Бытие, Книга

Бытие, Книга (Genesis, Book of) Первая книга Библии.

Подразделы статьи

Название
Автор
Дата
Цель написания
Строение
Содержание

Название. Латинское название книги Бытие представляет собой транслитерацию греческого слова genesis, которое значит «происхождение» или «начало». Это название было дано книге в греческом переводе еврейского Писания, известном как Септуагинта. Оно отражает содержание книги и соответствует ее еврейскому названию, по первым словам — bere’shith, то есть «в начале». Автор. Проблема авторства Книги Бытие тесно связана с проблемой авторства всего Пятикнижия, первых пяти книг Библии, которые по-еврейски называются Тора. В Библии говорится, что автором этих пяти книг был Моисей. Несколько раз Господь приказывал Моисею записать некоторые вещи: «в книгу» (Исх 17:14), «напиши себе слова сии» (Исх 34:27).

В Пятикнижии сказано, что «написал Моисей все слова Господни» (Исх 24:4); он записал также маршрут блужданий в пустыне (Чис 33:2). «Написал Моисей закон» (Вт 31:9). (Неизвестно, имеются ли в виду все пять книг, но, скорее всего, это большая часть Второзакония.) В Исх 24:7 сказано, что Моисей читал книгу завета, которую, возможно, он только что написал. О Моисее как авторе Пятикнижия говорится и в других книгах ВЗ. Давид упоминает «закон Моисеев» (3Цар 2:3).

Во времена Иосии в храме была обнаружена «книга закона Господня, данная рукою Моисея» (2Пар 34:14).

Ездра день за днем читал «из книги закона Божия» (Неем 8:18).

В НЗ Иисус говорит «книге Моисея» (Мк 12:26; Лк 20:37), а также упоминает заповеди Моисея (Мф 8:4; 19:8; Мк 7:10; Лк 16:31; 24:44).

Иудеи цитировали Тору как исходящую от Моисея, и Иисус не возражал им. О Книге Бытие в частности можно сказать, что Моисей имел возможность и способности написать ее. Он мог написать ее в Египте или же во время ссылки к кенеям. Как признанный вождь Израильтян, он имел доступ к записям, привезенным Иаковом из Ханаана, а может, даже был их хранителем. Он «научен был... всей мудрости Египетской» (Деян 7:22) и, вероятно, мог писать на нескольких языках и несколькими видами письма (иероглифами, клинописью, по-древнееврейски).

Хотя Моисей прекрасно подходит на роль автора книги, следует отметить, что это было не просто человеческое сочинение, но книга, вдохновленная Богом (2Пет 1:21).

Мы можем с уверенностью заключить, что человеком, написавшим Книгу Бытие, был Моисей. Либералы считают, что Книга Бытие представляет собой отредактированный сборник. Первым это мнение высказал французский врач Жан Астрюк, полагавший, что использование разных имен Бога свидетельствует о сочетании разных документов или нескольких источников. Немецкие критики развивали теорию о том, что Книга Бытие — это сборник из нескольких документов. Так была сформирована гипотеза Граффа — Вельхаузена — Куэнена, или Документарная, которую называют также теорией JEDP. Согласно этой точке зрения, было четыре основных документа:

(1) J, в котором используется имя Бога YHWH (Иегова или Яхве), относящийся к IX веку до Р.Х. и написанный в Иудее;

(2) Е, в котором используется имя Элохим, VIII века до Р.Х., из Северного Царства;

(3) D — Второзаконие, предположительно созданное во времена Иосии, ок. 621 г. до Р.Х.; и

(4) Р — материалы, связанные со священством и обрядами, V века до Р.Х. или более поздние. Некоторые фрагменты Книги Бытие относят даже к эллинистическому периоду. Согласно этой теории, документы объединялись редакторами в одну книгу постепенно, так что существовали варианты JE; JED и так далее. Археологи опровергли многие слишком радикальные утверждения критиков, а труды У. Ф. Олбрайта и его последователей в значительной степени восстановили веру в историчность Книги Бытие. В последние несколько десятилетий повествования о патриархах и Иосифе снова подверглись критике, но это крайности, и мнения таких ученых, как Олбрайт, Р. Д. Уилсон, У. X. Грин, по-прежнему в силе. Дата. Дата написания книги — также предмет споров. Даже среди тех, кто согласен с авторством Моисея, нет единого мнения по поводу времени, когда он жил. Если основываться на библейских данных, то Моисей мог жить в XV веке до Р.Х. (см. Суд 11:26; 3Цар 6:1), но многие ученые склонны считать, что это было в XIII веке до Р.Х. Как мы уже говорили выше, Книгу Бытие можно датировать промежутком с IX по V век до Р.Х., считая, что окончательная редакция появилась в V веке или даже позже. Цель написания. В Бытии прослеживается происхождение вселенной, земли, растений, животных и человечества. Здесь говорится о том, как появились человеческие институты, профессии и ремесла. Описывается происхождение греха и смерти, говорится о том, как сатана воздействует на жизнь человека. В Книге Бытие рассказывается также начало истории искупления, объявляется о пришествии Искупителя (Быт 3:15).

