Варнава
Варнава «сын утешения» (Barnabas) Имя, данное апостолами одному из первых обращенных в христианство в Иерусалиме. Ранее носивший имя Иосиф, Варнава заслужил свое новое имя благодаря своим замечательным проповедям. Мы узнаем о жизни Варнавы только из Книги Деяний и посланий Павла. Апокрифическое Послание Варнавы почти несомненно сочинено в середине II века, то есть не принадлежит руке апостола. Апокрифические Деяния Варнавы написаны в V веке и не содержат достоверной информации о личности Варнавы. Тертуллиан приписывал ему Послание к евреям, но есть доводы, свидетельствующие против этого. Варнава родился на Кипре и был иудеем из диаспоры. Он происходил из рода священников, поэтому испытывал интерес к Иерусалиму. Вероятно, он переехал жить в Святой Город. Возможно, в Иерусалиме он даже познакомился с Иисусом, но обратиться в христианство его побудили проповеди апостолов вскоре после воскресения Христа. Варнава появляется в Книге Деяний как собственник по имени Иосиф (KJV и синод. «Иосия»), продавший поле и пожертвовавший деньги христианской общине (Деян 4:36-37). Когда в Иерусалиме начались гонения на христиан-эллинистов, Варнава остался в городе, несмотря на то что другие верующие такого происхождения бежали (Деян 8:1-8; 11:19-22). Его хорошая репутация в Иерусалиме, возможно, побудила апостолов выбрать его сопровождающим Павла в миссионерских путешествиях. Так как многие христиане стягивались в Антиохию Сирийскую, Иерусалимская церковь отправила Варнаву туда, помочь в организационной работе (Деян 11:19-26). Автор Книги Деяний говорит о Варнаве: «Он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры» (Деян 11:24). Варнава попросил Павла, уже христианина, помочь ему в Антиохии, и они работали в церкви вдвоем на протяжении года, за который обучили большое количество христиан (Деян 11:26). Когда в Иерусалиме начался голод, Варнава и Павел объявили сбор средств. Когда они возвращались в Антиохию, с ними был Иоанн Марк (Деян 12:25). Варнава вместе с Павлом отправился проповедовать за границами Антиохии (Деян 13:2-3). То, что имя Варнавы ставится перед именем Савла (Павла), может означать, что в то время он был главным. Они побывали на Кипре и в нескольких крупнейших центрах Малой Азии. В Листре местные жители приняли Варнаву за Бога Зевса, а Павла — за Гермеса (Деян 14:8-12). На Иерусалимском соборе Варнава и Павел рассказали о своем служении язычникам (Деян 15). После этого собора они планировали еще одну миссию, но серьезные разногласия заставили их расстаться (Деян 15:36-41). Варнава хотел взять с собой своего племянника Иоанна Марка (Кол 4:10), но Павел был против этого, потому что Марк покинул их во время предыдущей миссии (Деян 13:13). Варнава отправился на Кипр с Иоанном Марком, а Павел — в Сирию и Киликию с Силой. После этого раскола основное внимание дееписатель уделяет Павлу, а не Варнаве.см. тж. апокрифы (послание Варнавы).