День Очищения
День Очищения (Atonement. Day of) Йом Кипур, самый важный день в религиозном календаре Израиля, который отмечали в десятый день еврейского месяца тишрей (соответствует периоду с середины сентября по середину октября). В этот день первосвященник входил во Святое-святых скинии (или храма), чтобы очистить весь Израиль от грехов. Основная идея очищения — это «покрытие» греха; задача — примирить Бога и человека. В НЗ день очищения упоминается как «пост» (Деян 27:9). Раввины называли его «Днем» или «Великим Днем». На протяжении столетий к процедуре празднования были добавлены некоторые дополнительные обряды; первоначальный же обряд дня очищения в основном описан в Лев. 16. Сложные и состоящие из множества деталей церемонии все нацелены на полное искупление посредством жертвоприношения. Сначала первосвященник снимал свое официальное одеяние, свидетельствовавшее о его величии и славе, и одевался в белый лен как символ покаяния, после чего выполнял свои обязанности. Он приносил тельца в жертву за грех от имени себя и священников. Потом он входил во Святое святых с кадильницей, полной горящих углей с жертвенника курений, в результате чего помещение наполнялось благовонными ароматами. Он окроплял кровью тельца крышку ковчега завета и пол перед ним. Потом по жребию из приведенных народом козлов выбиралось два. Одного козла убивали как жертву за грехи народа, кровь его вносилась за завесу и разбрызгивалась, таким образом, очищению подвергалось даже святилище. Первосвященник исповедовался в грехах народа над оставшимся в живых козлом, возложив ему на голову руки. Наконец этот козел, называемый «козлом отпущения», прогонялся в пустыню. Он символически уносил грехи народа с собой. Потом первосвященник облачался в свои привычные одеяния и приносил в жертву всесожжения за себя и народ жир от жертвы за грехи. Мясо тельца и козла сжигалось за границами лагеря. День очищения упоминается в ВЗ также в Исх 30:10; Лев 23:26-32, в списке ежегодных праздников; в Лев 25:9-16, где утверждается, что каждый юбилейный год начинался с дня очищения; и в Чис 29:7-11. День очищения был таким важным праздником для иудеев, что пережил храм, разрушенный в 70 г. по Р.Х., и саму систему жертвоприношений. Сегодня это по-прежнему самый святой день для иудеев. Хотя в книгах Моисея нигде не объясняется, в чем заключается «смирение души», необходимое для дня искупления (Лев 23:27-32), иудеи обычно истолковывали это как пост (см. Пс 34:13; Ис 58:3-5,10). В библейские времена празднование дня очищения свидетельствовало об искуплении грехов Израиля посредством обрядов, заповеданных Богом. Прощение и благодать Божья даровались народу и служили основанием для общения Бога с Его народом завета. День этот считался субботой покоя (Лев 16:31; 23:32), и работать было запрещено, как в обычную субботу. Несмотря на все остальные предписанные законом жертвоприношения, совершавшиеся в течение года, требовалось совершить особый обряд очищения от грехов. Этот обряд должен был отвратить от людей Божий гнев, очистить их от уже совершенных грехов и гарантировать будущее присутствие Бога. Принесение в жертву первого козла и изгнание козла отпущения были призваны очистить народ, священников и святилище от греха. Задача всей системы жертвоприношений, которая достигала своего высшего выражения в этот день, иногда определяется как «страстная пятница ВЗ». Ежедневных, еженедельных и ежемесячных жертвоприношений не хватало, поэтому даже первосвященник не мог входить в святилище на протяжении года. Только в этот день ему позволено было войти туда с жертвенной кровью, чтобы торжественно представить свой народ перед окропленной кровью крышкой ковчега. Этот день был необходим в основном потому, что остальные жертвоприношения не могли искупить неизвестных («тайных») грехов. Из-за таких грехов святилище, земля и народ оставались оскверненными с обрядовой точки зрения. День очищения был заповедан Богом для полного искупления всех грехов (Лев 16:33). В лице первосвященника народ получал доступ в присутствие Бога.
см. жертвоприношений; искупление.
см. жертвоприношений; искупление.