Вечеря Господня
Вечеря Господня (lords supper, The) Ужин, который Иисус разделил со Своими учениками незадолго до ареста, суда и смерти; церемония разделения хлеба и вина среди христиан (1Кор 11:20), преломление хлеба (Деян 2:42,46; 20:7), святое причастие (на основании 1Кор 10:16), евхаристия (греческое слово со значением «благодарение»,
см. Мк 14:23), месса. Апостол Павел говорит об указаниях, принятых «от Самого Господа», учредившего вечерю «в ту ночь, в которую предан был». Как и Лука, Павел передает повеление Господа Его ученикам: «Сие творите... в Мое воспоминание» (1Кор 11:24-25). Согласно Деян. 2, ранние христиане с самого начала существования церкви регулярно собирались для «преломления хлеба».
Время учреждения
Слова и деяния, связанные с учреждением
Практика ранней церкви
Учение Павла Рассказы об учреждении. Об учреждении вечери Господней рассказывается в Мф 26:26-30; Мк 14:22-26 и Лк 22:14-20. В Евангелии от Иоанна (Ин 13) сказано, что Иисус провел последний вечер со Своими учениками и омывал им ноги, но об учреждении Им причастия не упоминается. Многие усматривают отражение вечери Господней в учении Ин. 6, когда Он чудесным образом накормил 5000 человек и называл Себя «хлебом жизни», но это не бесспорно. В 1Кор 11:23-26 приводится мнение Павла об этом обычае, которым он делится с коринфскими христианами. В Лк 22:17-18 говорится, что Иисус передал чашу ученикам со словами: «Примите ее и разделите между собою», после чего взял хлеб и дал им его. В большинстве ранних рукописей говорится также о второй чаше, после преломления хлеба. В этом отличие Луки от остальных евангелистов и объяснений Павла, но количество чаш вина, а также порядок передачи вина и хлеба по сути не имеют значения для определения сути данного обряда. Время учреждения. Во всех рассказах — трех евангелиях и 1 Коринфянам — о вечери Господней, в память о которой была учреждена евхаристия, говорится как об имевшей место за несколько часов до ареста Иисуса. Все четыре евангелия рассказывают, в данном контексте, об обращении Иисуса к ученикам, предательстве Иуды и о том, как Иисус сказал Петру, что тот отречется от своего Учителя. Матфей (Мф 26:17-20), Марк (Мк 14:12-17) и Лука (Лк 22:7-14) ясно сообщают, что вечерю Господню приготовили ученики в качестве пасхального ужина. Иоанн говорит, что все происходило «перед праздником Пасхи», а позже утверждает, что во время суда Пилата над Иисусом иудейские вожди «не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (Ин 13:1; 18:28). Было выдвинуто много предположений насчет этого разночтения между Иоанном и авторами остальных евангелий, вроде того, что разные группы иудеев праздновали пасху в разное время и ужин Иисуса с учениками был не пасхальным ужином в строгом смысле слова, а просто праздничным в пасхальный период; или что Иисус сознательно предпочел отпраздновать пасху раньше срока. В Лк 22:15 написано: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания». Но, как бы ни объяснялись разногласия между евангелистами и когда бы ни происходил ужин, вечеря Господня явно имела пасхальное значение. Так, существует явное сходство между празднованием пасхи как ветхозаветного праздника и вечери Господней — как новозаветного. Пасха — это воспоминание об искуплении народа и освобождении его из Египта руками Бога, связанное с жертвоприношением пасхального агнца. Вечеря Господня — это воспоминание об искупительном деянии Бога через жертву Христа. Апостол Павел соединяет одно с другим: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор 5:7). Слова и деяния, связанные с учреждением. Из-за связи вечери Господней с пасхой для понимания значения вечери Господней следует знать ветхозаветный контекст. Не менее важен контекст ВЗ и для понимания значения слов и поведения Иисуса во время ужина. Сие есть Тело Мое». Поведение Иисуса при преломлении хлеба описывается одинаково у Матфея (Мф 26:26), Марка (Мк 14:22), Луки (Лк 22:19) и в 1 Коринфянам (1Кор 11:23-24). Иисус взял хлеб, поблагодарил