Археология и Библия

Археология и Библия (archaeology and the Bible) Археология — это наука, которая ищет и исследует то, что осталось от древних времен человечества. Библейская археология занимается раскопками на Ближнем Востоке. Некоторые из остатков человеческой деятельности залегают в разных слоях насыпей; другие представляют собой руины или обветшавшие памятники былому величию. Многие находки представляют собой надписи на разных древних языках, некоторые из них еще предстоит изучить и правильно понять. Другие находки — остатки от повседневной жизни; черепки глиняных сосудов, обуглившиеся деревяшки, безделушки, игрушки, украшения, обрывки тканей, ржавое оружие, иногда — лишь отпечатки изделий ткачества. Все это необходимо тщательно изучать в свете уже имеющихся сведений о том периоде истории, к которому принадлежат обнаруженные предметы. Многие выдающиеся археологические открытия были сделаны совершенно случайно. В Рас-Шамре, Сирия, плуг земледельца зацепился о гробницу, что привело к обнаружению древнего города Угарита. Бедуин, искавший пропавшую овцу, нашел в кумранских пещерах хранившиеся там свитки Мертвого моря. В 1887 г. египтянка, собиравшая сгнившую солому для использования в качестве удобрения, нашла архив Эль-Амарны. В 1945 г. египтяне, охотившиеся на птиц в пещерах возле Наг-Хаммади, обнаружили важные гностические рукописи на коптском языке. Однако подобные случайные находки не могут заменить систематического поиска. Современные археологи тщательно изучают места, где потенциально могут быть сделаны открытия. Их фотографируют с воздуха и подвергают проверке на наличие под землей металлов и других необычных вещей с помощью сложного электронного оборудования. Обнаруженные предметы датируют в зависимости от слоя, в котором они находились, и другими методами, включая радиоуглеродный анализ. Задача ученых — составить точную хронологическую картину по отношению к находкам и самой местности. Археологи и исследователи Ближнего Востока рассматривают эти свидетельства о жизни в древности как фактические, объективные данные. Хотя, очевидно, здесь возможны разные мнения и догадки, обнаруженные предметы являются молчаливыми, но объективными свидетелями о людях и событиях прошлого. Однако эти находки следует воспринимать здраво и не манипулировать ими для объяснения необоснованных толкований истории, культуры или религии. Археологи, изучающие Ближний Восток, могут помочь нам понять Писание, предоставляя объективные данные о его контексте. Например, если находка, содержащая пиктографическое или другое письмо может быть датирована примерно 3000 г. до Р.Х., это значит, что в то время уже существовала письменность. Теперь, когда мы знаем, что письменность существовала уже давно, мы можем заключить, что авторы раннего ветхозаветного материала могли записывать книги, которые им приписываются. Больше нет необходимости утверждать, что Моисей не мог написать Пятикнижие (первые пять книг Библии), потому что в те дни письменности якобы не существовало. Фактически, археологические раскопки показали, что Моисей мог писать — и, скорее всего, писал — египетскими иероглифами, вавилонской клинописью и на нескольких ханаанских диалектах (одним из которых является еврейский Библии).

Любая теория о составлении Пятикнижия, в которой не учитывается эта фактическая информация, явно неверна в самой своей основе.

