Грехопадение человека

Грехопадение человека (fall of man) Переход от состояния моральной невинности и расположения Бога к состоянию осуждения и смертности, который произошел в истории человечества, когда Адам попробовал запретный плод. Библейские свидетельства. В повествовании о сотворении мира в Быт 1-2 говорится об уникальности природы и предназначения человека. человек был сотворен по образу Бога для общения с Ним. Как представитель Бога, он получил власть над всей землей, чтобы возделывать ее и использовать ее ресурсы во славу Божью. Помимо этого культурного наказа или поручения, человек получил еще одно, специфическое указание. Он имел право есть любые плоды из Едемского сада, но ему было запрещено есть плоды дерева познания добра и зла. Этот запрет нужен был для того, чтобы человек получил представление о добре и зле и приготовился служить Творцу. В случае верного и преданного служения он должен был получить все благословения, которые мог даровать ему Отец небесный, и в итоге получил бы вечную жизнь с Богом во всей полноте. человек был таким же созданием, что и животные, но его жизнь была основана на общении и союзе с Богом. Адам должен был понять, что общение с Богом дано ему, но не дано животным, которые не могли согрешить и сознательно общаться с Богом. Осознавая все зло альтернативы, человек должен был с любовью, добровольно служить Богу. Поэтому его жизнь перед Богом должна была быть праведной. Бог приказал человеку не есть плодов дерева познания добра и зла, чтобы люди утвердились на путях праведности и веры, но сатана воспользовался этой заповедью, чтобы искушать человека и подбивать его на бунт против Бога. Хотя в самом человеческом переживании искушения не было зла, со стороны сатаны было преступно подбивать человека на грех. Это значит, что зло во вселенной существовало и до грехопадения человека. Очевидно, сатана хотел подчинить человека себе и с его помощью установить на земле царство тьмы. Грехопадение человека и последующий план искупления должны восприниматься в контексте космического конфликта между Богом и сатаной, в котором, несомненно, победит Бог. Сатана подобрался к Адаму через Еву, используя змея, чтобы побудить их вкусить от плода дерева познания добра и зла. О разнице между добром и злом человек знал и до грехопадения, хотя на своем опыте мог познать только добро. Адам должен был получить от Бога наставления о природе этого различия и 0 последствиях своего выбора — есть или не есть запретный плод. Так как он получил жизнь от своего Творца, он должен был слушаться всех приказаний, исходящих из уст Бога. Целью искушения (как испытания) было побудить Адама обратиться к Богу с просьбой предоставить независимость от наложенного ограничения. Сатана же заставил его усомниться в истинности Божьих слов, отвергнуть Божий авторитет. Он заставил человека думать, что он сам может определять для себя, что добро, а что — зло, и управлять последствиями своих действий себе на благо. человеку самому захотелось стать богом. Адам пал, когда уступил искушению сатаны и вместе со своей женой попробовал запретный плод. Этот бунт представлял собой акт непослушания, неверности, неверия и недоверия. Как повеление не трогать плод было итоговым, суммарным выражением всего, что вменялось в праведность перед Богом, так и нарушение этой заповеди стало знаком радикального отступничества. Совершенное повиновение Богу уступило место сознательному бунту и полному перевороту: человек отверг авторитет Бога, усомнился в Его благости, стал противоречить Божьей истине. Сердцем и разумом человека овладел совершенно новый комплекс привязанностей и чувств. Последствия грехопадения. Непосредственными последствиями грехопадения были утрата смелости и радости в присутствии Бога, а также появление страха и стыда. Их проявлением стало и отчуждение Адама и Евы от Бога. человек был проклят, Адам и Ева оказались изгнанными из Едемского сада. Этот сад был местом праведности, союза и общения между человеком и Богом. Изгнание было неизбежным, после того как •общение нарушилось из-за неправедного поведения. Как и предупреждал Бог, последствием греха явилась смерть. Так как смерть губит всякую жизнь, она проявляется также в тлении тела в могиле. Последствия грехопадения касаются не только Адама и Евы — они затронули и всех потомков первой человеческой пары, потому что между Адамом и остальным человеческим родом существует уникальная связь совокупного представительства. Некоторые ученые подчеркивают генетическую связь между Адамом и его потомками, другие говорят об отношениях завета с Адамом как главой и представителем своего потомства. Вследствие грехопадения Адама все человечество оказалось греховным, а значит — смертным и унаследовало его порочную натуру. Результаты грехопадения затронули также мироздание, в котором проклятие проявилось в виде сопротивления природы против исполнения человеком культурного наказа или поручения, которое он получил от Бога при сотворении («размножаться, наполнять землю, владычествовать...»).

Рождение детей стало сопровождаться муками, добывать пищу, одежду и кров, необходимые для поддержания жизни, стало возможно только с помощью усердного труда.

Современное понимание грехопадения

В современном богословии с его разнообразием конфессий историческая достоверность библейского рассказа о грехопадении часто отрицается. Возможно, повествование Книги Бытие действительно представляет собой историю, которая повторяется в последующей истории человечества, и авторы Библии подразумевают именно это, рассказывая ее. Иногда утверждают, что современные люди могут воспринимать историю грехопадения только как миф. Это мнение основано на теории эволюции, а также негативной критической оценке литературной историчности Книги Бытие. Хотя часто считается, что исторически Адам не существовал, все равно совершаются попытки дать оценку истине, переданной «мифом». Например, говорится, что каждый человек — Адам, что все грешат с самого рождения. Другие полагают, что миф рассказывает не о падении, а о восхождении к сознательной и независимой ответственности. Поэтому грех был якобы необходим для достижения религиозной зрелости, подобно тому как состязания, соревнования, борьба способствуют развитию возможностей спортсмена. Так как в Библии проводится параллель между Адамом и Христом (Рим 5:12-19; 1Кор 15:22), мифологическое восприятие Адама ведет к мифологическому восприятию Христа. Как Адам становится символом универсальности греха и смерти, так Христос становится лишь символом праведности и искупления, по природе присущих каждому человеку. Характерное для современности отделение сути падения от истории Быт 1-3 ведет к нарушению целостности повествования и не объясняет адекватно универсальности греха и смерти. Христианское учение гласит, что грех вошел в мир через конкретного человека, Адама, и был искуплен Иисусом Христом, другим человеком, с помощью смерти и воскресения. Но тот факт, что смерть не постигла человека немедленно после грехопадения в качестве окончательного суда, означает, что Бог намеревался спасти человека. Адаму было сообщено о проклятии смерти только после того, как Бог пообещал послать Спасителя (Быт 3:15).

После Быт. 3 в Библии нечасто упоминается грехопадение человека, но это событие — предпосылка всего последующего хода истории. Библия устремлена в будущее — влияние греха все усиливается, но Бог действует, чтобы уничтожить его.

см. тж. Адам, имя; грех; смерть.