Бога (слово «благословить» в библейском контексте имеет именно это значение) и разломил его. Примечательно, что эти же три действия описываются в рассказах о том, как были накормлены 5000 и 4000 (Мк 6:41; 8:6). Согласно всем четырем рассказам о вечере Господней, Иисус произнес: «Сие есть Тело Мое». Представители Католической, Православной и разных протестантских церквей по-разному понимают точное значение этих слов. Ясно, что хлеб здесь символизировал жертву Иисуса, отдавшего Себя, Свое тело на распятие, чтобы мы имели жизнь. В 1Кор 11:24 говорится: «Сие есть Тело Мое за вас», а в некоторых рукописях — «за вас ломимое» {так и в синод.}. «Сие творите в Мое воспоминание. Это конкретное указание приводится только в Лк 22:19 и 1Кор 11:24. Иногда утверждают, что отсутствие данных слов в остальных рассказах показывает, будто бы Господь наш во время вечери Господней не намеревался превратить ее в повторяющееся христианское таинство. Но все евангелия были написаны, когда преломление хлеба уже многие годы было повсеместной христианской практикой. Возможно, Матфей и Марк посчитали необязательным описывать словами это намерение Иисуса. Они считали, что это само собой разумеется. Следует также сказать, что эти слова истолковывались по-разному в разных христианских традициях. Многие протестанты считают, что во время святого причастия мы должны с благодарностью вспоминать, что Христос возлюбил нас и отдал за нас жизнь. В Римскокатолической церкви слово «воспоминание» было воспринято как мемориальное событие, представление жертвы Христа перед Отцом. «Сие творите» было понято как «предлагайте это», и даже христианские авторы II века называли евхаристию «жертвоприношением». Протестанты обычно считали подобные рассуждения опасными: такая практика может затмить и даже перечеркнуть библейское утверждение, что Христос отдал Себя один раз и навсегда, и этого достаточно для искупления грехов всего мира (Евр 7:27; 9:12). Однако следует сказать, что сегодня многие представители Римскокатолической церкви подчеркивают, что жертва Христа на кресте была полной и достаточной; а многие протестанты, не желая принимать жертвенного значения вечери Господней, делают акцент на просто воспоминании о прошлом деянии. В библейском представлении «воспоминание» часто предполагает реализацию и применение в настоящее время чего-то, что было совершено или оказалось истинным в прошлом (см. Пс 97:3; 105:45; 111:6; Ек 12:1; Ис 57:11). Сие есть Кровь Моя нового завета. Иисус взял чашу вина, поблагодарил Бога и вручил чашу ученикам, чтобы все они отпили из нее. По сути все четыре рассказа здесь единодушны. Матфей (Мф 26:28) и Марк (Мк 14:24) приводят слова Иисуса: «Сие есть Кровь Моя нового завета». В Лк 22:20 написано: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается»; похожее выражение употребляется и в 1Кор 11:25. Это — отсылка к обряду заключения завета, который сопровождался принесением жертвы, подобному завету между Богом и Израилем после исхода (Исх 24:1-8). Здесь подразумевается также, что пророческая надежда на новый завет (Иер 31:31-34) исполнилась в Иисусе, как описывается в Евр 8-9. «За многих изливаемая во оставление грехов». Значение смерти Иисуса как жертвы связано с пониманием пасхи и завета. Эти слова связаны также с Ис. 53, где говорится о страдающем Рабе, Который приносит Себя в «жертву умилостивления» (Ис 53:10). В Лк 22:37 в слова Иисуса включается высказывание: «Должно исполниться на Мне и сему написанному: “и к злодеям причтен”». В Ис 53:12 говорится также: «предал душу Свою на смерть» и «понес на Себе грех многих». В Мк 14:24, по-видимому, присутствует намек на эти стихи, когда Иисус говорит о Своей Крови, «за многих изливаемой», а в Мф 26:28 сюда прибавляется: «во оставление грехов». Упования на будущее. Во всех четырех рассказах о вечере Господней, хоть и по-разному, упования на будущее связываются с учреждением евхаристии. В Мк 14:25 это звучит в словах Иисуса: «Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием». В