Давид
Давид «возлюбленный» (david) Один из наиболее знаменитых царей Израиля. Царство Давида — символ расцвета могущества и влияния Израиля в истории ВЗ. Две книги ВЗ, посвященные правлению Давида, — это 2Царств и 1Паралипоменон. Его ранние годы описываются в 1Царств, начиная с 1Цар. 16. Давиду приписывается почти половина библейских псалмов. О нем много говорится и в НЗ, как о предке Иисуса Христа и предтече Царя-Мессии.
Подготовка к царскому правлению
Давид как царь
Длительное влияние Давида Юные годы. Семья. Давид был младшим из сыновей Иессея, члена колена Иуды. Семья жила в Вифлееме, примерно в шести милях (10 км) к югу от Иерусалима. Его прабабкой была моавитянка Руфь (Руфь 4:18-22). В родословных ВЗ и НЗ генеалогия Давида прослеживается вплоть до Иуды, сына патриарха Иакова (1Пар 2:3-15; Мф 1:3-6; Лк 3:31-33). Воспитание и таланты. О первых годах жизни Давида известно мало. Еще мальчиком он пас овец своего отца, рискуя жизнью, чтобы спасти их от медведей и львов. Позже Давид публично признавал, что Бог наделял его силами и помогал заботиться о вверенном его заботе стаде (1Цар 17:34-37). Давид был выдающимся музыкантом. Его способности арфиста были так хорошо развиты, что, когда при дворе царя Саула понадобился музыкант, кто-то немедленно порекомендовал Давида. В семействе Иессея Давида не очень ценили. Когда всенародно известный пророк Самуил посетил дом Давида, все старшие сыновья вышли встретить его; Давид же пас овец. Бог велел Самуилу помазать на царство будущего царя из семьи Иессея, но пророк не знал заранее, кого именно. Семь братьев прошли перед ним, но он чувствовал несогласие Бога и поэтому стал расспрашивать отца. Узнав, что у Иессея есть еще один сын, Давид, Самуил немедленно позвал за ним. Давид был помазан Самуилом и наделен Духом Господним (1Цар 16:1-13). Что бы ни думали о помазании Иессей и его семья, по-видимому, жизнь Давида никак не изменилась. Он продолжал пасти овец. Подготовка к царскому правлению. Юный Давид был готов служить другим, несмотря на то что был помазанным царем. Когда он понес передачу трем старшим братьям в военный лагерь, ему представилась возможность прославиться на всю страну. Юный Давид глубоко верил в Бога. Когда он навещал своих братьев на поле боя, его задело, что воины Божьего народа не могут справиться с филистимским великаном Голиафом. и хотя братья отговаривали его, Давид решил принять вызов Голиафа. Он был уверен, что Бог, Который помог ему справиться со львом и медведем, поможет ему и в борьбе с вражеским воином. С помощью веры в Бога и благодаря умению ловко метать камни Давид убил Голиафа (1Цар 17:12-58). Всенародная известность. Убив Голиафа, Давид стал героем народа Израиля. Это способствовало также его близкому знакомству с семьей царя Саула. Но успех и популярность Давида вызвали к нему зависть у царя Саула, что в конечном итоге привело к изгнанию Давида с земли Израиля. При дворе. Саул обещал Давиду в жены свою старшую дочь Мерову, но потом не сдержал обещания и выдал за Давида другую дочь, Мелхолу. Саул решил потребовать от Давида сто краеобрезаний от мертвых филистимлян, думая, что Давид погибнет от рук врагов. Но Давид вновь одержал победу. Женщины воспевали его подвиги, что еще больше усиливало зависть Саула, и он еще сильнее хотел погубить Давида (1Цар 18:6-30). Тем временем Давид подружился с сыном Саула Ионафаном. Они заключили завет дружбы, и Ионафан подарил Давиду лучшее оружие (меч, лук и пояс). Хотя Саул пытался настроить Ионафана против Давида, их дружба только крепла. Саул хотел убить Давида, и Давиду пришлось бежать и жить в изгнании. Когда Ионафан предупредил Давида о замыслах Саула, Давид отправился в Раму, чтобы встретиться с пророком Самуилом. Они вместе прибыли в Наваф, недалеко от Рамы. Саул, сначала пославший несколько отрядов искать Давида, наконец встретил его сам. Его попыткам схватить Давида помешал Дух Божий, заставивший Саула и его людей всю ночь пророчествовать в религиозном экстазе (1Цар 19). Снова пообщавшись с Ионафаном, Давид понял, что зависть Саула превратилась в ненависть. Ионафан, понимавший, что Давид может стать следующим царем Израиля, попросил гарантий того, что его потомки будут в безопасности при правлении Давида (1Цар 20). Жизнь в бегах. Бежав от Саула, Давид остановился в Номве. Обманув Ахимелеха, который был там священником, Давид получил пищу и меч Голиафа (который там хранился как трофей). Идумеянин по имени Доик, начальник пастухов Сауловых, видел, что происходило в Номве. Давид продолжил бегство и временно укрылся в Гефе, у царя Анхуса (1Цар 21), потом нашел пристанище в пещере Адолламской, в 10 милях (16,1 км) к юго-западу от Вифлеема. Там к нему присоединились родственники и около 400 воинов. Он отправился в Массифу Моавитскую, прося моавитского царя о защите, в особенности ради своих родителей. Когда пророк Гад предупредил Давида, что не стоит оставаться там, Давид вернулся в Иудею, в лес Херет (1Цар 22:1-5). Свобода передвижений Давида сердила Саула, и он обвинял своих людей в содействии ему. Когда Доик рассказал, чему был свидетелем в Номве, Саул казнил Ахимелеха и еще 84 священника, а потом перебил всех обитателей Номвы. Один из священников, Авиафар, бежал, чтобы рассказать Давиду о жестокости Саула. Давид