Ад
Ад (hell) Место наказания нераскаявшихся грешников.
Библейские термины
Справедливость вечного наказания Определение и описание. Ад — место, куда в конечном итоге попадут неверующие и которое описывается как огненная печь, вечный огонь, вечная мука (Мф 13:42,50; 25:41,46); внешняя тьма, место плача и мучений (Мф 8:12); огненное озеро, вторая смерть (Отк 21:8); место, куда попадут дьявол и его демоны (Мф 25:41). Очевидно, те, кто попадет в ад, будут навеки отделены от Господа и никогда не увидят славу Его могущества (2Фес 1:9). Те, кто будет поклоняться зверю, подвергнутся вечным мукам (Отк 14:10-11). Другие выражения, указывающие на окончательную участь грешников, звучат следующим образом: «сожжет огнем неугасимым» (Мф 3:12); «в огонь неугасимый... где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк 9:43,48); где грех «не простится... ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:32). Если правильно понимать Писание, то нигде нет и намека на возможное прекращение такой участи грешников в аду. Их погибель нескончаема; такая участь для них навечно. (Важно, что большая часть описаний ада исходит из уст Иисуса.) В итоге в Писании говорится, что ад — это место, где отсутствует добро и грешники страдают от последствий преступлений, которые у них на совести. Наиболее ужасный аспект пребывания в аду — это полное и заслуженное отчуждение от Бога и всего, что чисто, свято и прекрасно. Кроме того, грешники осознают, что находятся под действием Божьего гнева и заслуженного проклятия, потому что грехи их были совершены добровольно и сознательно. Хотя в Библии ад описывается в очень конкретных и натуралистических выражениях, по сути его не следует воспринимать как место, где будут в буквальном смысле черви и неугасимый огонь. Но это не должно заставить нас забыть об ужасе участи пребывания в аду, потому что ничто не может быть хуже отчуждения от Бога и мук грешной совести. Ад — это ад для тех, кто там находится, прежде всего потому, что они полностью отчуждены от Бога, а там, где существует отчуждение от Бога, существует отчуждение и от ближнего. Это худшее наказание, какому только может подвергнуться человек: он отсечен от Бога и враждует со всеми окружающими. Другое болезненное последствие такой участи — это несогласие с самим собой — человека разрывает на части сознание собственной вины и стыда. Это состояние полного противоречия: с Богом, с ближним и с самим собой. Вот что такое ад! Описания ада символичны или образны, но условия, которые они символизируют, гораздо хуже и реальнее, чем те символы, которыми они выражены. Библия постоянно говорит о наказании за грехи. Это учение рассыпано по всем каноническим книгам. Характерны такие места, как Быт 2:17; 3:17-19; 4:13; Лев 26:27-33; Пс 149:7; Ис 3:11; Иез 14:10; Ам 1:12-2:16; Зах 14:19; Мф 25:41,46; Лк 16:23-24; Рим 2:5-12; Гал 6:7-8; Евр 10:29-31; Отк 20:11-15. Библейские термины. Еврейское слово «шеол» в ВЗ прежде всего используется в значении «преисподняя, могила, ад, гроб» (Быт 37:35; Иов 7:9; 14:13; 17:13-16; Пс 6:6; 15:10; 54:16; Пр 9:18; Ек 9:10; Ис 14:11; 38:10-12,18). По-видимому, в ВЗ не проводилось четких различий между местом пребывания праведников и грешников после смерти. Все вместе они попадают в могилу, преисподнюю, мрачное место усталости, упадка, тьмы и забвения, и все в равной мере удалены от Бога (Иов 10:20-22; Пс 87:4-7), но Он имеет туда доступ (Иов 26:6; Пс 138:8; Ам 9:2). В этом месте царят тишина (Пс 93:17; 113:25) и покой (Иов 3:17). В других местах, однако, говорится, что в шеоле существует нечто вроде надежды, сознания и общения (Иов 14:13-15; 19:25-27; Пс 15:10; 48:16; Ис 14:9-10; Иез 32:21). В нескольких текстах говорится об угрозе Божьего суда после смерти (Пс 9:18; 54:16). В целом шеол внушал страх и предвещал недоброе (Вт 32:22; Ис 38:18). Только во времена постканонической иудейской литературы, которая появилась между периодами ВЗ и НЗ, начали проводить разграничение между судьбой праведников и грешников после смерти. Появилась идея об отделениях для праведников и грешников в шеоле. Тем не менее иудеи, как видно из ВЗ, верили в существование после смерти, правда, в виде тени и достаточно неопределенное. Греческое слово «гадес» в НЗ очень похоже по значению на шеол ВЗ. Фактически, его использовали при создании Септуагинты, греческого перевода ВЗ, для обозначения шеола. Это слово означает место пребывания мертвых вообще, состояние смерти, могилу