Мф 26:29 это произойдет «в Царстве Отца Моего». В Лк 22:18 есть похожие слова, а двумя стихами раньше говорится об исполнении Пасхи «в Царствии Божием». Все это можно понимать как окончательную реализацию еще одной надежды авторов ВЗ и более поздних иудейских апокалипсисов: на мессианский пир, праздник на горе Господней, о котором сказано в Ис 25:6. В 1Кор 11:26 эта будущая надежда явно связывается со вторым пришествием Христа, так как апостол пишет: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Практика ранней церкви. В Деян 2:42, после рассказа о случившемся в Пятидесятницу, говорится: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». Кроме того, «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян 2:46). В связи с этими словами и практикой, которую они описывают, возникает два вопроса. Значит ли это просто, что христиане вместе принимали пищу? В Деян 2:46 о преломлении хлеба и совместных трапезах говорится как о двух разных вещах. Более того, в Деян 20:7, где говорится, что христиане Троады «в первый же день недели... собрались для преломления хлеба», явно имеется в виду христианское богослужение, а не просто трапеза. Судя по 1Кор. 10 и, возможно, по упоминанию «вечерях любви» в Иуд 1:12, можно сделать вывод, что совместная трапеза христиан и вечеря Господня часто проводились вместе. Другой вопрос — может ли быть это раннее «преломление хлеба» в Иерусалимской церкви другим обрядом, отличным от принятия хлеба и вина: первый — воспоминание об общении учеников с воскресшим Господом, второй — воспоминание о Его жертвенной смерти. У нас нет прямых свидетельств в пользу такого мнения. Вечеря Господня, о которой говорится в евангелиях, включала в себя преломление хлеба и причастие чаши в память о Крови Христа, «за многих изливаемой». Мы можем также предположить, что традиция, которую принял апостол Павел, которой он следовал и которую передавал другим, восходила к первым годам его христианского опыта и включала в себя преломление хлеба и причастие чаши в память о Христе, то есть провозглашение смерти Господа до Его возвращения. Учение Павла. В учении Павла, как и в евангелиях, вечеря Господня явно предполагает благодарное воспоминание о жертве Христа, принесенной раз и навсегда за все грехи мира, понимание того, что Господь сейчас присутствует со Своим народом, и надежду на будущее. Другие аспекты учения о евхаристии содержатся в 1Кор 10-11. Учение основано на практических сторонах ситуации в коринфской церкви, необходимости осознавать опасность возвращения к идолопоклонству и возможности раскола среди христиан, в том числе богатых и бедных, и нарушения общения. Общение со Христом. Преломление хлеба и разделение вина рассматриваются как общение со Христом, в то время как участие в языческих пирах означает участие в «трапезе бесовской» (1Кор 10:21). «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1Кор 10:16). «Приобщение» — это перевод греческого koinonia, которое часто переводится как «общение» в НЗ. Во время празднования вечери Господней христиане часто не только вспоминали последний ужин Иисуса перед смертью, но и Его участие с учениками в пасхе и как они приобщились к Нему через преломление хлеба (Лк 24:30-35). Они продолжили общаться с Ним. Питание Телом Христа. Из двух христианских таинств крещение проводится один раз, а вечеря Господня повторяется. Христос отдал Свою жизнь на кресте за всех раз и навсегда, и мы получаем жизнь, когда обращаемся к Нему — при крещении. В то же время мы нуждаемся в ежедневном духовном питании — и это регулярное питание представляет евхаристия. В 1Кор 10:3-4 говорится «духовной пище» и «духовном питии», что напоминает нам о событиях в пустыне во времена Моисея, предвещавших то, что христиане обретают во Христе. Христос говорил: «Я есмь хлеб жизни» и «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин 6:35,55); эти слова из Евангелия от Иоанна близки к тому, что Павел говорит о вечере Господней как духовном питании христиан во Христе.
