Вечная Жизнь
Вечная Жизнь (eternal life) Существование, о котором говорится в Писании и для которого характерно отсутствие времени или бессмертие. Такова жизнь Бога, такой будет жизнь верующих. Авторы Библии основывались на представлении о живом Боге, Который существовал до сотворения мира и будет существовать после конца времени. Бог дарит тем, кто повинуется Ему, так называемую «вечную жизнь». В Евангелии от Иоанна больше всего говорится о вечной жизни. Выражение «вечная жизнь» только раз употребляется в греческом переводе ВЗ (Дан 12:2, со значением «жизнь века», то есть после воскресения из мертвых). Основное значение слова «жизнь» в ВЗ — это благополучие земного существования. В период между двумя заветами раввины различали «этот век» и «век грядущий», подчеркивая, что понятие жизни в новом веке будет отличаться от жизни этого века качественно, а не количественно. Греческое слово, которое переводится как «вечный», происходит от слова «век», или «эон». Если рассматривать писания НЗ в контексте иудаизма с его понятием живого Бога и вытекающим отсюда обетованием «грядущего века», значение прилагательного «вечный» становится понятно полностью. Пришествие Иисуса Христа как конкретное откровение Божье делает возможным проявление качеств жизни мессианского века в текущей реальности. К Иисусу пришел богатый молодой правитель, спрашивая, как ему унаследовать жизнь вечную (Мк 10:17). Очевидно, он имел в виду воскресение века грядущего. Иисус отвечал ему в том же ключе (Мк 10:30). В ответе богатому молодому человеку Иисус приравнивает принятие вечной жизни к вступлению в Царство Божье (Мк 10:23-25). Царство Божье — это не просто событие будущего, оно уже началось в служении и жизни Иисуса, в Его учении. Царство — это дар жизни, который дается всем последователям Иисуса, живущим в этом веке. Во многих притчах Иисус подчеркивает этот момент (например, в Мф 13). Заповеди блаженства в Нагорной проповеди (Мф 5:3-12) говорят о настоящем блаженном состоянии верующих, куда относятся спасение, прощение и праведность. Таким образом, вечная жизнь — это текущее благословение, которое доступно тем, кто принимает правление Бога и наслаждается благословениями новой эры спасения до окончательного завершения этого века. Определение вечной жизни дано в Евангелии от Иоанна. Иоанн подчеркивает чрезвычайную важность этого понятия: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин 20:31). Ранее Иоанн упоминает о жизни вечной в Ин 3:15. Иоанн явно, как все иудеи, ожидал пришествия грядущего века с его благословениями (см. Ин 3:36; 4:14; 5:29,39; 6:27; 12:25). Вечная жизнь сопровождается особыми дарами мессианского века, которые будут даны верующим в момент завершения этого века. Воскресение Лазаря (Ин 11) — живая притча, показывающая, что будущая жизнь доступна тем, кто верит во Христа. Марфа, еще до того как ее брат был воскрешен, говорит, что Лазарь воскреснет в последние времена (Ин 11:24). Иисус отвечает ей, что Он Сам — воскресение и жизнь и что верующие в Него никогда не умрут, даже если умрут физически (Ин 11:25-26). Основной акцент в Евангелии от Иоанна ставится, однако, не на предвосхищении будущего, но на текущем опыте будущей жизни. Жизнь грядущего века уже дана верующим во Христе. Метафоры, с помощью которых Иисус описывает Свою миссию, указывают на ее реализацию в настоящем: живая вода, источник вечной жизни (Ин 4:10-14); хлеб жизни, который утоляет духовный голод (Ин 6:35-40); свет мира, который дает возможность своим последователям жить в свете (Ин 8:12); добрый пастырь, который дает жизнь с избытком (Ин 10:10); воскресающий мертвых (Ин 11:25); путь, истина и жизнь (Ин 14:6); истинная лоза, которая питает тех, кто пребывает в ней (Ин 15:5). Иисус все время упоминал, что осуществление Его миссии зависит не от Его собственной природы и способностей, но от Отца, пославшего Его. Покорность Иисуса Отцу показывает, что жизнь — это дар Божий. Те, кто верит в Сына Божьего, принимают жизнь, дать которую им способен только Бог, — вечную жизнь. Таким образом, обетование воскресения, относящееся ко всем верующим, проявилось в воскресении Лазаря, а гарантия его — воскресение Христа как «первенца» (по терминологии Павла в 1Кор 15:23), естественное следствие Божьего дара (Ин 5:26-29). Иисус далее развивает идею вечной жизни, связывая ее с познанием истинного Бога (Ин 17:3). Греки считали знание результатом либо созерцания, либо мистического экстаза. В ВЗ, однако, знание обозначает опыт, отношения, общение и заботу (см. Иер 31:34). Это определение знания как близких отношений подчеркивается глаголом, который обычно используется для обозначения интимных отношений между мужчиной и женщиной (см. Быт 4:1). Иисус сказал: «Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» (Ин 10:14-15). Близкие отношения между Отцом и Сыном — образец отношений между Сыном и Его учениками. Это знание приходит не через обучение или умственные рассуждения, но посредством откровения через Сына (Ин 1:18; 14:7). Краткий обзор основного содержания понятия вечной жизни ясно показывает, что это не просто бесконечная жизнь или бессмертие. Хотя вечная жизнь безгранична и не имеет конца, в Библии основной акцент делается на ее качестве, в частности — Божественности. Вечная жизнь — это внесение качеств века грядущего в текущий век через откровение верного Бога во Христе, она несет с собой знание о Боге.см. тж. возрождение; жизнь; новая тварь.