или саму смерть. В некоторых стихах это слово не переводится, но просто дается его транслитерация «гадес». В НЗ не всегда понятно, что именно означает слово «гадес». Из использования слова немногое становится понятно об участи мертвых. Однако в ряде отрывков заметны некоторые изменения в сравнении с использованием слова «шеол» в ВЗ. В одном месте НЗ гадес явно описывается как место пребывания грешников и зла, место наказания, и его можно вполне перевести как «ад» (Лк 16:23). В остальных случаях гадес обозначает просто преисподнюю в широком смысле слова. В ряде новозаветных текстов используется греческое слово «геенна». Оно указывает на место, где горит вечный огонь и мучаются грешники, поэтому его также переводят как «геена огненная» или «огонь неугасимый» ( Мф 5:22,29-30; 10:28; 18:9; 23:15,33; Мк 9:43,45,47; Иак 3:6). Обычно оно упоминается в связи с последним судом и часто предполагает вечную кару. Геенна — это транслитерация с еврейского ВЗ названия «долины Енномовой» или «долины сына Енномова», оврага к югу от Иерусалима. Эта долина была центром идолопоклонства, где детей бросали в огонь, принося их в жертву языческому богу Молоху (2Пар 28:3; 33:6). Во времена Иосии она стала считаться нечистым местом, оскверненным костями мертвецов и мусором (4Цар 23:10-14); и там устроили свалку, куда вывозили мусор из Иерусалима. В этой долине постоянно горел огонь. Он стал символом неугасимого пламени ада, где будут мучиться грешники. Геенна стала символом суда, который постигнет непокорных и идолопоклонников (Иер 7:31-34; 32:35). Еще одно греческое слово, используемое для указания на ад или «преисподнюю», — «тартар» (2Пет 2:4), классическое слово для обозначения места вечного наказания. Апостол Петр использует его, говоря о падших ангелах, которых Бог бросил в ад: «связав... предал блюсти на суд для наказания». Как мы уже замечали выше, помимо этих терминов существуют также яркие и образные выражения, приводимые в начале этой статьи, в которых явно развивается учение об аде. Библейское учение об аде скорее основано на этих выразительных фразах, чем на неопределенных, но часто используемых терминах «шеол» и «гадес». Справедливость вечного наказания. Нам трудно понять справедливость наказания святого Бога, Который, с одной стороны, ненавидит зло, а с другой — любит грешников настолько, что пожертвовал Своего единственного Сына ради искупления их грехов. Божественный гнев — обязательная реакция святого Бога, ненавидящего все, что противоречит Его праведной природе. Если люди отвергают единственное средство избавления от греха и призывы любящего, ищущего Бога к примирению непокорных грешников, Бог может только оставить грешника и вверить его той судьбе, которую он сам выбрал. Таким образом, кара за грехи неизбежна, это обязательная реакция святого Бога на нечто морально противоположное святости, и она продолжается, пока продолжается требующее ее греховное состояние. Нигде в Писании не говорится, что грешники в аду способны на покаяние и веру. Если в этой жизни они не отвернулись от греха и не приняли Христа как Спасителя в тех благоприятных обстоятельствах, которые были им предоставлены на земле, было бы странно думать, что они смогут сделать это в жизни после смерти. Наказание не может закончиться, пока не перестанут существовать грех и смерть. Если грешник, убежденный в своей греховности, сопротивляется и отвергает Святого Духа, у него не остается больше возможности наследовать спасение. Он совершил непростительный грех (Мк 3:29; Отк 22:11), который заслуживает вечного осуждения. Невозможность веры и покаяния в аду очевидна также в контексте трагической реальности человеческого бессилия, которое обусловливается длительным и постоянным бунтом против Бога. Грех умножает сам себя, и характер человека непоправимым образом ожесточается. Бог просто обязан в ответ на бесконечные грехи подвергнуть грешника бесконечному наказанию. Возникает вопрос: как может любящий Бог осуждать людей на бесконечное пребывание в аду? Следует ответить, что не Бог выбрал такую судьбу для этих людей: они сами выбрали ее. Бог просто согласился с их выбором и позволил им испытать его последствия. Всегда следует помнить, что Бог — не только любящий; Он также справедливый и святой. Справедливость во вселенной должна существовать, и бунт против Бога влечет к греховным последствиям огромного масштаба. Те, кто сам выбрал для себя такую судьбу, попадают в ад навечно, причем