Здесь перечисляются прародители Мессии и описывается зарождение еврейского народа, давшего миру Библию и Спасителя. В Бытии также представлена выборочная история народов и событий, рассматриваемая с точки зрения замысла Бога. Строение. Книга делится на 11 частей разного объема, каждая из которых начинается словами: «Вот родословие (происхождение)» (Быт 2:4; 5:1; 6:9; 10:1; 11:10,27; 25:12,19; 36:1; 37:2).

Только трижды эта фраза совпадает с первым стихом главы. Обычно эти выражения использовались как заголовок или подзаголовок, связывающий последующий материал с предыдущим. Ключевые места Книги Бытие. Бог сотворил вселенную и землю. Потом Он сотворил мужчину и женщину и поселил их в прекрасном саду. К сожалению, Адам и Ева не послушались Бога и были изгнаны из сада (Быт 3:23). (Границы современных государств обозначены серой линией, а названия написаны объемным шрифтом.)

Содержание.

Сотворение (Быт 1:1-2:25).

Об этих двух главах ученые и богословы ведут споры долгие годы, пытаясь проследить происхождение вселенной и жизни. Большую часть сведений невозможно проверить научными методами, потому что эксперимент в данном случае не повторить. В Быт 1:1 точно и величественно описывается происхождение вселенной:«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1:1).

Он сотворил все ex nihilo («из ничего» {«из невидимого»}) силой Своего слова (Евр 11:3); Он просто повелел, и все сделалось (Быт 1:3,6,9, 11, 14, 20; Пс 32:6,9).

Дата сотворения неизвестна. Сторонники униформизма, или единообразной космогонии, протекания природных процессов по единому, поныне сохраняющемуся образцу (см. 2Пет 3:3-7), полагают, что вселенная была сотворена миллиарды лет тому назад. Но некоторые креационисты считают, что миру всего несколько тысяч лет. Для того чтобы согласовать библейское повествование с геологическими эпохами и существованием вымерших животных, некоторые толкователи предполагают, что между Быт 1:1 и Быт 1:2 был некий перерыв, а в Быт 1:2-2:3 описывается новое или второе сотворение. Но это натяжка. Только с натяжкой можно принять и мнение, что каждый день представляет собой геологическую эпоху. В тексте можно провести параллели между первыми тремя и вторыми тремя днями. В первый день был сотворен свет; в четвертый — светила. Во второй день была создана твердь, разделяющая воды; в пятый — птицы и водные существа. На третий день Бог создал сушу и растения; на шестой — наземных животных и человека. Он сотворил человека по Своему образу и подобию (Быт 1:26), «не много... умалил его пред Ангелами» (Пс 8:6) и дал ему власть над землей. Бог сотворил все живые существа «по роду их», то есть каждый вид был уникален. Совершенство творения видно из того, что «увидел Бог, что это хорошо» (Быт 1:4,10,12,18,21; «хорошо весьма», Быт 1:31).

На седьмой день Бог прекратил творить, поэтому и для человека седьмой день должен быть днем отдыха (Быт 2:1-3).

Критики считают, что Быт 2:4-25 противоречит Быт 1:1-2:3. По мнению консерваторов, вторая глава рассказывает о том же самом с другой точки зрения. В Быт. 1 сотворение представлено по порядку; в Быт. 2 показывается, что человек занимал центральное место в Божьем творении. В Быт. 2 подробно описывается сотворение мужчины «из праха земного» (Быт 2:7) и женщины из ребра мужчины (Быт 2:21-22).

Она была сотворена, чтобы быть мужчине «помощником, соответственным ему» (Быт 2:18-20).

Они были сотворены взрослыми и зрелыми, способными говорить и наделенными интеллектом. У Адама было достаточно воображения и достаточный словарный запас, чтобы дать имена всем видам животных (Быт 2:19).