Подразделы статьи

Археология и повседневная жизнь
Археология и религия
Археология и военное дело
Археология и литература
Археология и язык Археология и повседневная жизнь. В результате раскопок во многих местах Ближнего Востока были обнаружены жилища древних людей. Жилища периода неолита (конец Каменного века) представляли собой простые «шалаши», сплетенные из прутьев, хотя во внутренней отделке иногда присутствовали художественные детали. Элегантные дома зажиточных людей в Уре во времена Аврама можно считать привлекательными даже с современной точки зрения. О великолепии древних дворцов Кносса, Персеполиса, Мари и Кантира можно судить даже по их руинам. Сейчас нам известно, что ткачество является одним из наиболее древних ремесел; два типа узлов, которые используются сегодня при изготовлении восточных ковров, возникли в Месопотамии в далеком прошлом. Не менее древним является изготовление керамических изделий, с глазурью и без, простых и с росписью. Археологические раскопки помогли нам понять некоторые из загадочных общественных обычаев, упоминаемых в Писании. То, что Аврам родил ребенка от служанки Агари, соответствовало обычаям Нузи и вовсе не считалось аморальным. Усыновление Аврамом Елиезера (Быт 15:2-4) объясняется текстами из Нузи, где говорится, что бездетные семьи могут усыновлять детей, которые, при условии выполнения определенных обязанностей перед родителями, наследуют семейное состояние. Такие дети обладали наследным правом первородных сыновей, но их права должны были измениться, если у родителей вдруг рождались после этого родные дети. Тексты из Нузи, Угарита и Алалаха показывают, что глава семьи мог изменить естественный порядок и дать права первородства любому из сыновей на свое усмотрение (см. Быт 48:13-22; 49:3-4).

Таблички из Нузи свидетельствуют, что члены семьи могли продавать такие права друг другу, что объясняет сделку между Исавом и Иаковом (Быт 25:31-34).

Разнообразные источники свидетельствуют о занятиях людей в библейские времена. На табличке Бени Хасана (1900 до Р.Х.) изображены семиты, везущие товары в Египет. На одном из животных навьючены переносные кузнечные мехи, из чего следует, что путешественники могли быть кузнецами. О других ремеслах и занятиях мы узнаем из памятников и рисунков. Это охота, рыбная ловля, изготовление кирпичей, разнообразные сельскохозяйственные работы, горшечное дело и другое. Подобные источники дают нам ценную информацию о том, как одевались древние люди. Мужчины, изображенные на табличке Бени Хасана, бородаты и одеты в короткие юбки и сандалии. Женщины носили длинные разноцветные платья, которые скреплялись на плече застежкой. Они носили туфли и укладывали свои длинные волосы с помощью лент. На другом египетском изображении, созданном примерно через 500 лет, мы видим семитов, несущих дары фараону, и обнаруживаем, что стиль одежды за это время практически не изменился. Эти изображения были сделаны не в Палестине; Израильтянам было запрещено изображать людей или Бога. Наиболее распространенные следы повседневной жизни — это обломки глиняных сосудов, которые до сих пор находят в больших количествах в местах поселений. Эти глиняные черепки (таблички) часто использовали для написания коротких посланий, — например, обнаружен ряд важных писем, относящихся ко времени пророка Иеремии. «Лахисские письма» на самом деле представляют собой военные донесения, написанные в 587 г. до Р.Х. и посланные с военного поста к северу от Лахиса некоему военачальнику, защищавшему сам Лахис. Столетия спустя, в новозаветные времена, глиняные черепки по-прежнему были распространенным писчим материалом, потому что сохранились дольше, чем египетский папирус, и были удобнее, чем восковые дощечки. В Египте были обнаружены прямоугольные деревянные дощечки с держателями для тростниковых палочек и небольшими емкостями для красных или черных чернил. В поселении в Кумране нашли остатки чернил, которые использовались для написания свитков Мертвого моря. В древности и дети, и взрослые играли в одни и те же игры. В могиле Бени Хасана (ок. 2000 до Р.Х.) найдено изображение египетских девочек с косичками, которые удерживают в воздухе по нескольку мячей одновременно. На рельефе в фиванском храме Рамзее III играет в шашки с наложницей. Египетские дети позднего периода играли в камешки, что представляет собой древний вариант трик-трака. В Мегиддо была найдена игральная доска из слоновой кости, с отверстиями, скорее всего предназначенными для колышков (ок. 1200 до Р.Х.).