существуют разные степени наказания, в зависимости от вины каждого. Только Бог способен определить эту степень, и Он воздаст каждому в точности по заслугам. В Писании говорится о такой градации будущих наказаний (Мф 11:20-24; Лк 12:47-48; Отк 20:12-13; Иез 16:48-61). В этих стихах явно говорится о разной степени наказания, в зависимости от привилегий, знаний и возможностей. Судя по всему вышесказанному, должно быть очевидно, что следует отказаться от множества противоречащих Библии суеверий, какими бы привлекательными они ни казались их сторонникам и какими бы популярными ни были. Сюда относятся ошибочные, но часто убедительно выглядящие учения, такие, как универсализм, аннигиляционизм и вторая возможность. Универсалисты утверждают, что в конечном итоге Бог спасет всех. Аннигиляционизм учит, что ад — место не сознательного страдания, но полного уничтожения. Сторонники второй возможности говорят, что у людей есть шанс освободиться из ада. Всегда следует помнить, что наше учение об аде должно быть основано на Библии, как бы трудно ни было воспринять это учение нашему разуму и чувствам. Писание не оставляет сомнений в ужасной судьбе грешников и вечности ада. Тот, кто отвергает это учение или пренебрегает им, подрывает успех деятельности церкви.см. тж. Авраам (лоно авраамово); гадес; геенна; гнев Божий место пребывания мертвых; промежуточное состояние; смерть; шеол, ад, сошествие Иисуса Христа.
см. Сошествие Иисуса Христа в ад.ГАДЕС КАК АД: ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОДА В KJV возникла путаница из-за перевода двух разных греческих слов, «гадес» и «геенна», одним словом «ад». Гадес всегда обозначает могилу или место пребывания мертвых. Геенна, слово, которое реже встречается в НЗ — это вечный огонь. Таким образом, ад, в соответствии с представлениями большинства людей, — это скорее геенна, а не гадес. К сожалению, это разграничение в KJV не проведено. В современных переводах пытаются разрешить эту проблему, но укоренившиеся заблуждения преобладают. В синодальном переводе «ад», за исключением 2Пет 2:4, соответствует греческому «гадес», обозначающему место пребывания умерших, а «геенна» используется там же, где и греческое «геенна», обозначающее место мучений.).
Подразделы статьи
Определение и описаниеБиблейские термины
Справедливость вечного наказания Определение и описание. Ад — место, куда в конечном итоге попадут неверующие и которое описывается как огненная печь, вечный огонь, вечная мука (Мф 13:42,50; 25:41,46); внешняя тьма, место плача и мучений (Мф 8:12); огненное озеро, вторая смерть (Отк 21:8); место, куда попадут дьявол и его демоны (Мф 25:41). Очевидно, те, кто попадет в ад, будут навеки отделены от Господа и никогда не увидят славу Его могущества (2Фес 1:9). Те, кто будет поклоняться зверю, подвергнутся вечным мукам (Отк 14:10-11). Другие выражения, указывающие на окончательную участь грешников, звучат следующим образом: «сожжет огнем неугасимым» (Мф 3:12); «в огонь неугасимый... где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк 9:43,48); где грех «не простится... ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:32). Если правильно понимать Писание, то нигде нет и намека на возможное прекращение такой участи грешников в аду. Их погибель нескончаема; такая участь для них навечно. (Важно, что большая часть описаний ада исходит из уст Иисуса.) В итоге в Писании говорится, что ад — это место, где отсутствует добро и грешники страдают от последствий преступлений, которые у них на совести. Наиболее ужасный аспект пребывания в аду — это полное и заслуженное отчуждение от Бога и всего, что чисто, свято и прекрасно. Кроме того, грешники осознают, что находятся под действием Божьего гнева и заслуженного проклятия, потому что грехи их были совершены добровольно и сознательно. Хотя в Библии ад описывается в очень конкретных и натуралистических выражениях, по сути его не следует воспринимать как место, где будут в буквальном смысле черви и неугасимый огонь. Но это не должно заставить нас забыть об ужасе участи пребывания в аду, потому что ничто не может быть хуже отчуждения от Бога и мук грешной совести. Ад — это ад для тех, кто там находится, прежде всего потому, что они полностью отчуждены от Бога, а там, где существует отчуждение от Бога, существует отчуждение и от ближнего. Это худшее наказание, какому только может подвергнуться человек: он отсечен от Бога и враждует со всеми окружающими. Другое