Апокалиптика
Апокалиптика (apocalyptic) Термин, происходящий от греческого слова «откровение» и означающий образец мысли и литературную форму, связанные с будущим судом (эсхатологией). Литература, носящая название апокалиптической, представляет собой сочинения, которые являются или претендуют на то, что являются, божественным откровением, полученным их авторами. Обычно откровения имели форму видений. Они рассказывались в подробностях и сопровождались толкованиями. Вторая половина Книги Даниила (Дан 7-12) содержит подобные видения, так же как и Книга Откровение. Хотя видения откровения часто встречаются в пророческих книгах ВЗ (например, Ис 6; Ам 7-9; Зах 1-6), в апокалиптической литературе они играли особо важную роль, определяя саму литературную форму и строение подобных произведений. Иногда (как у Даниила) автор получал послание откровения во сне. В других случаях (как в Откровении) апокалиптик был восхищен в небесный мир, где видел и слышал вещи, которые потом передавал в мир людей (например: опыт Павла во 2Кор 12:1-4). Часто апокалиптик был неспособен понять значение видений, которые были ему посланы. В таких случаях значение видения объяснял «ангел-толкователь» (Дан 8:15-26; 9:20-27; 10:18-12:4; Отк 7:13-17; 17:7-18). Основные особенности эсхатологической мысли, которые мы обнаруживаем в Библии, заключаются в убеждении, что Бог в ближайшем будущем предпримет действия для спасения Своего народа и наказания тех, кто угнетает его. В пророческой эсхатологии, которая преобладает в ВЗ, предполагается, что Бог будет действовать в истории, чтобы возродить людей и природу, вернув им совершенство, которым они обладали до грехопадения человека. Апокалиптическая эсхатология, напротив, заключается в ожидании того, что Бог уничтожит старый несовершенный порядок перед тем, как восстановит рай. В Израиле апокалиптическая эсхатология явно процветала, когда страна находилась под иностранным владычеством. С самого начала VI века до Р.Х. начался упадок пророческой эсхатологии, в то время как популярность апокалиптической резко возрастала. Книга Даниила, написанная в VI веке до Р.Х., — один из наиболее ранних известных нам примеров апокалиптической литературы. Пророческая Книга Малахии, написанная в V веке до Р.Х., была последней пророческой книгой Израиля. Затем голос пророчества в Израиле умолкает вплоть до возникновения христианства. За исключением Книги Даниила, вся остальная сохранившаяся иудейская апокалиптическая литература была написана в период между III веком до Р.Х. и началом II века по Р.Х. В апокалиптической литературе резко подчеркивается антагонизм между Богом и сатаной. Все люди, народы и сверхъестественные существа (ангелы, демоны) рассматриваются как союзники Бога или сатаны. Хотя сатана всегда воспринимался как противник Бога и человечества (Быт 3:1-19; Иов 1:6-12; 2:1-8), его могущество было ограниченно, пока Израиль сохранял верность закону Божьему. В период долгого национального кошмара, когда Израиль был подчинен своим врагам, временная власть сатаны проявилась с особой силой. Хотя апокалиптические произведения касались судьбы конкретных народов, подчинявших себе Израиль в тот или иной период его истории, эти народы являлись служителями сатаны, чье выступление против Бога (и Божьего народа) неизбежно должно было привести их к погибели. В апокалиптической мысли господствовало убеждение, что, как бы ни было ужасно происходящее в текущий момент, в конечном итоге Бог и Его народ одержат победу над своими врагами. Апокалиптический детерминизм был не фаталистическим убеждением, что все происходящее необходимо и нечего об этом рассуждать; он скорее отражал надежду, что Бог в Своей всевышней власти приведет Свой народ к конечной победе над всеми временными и духовными врагами. Во многих апокалипсисах содержатся предсказания о будущем историческом опыте Израиля (или христианской церкви), кульминацией которого будет окончательная и решающая победа Бога и Его народа. Например, во сне Навуходоносора, истолкованном Даниилом, ряд иностранных империй описывался как разные части гигантского тела, сделанные из разных материалов; статую эту разрушало Царство Божье, символом которого был камень, оторвавшийся от горы без содействия рук (Дан 2:31-45). Основная разница между апокалиптической и пророческой эсхатологией заключается в том, что апокалиптики практически всегда предвидели космическую катастрофу, предшествующую окончательной и решающей победе Бога. В некоторых апокалипсисах, таких как Книга Даниила, выражалась надежда на то, что Бог решительно вмешается в течение истории, подчинит Себе зло и учредит Царство Божье. В других, таких как Откровение Иоанна, говорится, что Бог сначала уничтожит старый мир, а потом сотворит другой, совершенно новый (Отк 21:1;
см. также 2Пет 3:10). В общем виде апокалиптические настроения подразумевали, что, прежде чем все будет хорошо, сначала ситуация заметно ухудшится. Во время золотого века независимости Израиля (с X по VII века до Р.Х.) идее будущей катастрофы по понятным причинам не уделяли большого внимания. Но после разрушения Иерусалима в 586 г. до Р.