказы о сотворении производят впечатление, что как поручения Быт 1:26-30 (см. тж. Быт 9:1,7; Пс 8:6-8; 103:14), так и проклятия Быт 3:16-19 (см. Пс 89:4; Ек 12:7; Ис 13:8; 21:3) относятся не только к Адаму (и Еве), но через него ко всему человечеству. В Рим 5:12-21 апостол Павел противопоставляет смерть и осуждение, которое навлекло на людей неповиновение Адама, жизни и оправданию, дарованному людям через повиновение Христа. В 1Кор 15:45-50 Павел называет Христа «последним Адамом», «небесным», в противопоставление «первому Адаму», «первому человеку», «перстному». Для Павла человечество было разделено на две группы, представителями которых являются Адам и Христос. Те, кто в Адаме, — старое человечество, носители образа «перстного человека», разделяющие с ним его грех и отчуждение от Бога и творения (Рим 5:12-19; 8:20-22).

Те же, кто во Христе, стали «телом» Христовым (Рим 12:4-5; 1Кор 12:12-13,27; Еф 1:22-23; Кол 1:18); они воссозданы по образу Христа (Рим 8:29; 1Кор 15:49; 2Кор 3:18); они стали единым «новым человеком» (Еф 2:15; 4:24; Кол 3:9-10) и участниками нового творения (2Кор 5:17; Гал 6:15).

Старые барьеры, возникшие по вине Адама, разрушены Христом (Рим 5:1; 2Кор 5:19; Гал 3:27-28; Еф 2:14-16).

Для Павла функциональное сходство Адама и Христа как представителей означает, что Христос восстановил то, что Адам утратил.

см. тж. Ева; новая тварь; человек, ветхий и новый.