болезненное последствие такой участи — это несогласие с самим собой — человека разрывает на части сознание собственной вины и стыда. Это состояние полного противоречия: с Богом, с ближним и с самим собой. Вот что такое ад! Описания ада символичны или образны, но условия, которые они символизируют, гораздо хуже и реальнее, чем те символы, которыми они выражены. Библия постоянно говорит о наказании за грехи. Это учение рассыпано по всем каноническим книгам. Характерны такие места, как Быт 2:17; 3:17-19; 4:13; Лев 26:27-33; Пс 149:7; Ис 3:11; Иез 14:10; Ам 1:12-2:16; Зах 14:19; Мф 25:41,46; Лк 16:23-24; Рим 2:5-12; Гал 6:7-8; Евр 10:29-31; Отк 20:11-15. Библейские термины. Еврейское слово «шеол» в ВЗ прежде всего используется в значении «преисподняя, могила, ад, гроб» (Быт 37:35; Иов 7:9; 14:13; 17:13-16; Пс 6:6; 15:10; 54:16; Пр 9:18; Ек 9:10; Ис 14:11; 38:10-12,18). По-видимому, в ВЗ не проводилось четких различий между местом пребывания праведников и грешников после смерти. Все вместе они попадают в могилу, преисподнюю, мрачное место усталости, упадка, тьмы и забвения, и все в равной мере удалены от Бога (Иов 10:20-22; Пс 87:4-7), но Он имеет туда доступ (Иов 26:6; Пс 138:8; Ам 9:2). В этом месте царят тишина (Пс 93:17; 113:25) и покой (Иов 3:17). В других местах, однако, говорится, что в шеоле существует нечто вроде надежды, сознания и общения (Иов 14:13-15; 19:25-27; Пс 15:10; 48:16; Ис 14:9-10; Иез 32:21). В нескольких текстах говорится об угрозе Божьего суда после смерти (Пс 9:18; 54:16). В целом шеол внушал страх и предвещал недоброе (Вт 32:22; Ис 38:18). Только во времена постканонической иудейской литературы, которая появилась между периодами ВЗ и НЗ, начали проводить разграничение между судьбой праведников и грешников после смерти. Появилась идея об отделениях для праведников и грешников в шеоле. Тем не менее иудеи, как видно из ВЗ, верили в существование после смерти, правда, в виде тени и достаточно неопределенное. Греческое слово «гадес» в НЗ очень похоже по значению на шеол ВЗ. Фактически, его использовали при создании Септуагинты, греческого перевода ВЗ, для обозначения шеола. Это слово означает место пребывания мертвых вообще, состояние смерти, могилу или саму смерть. В некоторых стихах это слово не переводится, но просто дается его транслитерация «гадес». В НЗ не всегда понятно, что именно означает слово «гадес». Из использования слова немногое становится понятно об участи мертвых. Однако в ряде отрывков заметны некоторые изменения в сравнении с использованием слова «шеол» в ВЗ. В одном месте НЗ гадес явно описывается как место пребывания грешников и зла, место наказания, и его можно вполне перевести как «ад» (Лк 16:23). В остальных случаях гадес обозначает просто преисподнюю в широком смысле слова. В ряде новозаветных текстов используется греческое слово «геенна». Оно указывает на место, где горит вечный огонь и мучаются грешники, поэтому его также переводят как «геена огненная» или «огонь неугасимый» ( Мф 5:22,29-30; 10:28; 18:9; 23:15,33; Мк 9:43,45,47; Иак 3:6). Обычно оно упоминается в связи с последним судом и часто предполагает вечную кару. Геенна — это транслитерация с еврейского ВЗ названия «долины Енномовой» или «долины сына Енномова», оврага к югу от Иерусалима. Эта долина была центром идолопоклонства, где детей бросали в огонь, принося их в жертву языческому богу Молоху (2Пар 28:3; 33:6). Во времена Иосии она стала считаться нечистым местом, оскверненным костями мертвецов и мусором (4Цар 23:10-14); и там устроили свалку, куда вывозили мусор из Иерусалима. В этой долине постоянно горел огонь. Он стал символом неугасимого пламени ада, где будут мучиться грешники. Геенна стала символом суда, который постигнет непокорных и идолопоклонников (Иер 7:31-34; 32:35). Еще одно греческое слово, используемое для указания на ад или «преисподнюю», — «тартар» (2Пет 2:4), классическое слово для обозначения места вечного наказания. Апостол Петр использует его, говоря о падших ангелах, которых Бог бросил в ад: «связав... предал блюсти на суд для наказания». Как мы уже замечали выше, помимо этих терминов существуют также яркие и образные выражения, приводимые в начале этой статьи, в которых явно развивается учение об аде. Библейское учение об аде скорее основано на этих выразительных фразах, чем на неопределенных, но часто используемых терминах «шеол» и «гадес». Справедливость вечного наказания. Нам трудно понять справедливость