Гностицизм

Гностицизм (gnosticism) Религиозная философия, ориентированная на получение некоего загадочного и мистического познания, в которой познание важнее веры. Вплоть до середины XX века гностицизм считался христианской ересью, которая возникла в результате переплетения христианской веры с греческой философией. Но недавно многие ученые пришли к выводу, что в религиозном отношении взгляды гностиков значительно шире и основаны на множестве религиозных традиций. Значение заимствованных оттуда терминов и практик послужило основой для формирования мифологии спасения. Гностицизм как ересь. В XX веке было обнаружено много гностических документов, что позволило ученым дать более четкое определение гностицизму. До XX века большая часть информации о гностиках исходила от раннехристианских авторов (ересиологов), которые писали трактаты, осуждающие еретиков, попутно описывая их верования и практики. Эти ересиологи, такие, как Ириней, Тертуллиан и Ипполит, считали, что гностики исказили христианское учение. У гностиков действительно возникло много неверных толкований Библии, в особенности Евангелия от Иоанна. Гностические авторы Ераклеон и Птолемей сначала были известными комментаторами этого евангелия. Недовольство христианских апологетов хорошо выражает Ириней, сравнивающий комментаторов-гностиков с теми, кто срывает со стены прекрасную картину, изображающую царя, и превращает ее в картину, изображающую лисицу. Очевидно, отдельные гностики продолжали быть членами поместных церквей, некоторые из них занимали высокие должности в церкви. Говорят, что Валентин считался возможным кандидатом на должность римского епископа. Маркион, знаменитый еретик, истолковал Павла таким образом, что Бог ВЗ превратился в Бога зла, а Христос стал вестником доброго Бога благодати. Многие гностические еретические тенденции были связаны с Маркионом, который разработал свой собственный канон НЗ, чем побудил христиан прояснить проблему собственного канона. Историк раннехристианского периода Евсевий (339 г. по Р.Х.), который изучал ныне утраченные труды древних ересиологов, в частности Егезиппа, также пишет о враждебном отношении христиан к таким гностикам, как Маркион, Василид, Татиан, Саторнил, Досифей и так называемый отец ереси Симон-волхв. Типы гностиков.

1. Иранский тип гностического мифа, возникший в Месопотамии, представляет собой адаптированный вариант зороастризма. Мифы построены на горизонтальном дуализме, в котором противостоящие силы добра (света) и зла (тьмы) рассматриваются как равные по силе. На первом этапе, согласно мифу, часть света оказывается поглощенной ревнивой тьмой, когда выходит за свои пределы и достигает царства тьмы. Некоторые ученые считают, что этот захват света тьмой представляет собой иранский вариант мифа о космическом «грехопадении». Так как сами гностики обычно отождествляли себя с частичками поглощенного света, основной задачей мифов было описать, каким образом частички света (воплощенные в телах гностиков) могут освободиться. Тело, или «плоть» в греческом понимании слова, — всего лишь бессмысленная оболочка или гробница, в то время как дух — божественная искра в человеке — та частица, которая жаждет освободиться и вернуться к небесному блаженству. В иранской системе силы света, перегруппировавшись, совершают контратаку на силы тьмы, которая имеет частичный успех. Тогда, прежде всего благодаря вмешательству посланника поддерживающей мир силы со стороны, силы добра становятся способны бросить вызов силам зла и передать знание (gnosis) своим последователям. Гнозис ведет к спасению или освобождению.

2. Сирийский тип гностического мифа, возникший прежде всего в Палестине, Сирии и Египте, более сложен и включает в себя вертикальный дуализм. В этой системе существует только одно божество или группа божеств (а не две, как в системе горизонтального дуализма).

Здесь дуализм обычно объясняется как результат ошибки или заблуждения добра. Часто считается, что ошибку эту совершило меньшее божество пантеона. Виновное божество обычно называется Софией (греческое слово «мудрость», что указывает на пренебрежительное отношение гностиков к поискам мудрости греческими философами).