В книге описывается местоположение Едемского сада (Быт 2:10-14).

Две из четырех рек, Тигр и Евфрат, нам известны. человек жил в прекрасном саду в состоянии невинного блаженства. История человечества от Едема до вавилонской башни (Быт 3:1-11:26).

Ъ ГРЕХОПАДЕНИЕ. Утрата Едема и нарушение общения с Богом — печальнейшая глава истории человечества. Змей, дьявол, стал искушать Еву в своем привычном стиле: внушая ей сомнения в слове Божьем (Быт 3:1), отрицая реальность смерти (Быт 3:4) и предлагая равенство с Богом (Быт 3:5).

Он подчинил себе ее волю, обманув обещанием, что плод сделает ее такой же мудрой, как Бог (Быт 3:5;
см. 1Ин 2:16).

Ева была обманута, но когда она дала плод Адаму, тот охотно взял его, зная, что делает (Быт 3:6;
см. 1Тим 2:14).

Позже он попытался обвинить Бога в том, что Тот дал ему жену, которая дала ему плод (Быт 3:12).

Общение с Богом было нарушено (Быт 3:8), однако Бог пришел искать Адама и нашел его. Грех повлек за собой наказание, и Господь провозгласил праведный суд над змеем, женщиной и мужчиной. Земля тоже была порабощена тлением и теперь стенает в ожидании возрождения (Рим 8:21-22).

Бог дал человеку надежду на пришествие Искупителя (Быт 3:15), который подчинит себе змея. Адам и Ева вынуждены были покинуть Едем, куда теперь доступ им был закрыт. Нетерпение человечества видно из того, что Ева считала своего сына Каина обещанным Избавителем. Но Каин неправильно относился к Богу и так завидовал своему младшему брату, что убил его. Когда Бог стал спрашивать Каина о его преступлении, тот почувствовал только жалость к себе, отправился на восток от Едема и построил там город (Быт 4:1-16).

Быт. 4 завершается еще одним контрастом: Ламех призывал к мести, в то время как другие стали призывать имя Господне.

ПОТОМКИ АДАМА. В этой родословной (Быт 5:1-32) описывается человечество до времен Ноева потопа. Продолжительность жизни патриархов может показаться нам удивительной, но следует помнить, что окружающая среда в то время еще не была загрязнена и последствия греха еще не проявились в полной мере. Повторяющиеся слова «и он умер» напоминают нам о смертности человека. Еноху, однако, была уготована лучшая судьба: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт 5:24).

ПОТОП. Когда население земли увеличилось, люди стали больше грешить (Быт 6:1-5).

Общее осуждение человечества в Быт 6:5 показывает, что мир созрел для суда. Ной, однако, «обрел благодать пред очами Господа» (Быт 6:8-9), потому что был праведником и ходил путями Божьими. Господь планировал уничтожить человечество, но решил спасти Ноя и его семью. Решив послать на землю потоп, Бог велел Ною построить ковчег. Ною было велено взять на борт ковчега животных, по два каждого вида, самца и самку, для сохранения всех видов. Когда все было готово, начался потоп: «Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились» (Быт 7:11).

Дождь шел 40 дней и 40 ночей. Вода покрыла даже самые высокие вершины, и все живое вне ковчега погибло. «И вспомнил Бог о Ное» и послал ветер, чтобы осушить воды (Быт 8:1).

Наконец ковчег остановился на горе Арарат (Быт 8:4).

Ной принес Господу жертву, и Господь обещал, что никогда больше не будет уничтожать землю потопом. Потоп — еще одно Божье деяние, о котором ведутся споры. Многие утверждают, что потоп был местным явлением, которое произошло только в Месопотамии. Археологи указывают, что при раскопках в равнинных городах Месопотамии были найдены следы наводнений, кроме того, многие легенды и предания этой области рассказывают о наводнениях, что связывалось с рассказом Книги Бытие. В эпосе о Гильгамеше повествуется о герое, который отправился на поиски Утнапиштима, как называют Ноя клинописные таблички, чтобы обрести вечную жизнь. История потопа, рассказанная Утнапиштимом, во многом похожа на историю Книги Бытие, но есть и отличия, которые показывают, что библейская история истинна. и в Книге Бытие, и в ссылках на нее в НЗ (например, 2Пет 3:6) говорится, что потоп был не местным явлением Междуречья Тигра и Евфрата, но беспрецедентной всемирной катастрофой. Геологи-христиане утверждают, что потоп имел далеко идущие последствия для всего земного шара. Почти повсеместно существуют истории о потопе, что подтверждает мнение, будто вода покрыла всю поверхность земли. После потопа Бог благословил Ноя и его сыновей, Хама, Сима и Иафета. Бог заключил с Ноем завет, обещав, что больше не будет уничтожать землю с помощью потопа. Знаком этого завета стала радуга. Ной был первым земледельцем, он также сажал виноградники (Быт 9:20).