см. Мк 14:23), месса. Апостол Павел говорит об указаниях, принятых «от Самого Господа», учредившего вечерю «в ту ночь, в которую предан был». Как и Лука, Павел передает повеление Господа Его ученикам: «Сие творите... в Мое воспоминание» (1Кор 11:24-25). Согласно Деян. 2, ранние христиане с самого начала существования церкви регулярно собирались для «преломления хлеба».
Подразделы статьи
Рассказы об учрежденииВремя учреждения
Слова и деяния, связанные с учреждением
Практика ранней церкви
Учение Павла Рассказы об учреждении. Об учреждении вечери Господней рассказывается в Мф 26:26-30; Мк 14:22-26 и Лк 22:14-20. В Евангелии от Иоанна (Ин 13) сказано, что Иисус провел последний вечер со Своими учениками и омывал им ноги, но об учреждении Им причастия не упоминается. Многие усматривают отражение вечери Господней в учении Ин. 6, когда Он чудесным образом накормил 5000 человек и называл Себя «хлебом жизни», но это не бесспорно. В 1Кор 11:23-26 приводится мнение Павла об этом обычае, которым он делится с коринфскими христианами. В Лк 22:17-18 говорится, что Иисус передал чашу ученикам со словами: «Примите ее и разделите между собою», после чего взял хлеб и дал им его. В большинстве ранних рукописей говорится также о второй чаше, после преломления хлеба. В этом отличие Луки от остальных евангелистов и объяснений Павла, но количество чаш вина, а также порядок передачи вина и хлеба по сути не имеют значения для определения сути данного обряда. Время учреждения. Во всех рассказах — трех евангелиях и 1 Коринфянам — о вечери Господней, в память о которой была учреждена евхаристия, говорится как об имевшей место за несколько часов до ареста Иисуса. Все четыре евангелия рассказывают, в данном контексте, об обращении Иисуса к ученикам, предательстве Иуды и о том, как Иисус сказал Петру, что тот отречется от своего Учителя. Матфей (Мф 26:17-20), Марк (Мк 14:12-17) и Лука (Лк 22:7-14) ясно сообщают, что вечерю Господню приготовили ученики в качестве пасхального ужина. Иоанн говорит, что все происходило «перед праздником Пасхи», а позже утверждает, что во время суда Пилата над Иисусом иудейские вожди «не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (Ин 13:1; 18:28). Было выдвинуто много предположений насчет этого разночтения между Иоанном и авторами остальных евангелий, вроде того, что разные группы иудеев праздновали пасху в разное время и ужин Иисуса с учениками был не пасхальным ужином в строгом смысле слова, а просто праздничным в пасхальный период; или что Иисус сознательно предпочел отпраздновать пасху раньше срока. В Лк 22:15 написано: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания». Но, как бы ни объяснялись разногласия между евангелистами и когда бы ни происходил ужин, вечеря Господня явно имела пасхальное значение. Так, существует явное сходство между празднованием пасхи как ветхозаветного праздника и вечери Господней — как новозаветного. Пасха — это воспоминание об искуплении народа и освобождении его из Египта руками Бога, связанное с жертвоприношением пасхального агнца. Вечеря Господня — это воспоминание об искупительном деянии Бога через жертву Христа. Апостол Павел соединяет одно с другим: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор 5:7). Слова и деяния, связанные с учреждением. Из-за связи вечери Господней с пасхой для понимания значения вечери Господней следует знать ветхозаветный контекст. Не менее важен контекст ВЗ и для понимания значения слов и поведения Иисуса во время ужина. Сие есть Тело Мое». Поведение Иисуса при преломлении хлеба описывается одинаково у Матфея (Мф 26:26), Марка (Мк 14:22), Луки (Лк 22:19) и в 1 Коринфянам (1Кор 11:23-24). Иисус взял хлеб, поблагодарил Бога (слово «благословить» в библейском контексте имеет именно это значение) и разломил его. Примечательно, что эти же три действия описываются в рассказах о том, как были накормлены 5000 и 4000 (Мк 6:41; 8:6). Согласно всем четырем рассказам о вечере Господней, Иисус произнес: «Сие есть Тело Мое». Представители Католической, Православной и разных протестантских церквей по-разному понимают точное значение этих слов. Ясно, что хлеб здесь символизировал жертву Иисуса, отдавшего Себя, Свое тело на распятие, чтобы мы имели жизнь. В 1Кор 11:24 говорится: «Сие есть Тело Мое за вас», а в некоторых рукописях — «за вас ломимое» {так и в синод.