обещал ему свою защиту (1Цар 22:6-23). Филистимляне всегда были готовы воспользоваться любой слабостью Израиля. Когда Давид отражал нападение филистимлян на Кеиль, в 12 милях (19,3 км) к юго-западу от Вифлеема, у Саула появилась возможность напасть на Давида, который бежал в пустыню Зиф, безлюдную местность возле Хеврона. Там Давид и Ионафан встретились в последний раз. Преследуемый армией Саула, Давид бежал дальше на юг. Его почти окружили в пустыне Маон, когда Саул вынужден был отозвать свою армию, чтобы отразить нападение филистимлян (1Цар 23). В следующем убежище Давида, в Эн-Гадди, на западном берегу Мертвого моря, Саул напал на него с 3000 воинов. У Давида была возможность убить Саула, но он отказался причинять вред царю Израиля, «помазаннику Господню». Увидев верность Давида, Саул исповедался в своем грехе — в том, что хотел убить Давида (1Цар 24). В те годы, когда отряд Давида блуждал в районе пустынь Маон, Зиф и Эн-Гадди, они защищали Навала, богатого человека, жившего в Маоне, у которого было большое стадо овец на Кармиле. В качестве платы за предоставленную ему защиту Давид попросил Навала поделиться с ними частью богатств. Отказ Навала рассердил Давида, но жена Навала Авигея попросила Давида не мстить ему. Когда Авигея рассказала Навалу, что он лишь чудом избежал смерти, он был, по-видимому, так потрясен, что с ним случился сердечный приступ. Он умер десять дней спустя, а Авигея позже стала женой Давида (1Цар 25). Саул снова пришел с армией в 3000 человек в пустыню Зиф, и Давид снова не воспользовался возможностью причинить царю вред. Наконец поняв, что преследовать Давида — это безумие, Саул прекратил гнаться за ним (1Цар 26). Бегство Давида от Саула. Давид и его войско атаковали филистимлян в Кеиле из леса Херет. Саул пришел из Гивы, чтобы напасть на Давида, но Давид скрылся в пустыне Зиф. В Хореше он встретился с Ионафаном, который ободрял его. Потом он бежал в пустыню Маон и крепости Эн-Гадди. Бегство в Филистию. Давид продолжал чувствовать себя неуютно в царстве Саула. Когда он вернулся в Геф в стране филистимлян, его приветствовал царь Анхус. Его последователям был выделен город Секелаг, где они прожили примерно 16 месяцев, в течение которых к ним приходило пополнение из Иудеи и других районов Израиля (1Цар 27; 1Пар 12:19-22). Сторонники Давида совершали набеги на армию филистимлян, которая шла в Мегиддо, чтобы сразиться с армией Саула, поэтому ее командиры требовали от Анхуса выгнать Давида. Вернувшись в Секелаг, Давид обнаружил, что в его отсутствие на город совершили набег амаликитяне. Он догнал их, освободил своих людей и имущество и разделил добычу с теми, кто оставался сзади и сторожил обоз (1Цар 29-30). Тем временем филистимляне разбили Израильтян у горы Гелвуй, Ионафан и два других сына Саула были убиты в сражении. Саул, тяжело раненный, закололся мечом (1Цар 31). Давид как царь. Давид правил Израилем около 40 лет, хотя в повествовании о его правлении нет достаточных данных, чтобы составить точную хронологию. Он начал свое правление в Хевроне и правил Иудеей семь или восемь лет. После смерти преемника Саула Иевосфея Давид был признан всеми коленами и сделал своей столицей Иерусалим. В течение следующего десятилетия он объединил Израиль посредством военной и экономической экспансии. Потом последовало примерно 10 лет раздоров в царской семье. В последние годы своего правления Давид, по-видимому, разрабатывал планы строительства в Иерусалиме храма, который был воздвигнут его сыном Соломоном. Годы в Хевроне. Давид прошел нелегкий период подготовки к царской должности. Служа под командованием Саула, он приобрел опыт войны против филистимлян. Во время своих блужданий по пустыням Южной Иудеи он заслужил благодарность землевладельцев и скотоводов, защищая их от набегов. То, что он был признан вне закона в Израиле, даже дало ему возможность вести переговоры с Моавом и Персией. Давид был в Филистии, когда узнал о смерти Саула и Ионафана. В прекрасной элегии он отдал дань своему другу Ионафану, а также царю Саулу (2Цар 1). Уверенный в том, что его ведет Бог, Давид вернулся домой, где старейшины Иудеи избрали его царем в Хевроне. Он послал гонцов в Иавис Галаадский, чтобы те обеспечили достойное погребение Саулу, вероятно, также прося их о поддержке. Вероятно, в Израиле после смерти Саула воцарилось смятение, потому что значительная часть территории была захвачена филистимлянами. Вожди собирали под своим началом столько воинов, сколько могли найти, соглашения между коленами пересматривались. Большая часть населения Иудеи поддерживала Давида. Началось нечто вроде гражданской войны между последователями Давида и Саула, причем к Давиду приходило все больше и больше людей. Военачальник Саула Авенир вел с Давидом переговоры о мире. Давид требовал, чтобы ему вернули его жену Мелхолу, утверждая, что не держит зла на род Саула. С согласия сына Саула Иевосфея, которого Авенир провозгласил царем, Авенир отправился в Хеврон и стал просить Израиль поддержать Давида. Но Иоав, один из военачальников Давида, убил Авенира из кровной мести, а вскоре после этого был убит Иевосфей. Давид оплакивал смерть Авенира и казнил двух убийц Иевосфея. Наследников Саула больше не осталось, и люди стали относиться к Давиду не как