Второе Пришествие Иисуса Христа

Второе Пришествие Иисуса Христа (second coming of Christ) Возвращение Иисуса Христа для завершения дела спасения. Используемые термины. При изложении этого учения используются глаголы «приходить», «сходить», «являться» (например, «приду опять», Ин 14:3; «Сам Господь... сойдет с неба», 1Фес 4:16; «когда Он явится», 1Ин 2:28; 3:2; «тот день, когда Сын Человеческий явится», Лк 17:30; «в явление Господа Иисуса с неба», 2Фес 1:7).

Есть также ряд существительных, отражающих эту идею, в основном «пришествие» (обычно перевод греческого слова parousia, что значит «присутствие», «визит», «прибытие», «посещение», в особенности по отношению к царю или выдающемуся человеку), но также «явление» (как во 2Тим 4:8; Тит 2:13), «откровение» (1Кор 1:7).

Эти разные глаголы и существительные указывают на одно и то же событие, но акцент ставится на разных его аспектах, в особенности на явлении Божьей славы во Христе в момент Его пришествия. Время, когда произойдет это событие, называется «днем», иногда при этом больше ничего не добавляется (как в Рим 13:12; 1Кор 3:13; Евр 10:25), но чаще есть уточнение, например: «день Христов» (Флп 1:10; 2:16; 2Фес 2:2), «день Господень» (1Фес 5:2), «день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор 1:8; 5:5; 2Кор 1:14) и «день Иисуса Христа» (Флп 1:6).

В таком случае часто указывается, что в момент пришествия Христа произойдет суд: Его день — это «день суда» (1Ин 4:17) или «день гнева» (Рим 2:5).

Но для Божьего народа это — «день искупления» (Еф 4:30).

Провозглашение в Новом Завете. То, что второе пришествие Христа — важный элемент Благой Вести, которую проповедовали в апостольский период, видно из многих произведений НЗ. Учение о втором пришествии основано на словах Иисуса, произнесенных Им перед смертью. Говоря о Себе как о Сыне Человеческом, Он сказал, что «в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лк 17:30), Он придет «на облаках с силою многою и славою» (Мк 13:26).

Это выражения из ВЗ, в особенности из видения Даниила, в котором «подобный сыну человеческому» приходит «с облаками небесными», чтобы получить вечную власть из рук Ветхого днями (Дан 7:13-14).

Облако или облака постоянно символизировали Божью славу в ВЗ (например, в Исх 40:34; 3Цар 8:10-11); упоминание о них в связи с пришествием Сына Человеческого значит, что, когда Он придет, слава Божья будет явлена в Нем. Последние слова Иисуса о Его втором пришествии были произнесены на суде перед иудейскими властями, когда первосвященник спросил Иисуса, не Он ли «Христос, Сын Благословенного», а Иисус ответил: «Я, и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» (Мк 14:61-62).

О втором пришествии Христа говорится не только в евангелиях, но и во всех остальных книгах НЗ. Книга Деяний начинается с уверений ангелов в момент вознесения Христа, что «Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян 1:11).

В речах апостолов, которые приводятся в этой книге, постоянно упоминается Иисус как «определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян 10:42; 17:31).

В Послании к обращенным Фессалоник (ок. 51 по Р.Х.), отправленном через несколько недель после того, как они впервые услышали Благую Весть и поверили в нее, Павел напоминает, что теперь они «обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1Фес 1:9-10).

Здесь ожидаемое избавление верующих Иисусом на последнем суде поставлено рядом с Его историческим воскрешением; христианский образ жизни предполагает как служение Богу, так и ожидание Христа. Тема ожидания Христа повторяется и развивается несколько раз в этом кратком послании. Несколько лет спустя Павел использует похожие выражения, когда обращается к верующим Коринфа (см. Деян 18:1-18): «Вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор 1:7).

А в своем, возможно, последнем письме он говорит «венце правды», которым Господь наградит его «в день оный», а потом добавляет: «И не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2Тим 4:8).

Любить Его явление и ждать Его — два разных способа описания одного и того же поведения. В Послании к евреям выражается уверенность, что «еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» (Евр 10:37).

Иаков говорит, что «пришествие Господне приближается» (Иак 5:8).

Петр сообщает о времени, когда «явится Пастыреначальник» (1Пет 5:4).

Откровение Иоанна завершается обещанием воскресшего Господа: «Ей, гряду скоро!» — и откликом церкви: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Отк 22:20).

Второе пришествие и воскресение. В 1 Фессалоникийцам, написанном не более чем через 20 лет после смерти и воскресения Христа, Его второе пришествие представлено как утешение и ободрение для тех, чьи верующие друзья умерли. Павел был вынужден оставить Фессалоники и не смог дать тамошним верующим столько учения, сколько им хотелось, и когда вскоре после его отъезда некоторые из них умерли, их друзья засомневались, не пострадают ли они при втором пришествии, в сравнении с теми, кто будет жив и сможет приветствовать Господа. Нет, говорит Павел, умершие находятся в таком же положении, что и живые. Первое, что случится, когда «Сам Господь... сойдет с неба»: «Мертвые во Христе воскреснут». Только после этого живые будут восхищены, чтобы присоединиться к ним и вечно быть «с Господом» (1Фес 4:15-17).

Более полно об этом говорится в 1 Коринфянам, написанном спустя примерно пять лет. Здесь воскресение верующих описывается как сбор урожая, начавшийся с воскресения Христа: «Первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор 15:23).

Дается дополнительное откровение: каждый умерший верующий не только воскреснет в «теле духовном» (1Кор 15:44), но и те, кто будет еще жив, преобразуются так, чтобы их тела могли существовать в воскресении. Как для умерших, так и для живых Павел объявляет, что «как мы носили образ перстного [то есть Адама;
см. Быт 2:7]), будем носить и образ небесного [то есть воскресшего Христа!» (1Кор 15:49).

О том же самом Павел пишет (спустя несколько лет) в Флп 3:20-21: с небес «мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его». Еще подробнее о том, что тогда случится, рассказывается в Рим 8:18-23, где воскресение всех, кто во Христе, — катализатор освобождения и славного преображения всего творения. Второе пришествие и суд. Связь суда со вторым пришествием намечается в учении Иисуса в евангелиях. Эта связь прослеживается также и в посланиях НЗ. Павел, в частности, рассматривает эту тему на личном уровне. Он запрещает поспешно судить других христиан: «Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь» (1Кор 4:5).

Господь проведет расследование и обнаружит скрытые мотивы сердца. Павел знал, что его собственный труд апостола получит одобрение «в день Христов» (Флп 2:16; 1Фес 2:19).

В другом месте Павел призывает обращенных помнить, что они, как и он, предстанут перед Божьим судом, также называемым Божьим престолом суда (где «каждый из нас за себя даст отчет Богу», Рим 14:10-12) или «судилищем Христовым» (чтобы «каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, — доброе или худое», 2Кор 5:10).

Кажется понятным, что этот суд произойдет во второе пришествие Христа, Который тогда будет «судить живых и мертвых» (2Тим 4:1).

Так как Павел писал к христианам, он прежде всего обращал внимание на суд, на котором предстанут все верующие по возвращении Господа. Но он также говорил, что после этого пришествия будут судить и тех, кто отверг христианскую веру (2Фес 1:6-10).

Об этом ясно говорится в Деян 17:31, где Павел объявляет афинянам, что Бог «назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа».

см. тж. воскресение, восхищение, день, Господень, Откровение Иоанна Богослова; последние дни; престол суда, скорбь (суд, эсхатология).