Среди детских игрушек, обнаруженных на Ближнем Востоке, есть свистки, кожаные мячи, модели колесниц и животные на колесиках, что показывает: вкусы с того времени не очень изменились. Взрослые занимались спортом: борьбой, стрельбой из лука и бегом — что отражено в изображениях египетских гробниц. Бальзамирование Иакова и Иосифа (Быт 50:2-3,26) представляет собой обычай, долгое время существовавший в Египте и вполне соответствующий контексту повествования. Сарра, Авраам и другие похоронили Иакова в пещере Махпела; хотя это место широкоизвестно, раскопки на нем вести нельзя, потому что арабы почитают его как священное место упокоения своего предка Авраама. Надпись, связанная с древнееврейскими погребальными обычаями, была найдена в Русском музее на Елеонской горе в 1931 г. В какой-то момент она была снята с могильной плиты. Надпись гласит: «Здесь покоятся кости Озии, царя Иудейского — не открывать». Надпись сделана во времена Христа, и это значит, что гробница была найдена во время раскопок в Иерусалиме и останки были перенесены на другое место. Археологи обнаружили, что подобия каменной двери, закрывавшей вход в гробницу Христа, было принято использовать примерно с 100 г. до Р.Х. по 100 г. по Р.Х., и это соответствует сведениям евангелий. Археология и религия. Археологические раскопки рассказали нам многое о природе библейской религии и поклонения. Задолго до того, как Аврам покинул Ур по велению единственного истинного Бога, языческие народы Месопотамии поклонялись личным богам, которых рассматривали как небесных божеств или «богов неба». Вот почему ничего невозможного и невероятного в отношениях еврейских патриархов с Богом, Которому они служили и поклонялись, не было. О поклонении языческим божествам в переносных святилищах можно судить по рельефу Рамзеса II, где посреди египетского лагеря возвышается шатер Бога. Кроме того, финикийские документы VII века до Р.Х. упоминают передвижное святилище, которое тянули волы. Так что скиния, с которой Израильтяне путешествовали в пустыне, хорошо вписывается в этот исторический контекст и вполне может относиться именно к этой эпохе, а не иметь сравнительно позднее происхождение, как утверждали некоторые. Археологические находки показывают также, что еще до исхода было принято петь в момент религиозного поклонения. Палестинцы многие века славились своими музыкальными способностями. Таблички из Рас-Шамры (Угарит) содержат множество религиозных поэтических произведений, некоторые из них содержат выражения, похожие на отдельные фразы иудейских псалмов. Храм Соломона строили финикийцы (хананеи) по плану (3Цар 6), похожему на план часовни VIII века до Р.Х., найденной в Тель-Тайнат, Сирия. Считается, что в Стене Плача в Иерусалиме есть камни, которые относятся к эпохе Неемии, но пока в городе не было обнаружено никаких признаков фундамента храма Соломона. Однако были найдены отдельные камни от храма Ирода, разрушенного в 70 г. по Р.Х., которые дают нам интересную фактическую информацию о возникновении современных колонн и несущих структур. Хотя предположительно во времена Христа на территории Палестины было много синагог, уцелело немного важных фрагментов. Археология и военное дело. Работа археологов в значительной степени помогла понять, как в древности было организовано военное дело, о котором много говорится в Библии. Народы древнего Ближнего Востока воспринимали войну как конфликт между богами сражающихся народов. Поэтому военная служба считалась священным призванием, и быть воином было почетно. Как Господь Саваоф (Господь воинств), Бог был военачальником еврейской армии; Он мог наложить «запрет» на город, то есть приказать, чтобы город был полностью разрушен (см. Нав 6:17,24).

Война велась по простым и понятным правилам. Враг, угрожающий городу, обычно призывал его жителей сдаться. Если они сдавались, враг щадил их жизни, хотя их имущество могло быть разграблено. Если же осажденные не сдавались, они знали, что в случае взятия города будут убиты. Для ведения войны использовали прямые атаки, лазутчиков, засады и вооруженные набеги. Иногда исход сражения решала борьба представителей враждующих армий (1Цар 17:38-54).