к узурпатору, а как к человеку, которого логика развития событий сделала наследником. Поэтому весь Израиль признал его царем (2Цар 2-4). Закрепление в Иерусалиме. Когда Израильтяне избрали царем Давида, филистимляне встревожились и выступили против него (2Цар 5; 1Пар 14:8-17). Давид оказался достаточно могущественным, чтобы нанести им поражение и таким образом объединить народ Израиля. Давид искал место для столицы в центре страны и обратил внимание на город Иерусалим, крепость иевусеев. Иоаву было велено захватить город, после чего он в награду был сделан военачальником армии Давида. Иерусалим стали называть «городом Давида» (1Пар 11:4-9). Подобно тому, как раньше Давид организовал вооруженные отряды (1Пар 11:1-12:22) в Хевроне, теперь он начал организовывать весь народ (1Пар 12:23-40). Закрепившись в Иерусалиме, Давид быстро завоевал признание финикийцев, наняв их ремесленников для строительства в новой столице великолепного дворца (1Пар 14:1-2). Он сделал Иерусалим религиозным центром Израиля (2Цар 6; 1Пар 13-16). Его неудачная попытка перевести ковчег завета на телеге, в которую были запряжены волы (см. Чис 4), показывает, что даже могущественный царь, чтобы пользоваться успехом, должен поступать так, как угодно Богу. Сделав Иерусалим столицей, Давид захотел построить там Божий храм. Он поделился этим планом с пророком Нафаном, который сначала отнесся к нему положительно. Однако ночью Бог послал через Нафана весть о том, что Давид не должен строить храм. Пророк сказал, что престол Давида установится навеки и, в отличие от Саула, у Давида будет сын, который унаследует его царство; и этот же сын построит храм (2Цар 7; 1Пар 17). Процветание и влияние. О том, как власть Давида расширялась и постепенно он стал править не только коленами Иудеи, но обширной территорией от реки Нил в Египте до долины Тигра и Евфрата, известно немногое. Сведения, которые мы можем почерпнуть из светской истории, ни в чем не противоречат библейским утверждениям о том, что ок. 1000 г. до Р.Х. Давид владел наиболее могущественным царством в сердце «Плодородного полумесяца». Вполне вероятно, столкновения с филистимлянами на западе были частыми, пока в конечном итоге они не подчинились Давиду и не стали платить ему дань. Во времена Саула филистимляне пользовались монополией на железо (1Цар 13:19-21). Тот факт, что в конце своего правления Давид свободно пользовался железом (1Пар 22:3), указывает на серьезные экономические перемены в Израиле. Царство Давида расширилось к югу, когда он построил военные крепости на идумейской территории. Помимо Едома он контролировал моавитян и амаликитян, которые платили ему дань золотом и серебром. На северо-востоке Израильтяне подчинили себе аммонитян и арамейцев, столицей которых был Дамаск. Искусное обращение Давида с друзьями и врагами способствовало укреплению его государства (2Цар 8-10). Хотя Давид был превосходным стратегом и использовал все возможности и ресурсы, чтобы привести Израиль к успеху, он был в то же время достаточно кроток, чтобы славить Бога (2Цар 22; Пс 17). Грех в царской семье. Большой фрагмент 2Царств (2Цар 11-20) посвящен поразительно откровенному рассказу о грехе, преступлениях и бунтах в семье Давида. Рассказывается и о недостатках самого царя; даже царь Израиля не мог избежать Божьего суда, если был неправ. Хотя многоженство на Ближнем Востоке было признаком высокого положения, царю Израиля оно воспрещалось (Вт 17:17). Однако у Давида было много жен; некоторые из браков были, без сомнения, заключены по политическим причинам (например, брак с дочерью Саула Мелхолой или с принцессой Маахой из Гессура). Кровосмешения, убийства и бунты в собственной семье причинили Давиду много горя и чуть не стоили ему престола. Прелюбодеяние Давида с Вирсавией, совершенное в период расцвета царства и военных успехов, побудило его к дальнейшим грехам: он задумал погубить мужа Вирсавии Урию, и тот погиб в сражении. По-видимому, Давид забыл о Боге. Но когда пророк Нафан осудил царя за его грехи, Давид признал свою вину. Он исповедался в грехах и попросил у Бога прощения (см. Пс 31; 50). Бог простил его, но почти 10 лет Давид страдал от последствий своей несдержанности и неумения воспитывать семью. Будучи непревзойденным стратегом и политиком, в делах семейных Давид не отличался силой характера. В его семье процветало зло; вскоре его сын Амнон совершил кровосмешение, после чего был убит собственным братом Авессаломом. Авессалом, на которого пал гнев отца, на три года укрылся у матери в Гессуре. Иоав, военачальник Давида, был способен примирить Давида с сыном. Но Авессалом, пользуясь своим царским происхождением, отправился в Хеврон, неожиданно поднял восстание и провозгласил себя царем Израиля. Его сторонники были сильны и представляли собой такую угрозу, что Давид бежал из Иерусалима. Однако он по-прежнему оставался великим стратегом и сумел выиграть время, чтобы организовать свои войска и подавить восстание сына. Авессалом был убит при попытке бегства, и смерть его безмерно опечалила Давида. Вернувшись в Иерусалим, Давид вынужден был устранять последствия бунта Авессалома. В частности, Авессалома поддержало его собственное колено, колено Иуды. Прежде чем воцарился мир, Иоаву пришлось подавить еще одно восстание — восстание Савея из колена Вениамина. Последние годы жизни Давида. Хотя Давиду не было разрешено строить храм в Иерусалиме, в последние годы правления он много внимания уделял подготовке этого строительства. Он собирал строительные материалы и организовывал работы в царстве так, чтобы труд местных и иноземных работников мог использоваться с максимальной эффективностью. Он также составил проект богослужений в новом храме (1Пар 21-29). Организация Военной и гражданской структур, разработанная Давидом, вероятно, была построена по египетскому образцу. Армия, находившаяся под строгим контролем военачальников, верность которых царю была доказана, включала в себя наемников. Царь назначал доверенных людей ответственными за фермы, скот и сады в разных районах царства (1Пар 27:25-31). Давид провел, по крайней мере начал проводить, перепись населения Израиля (2Цар 24; 1Пар 21). Рассказ об этом неполон, поэтому мы не можем точно установить причину, по которой Бог наказал Давида. Вопреки возражениям Иоава царь настаивал на проведении переписи. Так как позже Давид соглашался с тем, что перепись была грехом, возможно, мотивом ее была гордость царя, который хотел убедиться в том, как велика его военная мощь (ок. полутора миллионов человек). Возможно, Бог осудил народ за то, что они поддержали бунтовщиков Авессалома и Савея. Через пророка Гада Давиду было предложено выбирать себе наказание за грех. Он выбрал трехдневную чуму. Когда Давид и старейшины покаялись, они увидели ангела на гумне Орны Иевусеянина, Давид принес там жертву и помолился за свой народ. Позже он купил это гумно, расположенное за стенами Иерусалима, и решил, что именно на этом месте должен построить храм его сын Соломон (1Пар 21:28-22:1). Длительное влияние Давида. Автор псалмов. Ветхозаветная Псалтирь была одной из наиболее популярных книг в Древнем Израиле и оставалась таковой среди множества людей во все времена. Восхваления Бога, составленные Давидом, были предназначены для храмового богослужения (2Пар 29:30). 73 псалма, которые обычно приписывают Давиду, основаны на его опыте отношений с Богом и другими людьми.Некоторые псалмы, воспетые Давидом по событиям его жизни
Вероятно, Давид был составителем первой книги Псалтири (Пс 1-40) и четвертой книги (Пс 89-105), так как большая часть из этих псалмов написаны им самим. Другие его псалмы (Пс 50-70) являются частью второй книги (Пс 41-71), которая, вероятно, была составлена Соломоном. Последующие поколения использовали Псалтирь для поклонения, и к ней делали добавления другие люди, вплоть до времен Ездры. Псалмы Давида — это поэзия, которую клали на музыку и использовали в поклонении Израиля. Упорядочение обязанностей священников и левитов и его распоряжение использовать инструменты для поклонения (2Пар 7:6; 8:14) послужили образцом для следующих поколений, которому те продолжали следовать в религиозной жизни Израиля. Давид в произведениях пророков. Давид, признанный величайшим царем Израиля, часто упоминается как образец в писаниях пророков ВЗ. Исаия (например, в Ис 7:2,13; 22:22) и Иеремия часто упоминали о царях своего времени как принадлежащих к «дому» Давида или сидящих на его престоле. и Исаия, и Иеремия противопоставляли Давида некоторым его потомкам, которые не чтят Бога, и предсказывали, что однажды на престоле Давида воссядет Мессия, Который установит справедливость и правду и будет царить вечно (Ис 9:7; Иер 33:15). Описывая грядущего правителя, Исаия говорил, что он будет из рода Иессея, отца Давида (Ис 11:1-10). Предсказывая период всеобщего мира, Исаия говорит, что столицей его станет «Сион», то есть город Давидов (Ис 2:1-4). Иезекииль предвещал возрождение Давида как царя в эсхатологическом и мессианском смысле (Иез 37:24-25) и «раба Моего Давида» как пастыря Израиля (Иез 34:23). Осия тоже отождествлял будущего царя с Давидом (Ос 3:5). Амос утверждал, что Бог восстановит скинию Давида (Ам 9:11), так что народ снова будет в безопасности. Захария пять раз упоминает «дом Давида» (Зах 12-13), призывая надеяться на возрождение его славной династии. Представление о вечном престоле, обещанном Давиду, постоянно присутствует в провозглашениях пророков, которые возвещают суд, что постигнет народ и его правителей. Давид в Новом Завете. Авторы евангелий часто упоминают Давида, называя Иисуса «сыном Давида». Бог заключил с Давидом завет о том, что царь, который будет править вечно, будет его потомком (Мф 1:1; 9:27; 12:23; Мк 10:48; 12:35; Лк 18:38-39; 20:41). Согласно Мк 11:10 и Ин 7:42, иудеи времен Иисуса ждали, что Мессия (Христос) будет потомком Давида. Авторы евангелий явно учат, что Иисус — Сын Бога, когда прослеживают Его родство с Давидом (Мф 22:41-45; Мк 12:35-37; Лк 20:41-44). В Книге Деяний говорится, что обетования, которые Бог дал Давиду, исполнились в Иисусе Христе. Давид рассматривается также как пророк, которого Божий Дух вдохновлял на сочинение псалмов (Деян 1:16; 2:22-36; 4:25; 13:26-39). В Книге Откровение Иисус определен как «имеющий ключ Давидов» (Отк 3:7) и «лев от колена Иудина, корень Давидов» (Отк 5:5). Иисус говорит: «Я е
см. корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Отк 22:16).см. тж. Царство Божье, Израиль, история, Мессия; христология; Ветхий Завет; Новый Завет; царь.
