Гнев Божий

Гнев Божий (wrath of god) Термин, обозначающий недовольство Бога людьми и их греховным поведением. Понятие «гнев» передается разными словами на исходных языках Библии, и все они указывают на оправданный гнев за неправедные действия. В Ветхом Завете. В ВЗ говорится, что Бог гневается на народы, грешников и даже на Свой народ завета. Божий гнев прежде всего был обращен на Израильтян за то, что они не поверили словам Бога и отказались входить в землю обетованную. После того как Он избавил их из египетского плена, дал им десять заповедей и завет, показал им Свою славу (Чис 11:10; 12:9; 22:22; 32:10-14), они по-прежнему не верили Ему. Поэтому Бог в гневе Своем осудил Израильтян бродить по пустыне, пока не умрет целое поколение. Основная причина гнева Господня в ВЗ — постоянное нарушение завета Его собственным народом. Они вызывали Его гнев идолопоклонством (Вт 2:15; 4:25; 9:7-8,19; Суд 2:14; 3Цар 11:9; 14:9,15; 4Цар 17:18), смешиванием язычества с поклонением Господу (Ис 1:10-17; Иер 6:20; Ос 6:6; Ам 5:21-27), беспричинным непокорством (3Цар 8:46), неверием (Чис 11:33; 14:11,33; Пс 94:10-11) и пренебрежительным отношением к Его заботе, любви, справедливости, праведности и святости (Исх 22:22-24; Ис 1:15-17; Ам 5:7-12; Мих 3:1).

Гнев Божий также распространяется на все человечество (Наум ).

Понятие дня Господня было раскрыто пророками для предостережения Израиля и народов о том, что никто не избежит справедливого Божьего гнева (Ам 5:18-20).

День Господень — это день гнева (Соф 1:15).

В ВЗ понятие Божьего гнева представлено в равновесии с тремя другими учениями: Его терпением, Его любовью и Его готовностью прощать. Прежде всего, Бог терпелив. Еврейское слово «терпеливый» родственно слову «гнев», оно означает «который не сразу начинает гневаться»; то есть Бог не мгновенно впадает в гнев. Он долготерпелив (Исх 34:6).

Во-вторых, Бог полон сострадания и верен (Исх 34:6).

Даже когда Его дети грешат против Него, Он подобен отцу, сочувствующему и любящему. Он всегда верен Своим детям. В-третьих, Он готов простить тех, кто грешит против Него, когда они искупают свои грехи и очищаются от них (Исх 34:6).

Его любовь превосходит Его гнев (Пс 29:6).

Михей молился о том, чтобы Господь в скором времени простил Свой народ и вернул его на землю обетованную, чтобы Он не гневался все время (Мих 7:18; Пс 88:47; Иер 3:5).

В Пс 102:8-13 Божьи любовь и прощение сравниваются с любовью и всепрощением отца, который не гневается постоянно и не притесняет своих детей, потому что велика его любовь к тем, кто боится его. Назначение Божьего гнева — не уничтожение человечества (Ос 11:9).

Его гнев — это не мстительная эмоциональная реакция, его нельзя назвать непредсказуемым. В гневе Своем Он ограничивает власть народов (Вавилон, Ассирия) и воспитывает Свой собственный народ, желая, чтобы люди вернулись к Нему (Иоиль 2:13-14).

В ВЗ описание дня Господня не заканчивается на словах о Божьем гневе; оно завершается описанием возрождения земли, когда вся она наполнится знанием Бога (Ис 11:9; Евр 2:14) и греха больше не будет (Ис 65:25).

В Новом Завете.

НЗ, как и ВЗ, повествует о гневе Божьем, но также рассказывает о Божьей благодати, любви и долготерпении (Мф 3:7; Лк 21:23; Ин 3:36; Рим 1:18; Еф 5:6; Отк 14:10).

Те, кто не верует в воскресшего Христа, остаются во грехе и подвергнутся Божьему гневу, в то время как верующие в Него избавлены от Божьего гнева (Еф 2:3; 1Фес 1:10).

Благая Весть НЗ заключается в том, что Иисус пришел избавить нас от Божьего гнева (Рим 5:9).

Избавленные примирились с Богом (Рим 5:10), потому что больше не осуждены (Рим 8:1).

см. тж. ад; любовь; последний суд; смерть; суд.