Древнее вооружение изображено на многих рельефах и памятниках, также найдено много его остатков. Чудесный золотой шлем из Ура — прекрасный пример шумерских доспехов. Менее крупные хеттские шлемы изображены на стене одной из гробниц в Карнаке. Металлические шлемы (1Цар 17:38) сначала носили только вожди Израильской армии, но к селевкидскому периоду уже у всех воинов были бронзовые шлемы (1Мак 6:35).

Шлемы римских легионеров обычно были кожаными или бронзовыми. Евреи использовали два типа щитов: большой, заключавший все тело и используемый пехотой; и другой, поменьше, которым пользовались лучники (2Пар 14:8).

Эти щиты обычно делали из дерева и кожи, иногда — из бронзы. Кольчуга (Иер 46:4) использовалась на Ближнем Востоке по меньшей мере с XV века до Р.Х., что показывают находки, сделанные в Алалахе и Угарите. Мечи и копья, обязательная часть иудейского вооружения, могли иметь разную форму и размеры, что видно из памятников и барельефов. Мечи, подобные обнаруженным в Гераре, ковались в печи; в Лахисе и Мегиддо найдены кинжалы бронзового века. Составной азиатский лук, сделанный из дерева, рога и тетивы, скрепленных железными связками, был наследником семитского оружия, изображенного на табличке Бени Хасана. Имена, написанные на наконечниках стрел, датируемых примерно 1300-900 г. до Р.Х., показывают, что существовали корпорации лучников (см. Ис 21:17).

В НЗ очень мало сказано о вооружении того времени. Археология и литература. Многим жанрам библейской литературы соответствуют жанры произведений, обнаруженных на Ближнем Востоке. При раскопках в Рас-Шамре были найдены таблички со стихами и прозой, грамматические и художественные формы которых перекликаются с теми, что используются в иудейских псалмах. Сейчас неверно было бы предполагать, что своды законов, которые содержатся в Пятикнижии, могли быть написаны только позже времен Моисея, потому что во фрагментах шумерских законов, относящихся примерно к XIX веку до Р.Х., прослеживаются те же самые тенденции. Свод законов вавилонского правителя Хаммурапи (XVIII век до Р.Х.), основанный на более раннем шумерском законодательстве, состоит почти из 300 разделов. Свод Хаммурапи представлял собой попытку стабилизировать общество посредством введения законов и правопорядка. Интересен его стиль; он начинается с поэтического пролога и завершается прозаическим эпилогом. Такое трехчастное строение встречается также в Книге Иова (проза — поэзия — проза), а также в некоторых более современных произведениях. Форма завета в Исх 20:1-17 и ее более полное выражение в Книге Второзаконие были изучены в свете литературного строения хеттских вассальных договоров II тысячелетия до Р.Х. из царского архива в Богазкёе. Эти договоры составлены по определенному образцу, элементы которого присутствуют полностью или частично в законодательных отрывках ВЗ (Исх 20:1-17; Лев 18:1-30: Вт 1:1-31:30; Иер 31:31-37).

В Книге Бытие 11 раз употребляется шаблон, встречающийся в месопотамских табличках: «всех же дней... было». Это выражение и соответствующий ему материал соответствуют выходным сведениям (нечто вроде информации об издательстве, которое мы можем видеть на последних страницах современных книг) месопотамских табличек, которые найдены неповрежденными. Генеалогический материал Книги Бытие также соответствует глиняным табличкам из Нузи. Сжатый стиль начала исторического повествования Бытия напоминает шумерские исторические труды. Еврейская литература премудрости, такая как Притчи, напоминает египетское «Поучение Аменемопа», содержание Пр 22:17-24:22 особенно похоже на египетский материал. Ученые еще не решили, присутствует ли здесь заимствование или же оба текста основаны на третьем, более раннем. Эпистолярный жанр (письма) был также характерен для Древнего мира (2Цар 11; 3Цар 21; 4Цар 5:10,20; Езд 4:6-7; Неем 2:7).