Подразделы статьи
Юные годыПодготовка к царскому правлению
Давид как царь
Длительное влияние Давида Юные годы. Семья. Давид был младшим из сыновей Иессея, члена колена Иуды. Семья жила в Вифлееме, примерно в шести милях (10 км) к югу от Иерусалима. Его прабабкой была моавитянка Руфь (Руфь 4:18-22). В родословных ВЗ и НЗ генеалогия Давида прослеживается вплоть до Иуды, сына патриарха Иакова (1Пар 2:3-15; Мф 1:3-6; Лк 3:31-33). Воспитание и таланты. О первых годах жизни Давида известно мало. Еще мальчиком он пас овец своего отца, рискуя жизнью, чтобы спасти их от медведей и львов. Позже Давид публично признавал, что Бог наделял его силами и помогал заботиться о вверенном его заботе стаде (1Цар 17:34-37). Давид был выдающимся музыкантом. Его способности арфиста были так хорошо развиты, что, когда при дворе царя Саула понадобился музыкант, кто-то немедленно порекомендовал Давида. В семействе Иессея Давида не очень ценили. Когда всенародно известный пророк Самуил посетил дом Давида, все старшие сыновья вышли встретить его; Давид же пас овец. Бог велел Самуилу помазать на царство будущего царя из семьи Иессея, но пророк не знал заранее, кого именно. Семь братьев прошли перед ним, но он чувствовал несогласие Бога и поэтому стал расспрашивать отца. Узнав, что у Иессея есть еще один сын, Давид, Самуил немедленно позвал за ним. Давид был помазан Самуилом и наделен Духом Господним (1Цар 16:1-13). Что бы ни думали о помазании Иессей и его семья, по-видимому, жизнь Давида никак не изменилась. Он продолжал пасти овец. Подготовка к царскому правлению. Юный Давид был готов служить другим, несмотря на то что был помазанным царем. Когда он понес передачу трем старшим братьям в военный лагерь, ему представилась возможность прославиться на всю страну. Юный Давид глубоко верил в Бога. Когда он навещал своих братьев на поле боя, его задело, что воины Божьего народа не могут справиться с филистимским великаном Голиафом. и хотя братья отговаривали его, Давид решил принять вызов Голиафа. Он был уверен, что Бог, Который помог ему справиться со львом и медведем, поможет ему и в борьбе с вражеским воином. С помощью веры в Бога и благодаря умению ловко метать камни Давид убил Голиафа (1Цар 17:12-58). Всенародная известность. Убив Голиафа, Давид стал героем народа Израиля. Это способствовало также его близкому знакомству с семьей царя Саула. Но успех и популярность Давида вызвали к нему зависть у царя Саула, что в конечном итоге привело к изгнанию Давида с земли Израиля. При дворе. Саул обещал Давиду в жены свою старшую дочь Мерову, но потом не сдержал обещания и выдал за Давида другую дочь, Мелхолу. Саул решил потребовать от Давида сто краеобрезаний от мертвых филистимлян, думая, что Давид погибнет от рук врагов. Но Давид вновь одержал победу. Женщины воспевали его подвиги, что еще больше усиливало зависть Саула, и он еще сильнее хотел погубить Давида (1Цар 18:6-30). Тем временем Давид подружился с сыном Саула Ионафаном. Они заключили завет дружбы, и Ионафан подарил Давиду лучшее оружие (меч, лук и пояс). Хотя Саул пытался настроить Ионафана против Давида, их дружба только крепла. Саул хотел убить Давида, и Давиду пришлось бежать и жить в изгнании. Когда Ионафан предупредил Давида о замыслах Саула, Давид отправился в Раму, чтобы встретиться с пророком Самуилом. Они вместе прибыли в Наваф, недалеко от Рамы. Саул, сначала пославший несколько отрядов искать Давида, наконец встретил его сам. Его попыткам схватить Давида помешал Дух Божий, заставивший Саула и его людей всю ночь пророчествовать в религиозном экстазе (1Цар 19). Снова пообщавшись с Ионафаном, Давид понял, что зависть Саула превратилась в ненависть. Ионафан, понимавший, что Давид может стать следующим царем Израиля, попросил гарантий того, что его потомки будут в безопасности при правлении Давида (1Цар 20). Жизнь в бегах. Бежав от Саула, Давид остановился в Номве. Обманув Ахимелеха, который был там священником, Давид получил пищу и меч Голиафа (который там хранился как трофей). Идумеянин по имени Доик, начальник пастухов Сауловых, видел, что происходило в Номве. Давид продолжил бегство и временно укрылся в Гефе, у царя Анхуса (1Цар 21), потом нашел пристанище в пещере Адолламской, в 10 милях (16,1 км) к юго-западу от Вифлеема. Там к нему присоединились родственники и около 400 воинов. Он отправился в Массифу Моавитскую, прося моавитского царя о защите, в особенности ради своих родителей. Когда пророк Гад предупредил Давида, что не стоит оставаться там, Давид вернулся в Иудею, в лес Херет (1Цар 22:1-5). Свобода передвижений Давида сердила Саула, и он обвинял своих людей в содействии ему. Когда Доик рассказал, чему был свидетелем в Номве, Саул казнил Ахимелеха и еще 84 священника, а потом перебил всех обитателей Номвы. Один из священников, Авиафар, бежал, чтобы рассказать Давиду о жестокости Саула. Давид обещал ему свою защиту (1Цар 22:6-23). Филистимляне всегда были готовы воспользоваться любой слабостью Израиля. Когда Давид отражал нападение филистимлян на Кеиль, в 12 милях (19,3 км) к юго-западу от Вифлеема, у Саула появилась возможность напасть на Давида, который бежал в пустыню Зиф, безлюдную местность возле Хеврона. Там Давид и Ионафан