Гностический миф рассказывает, как, вместо того чтобы довольствоваться своим положением, Мудрость возжаждала Предельных Глубин. Так как высший бог не может терпеть слабостей и несовершенств среди божеств, он вынужден изгнать желание Мудрости из небесного царства. Это желание ссылается в более низкие слои небес, персонифицируется как Низшая Мудрость (иногда называемая демиургом) и становится творцом мира. Как божества низшего порядка, творец и подчиненные ему боги (часто называемые судьбой) не способны воспринимать высшее небесное царство и ошибочно считают себя высшими. Высшее божество управляет Низшей Мудростью, дабы сотворить людей и вдохнуть в них жизнь. Низшая Мудрость, сама не зная о том, в процессе сотворения людей вдыхает в них не только жизнь, но и частички света. Таким образом, с помощью спасителя — посланца свыше от высшего божества, часто отождествляемого с Иисусом, — человечество способно воспринять даже больше, чем его творец, и преодолеть духовный ступор, который начался, когда творец заключил человеческий дух в смертное тело. В результате раскола между божествами в этой системе, библейская история Едемского сада подвергается радикальному переосмыслению. Творец дает древо жизни (что есть неверное название), а вместо этого предлагает человечеству рабство. Низший бог тоже запрещает доступ к древу познания (gnosis), которое появляется в его творении без его разрешения, посланное высшим богом, чтобы пробудить гностиков из того состояния, в котором они очутились. Так как спастись могут только те люди, в ком есть частички света, процесс спасения в большинстве гностических мифов детерминирован. Более того, спасение реально происходит в конце жизни гностика, когда он освобождается от сотворенного мира. Отринув бренные элементы тела, гностик устремляется в небесные сферы. Недавние находки позволили нам лучше понять гностические мифы обеих систем. Новые важные источники гностических трудов иранского типа стали доступны в первой половине XX века, среди них — Манихейская псалтирь (1938) и Манихейская книга гомилий (1934).

Новые источники для изучения гностицизма сирийского типа — это Берлинская рукопись, опубликованная в 1955 г., но еще важнее недавно найденные кодексы, которые обычно называют рукописями Наг-Хаммади. Понимание задач гностиков. Вероятно, одной из основных проблем, стоящих перед непосвященными читателями гностических произведений, является смысл гностического мифа. Часто мифы кажутся такими странными, что читатели удивляются, как только интеллигентный человек способен верить таким диким историям. Однако следует понимать, что авторы мифов пытались таким образом объяснить неизъяснимые отношения между людьми и божественным. Величайшие богословы и философы в истории все говорили о том, что мир скован злом и имеет некие отношения с благим Богом. Гностики объясняли проблему зла, обвиняя не этот мир, а Самого Бога или какуюлибо из божественных сил. Выбирая добро или зло, человек мог управлять своей судьбой. Но гностики, как и греческие философы до них, считали: зло в этом мире настолько сильно, что надеяться на победу добра в нем бесполезно. Поэтому они оставляли мир на волю его злого Бога и разработали богословие, в котором спасение зависело от бегства от мира. Их теория вела также и к спасению на земле: так как внутри гностиков есть частички божественного света, они бессмертны и их души, хоть они и окружены злом, не могут быть осквернены им. Тело с его похотью и низменными животными инстинктами останется позади, когда дух вознесется в сферы доброго Бога после смерти и воссоединится с небесным царством. Некоторые гностики доводили идею неоскверненности миром до абсурда и создавали системы, в которых половые связи между разными людьми символизировали отношения между богами и человеком — чем больше, тем лучше! Другие, напротив, были склонны к аскетизму и пытались подчинить тленное тело нетленному духу. Далеко не все были согласны с учением гностиков. Поэтому они изобрели определенные мифические методы для подразделения людей на разные типы. Согласно тому, что пишет Павел в 1Кор. 2 и Рим. 8, гностики делили людей на множество категорий. Духовные люди (то есть гностики) имели божественное происхождение, потому что в них были частички света. Плотские люди полностью состояли из вещества, из которого их сделал творец, поэтому они никогда не могли наследовать небесное царство. Христиане, которые стремились жить соответственно библейским идеалам, были для них чемто вроде смеси. Для того чтобы спастись, им нужно было сильно постараться, и если они будут послушны, как плотские люди, то могут чего-нибудь добиться. Такое элитарное отношение гностиков и искажение ими христианского учения объясняет, почему христиане так враждебно к ним относились. Мифы представляли собой методологические формулировки, в которых гностики объясняли свои богословские идеи. Для того чтобы понять их, читатель должен обладать ключом — gnosis, то есть знанием. Толкование мифов было фактически ранней демифологизацией, чем-то вроде работы Рудольфа Бультмана, богослова и исследователя НЗ начала XX века, который занимался толкованием Библии. Гностические авторы были блестящими мыслителями своего времени. Их творческими способностями остается только восхищаться. Однако их богословие следует считать искажением библейской вести.

см. Рукописи Наг-Хаммади.