Х. апокалиптики стали считать, что проблемы иудеев могут быть решены только посредством решающего и окончательного вмешательства Бога в дела людей и народов. Распространенным апокалиптическим понятием, основанным на дуализме и пессимизме, было представление о двух «веках». «Век сей» — настоящий период зла, характеризуется правлением сатаны и его наместников, тогда как «век грядущий» принесет с собой благословения Царства Божьего. Ряд эсхатологических событий ознаменует собой завершение старого века и начало нового. Говоря «боге века сего» (2Кор 4:4), Павел на самом деле имеет в виду, что этим веком правит сатана. Другая особенность апокалиптической литературы заключается в том, что в ней часто выражалось страстное желание, чтобы Бог сократил текущий век зла и ускорил пришествие Царства. Даниил спрашивает: «Когда будет конец этих чудных происшествий?» (Дан 12:6), а Иоанн восклицает: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Отк 22:20). Жажда скорого вмешательства Бога и Его победы вселяла в Божий народ надежду в тяжелых обстоятельствах и побуждала их вести такой образ жизни, чтобы быть достойными грядущего царства (2Пет 3:11-13; Отк 21:5-8). Книга Даниила — единственный апокалипсис в каноническом ВЗ, а Книга Откровение — в каноническом НЗ. Однако сохранилось также много неканонических иудейских и христианских апокалипсисов. Иудейские апокалипсисы написаны между концом III века до Р.Х. и началом II века по Р.Х.; сохранившиеся христианские апокалипсисы — в период со II по IV век по Р.Х. Кроме того, множество апокалиптических литературных образцов и структур можно обнаружить и вне литературы, формально относящейся к категории апокалиптической. Например, речь Иисуса на горе Елеонской (Мк 13; Мф 24; Лк 21) исследователи Библии часто называют «малым апокалипсисом». Вообще для того, чтобы литературное произведение могло считаться «апокалипсисом», в нем должно присутствовать большинство из перечисленных здесь особенностей. За исключением Даниила и Откровения, большинство из сохранившихся апокалипсисов подписаны псевдонимами, то есть ненастоящими именами авторов. Эта особенность настолько характерна, что апокалиптическая литература обычно называется «псевдоэпиграфической» («лжеписаниями»). Составной апокалипсис (1 Еноха) принадлежит перу нескольких неизвестных авторов; он писался со II века до Р.Х., вероятно, до I века по Р.Х., якобы от имени Еноха, одного из первых потомков Адама (Быт 5:21-24). Другие иудейские апокрифы приписывались таким значительным персонажам ВЗ, как Адам и Ева, Моисей, Исаия, Варух, Соломон и Ездра. Так как все эти произведения были написаны после завершения ветхозаветного канона, вероятно, их авторы считали, что для благоприятной реакции им необходимо отождествить себя с кем-то из важных персонажей ВЗ. Раннехристианские апокалипсисы написаны от имени таких выдающихся христиан, как Петр, Павел и Фома.см. тж. апокрифы, где подробно обсуждается каждая из вышеперечисленных книг.
см. также 2Пет 3:10). В общем виде апокалиптические настроения подразумевали, что, прежде чем все будет хорошо, сначала ситуация заметно ухудшится. Во время золотого века независимости Израиля (с X по VII века до Р.Х.) идее будущей катастрофы по понятным причинам не уделяли большого внимания. Но после разрушения Иерусалима в 586 г. до Р.Х. апокалиптики стали считать, что проблемы иудеев могут быть решены только посредством решающего и окончательного вмешательства Бога в дела людей и народов. Распространенным апокалиптическим понятием, основанным на дуализме и пессимизме, было представление о двух «веках». «Век сей» — настоящий период зла, характеризуется правлением сатаны и его наместников, тогда как «век грядущий» принесет с собой благословения Царства Божьего. Ряд эсхатологических событий ознаменует собой завершение старого века и начало нового. Говоря «боге века сего» (2Кор 4:4), Павел на самом деле имеет в виду, что этим веком правит сатана. Другая особенность апокалиптической литературы заключается в том, что в ней часто выражалось страстное желание, чтобы Бог сократил текущий век зла и ускорил пришествие Царства. Даниил спрашивает: «Когда будет конец этих чудных происшествий?» (Дан 12:6), а Иоанн восклицает: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Отк 22:20). Жажда скорого вмешательства Бога и Его победы вселяла в Божий народ надежду в тяжелых обстоятельствах и побуждала их вести такой образ жизни, чтобы быть достойными грядущего царства (2Пет 3:11-13; Отк 21:5-8). Книга Даниила — единственный апокалипсис в каноническом ВЗ, а Книга Откровение — в каноническом НЗ. Однако сохранилось также много неканонических иудейских и христианских апокалипсисов. Иудейские апокалипсисы написаны между концом III века до Р.Х. и началом II века по Р.Х.; сохранившиеся христианские апокалипсисы — в период со II по IV век по Р.Х. Кроме того, множество апокалиптических литературных образцов и структур можно обнаружить и вне литературы, формально относящейся к категории апокалиптической. Например, речь Иисуса на горе Елеонской (Мк 13; Мф 24; Лк 21) исследователи Библии часто называют «малым апокалипсисом». Вообще для того, чтобы литературное произведение могло считаться «апокалипсисом», в нем должно присутствовать большинство из перечисленных здесь особенностей. За исключением Даниила и Откровения, большинство из сохранившихся апокалипсисов подписаны псевдонимами, то есть ненастоящими именами авторов. Эта особенность настолько характерна, что апокалиптическая литература обычно называется «псевдоэпиграфической» («лжеписаниями»). Составной апокалипсис (1 Еноха) принадлежит перу нескольких неизвестных авторов; он писался со II века до Р.Х., вероятно, до I века по Р.Х., якобы от имени Еноха, одного из первых потомков Адама (Быт 5:21-24). Другие иудейские апокрифы приписывались таким значительным персонажам ВЗ, как Адам и Ева, Моисей, Исаия, Варух, Соломон и Ездра. Так как все эти произведения были написаны после завершения ветхозаветного канона, вероятно, их авторы считали, что для благоприятной реакции им необходимо отождествить себя с кем-то из важных персонажей ВЗ. Раннехристианские апокалипсисы написаны от имени таких выдающихся христиан, как Петр, Павел и Фома.см. тж. апокрифы, где подробно обсуждается каждая из вышеперечисленных книг.