встретились в последний раз. Преследуемый армией Саула, Давид бежал дальше на юг. Его почти окружили в пустыне Маон, когда Саул вынужден был отозвать свою армию, чтобы отразить нападение филистимлян (1Цар 23). В следующем убежище Давида, в Эн-Гадди, на западном берегу Мертвого моря, Саул напал на него с 3000 воинов. У Давида была возможность убить Саула, но он отказался причинять вред царю Израиля, «помазаннику Господню». Увидев верность Давида, Саул исповедался в своем грехе — в том, что хотел убить Давида (1Цар 24). В те годы, когда отряд Давида блуждал в районе пустынь Маон, Зиф и Эн-Гадди, они защищали Навала, богатого человека, жившего в Маоне, у которого было большое стадо овец на Кармиле. В качестве платы за предоставленную ему защиту Давид попросил Навала поделиться с ними частью богатств. Отказ Навала рассердил Давида, но жена Навала Авигея попросила Давида не мстить ему. Когда Авигея рассказала Навалу, что он лишь чудом избежал смерти, он был, по-видимому, так потрясен, что с ним случился сердечный приступ. Он умер десять дней спустя, а Авигея позже стала женой Давида (1Цар 25). Саул снова пришел с армией в 3000 человек в пустыню Зиф, и Давид снова не воспользовался возможностью причинить царю вред. Наконец поняв, что преследовать Давида — это безумие, Саул прекратил гнаться за ним (1Цар 26). Бегство Давида от Саула. Давид и его войско атаковали филистимлян в Кеиле из леса Херет. Саул пришел из Гивы, чтобы напасть на Давида, но Давид скрылся в пустыне Зиф. В Хореше он встретился с Ионафаном, который ободрял его. Потом он бежал в пустыню Маон и крепости Эн-Гадди. Бегство в Филистию. Давид продолжал чувствовать себя неуютно в царстве Саула. Когда он вернулся в Геф в стране филистимлян, его приветствовал царь Анхус. Его последователям был выделен город Секелаг, где они прожили примерно 16 месяцев, в течение которых к ним приходило пополнение из Иудеи и других районов Израиля (1Цар 27; 1Пар 12:19-22). Сторонники Давида совершали набеги на армию филистимлян, которая шла в Мегиддо, чтобы сразиться с армией Саула, поэтому ее командиры требовали от Анхуса выгнать Давида. Вернувшись в Секелаг, Давид обнаружил, что в его отсутствие на город совершили набег амаликитяне. Он догнал их, освободил своих людей и имущество и разделил добычу с теми, кто оставался сзади и сторожил обоз (1Цар 29-30). Тем временем филистимляне разбили Израильтян у горы Гелвуй, Ионафан и два других сына Саула были убиты в сражении. Саул, тяжело раненный, закололся мечом (1Цар 31). Давид как царь. Давид правил Израилем около 40 лет, хотя в повествовании о его правлении нет достаточных данных, чтобы составить точную хронологию. Он начал свое правление в Хевроне и правил Иудеей семь или восемь лет. После смерти преемника Саула Иевосфея Давид был признан всеми коленами и сделал своей столицей Иерусалим. В течение следующего десятилетия он объединил Израиль посредством военной и экономической экспансии. Потом последовало примерно 10 лет раздоров в царской семье. В последние годы своего правления Давид, по-видимому, разрабатывал планы строительства в Иерусалиме храма, который был воздвигнут его сыном Соломоном. Годы в Хевроне. Давид прошел нелегкий период подготовки к царской должности. Служа под командованием Саула, он приобрел опыт войны против филистимлян. Во время своих блужданий по пустыням Южной Иудеи он заслужил благодарность землевладельцев и скотоводов, защищая их от набегов. То, что он был признан вне закона в Израиле, даже дало ему возможность вести переговоры с Моавом и Персией. Давид был в Филистии, когда узнал о смерти Саула и Ионафана. В прекрасной элегии он отдал дань своему другу Ионафану, а также царю Саулу (2Цар 1). Уверенный в том, что его ведет Бог, Давид вернулся домой, где старейшины Иудеи избрали его царем в Хевроне. Он послал гонцов в Иавис Галаадский, чтобы те обеспечили достойное погребение Саулу, вероятно, также прося их о поддержке. Вероятно, в Израиле после смерти Саула воцарилось смятение, потому что значительная часть территории была захвачена филистимлянами. Вожди собирали под своим началом столько воинов, сколько могли найти, соглашения между коленами пересматривались. Большая часть населения Иудеи поддерживала Давида. Началось нечто вроде гражданской войны между последователями Давида и Саула, причем к Давиду приходило все больше и больше людей. Военачальник Саула Авенир вел с Давидом переговоры о мире. Давид требовал, чтобы ему вернули его жену Мелхолу, утверждая, что не держит зла на род Саула. С согласия сына Саула Иевосфея, которого Авенир провозгласил царем, Авенир отправился в Хеврон и стал просить Израиль поддержать Давида. Но Иоав, один из военачальников Давида, убил Авенира из кровной мести, а вскоре после этого был убит Иевосфей. Давид оплакивал смерть Авенира и казнил двух убийц Иевосфея. Наследников Саула больше не осталось, и люди стали относиться к Давиду не как к узурпатору, а как к человеку, которого логика развития событий сделала наследником. Поэтому весь Израиль признал его царем (2Цар 2-4). Закрепление в Иерусалиме. Когда Израильтяне избрали царем Давида, филистимляне встревожились и выступили против него (2Цар 5; 1Пар 14:8-17). Давид оказался достаточно