}. «Сие творите в Мое воспоминание. Это конкретное указание приводится только в Лк 22:19 и 1Кор 11:24. Иногда утверждают, что отсутствие данных слов в остальных рассказах показывает, будто бы Господь наш во время вечери Господней не намеревался превратить ее в повторяющееся христианское таинство. Но все евангелия были написаны, когда преломление хлеба уже многие годы было повсеместной христианской практикой. Возможно, Матфей и Марк посчитали необязательным описывать словами это намерение Иисуса. Они считали, что это само собой разумеется. Следует также сказать, что эти слова истолковывались по-разному в разных христианских традициях. Многие протестанты считают, что во время святого причастия мы должны с благодарностью вспоминать, что Христос возлюбил нас и отдал за нас жизнь. В Римскокатолической церкви слово «воспоминание» было воспринято как мемориальное событие, представление жертвы Христа перед Отцом. «Сие творите» было понято как «предлагайте это», и даже христианские авторы II века называли евхаристию «жертвоприношением». Протестанты обычно считали подобные рассуждения опасными: такая практика может затмить и даже перечеркнуть библейское утверждение, что Христос отдал Себя один раз и навсегда, и этого достаточно для искупления грехов всего мира (Евр 7:27; 9:12). Однако следует сказать, что сегодня многие представители Римскокатолической церкви подчеркивают, что жертва Христа на кресте была полной и достаточной; а многие протестанты, не желая принимать жертвенного значения вечери Господней, делают акцент на просто воспоминании о прошлом деянии. В библейском представлении «воспоминание» часто предполагает реализацию и применение в настоящее время чего-то, что было совершено или оказалось истинным в прошлом (см. Пс 97:3; 105:45; 111:6; Ек 12:1; Ис 57:11). Сие есть Кровь Моя нового завета. Иисус взял чашу вина, поблагодарил Бога и вручил чашу ученикам, чтобы все они отпили из нее. По сути все четыре рассказа здесь единодушны. Матфей (Мф 26:28) и Марк (Мк 14:24) приводят слова Иисуса: «Сие есть Кровь Моя нового завета». В Лк 22:20 написано: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается»; похожее выражение употребляется и в 1Кор 11:25. Это — отсылка к обряду заключения завета, который сопровождался принесением жертвы, подобному завету между Богом и Израилем после исхода (Исх 24:1-8). Здесь подразумевается также, что пророческая надежда на новый завет (Иер 31:31-34) исполнилась в Иисусе, как описывается в Евр 8-9. «За многих изливаемая во оставление грехов». Значение смерти Иисуса как жертвы связано с пониманием пасхи и завета. Эти слова связаны также с Ис. 53, где говорится о страдающем Рабе, Который приносит Себя в «жертву умилостивления» (Ис 53:10). В Лк 22:37 в слова Иисуса включается высказывание: «Должно исполниться на Мне и сему написанному: “и к злодеям причтен”». В Ис 53:12 говорится также: «предал душу Свою на смерть» и «понес на Себе грех многих». В Мк 14:24, по-видимому, присутствует намек на эти стихи, когда Иисус говорит о Своей Крови, «за многих изливаемой», а в Мф 26:28 сюда прибавляется: «во оставление грехов». Упования на будущее. Во всех четырех рассказах о вечере Господней, хоть и по-разному, упования на будущее связываются с учреждением евхаристии. В Мк 14:25 это звучит в словах Иисуса: «Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием». В Мф 26:29 это произойдет «в Царстве Отца Моего». В Лк 22:18 есть похожие слова, а двумя