Ной выпил вина и лежал на земле обнаженный. Хам увидел его и рассказал об этом братьям, которые из скромности прикрыли его. Хам и его сын Ханаан были прокляты; Сим и Иафет получили благословение.

ИСТОРИЯ НАРОДОВ. «Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети» (Быт 10:1).

В этой главе перечисляются потомки Ноя от трех его сыновей, в следующем порядке: Иафет (Быт 10:2-5), Хам (Быт 10:6-20) и Сим (Быт 10:21-31).

По именам их потомков стали называться и многие народы мира.

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ. Строительство вавилонской башни (Вавилон в переводе означает «врата к Богу») свидетельствует о греховности человека и его желании обрести независимость от Бога. человек, стремящийся освободиться от влияния Бога, следует примеру Люцифера; на этом стремлении основаны многие культы. Бог помешал строителям вавилонской башни, смешав их языки, поэтому их замысел не был осуществлен (Быт 11:1-9).

Мы не знаем точно, где строилась эта башня. Некоторые считают, что это было в городе Бирс Нимруд, недалеко от руин Вавилона. В Быт 11:10-25 прослеживается потомство Сима до Фарры, отца Аврама. История Авраама (Быт 11:27-25:10) и и саака (Быт 21:1-28:5).

Аврам был родом из Ура Халдейского, процветавшего города. В этом городе был впечатлявший своими размерами зиккурат (башняхрам), много храмов, складов и дворцов. Аврам и Сара, его сводная сестра и жена, отправились с его отцом в Харран в Сирии, который, как и Ур, был центром поклонения богу луны Сину (или Аннару).

ПРИЗВАНИЕ АВРАМА. Бог призвал Аврама оставить своих родственников и идти в землю, которую укажет ему Господь (Быт 12:1;
см. Деян 7:2-3).

Аврам подчинился. В возрасте 75 лет он, вместе с Сарой и своим племянником Лотом, покинул Харран и отправился в Сихем, где ему явился Господь и обещал дать эту землю его потомкам. Из-за голода Аврам был вынужден пойти в Египет (Быт 12:10-20).

Так как Сара была красива, он боялся, что кто-нибудь убьет его и заберет ее, поэтому он выдал ее за свою сестру. Фараон взял ее в свой гарем. Когда Господь наказал за это фараона, ложь Аврама раскрылась и Сару вернули ему.

АВРАМ и ЛОТ. Аврам и Лот вернулись в Ханаан, где возник спор между пастухами Аврама и Лота. Аврам предложил разделиться и дал Лоту право выбора территории. Лот выбрал хорошо орошаемую долину реки Иордан и города в этой долине, Содом и Гоморру (Быт 13).

ВТОРЖЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ ЦАРЕЙ С ВОСТОКА. Трудно с точностью установить, что это были за четыре царя, которые пришли с востока, из Трансиордании, по «Царской дороге». Они взяли пять равнинных городов и захватили много добычи и пленных, в том числе Лота. Аврам с 318 слугами, родившимися у него в доме, отправился спасать племянника. Неожиданно напав на царей, Аврам выручил Лота и отобрал добычу. По возвращении он встретился с Мелхиседеком, царем Иерусалима, которому уплатил дань (Быт 14).

ЗАВЕТ. Господь обещал Авраму сына-наследника. Состоялась волнующая ночная церемония, в ходе которой Бог заключил с Аврамом завет и обещал ему землю от реки Египетской (Вади-Эль-Ариш) до Евфрата (Быт 15).

Так как Сара была бесплодна, она дала Авраму в жены свою служанку-египтянку, Агарь. Агарь родила Измаила, прародителя арабских народов. Когда женщины стали ссориться, Сара отослала Агарь, на что имела право по ближневосточным законам (как видно из табличек Нузи).

Бог смилостивился над Агарью и обещал ей, что у нее будет великое потомство (Быт 16).

Бог повторил Свое обещание Авраму, связанное с его потомством, и изменил имена Аврама («возвышенный отец») и Сары на Авраам («отец многих») и Сарра («княгиня», «госпожа», «владычица»).

