Грех
Грех (sin) Преступление не только против человечества, общества, других или себя, но и против Бога. Поэтому значение понятия греха прежде всего зависит от представления о Боге. Другие боги, воспринимаемые как капризные и бесхарактерные, обладали неограниченной властью и вели себя, как им хочется; поэтому у других народов не возникло такого представления о грехе, как у Израиля, Бог которого был един, свят, праведен и совершенно благ. Это религиозное представление о прегрешении, с соответствующей терминологией, характерно и для НЗ. Терминология. Бог Израиля задает идеал, стандарт для человеческого поведения. Наиболее часто употребляемые библейские слова, обозначающие грех, указывают на какие-либо нарушения этого образца. Еврейское слово hata' и греческое hamartia в оригинале означают «не попасть в цель», «не выполнить задачу» (Рим 3:23). Как Законодатель, Бог ограничивает свободу человека; другой часто встречающийся термин (еврейское 'abar, греческое parabasis) описывает грех как «преступление», «нарушение границ». Им родственны также слова pesha' (евр.), что значит «бунт», «преступление»; 'asham (евр.), что значит «нарушение Божьих царских законов», «прегрешение»; paraptoma (греч.), что значит «оступиться», «сойти с верного пути», «ступить на запретную территорию». Словом «беззаконие» часто переводится еврейское 'аоп («неправильность», «греховность»), ближайшим соответствием которого в НЗ являются греческие anomia («беззаконие») или paranomia («нарушение закона»). В Ветхом Завете. Книга Бытие прослеживает возникновение греха до сознательного злоупотребления дарованной Богом свободой для нарушения единственного запрета. Иезекииль красноречиво утверждает, что человек несет индивидуальную ответственность, вопреки традиционным теориям корпоративной вины (Иез 18). Вслед за Иеремией, он говорит, что для преображения внешнего поведения необходимо очищение и обновление внутренней жизни; божественный закон должен стать движущей мотивирующей силой внутри человека, чтобы он преодолел грех (Иер 31:29-34; Иез 36:24-29). В Пс. 50 дается точный анализ внутреннего значения греха. Говоря: «Во грехе родила меня мать моя», автор псалма признает, что его жизнь с самого начала была греховной. Вся его личность нуждается в очищении, он осквернен. Ритуальные жертвоприношения не решают проблему. Только разбитое сердце, полное раскаяния, может приготовить грешника к Божьему очищению. Единственная надежда, единственное основание для оправдания — это верная Божья любовь и обильная милость. Несмотря на строгое отношение ко греху, ВЗ содержит также уверение о прощении в благодати (Пс 102:8-14; Ис 1:18; 55:6-7). В учении Иисуса. Учение Иисуса по поводу греха содержит благодатное предложение Божьего прощения и обновления. Он не только провозгласил как власть имеющий: «Прощаются тебе грехи твои!» — но и проявил много раз сострадание и сочувствие ко всем слоям общества, когда показывал Себя другом грешников, призывал их к покаянию, возрождал в них надежду и достоинство (Мф 9:1-13; 11:19; Лук 15; 19:1-10). Иисус мало говорил о происхождении греха, только утверждал, что он затрагивает сердце и волю человека (Мф 6:22-23; 7:17-19; 18:7; Мк 7:20-23), но Он определил масштабы греха. Закон касается только поступков людей, но Иисус показал, что гнев, презрение, похоть, жестокосердие и обман также греховны. Он говорил также о пренебрежении, несовершении добра, бесплодном дереве, неиспользованном таланте, священнике, который не обращает внимания на пострадавшего, и непроявленной любви (Мф 25:41-46). В особенности Он осуждает грехи против любви — отсутствие братских чувств, непримиримую вражду, эгоизм, бесчувствие (Лк 12:16-21; 16:19-31). Он осуждал стремление достичь праведности самостоятельно и духовную слепоту (Мф 23:16-26; Мк 3:27-30). Иисус говорил о грехе как о болезни (Мк 2:17), а иногда как о безумии (Лк 12:20). Но Иисус объявлял, что падшие люди могут быть исцелены с Божьей помощью (Лк 7:36-50). В произведениях Иоанна. В Евангелии от Иоанна говорится о нужде грешного человечества, о жертве Христа, Агнца Божьего, принявшего на Себя все грехи мира, и о предложении света и жизни во Христе. Новая нота — это акцент на грехе, который отказывается принять спасение, обеспеченное во Христе, посредством любви Бога к миру, — это отказ от веры. Бог уже судит людей за то, что они любят тьму, отвергают свет и отказываются принять Христа Спасителя (Ин 3:16-21). В ответ на утверждения гностиков, что для передовых христиан грех не имеет значения, Иоанн в своем Первом послании формулирует 15 причин, по которым грех не может присутствовать в жизни христианина, и подчеркивает, что грех — это незнание истины и недостаток любви (1Ин 3:3-10). Однако Бог прощает тех, кто исповедуется в своих грехах, а Христос искупает их грехи и ходатайствует за них (1Ин 1:7-2:2). В произведениях Павла. Павел решительно утверждал, на основании личных наблюдений и Писания, что все согрешили (Рим 1-3). Для него грех — это сила, могущество, «закон», управляющий людьми изнутри (Рим 5:21; 7:23; 8:2; 1Кор 15:56), причина всяческого дурного поведения — ожесточения совести (Рим 7:21-24), отчуждения от Бога и подвластности смерти (Рим 5:10; 6:23; Еф 2:1-5,12; Кол 1:21). Люди беспомощны и не могут сами себя изменить (Рим 7:24). Объяснение, которое Павел дает этому всеобщему отчаянному состоянию, истолковывают по-разному. Некоторые читатели считают, что в Рим 5:12-21 говорится: грех Арама — источник всякого греха. Другие полагают, что он — «образ» всего греха. В любом случае, Павел по сути говорит, что каждый человек — свой собственный Адам, то есть полностью несет ответственность за свое греховное состояние, даже если греховная природа унаследована им от Адама. Решение проблемы греха для Павла — это смерть верующего со Христом, смерть для греха, себя и мира. Новая жизнь вторгающегося в человека, распространяющегося Духа преображает его изнутри, и каждый человек становится новой тварью, когда его личность освящается в подобие Христа (Рим 3:21-26; 5:6-9; 6; 8:1-4,28-29; 2Кор 5:14-21).см. тж. грех к смерти; непростительный грех; оправдание; освящение; плоть.