Многие собрания египетских папирусов, такие как документы Зенона, представляли собой послания. У греков форма послания восходит к Платону. Его «Седьмое послание» (ок. 354 до Р.Х.) особо интересно, так как там он пытается опровергнуть свойственное современникам неверное представление о его учении и личном поведении. Некоторые из посланий апостола Павла (Коринфянам, Галатам, Филиппийцам, Фессалоникийцам) также соответствуют общей традиции. Послание Павла к Филимону похоже на личные письма, найденные в египетских папирусах. Археология и язык. Исследования, связанные с многими древними ближневосточными языками, также помогли в изучении ВЗ. Сейчас известно, что шумерские и аккадские выражения встречаются не только в Книге Бытие, но и по всему Писанию. Так, в Быт 1:1 слова «небо и земля» — это аналог шумерского выражения (an-ki), означающего вселенную и представляющего собой пару антонимов (слов, противоположных по значению), означающих в данном сочетании всю совокупность вещей. В Отк 22:13 подобный литературный прием используется для выражения одного и того же понятия тремя разными способами. Угаритский и эблаитский, западно-семитские диалекты, родственны еврейскому и весьма похожи на него. Изучение древних угаритских выражений помогло правильно перевести некоторые неясности еврейского поэтического языка, в котором, как сейчас выяснено, отразилась древнеханаанская фразеология. Арамейский, еще один северо-западный семитский язык, был разговорным в третьем тысячелетии до Р.Х. Он представлен в ВЗ прежде всего в Ездре и Данииле. Они написаны на имперском арамейском, как и Элефантинские папирусы V — IV веков до Р.Х. Сейчас, благодаря изучению документов на арамейском, известно, что неверно было бы относить писания Ездры и Даниила к более позднему периоду.

НЗ был написан на койне, то есть разговорном греческом языке, на котором говорили на Ближнем Востоке и в Римской империи. Разговорный греческий НЗ отличается от других греческих диалектов тем, что содержит семитские выражения, которые часто трудно распознать и правильно перевести, если не знать их этимологии. Из всего вышесказанного ясно, что археологические находки позволяют расширить наши знания о Древнем мире. Даже обладая такими ограниченными данными, мы можем рассматривать людей, описанных в Писании, как живых и реальных личностей. Они жили в тяжелые и беспокойные времена, но часто их уровень культуры был несравним с современным. Мы видим этих людей такими, какими они были, — не как мифических или легендарных персонажей, но как подлинных детей своего времени, сталкивавшихся с жизненными проблемами и периодически взывавших к Богу, всемогущему и святому, Который направлял судьбы народов и осуществлял Свои замыслы в истории. Археология показала, что евреев нельзя изучать отдельно от других народов Ближнего Востока, но надо рассматривать как часть сложного культурного комплекса, в который входили такие разные народы, как шумеры и греки. Исследование библейских событий и жизни людей в те времена должно вестись совершенно объективно, на основании веских свидетельств. Иногда бывает трудно увязать между собой общепринятые толкования археологических данных и свидетельства Писания. Но таких противоречий немного, их число по мере поступления новой информации все сокращается. В принципе археолог не заинтересован в доказательстве «истинности» Писания, и очевидно, что с помощью раскопок невозможно подтвердить или опровергнуть факт богодухновенности. Но вполне можно утверждать, что археология может многое сказать об иудейской истории и прояснить многие термины и традиции, отраженные в ВЗ и НЗ, которые в противном случае оставались бы непонятными. Таким образом, археология позволяет нам увидеть подлинный контекст пророчеств, кульминацией которых было пришествие Иисуса Христа.