Знаком завета должно было стать обрезание (Быт 17).

Египтяне делали обрезание на протяжении уже нескольких сотен лет.

УНИЧТОЖЕНИЕ РАВНИННЫХ ГОРОДОВ. Господь и два ангела явились к Аврааму и объявили о рождении в течение года обещанного наследника. Кроме того, Бог сообщил о Своем намерении уничтожить Содом и Гоморру, по поводу чего Авраам заключил с Богом соглашение (Быт 18:22-33).

Лот и его родственники были спасены из Содома, после чего Господь разрушил города с помощью серы и огня (Быт 19:24-25).

Две дочери Лота, желая сохранить чистоту рода, напоили своего отца и вступили с ним в кровосмесительную связь. В результате произошли народы Моава и Аммона, которые в будущем станут врагами Израиля. В Быт 20:1-18 Авраам снова выдал Сарру за свою сестру, в итоге у него возникли проблемы с Авимелехом, царем Герарским.

ИСААК. Когда родился Исаак, между Саррой и Агарью опять начались раздоры (Быт 21:1-3).

Агарь снова прогнали, и снова Господь помог ей. Между Авраамом и Авимелехом возникла ссора по поводу колодца, но они заключили завет мира в Вирсавии (Быт 21:25-34).

Бог испытал веру Авраама, попросив его принести в жертву Исаака на горе Мориа, — вероятно, именно здесь было гумно, которое позже Давид купил у Орны Иевусеянина (2Цар 24:16-25), и это то самое место, где будет построен храм. Когда Авраам уже занес свой нож, Бог позвал его и показал барашка, запутавшегося в кустах. Исаак был освобожден, а животное принесено в жертву вместо него. Сарра умерла в Хевроне, и Авраам купил для погребения пещеру Махпела у Ефрона из Хета (Быт 23), — типичная сделка для Ближнего Востока. Чтобы найти Исааку жену, Авраам послал своего слугу Елиезера обратно в Харран, и Господь указал Елиезеру на Ревекку (Быт 24).

В Быт. 25 рассказывается о женитьбе Авраама на Хеттуре, которая родила ему несколько детей. Авраам умер в возрасте 175 лет и был похоронен в пещере Махпела своими сыновьями Исааком и Измаилом. История Иакова и Исава (Быт 25:19-37:1).

Ревекка родила близнецов, Исава и Иакова. Когда они выросли, Исав продал свое право первородства Иакову за красное кушанье — чечевичную похлебку (Быт 25:27-34).

Когда в земле начался голод, Исаак отправился в Герар, как делал его отец (Быт 20), и, как и отец, солгал, выдав свою жену за сестру (Быт 26:1-11).

У него возникли проблемы с филистимлянами из-за колодцев, но Исаак был мирным человеком и предпочел вырыть новые колодцы, а не ссориться из-за старых (Быт 26:17-33).

Когда Исаак был уже стар й плохо видел, Ревекка убедила Иакова обмануть отца, чтобы тот дал ему благословение как старшему сыну, по праву принадлежавшее Исаву. Согласно древним документам, найденным в Нузи, устное благословение имело юридическую силу и считалось необратимым. Боясь, что Исав убьет Иакова, Ревекка послала Иакова в Харран, чтобы он нашел себе жену из ее народа. В Вефиле Бог явился Иакову во сне о лестнице, ведущей на небеса; Бог снова повторил Иакову обещание, которое уже давал Аврааму и Исааку (Быт 28:10-22).

Иаков достиг Харрана, нашел своего дядю Лавана и работал на него (Быт 29).

Он должен был отработать семь лет за дочь Лавана Рахиль, чтобы взять ее в жены. Но Лаван заменил Рахиль Лией, так что Иакову прошлось проработать еще семь лет. Господь послал Иакову процветание, но у него постоянно возникали конфликты с Лаваном. Г осподь послал Иакова обратно в Ханаан (Быт 31:3), так что он тайно покинул Харран, взяв с собой своих жен, детей и все имущество. Лаван преследовал его, потому что пропали его домашние «боги» (согласно обычаю Нузи, обладавший этими «богами» становился его наследником).

Рахиль взяла их, но спрятала от отца, так что Лаван вернулся в Харран ни с чем. Когда они проходили мимо Едома, Иаков, боясь встречи с Исавом, послал брату дары и разделил своих людей и скот на два лагеря для безопасности. Во время этого путешествия Иакову пришлось бороться с ангелом Господним, после чего он получил новое имя — Израиль (Быт 32).

