Гончарное Дело
Гончарное Дело (pottery) Изготовление керамических и гончарных изделий. История и развитие. Первые гончарные изделия делались вручную, им придавалась необходимая форма, и они высушивались на солнце. У нас нет описаний работы древних горшечников, и мы не знаем ничего об их положении в обществе, хотя на стенах гробниц и дворцов в Египте немало изображений горшечников за работой, и мы многое можем понять, глядя на эти изображения. Считается, что первыми гончарами были женщины, которым необходимы были сосуды для приготовления пищи, в то время как мужчины занимались ее добычей. По-видимому, так до сих пор обстоит дело в некоторых районах Африки, Анатолии, Курдистана и на юго-западе Соединенных Штатов. Со временем гончарное дело стало ремеслом, которым занимались определенные люди в селении, а иногда — странствующие умельцы, которые ходили из селения в селение, делая гончарные изделия на заказ. Открытием, благодаря которому гончарное дело превратилось из женской обязанности в ремесло, стало изобретение гончарного круга. Теперь сосуды можно было изготавливать быстро, производство было поставлено на поток и заниматься им стали прежде всего мужчины, хотя некоторые сосуды продолжали делать дома (предположительно, женщины). До открытия гончарного круга керамические изделия изготавливали обычно, накладывая один слой глины на другой, в особенности для крупных сосудов. Самый древний гончарный круг, обнаруженный при раскопках в библейских землях, был найден в Уре в Шумере и относится примерно к 3500-3000 г. до Р.Х. Вероятно, такие приспособления появились в больших городах, где спрос на посуду был велик. Иеремия так пишет о мастерской горшечника VI века до Р.Х.: «И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. и сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать» (Иер 18:3-4). Есть данные, что в Греции в классический период существовали большие гончарные мастерские, в которых работало свыше 50 человек. Для того чтобы центробежная сила была достаточной для изготовления сосуда, глину следует вращать со скоростью не менее 100 оборотов в минуту. Древнейший гончарный круг представлял собой два колеса, нижнее с отверстием в центре, а верхнее — с выступом, который входил в это отверстие, позволяя верхнему камню вращаться. Верхний камень, с широкой поверхностью, на которой стоял сосуд, без сомнения, приводил в движение подмастерье. В эллинистические времена, после 300 г. до Р.Х., был изобретен гончарный круг, приводившийся в движение ногами. Другим методом, который древние применяли для изготовления керамических изделий, была штамповка. Формы делали из мягкого камня или глины. Штампованные лампы — достаточно распространенный предмет в музеях Среднего Востока эллинистического и римского периодов. Небольшие масляные светильники делались из двух штампованных частей, верхней и нижней, которые сращивались на огне. Светильники эпохи Ирода тоже были двухчастными. Замечательно разнообразие форм и размеров древних керамических изделий. В древности в обыкновенном доме обязательно были громадные сосуды (амфоры и пифосы), в которых хранили жидкости, вино и воду. Они сужались к донцу и изначально предназначались для морских перевозок — их прислоняли к борту судна. В домах простого народа такие сосуды обычно ставили в небольшое углубление в земле или прислоняли к стене. В тавернах Помпеи и Геркуланума их хранили на специальных деревянных стойках. Большие кувшины с широким горлышком могли частично зарывать в землю, чтобы содержимое оставалось прохладным. В таких сосудах хранили также разные виды зерна. Некоторые из них достигали высоты 4 футов (1,2 м) и ширины 3 футов (0,9 м). Широко использовались кувшины для воды поменьше, вмещавшие приблизительно кварту (0,9 л) жидкости. В круглых сосудах с узким горлышком, не позволявшим разлить драгоценную жидкость, подавали вино. В круглых сосудах с ручками, которые надевали на плечи, воду брали с собой в путешествие. В древних домах найдено множество чаш и тарелок разной величины и глубины. Широкие блюда, называемые кратерами, использовали для питья. Пищу готовили в горшках среднего размера (ок. одного галлона, или 3,8 л), с круглым дном. Такие горшки легко было ставить на огонь. Сняв с огня, их ставили в специальное круглое углубление в полу. У таких горшков было по две больших ручки, позволявших подвешивать их над огнем. В классической Греции сосуды раскрашивали яркими изображениями религиозных, эротических, военных сцен и картин общественной жизни. Древнейшие сосуды минойской и микенской цивилизаций представляют собой великолепные произведения искусства, с изображениями растений, животных, морской жизни и геометрических узоров. С древнейших времен на Среднем Востоке использовались различные варианты дизайна, с темными и светлыми полосами, нанесенными целенаправленно или просто путем неравномерного поливания сосуда краской. Гончарное дело в Писании. В Библии часто упоминаются горшечники и их труд. Типичны следующие упоминания: «Не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев» (Иер 18:6); «Господи, Ты — Отец наш; мы — глина, а Ты — образователь наш, и все мы — дело руки Твоей» (Ис 64:8). В рассказе о сотворении Бог изображен как гончар, делающий человека из глины (Быт 2:7). Павел говорит об абсолютной власти Бога, избравшего Израиль (Рим 9:20-21), приводя пример из Ис 45:9: «Изделие скажет ли сделавшему его: “зачем ты меня так сделал?” Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой — для низкого?» Иеремия образно рассказывает о разрушении Иерусалима и в качестве наглядного примера разбивает глиняный сосуд на множество кусков, так что тот не подлежит восстановлению (Иер 19:11). Иудеев, которые в тот момент считали себя драгоценными в глазах Бога, постигла судьба «глиняной посуды» (Плач 4:2) — они были разбиты и уничтожены. Битые глиняные изделия в Древнем мире считались бесполезным мусором, и их осколки выметали из дома или выбрасывали в окно. Гончарное ремесло было хорошо известно, и всегда можно было недорого купить новую посуду. Обычно при переезде люди не брали с собой гончарные изделия. Проще было купить новую посуду, чем перевозить старую, в особенности большую. Но и осколкам находилось применение. Иов таким черепком соскребал с себя выделения своих нарывов (Иов 2:8). Глиняные черепки использовались для написания писем. Автор псалма пишет, что силы его высохли, как глиняный черепок (Пс 21:16), — имеется в виду высушенный и прокаленный на огне керамический сосуд. Будущее поражение языческих, предающихся идолопоклонству народов сравнивается с судьбой керамических сосудов, которые праведники бросают на землю и разбивают (Пс 2:9; Отк 2:27).см. тж. археология и Библия; кирпич; надписи.