Галатия

Галатия греч. «земля галлов» (Galatia) Древнее царство, которое образовалось в результате миграций с запада галльских народов, которые осели на центральной равнине Малой Азии. Ранние миграции привели к разорению Рима галлами (кельтами) в 390 г. до Р.Х., но позднее попытка захватить Грецию не увенчалась успехом. Это неудачное вторжение галлов в Грецию привело к'тому, что галлы обратили внимание на Малую Азию. Они проникли в большую часть этой области, но в 230 г. до Р.Х. им нанес поражение Аттал I. В результате они осели в той части Асии, которая позже стала известна под названием Галатия. К тому времени галлы делились на три племени — трокмов, толистоагов и тектосагов, — которые осели в городах Тавий, Пессин и Анкира, соответственно. В 189 г. до Р.Х. галаты были подчинены римлянами, но еще долго придерживались своих обычаев и сохраняли автономию. После смерти Аминты в 25 г. до Р.Х. Галатия стала римской провинцией. Внутри ее границ образовались следующие этнические области: собственно Галатия, Ликаония, Исаврия и части Фригии и Писидии. Следовательно, на территории новой провинции находились такие города, как Дервия, Листра, Икония и Антиохия Писидийская, которые посетил апостол Павел во время третьего миссионерского путешествия. Термин «Галатия» использовался в двух значениях — по отношению к области на севере, занятой галлами, и по отношению к римской провинции, в том числе южным городам. В связи с этой двойственностью возникла проблема адресатов Послания Павла к галатам. Изначально в Северной Галатии жили фригийцы, и многие из них еще оставались там в I веке по Р.Х., наряду с отдельными греками и достаточно большой иудейской общиной. Хотя район этот был космополити Галатия и окружающие районы. Павел и Варнава, когда их выгнали из Антиохии Писидийской, спустились с гор и отправились на восток, в Ликаонию. Сначала они пошли в Иконию, торговый центр на пути из Азии в Сирию. Они проповедовали там, потом вынуждены были бежать в Листру, в 25 милях (40,2 км) к югу. В Листре Павла побили камнями, после чего они с Варнавой проделали путь в 50 миль (80,4 км) до пограничного города Дервии. Потом два этих отважных путника прошли столько же миль, возвращаясь обратно. чен, преобладало население кельтского происхождения. Эти люди славились своей независимостью, а также склонностью к пьянству и дебошам. Есть свидетельства того, что в религиозных вопросах они были очень суеверны, и в особенности им нравились дикие обряды богини Кибелы. В городах южного региона преобладало греческое влияние, в особенности среди более образованных слоев общества. Но фригийский элемент все еще был силен среди простого народа. Они тоже в основном поклонялись Кибеле, хотя этот культ видоизменился под влиянием греков. Например, в Антиохии Писидийской эта богиня была известна как Гений Антиохии, а в Иконии — как Афина Полия. Города географически северные, расположенные на хорошо орошаемом плато, у основной дороги от побережья Эгейского моря к зададу, стали процветающими центрами торговли. Но проезд с севера на юг был затруднен из-за соседствующих с плато горных районов. Южные города располагались на путях из Сирии в Асию. Это выгодное расположение объясняет, почему Павел учредил церкви в этих городах в первое же миссионерское путешествие (см. Деян 13-14).

Галатия упоминается, в связи с Фригией, в Деян 16:6; 18:23, но неясно, посещал ли Павел север области и учреждал ли он там церкви. В других местах, когда в НЗ говорится о Галатии, скорее всего имеются в виду южные города (1Кор 16:1; 2Тим 4:10; 1Пет 1:1).
см. Галатам послание.