стихами раньше говорится об исполнении Пасхи «в Царствии Божием». Все это можно понимать как окончательную реализацию еще одной надежды авторов ВЗ и более поздних иудейских апокалипсисов: на мессианский пир, праздник на горе Господней, о котором сказано в Ис 25:6. В 1Кор 11:26 эта будущая надежда явно связывается со вторым пришествием Христа, так как апостол пишет: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Практика ранней церкви. В Деян 2:42, после рассказа о случившемся в Пятидесятницу, говорится: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». Кроме того, «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян 2:46). В связи с этими словами и практикой, которую они описывают, возникает два вопроса. Значит ли это просто, что христиане вместе принимали пищу? В Деян 2:46 о преломлении хлеба и совместных трапезах говорится как о двух разных вещах. Более того, в Деян 20:7, где говорится, что христиане Троады «в первый же день недели... собрались для преломления хлеба», явно имеется в виду христианское богослужение, а не просто трапеза. Судя по 1Кор. 10 и, возможно, по упоминанию «вечерях любви» в Иуд 1:12, можно сделать вывод, что совместная трапеза христиан и вечеря Господня часто проводились вместе. Другой вопрос — может ли быть это раннее «преломление хлеба» в Иерусалимской церкви другим обрядом, отличным от принятия хлеба и вина: первый — воспоминание об общении учеников с воскресшим Господом, второй — воспоминание о Его жертвенной смерти. У нас нет прямых свидетельств в пользу такого мнения. Вечеря Господня, о которой говорится в евангелиях, включала в себя преломление хлеба и причастие чаши в память о Крови Христа, «за многих изливаемой». Мы можем также предположить, что традиция, которую принял апостол Павел, которой он следовал и которую передавал другим, восходила к первым годам его христианского опыта и включала в себя преломление хлеба и причастие чаши в память о Христе, то есть провозглашение смерти Господа до Его возвращения. Учение Павла. В учении Павла, как и в евангелиях, вечеря Господня явно предполагает благодарное воспоминание о жертве Христа, принесенной раз и навсегда за все грехи мира, понимание того, что Господь сейчас присутствует со Своим народом, и надежду на будущее. Другие аспекты учения о евхаристии содержатся в 1Кор 10-11. Учение основано на практических сторонах ситуации в коринфской церкви, необходимости осознавать опасность возвращения к идолопоклонству и возможности раскола среди христиан, в том числе богатых и бедных, и нарушения общения. Общение со Христом. Преломление хлеба и разделение вина рассматриваются как общение со Христом, в то время как участие в языческих пирах означает участие в «трапезе бесовской» (1Кор 10:21). «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1Кор 10:16). «Приобщение» — это перевод греческого koinonia, которое часто переводится как «общение» в НЗ. Во время празднования вечери Господней христиане часто не только вспоминали последний ужин Иисуса перед смертью, но и Его участие с учениками в пасхе и как они приобщились к Нему через преломление хлеба (Лк 24:30-35). Они продолжили общаться с Ним. Питание Телом Христа. Из двух христианских таинств крещение проводится один раз, а вечеря Господня повторяется. Христос отдал Свою жизнь на кресте за всех раз и навсегда, и мы получаем жизнь, когда обращаемся к Нему — при крещении. В то же время мы нуждаемся в ежедневном духовном питании — и это регулярное питание представляет евхаристия. В 1Кор 10:3-4 говорится «духовной пище» и «духовном питии», что напоминает нам о событиях в пустыне во времена Моисея, предвещавших то, что христиане обретают во Христе. Христос говорил: «Я есмь хлеб жизни» и «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин 6:35,55); эти слова из Евангелия от Иоанна близки к тому, что Павел говорит о вечере Господней как духовном питании христиан во Христе.