Встреча с Исавом прошла в дружеской атмосфере, и Иаков отправился с Сихем (Быт 33), где его сыновья убили местных мужчин, потому что те обесчестили их сестру Дину (Быт 34).

Бог велел Иакову идти в Вефиль и построить там жертвенник Господа. Все идолы других богов были закопаны (Быт 35:1-4).

В Вефиле Бог повторил Свое обещание по поводу потомства и земли (Быт 35:9-15).

Рахиль умерла на пути в Вифлеем, рожая Вениамина, двенадцатого и последнего сына Иакова. Исаак умер в Хевроне в возрасте 180 лет, Исав и Иаков похоронили его в пещере Махпела. В Быт. 36 описывается «родословие» Исава (Быт 36:1).

Здесь Исав назван также Едомом («красный»,
см. Быт 25:30).

История Иосифа (Быт 37:2-50:26).

Иосиф был любимым сыном Иакова, поэтому другие братья завидовали ему. Кроме того, Иосифу снились сны о его превосходстве над ними. Ненависть к Иосифу достигла высшей точки, когда отец подарил ему красивую одежду. Братья хотели убить Иосифа, но потом решили продать его торговцам, которые отвезли его в Египет и продали Потифару, начальнику телохранителей фараона (Быт 37:36; 39:1).

В Быт. 38 рассказывается об историческом примере левиратного брака. Иуде не удалось выдать свою овдовевшую невестку за третьего сына. Тогда она завлекла его обманом и родила от него близнецов, вынудив признать свою ошибку. Старший из этих близнецов, Фарес, упоминается в родословной Иисуса (Лк 3:33).

Господь благословил Иосифа, который вскоре стал домоправителем у Потифара (Быт 39).

На молодого человека обратила внимание жена Потифара, которая несколько раз пыталась обольстить его, а потом обвинила в попытке изнасилования. Иосиф был брошен в темницу, где смог истолковать сны двух слуг фараона (Быт 40).

Когда самому фараону приснился сон, который его маги и мудрецы не смогли истолковать, позвали Иосифа из темницы. Иосиф рассказал фараону, что сон предвещает семь лет изобилия, после которых будет семь лет голода. Иосифа сделали визирем, то есть первым министром, подчинявшимся только фараону, и он стал управлять страной (Быт 41:37-44).

Когда в Палестине начался голод, Иаков послал своих сыновей в Египет за зерном. Иосиф узнал братьев, но не открыл им своего имени. Иосиф подверг их испытанию, обвинив в шпионаже (Быт 42:9), взял одного брата (Симеона) в заложники (Быт 42:19) и потребовал от них вернуться в Египет, взяв с собой младшего брата (Быт 42:20; 43:3).

Голод в Ханаане был таким свирепым (Быт 43:1), что Иаков наконец позволил Вениамину отправиться в Египет вместе с братьями. Братья снова предстали перед Иосифом, который подложил серебряный кубок в мешок с зерном Вениамина и обвинил его в воровстве (Быт 44).

Наконец Иосиф открыл братьям, кто он (Быт 45:4-15), после чего все обрадовались. Иосиф рассказал им, что это Бог направил его в Египет (Быт 45:7-8), чтобы сохранить жизнь всей семье. Тогда послали за Иаковом (Быт 46:1), и Иосиф встретился с ним в земле Гесем (Быт 46:28-29).

Израильтянам была выделена земля в Гесеме, где они жили благополучно (Быт 47:27).

Когда Иаков смертельно заболел, Иосиф привел двух своих сыновей, Манассию и Ефрема, к отцу за благословением. Иаков сначала благословил второго сына, Ефрема (Быт 48:13-20).

Иаков благословил каждого из своих собственных сыновей, после чего умер в возрасте по меньшей мере 130 лет. Иосиф приготовил тело Иакова к погребению согласно египетским обычаям (Быт 50:2-3).

После погребения отца в пещере Махпела в Хевроне, братья Иосифа стали бояться его мести, но Иосиф объявил: «Вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Быт 50:20).

Иосиф умер в возрасте 110 лет, попросив пророчески, чтобы Израильтяне, уходя из Египта, взяли с собой его кости (Быт 50:25;
см. Исх 13:19; Нав 24:32).

см. тж. Авраам; Адам, имя; грехопадение; человек ; Ева ; Завет; Иаков; Малая азия; Сиф; Исаак; народы; Ной; патриархальный период; потоп, сотворением.