Апостол, Апостольство
Апостол, Апостольство (Apostle; apostleship) Официальный титул группы руководителей новозаветной церкви. Апостольство — более емкий термин, указывающий на функции человека, облеченного этим титулом. Ученые много спорят о происхождении, функциях и истории апостолов НЗ; никакого согласия между разными церковными традициями не существует. Некоторый свет на наше понимание этого термина можно пролить посредством изучения возможного лингвистического и концептуального контекстов. Греческое слово «апостол» вне НЗ не имеет того же значения, что в НЗ. Оно происходит от глагола «посылать» и используется в морской терминологии в значении «корабль» или «группа судов», «морская экспедиция» или «руководитель» таковой. Оно используется всегда в безличном и сугубо пассивном значении, не указывая ни на какую инициативу или авторитет, речь идет только о факте отправки. В более поздних папирусах слово используется со значением «счет», «список товаров» или даже «паспорт», опять же по отношению к морскому словарю. В НЗ это слово обозначает человека, посланного Иисусом для провозглашения Благой Вести. Иисус выбрал 12 человек из большой группы Своих последователей (Мф 10:1-4; Мк 3:13-19; Лк 6:12-16). Эти люди поддерживали с Ним особо тесные отношения, получали наставления лично и были свидетелями чудес Иисуса и Его столкновений с иудейскими властями. Однажды Иисус послал этих людей проповедовать покаяние, изгонять бесов и исцелять больных, то есть совершать служение, подобное Его собственному (Мф 10:1-15; Мк 6:7-13,30; Лк 9:1-6). Такие же отношения выражены во фразе: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк 10:16;
см. также Мф 10:40). Ясно, что 12 апостолов должны были не просто распространять учение Иисуса, но и быть Его личными представителями. После воскресения Иисус велит апостолам (Мф 28; Лк 24; Ин 20-21) провозглашать деяния Бога во Христе ради всего человечества.. Только те, кто был с Иисусом с самого начала служения и до воскресения, имели право на апостольское свидетельство (Деян 1:21-22). Павел получил на это право, так как видел воскресшего Христа (1Кор 15:4-10). Из посланий Павла видны две особенности использования слова «апостол». Иногда речь идет о людях, облеченных властью над поместными собраниями, которым доверено право передачи особых даров другим членам христианского сообщества (2Кор 8:23; Флп 2:25). Более важны те отрывки, где слово «апостол» приобретает более специфический характер, сопровождаясь определением «Иисуса Христа» (1Кор 1:1; 2Кор 1:1; 11:13; Гал 1:1; Еф 1:1; Кол 1:1; 1Фес 2:7). «Посланник» — это «посланник Иисуса Христа» (Рим 16:7; 1Кор 9:1,5; 12:28; Гал 1:17-19). В подобных местах Павел защищает свое право на этот титул, утверждая между строк, что придерживается того же представления об апостольстве, что Иисус. Он связывает это притязание с конкретным событием прошлого, когда ему явился воскресший Господь (1Кор 9:1; Гал 1:12,16). Это явление он ставит в один ряд с явлениями воскресения (1Кор 15:3-8). Павел воспринимает то, что случилось с ним по дороге в Дамаск (см. Деян 9:1-19; 22:6-16; 26:12-18; Гал 1:17), как пожизненное поручение проповедовать Воскресшего (1Кор 1:17; 2:1-2) главным образом среди язычников (Деян 9:15; 22:15; 26:17,23; Гал 1:15-16). Через его служение проповедника продолжается служение Христа по созиданию нового Божьего народа (1Кор 9:1-2; Гал 2:8).см. тж. деяния святых апостолов; Павел.
см. также Мф 10:40). Ясно, что 12 апостолов должны были не просто распространять учение Иисуса, но и быть Его личными представителями. После воскресения Иисус велит апостолам (Мф 28; Лк 24; Ин 20-21) провозглашать деяния Бога во Христе ради всего человечества.. Только те, кто был с Иисусом с самого начала служения и до воскресения, имели право на апостольское свидетельство (Деян 1:21-22). Павел получил на это право, так как видел воскресшего Христа (1Кор 15:4-10). Из посланий Павла видны две особенности использования слова «апостол». Иногда речь идет о людях, облеченных властью над поместными собраниями, которым доверено право передачи особых даров другим членам христианского сообщества (2Кор 8:23; Флп 2:25). Более важны те отрывки, где слово «апостол» приобретает более специфический характер, сопровождаясь определением «Иисуса Христа» (1Кор 1:1; 2Кор 1:1; 11:13; Гал 1:1; Еф 1:1; Кол 1:1; 1Фес 2:7). «Посланник» — это «посланник Иисуса Христа» (Рим 16:7; 1Кор 9:1,5; 12:28; Гал 1:17-19). В подобных местах Павел защищает свое право на этот титул, утверждая между строк, что придерживается того же представления об апостольстве, что Иисус. Он связывает это притязание с конкретным событием прошлого, когда ему явился воскресший Господь (1Кор 9:1; Гал 1:12,16). Это явление он ставит в один ряд с явлениями воскресения (1Кор 15:3-8). Павел воспринимает то, что случилось с ним по дороге в Дамаск (см. Деян 9:1-19; 22:6-16; 26:12-18; Гал 1:17), как пожизненное поручение проповедовать Воскресшего (1Кор 1:17; 2:1-2) главным образом среди язычников (Деян 9:15; 22:15; 26:17,23; Гал 1:15-16). Через его служение проповедника продолжается служение Христа по созиданию нового Божьего народа (1Кор 9:1-2; Гал 2:8).см. тж. деяния святых апостолов; Павел.