могущественным, чтобы нанести им поражение и таким образом объединить народ Израиля. Давид искал место для столицы в центре страны и обратил внимание на город Иерусалим, крепость иевусеев. Иоаву было велено захватить город, после чего он в награду был сделан военачальником армии Давида. Иерусалим стали называть «городом Давида» (1Пар 11:4-9). Подобно тому, как раньше Давид организовал вооруженные отряды (1Пар 11:1-12:22) в Хевроне, теперь он начал организовывать весь народ (1Пар 12:23-40). Закрепившись в Иерусалиме, Давид быстро завоевал признание финикийцев, наняв их ремесленников для строительства в новой столице великолепного дворца (1Пар 14:1-2). Он сделал Иерусалим религиозным центром Израиля (2Цар 6; 1Пар 13-16). Его неудачная попытка перевести ковчег завета на телеге, в которую были запряжены волы (см. Чис 4), показывает, что даже могущественный царь, чтобы пользоваться успехом, должен поступать так, как угодно Богу. Сделав Иерусалим столицей, Давид захотел построить там Божий храм. Он поделился этим планом с пророком Нафаном, который сначала отнесся к нему положительно. Однако ночью Бог послал через Нафана весть о том, что Давид не должен строить храм. Пророк сказал, что престол Давида установится навеки и, в отличие от Саула, у Давида будет сын, который унаследует его царство; и этот же сын построит храм (2Цар 7; 1Пар 17). Процветание и влияние. О том, как власть Давида расширялась и постепенно он стал править не только коленами Иудеи, но обширной территорией от реки Нил в Египте до долины Тигра и Евфрата, известно немногое. Сведения, которые мы можем почерпнуть из светской истории, ни в чем не противоречат библейским утверждениям о том, что ок. 1000 г. до Р.Х. Давид владел наиболее могущественным царством в сердце «Плодородного полумесяца». Вполне вероятно, столкновения с филистимлянами на западе были частыми, пока в конечном итоге они не подчинились Давиду и не стали платить ему дань. Во времена Саула филистимляне пользовались монополией на железо (1Цар 13:19-21). Тот факт, что в конце своего правления Давид свободно пользовался железом (1Пар 22:3), указывает на серьезные экономические перемены в Израиле. Царство Давида расширилось к югу, когда он построил военные крепости на идумейской территории. Помимо Едома он контролировал моавитян и амаликитян, которые платили ему дань золотом и серебром. На северо-востоке Израильтяне подчинили себе аммонитян и арамейцев, столицей которых был Дамаск. Искусное обращение Давида с друзьями и врагами способствовало укреплению его государства (2Цар 8-10). Хотя Давид был превосходным стратегом и использовал все возможности и ресурсы, чтобы привести Израиль к успеху, он был в то же время достаточно кроток, чтобы славить Бога (2Цар 22; Пс 17). Грех в царской семье. Большой фрагмент 2Царств (2Цар 11-20) посвящен поразительно откровенному рассказу о грехе, преступлениях и бунтах в семье Давида. Рассказывается и о недостатках самого царя; даже царь Израиля не мог избежать Божьего суда, если был неправ. Хотя многоженство на Ближнем Востоке было признаком высокого положения, царю Израиля оно воспрещалось (Вт 17:17). Однако у Давида было много жен; некоторые из браков были, без сомнения, заключены по политическим причинам (например, брак с дочерью Саула Мелхолой или с принцессой Маахой из Гессура). Кровосмешения, убийства и бунты в собственной семье причинили Давиду много горя и чуть не стоили ему престола. Прелюбодеяние Давида с Вирсавией, совершенное в период расцвета царства и военных успехов, побудило его к дальнейшим грехам: он задумал погубить мужа Вирсавии Урию, и тот погиб в сражении. По-видимому, Давид забыл о Боге. Но когда пророк Нафан осудил царя за его грехи, Давид признал свою вину. Он исповедался в грехах и попросил у Бога прощения (см. Пс 31; 50). Бог простил его, но почти 10 лет Давид страдал от последствий своей несдержанности и неумения воспитывать семью. Будучи непревзойденным стратегом и политиком, в делах семейных Давид не отличался силой характера. В его семье процветало зло; вскоре его сын Амнон совершил кровосмешение, после чего был убит собственным братом Авессаломом. Авессалом, на которого пал гнев отца, на три года укрылся у матери в Гессуре. Иоав, военачальник Давида, был способен примирить Давида с сыном. Но Авессалом, пользуясь своим царским происхождением, отправился в Хеврон, неожиданно поднял восстание и провозгласил себя царем Израиля. Его сторонники были сильны и представляли собой такую угрозу, что Давид бежал из Иерусалима. Однако он по-прежнему оставался великим стратегом и сумел выиграть время, чтобы организовать свои войска и подавить восстание сына. Авессалом был убит при попытке бегства, и смерть его безмерно опечалила Давида. Вернувшись в Иерусалим, Давид вынужден был устранять последствия бунта Авессалома. В частности, Авессалома поддержало его собственное колено, колено Иуды. Прежде чем воцарился мир, Иоаву пришлось подавить еще одно восстание — восстание Савея из колена Вениамина. Последние годы жизни Давида. Хотя Давиду не было разрешено строить храм в Иерусалиме, в последние годы правления он много внимания уделял подготовке этого строительства. Он собирал строительные материалы и организовывал