наказания святого Бога, Который, с одной стороны, ненавидит зло, а с другой — любит грешников настолько, что пожертвовал Своего единственного Сына ради искупления их грехов. Божественный гнев — обязательная реакция святого Бога, ненавидящего все, что противоречит Его праведной природе. Если люди отвергают единственное средство избавления от греха и призывы любящего, ищущего Бога к примирению непокорных грешников, Бог может только оставить грешника и вверить его той судьбе, которую он сам выбрал. Таким образом, кара за грехи неизбежна, это обязательная реакция святого Бога на нечто морально противоположное святости, и она продолжается, пока продолжается требующее ее греховное состояние. Нигде в Писании не говорится, что грешники в аду способны на покаяние и веру. Если в этой жизни они не отвернулись от греха и не приняли Христа как Спасителя в тех благоприятных обстоятельствах, которые были им предоставлены на земле, было бы странно думать, что они смогут сделать это в жизни после смерти. Наказание не может закончиться, пока не перестанут существовать грех и смерть. Если грешник, убежденный в своей греховности, сопротивляется и отвергает Святого Духа, у него не остается больше возможности наследовать спасение. Он совершил непростительный грех (Мк 3:29; Отк 22:11), который заслуживает вечного осуждения. Невозможность веры и покаяния в аду очевидна также в контексте трагической реальности человеческого бессилия, которое обусловливается длительным и постоянным бунтом против Бога. Грех умножает сам себя, и характер человека непоправимым образом ожесточается. Бог просто обязан в ответ на бесконечные грехи подвергнуть грешника бесконечному наказанию. Возникает вопрос: как может любящий Бог осуждать людей на бесконечное пребывание в аду? Следует ответить, что не Бог выбрал такую судьбу для этих людей: они сами выбрали ее. Бог просто согласился с их выбором и позволил им испытать его последствия. Всегда следует помнить, что Бог — не только любящий; Он также справедливый и святой. Справедливость во вселенной должна существовать, и бунт против Бога влечет к греховным последствиям огромного масштаба. Те, кто сам выбрал для себя такую судьбу, попадают в ад навечно, причем существуют разные степени наказания, в зависимости от вины каждого. Только Бог способен определить эту степень, и Он воздаст каждому в точности по заслугам. В Писании говорится о такой градации будущих наказаний (Мф 11:20-24; Лк 12:47-48; Отк 20:12-13; Иез 16:48-61). В этих стихах явно говорится о разной степени наказания, в зависимости от привилегий, знаний и возможностей. Судя по всему вышесказанному, должно быть очевидно, что следует отказаться от множества противоречащих Библии суеверий, какими бы привлекательными они ни казались их сторонникам и какими бы популярными ни были. Сюда относятся ошибочные, но часто убедительно выглядящие учения, такие, как универсализм, аннигиляционизм и вторая возможность. Универсалисты утверждают, что в конечном итоге Бог спасет всех. Аннигиляционизм учит, что ад — место не сознательного страдания, но полного уничтожения. Сторонники второй возможности говорят, что у людей есть шанс освободиться из ада. Всегда следует помнить, что наше учение об аде должно быть основано на Библии, как бы трудно ни было воспринять это учение нашему разуму и чувствам. Писание не оставляет сомнений в ужасной судьбе грешников и вечности ада. Тот, кто отвергает это учение или пренебрегает им, подрывает успех деятельности церкви.см. тж. Авраам (лоно авраамово); гадес; геенна; гнев Божий место пребывания мертвых; промежуточное состояние; смерть; шеол, ад, сошествие Иисуса Христа.
см. Сошествие Иисуса Христа в ад.ГАДЕС КАК АД: ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОДА В KJV возникла путаница из-за перевода двух разных греческих слов, «гадес» и «геенна», одним словом «ад». Гадес всегда обозначает могилу или место пребывания мертвых. Геенна, слово, которое реже встречается в НЗ — это вечный огонь. Таким образом, ад, в соответствии с представлениями большинства людей, — это скорее геенна, а не гадес. К сожалению, это разграничение в KJV не проведено. В современных переводах пытаются разрешить эту проблему, но укоренившиеся заблуждения преобладают. В синодальном переводе «ад», за исключением 2Пет 2:4, соответствует греческому «гадес», обозначающему место пребывания умерших, а «геенна» используется там же, где и греческое «геенна», обозначающее место мучений.).