работы в царстве так, чтобы труд местных и иноземных работников мог использоваться с максимальной эффективностью. Он также составил проект богослужений в новом храме (1Пар 21-29). Организация Военной и гражданской структур, разработанная Давидом, вероятно, была построена по египетскому образцу. Армия, находившаяся под строгим контролем военачальников, верность которых царю была доказана, включала в себя наемников. Царь назначал доверенных людей ответственными за фермы, скот и сады в разных районах царства (1Пар 27:25-31). Давид провел, по крайней мере начал проводить, перепись населения Израиля (2Цар 24; 1Пар 21). Рассказ об этом неполон, поэтому мы не можем точно установить причину, по которой Бог наказал Давида. Вопреки возражениям Иоава царь настаивал на проведении переписи. Так как позже Давид соглашался с тем, что перепись была грехом, возможно, мотивом ее была гордость царя, который хотел убедиться в том, как велика его военная мощь (ок. полутора миллионов человек). Возможно, Бог осудил народ за то, что они поддержали бунтовщиков Авессалома и Савея. Через пророка Гада Давиду было предложено выбирать себе наказание за грех. Он выбрал трехдневную чуму. Когда Давид и старейшины покаялись, они увидели ангела на гумне Орны Иевусеянина, Давид принес там жертву и помолился за свой народ. Позже он купил это гумно, расположенное за стенами Иерусалима, и решил, что именно на этом месте должен построить храм его сын Соломон (1Пар 21:28-22:1). Длительное влияние Давида. Автор псалмов. Ветхозаветная Псалтирь была одной из наиболее популярных книг в Древнем Израиле и оставалась таковой среди множества людей во все времена. Восхваления Бога, составленные Давидом, были предназначены для храмового богослужения (2Пар 29:30). 73 псалма, которые обычно приписывают Давиду, основаны на его опыте отношений с Богом и другими людьми.
Некоторые псалмы, воспетые Давидом по событиям его жизни Псалом Историческая ссылка
58 1Цар 19:11
55 1Цар 21:10
33 1Цар 21:13
141 1Цар 22:1
51 1Цар 22:9
53 1Цар 23:19
56 1Цар 24:1
7 1Цар 24:11-12
17 2Цар 7:1,22
31 2Цар 12:13-14
50 2Цар 12:13-14
3 2Цар 15:16
62 2Цар 16:2
Вероятно, Давид был составителем первой книги Псалтири (Пс 1-40) и четвертой книги (Пс 89-105), так как большая часть из этих псалмов написаны им самим. Другие его псалмы (Пс 50-70) являются частью второй книги (Пс 41-71), которая, вероятно, была составлена Соломоном. Последующие поколения использовали Псалтирь для поклонения, и к ней делали добавления другие люди, вплоть до времен Ездры. Псалмы Давида — это поэзия, которую клали на музыку и использовали в поклонении Израиля. Упорядочение обязанностей священников и левитов и его распоряжение использовать инструменты для поклонения (2Пар 7:6; 8:14) послужили образцом для следующих поколений, которому те продолжали следовать в религиозной жизни Израиля. Давид в произведениях пророков. Давид, признанный величайшим царем Израиля, часто упоминается как образец в писаниях пророков ВЗ. Исаия (например, в Ис 7:2,13; 22:22) и Иеремия часто упоминали о царях своего времени как принадлежащих к «дому» Давида или сидящих на его престоле. и Исаия, и Иеремия противопоставляли Давида некоторым его потомкам, которые не чтят Бога, и предсказывали, что однажды на престоле Давида воссядет Мессия, Который установит справедливость и правду и будет царить вечно (Ис 9:7; Иер 33:15). Описывая грядущего правителя, Исаия говорил, что он будет из рода Иессея, отца Давида (Ис 11:1-10). Предсказывая период всеобщего мира, Исаия говорит, что столицей его станет «Сион», то есть город Давидов (Ис 2:1-4). Иезекииль предвещал возрождение Давида как царя в эсхатологическом и мессианском смысле (Иез 37:24-25) и «раба Моего Давида» как пастыря Израиля (Иез 34:23). Осия тоже отождествлял будущего царя с Давидом (Ос 3:5). Амос утверждал, что Бог восстановит скинию Давида (Ам 9:11), так что народ снова будет в безопасности. Захария пять раз упоминает «дом Давида» (Зах 12-13), призывая надеяться на возрождение его славной династии. Представление о вечном престоле, обещанном Давиду, постоянно присутствует в провозглашениях пророков, которые возвещают суд, что постигнет народ и его правителей. Давид в Новом Завете. Авторы евангелий часто упоминают Давида, называя Иисуса «сыном Давида». Бог заключил с Давидом завет о том, что царь, который будет править вечно, будет его потомком (Мф 1:1; 9:27; 12:23; Мк 10:48; 12:35; Лк 18:38-39; 20:41). Согласно Мк 11:10 и Ин 7:42, иудеи времен Иисуса ждали, что Мессия (Христос) будет потомком Давида. Авторы евангелий явно учат, что Иисус — Сын Бога, когда прослеживают Его родство с Давидом (Мф 22:41-45; Мк 12:35-37; Лк 20:41-44). В Книге Деяний говорится, что обетования, которые Бог дал Давиду, исполнились в Иисусе Христе. Давид рассматривается также как пророк, которого Божий Дух вдохновлял на сочинение псалмов (Деян 1:16; 2:22-36; 4:25; 13:26-39). В Книге Откровение Иисус определен как «имеющий ключ Давидов» (Отк 3:7) и «лев от колена Иудина, корень Давидов» (Отк 5:5). Иисус говорит: «Я есм. корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Отк 22:16).см. тж. Царство Божье, Израиль, история, Мессия; христология; Ветхий Завет; Новый Завет; царь.