Деяния Святых Апостолов
Деяния Святых Апостолов (acts of the apostles, Book of the) Книга Нового Завета, в которой представлена история ранней церкви, написанная как продолжение Евангелия от Луки. В НЗ Книга Деяний расположена после четырех евангелий перед посланиями.
Дата, место и цель написания
Исторический контекст и содержание
Замысел Автор. В Книге Деяний ясно не говорится, кто ее автор, но большинство исследователей считает автором Луку. Раннее церковное предание, начиная со II века, гласит, что Деяния (как и третье евангелие) были написаны странствующим спутником и соратником апостола Павла. В Кол 4:14 этот спутник определен как «Лука, врач возлюбленный»; он упоминается также среди соратников Павла (Кол 4:10-17;
см. также 2Тим 4:10; Флм 1:24). Веский аргумент в пользу предания о том, что автор Деяний был спутником Павла, мы обнаруживаем во второй половине книги, в которой рассказывается о служении Павла. Там в нескольких местах повествование ведется от первого лица множественного числа. 1. «И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там» (Деян 16:9-10). 2. «Они, пойдя вперед, ожидали нас в Троаде. А мы... отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней» (Деян 20:5-6). 3. «Когда решено было плыть нам в Италию...» (Деян 27:1). Эти отрывки, в которых говорится «мы» (Деян 16:9-18: 20:5-21:18; Деян 27:1-28:16), выглядят как повествование о путешествиях или дневник, написанный очевидцем, сопровождавшим Павла из Троады в Филиппы во время второго миссионерского путешествия; из Филипп в Милит — во время третьего; из Милита — в Иерусалим и из Кесарии — в Рим. Так как стиль и словарный запас этих повествований о путешествии такие же, как в остальной книге, вполне вероятно, что автор дневника был также автором целой книги. Сложный литературный стиль и отточенный греческий язык книги, а также то, что она адресована некоему Феофилу (возможно, высокопоставленному римскому чиновнику), подкрепляет предание о том, что Лука был язычником, обращенным в христианство. Его последовательное и частое обращение к греческому переводу ВЗ может свидетельствовать о том, что он был верующим в Бога язычником до обращения в новую веру. Дата, место и цель написания. Проблема даты и места написания Деяний остается неразрешенной. В самой книге нет точных указаний по этому поводу. Что же касается цели, то здесь Лука не оставил места для сомнений. Во вступительном стихе он обращается к некоему Феофилу, для которого он уже написал ранее книгу о жизни Иисуса. Нет сомнений, что он имеет в виду труд, известный нам как Евангелие от Луки. В предисловии к евангелию (Лк 1:1-4) Лука ясно указывает на цель написания, посвящая свой рассказ «достопочтенному Феофилу». Неизвестно, кто был этот человек. Некоторые толкователи полагают, что Феофил (что значит «любимый Богом» или «любящий Бога») обозначает читателя-христианина вообще, а не какую-то конкретную личность. Однако определение «достопочтенный» свидетельствует об обратном. Это прилагательное использовалось обычно как почетный титул, указывая на человека, занимавшего высокое положение в римском общественно-политическом устройстве (см. использование этого титула по отношению к Феликсу, Деян 23:26; 24:2; и Фесту, Деян 26:25). Поэтому вполне вероятно, что Лука написал свои два труда для официального представителя римского общества. Когда были написаны Деяния? Некоторые ученые относят книгу к последней четверти I века. Так как евангелие было написано раньше и так как Лука основывает свою историю об Иисусе на рассказах очевидцев и письменных источниках (а также, возможно, на Евангелии от Марка, предположительно созданном в 60-е гг.), Деяния не могут быть написаны раннее 85 г. по Р.Х. Сторонники такой поздней даты опираются на само богословие Деяний, поскольку отраженный в нем процесс становления христианской церкви в истории, по их мнению, предусматривает перспективу долгого ожидания возвращения Господа. Так как упование на немедленное второе пришествие вспыхнуло ярким огнем в момент иудейского восстания и падения Иерусалима в 70 г. по Р.Х., должно было пройти какое-то время, чтобы это пламя немного успокоилось. Другие ученые считают, что Деяния появились в 70 г. по Р.Х. или вскоре после этого времени. Иудейское восстание 66-70 г. по Р.Х., кульминацией которого явилось разрушение Иерусалима, заставило власти с недоверием относиться к иудаизму — до того разрешенному. Христианское движение, которое воспринималось как иудейская секта, тоже попало под подозрение. Христиан начали обвинять во враждебности к Риму. Изучение Деяний показывает, что, помимо прочего (см. ниже), Лука защищал христиан от обвинений во враждебности по отношению к государству. Он рассказывает, что римские власти неоднократно убеждались в полной невиновности христиан и прежде всего Павла (Деян 16:39; 18:14-17; 19:37; 23:29; 25:25; 26:32). Лука объясняет также, что Павел выполнял свою миссию с полного одобрения римских властей в самом сердце имперской столицы (Деян 28:16-31). Ряд ученых утверждает, что Деяния написаны еще раньше, ориентировочно в период римского заключения Павла (начало 60-х гг.). Они приводят два довода: (1) Деяния резко обрываются на том, что Павел продолжает служение в Риме, когда суд над ним еще не начался, а это может значить, что Лука именно тогда и писал книгу. Конечно, Лука вполне мог завершить свою книгу проповедью Павла в Риме, потому что это отвечало его цели: а именно, показать, как Благая Весть распространилась от Иерусалима до Рима. Но маловероятно, что Лука завершил бы Деяния подобным образом, не приведя речи Павла в защиту Евангелия, произнесенной перед самим кесарем, если бы он знал о такой речи. (2) Вероятнее всего, что история Луки, защищающего христианство от всевозможных нападок со стороны как иудеев, так и язычников, была составлена в те годы, когда христианство находилось уже под подозрением, но еще не было запрещено. То есть это время до начала гонений Нерона, имевших место в 64 г. по Р.Х. Такая ранняя датировка согласуется с мнением, что Лука был с Павлом во время его римского заключения и писал свою историю в Риме, ожидая начала суда над Павлом. Возможно, одной из задач сочинения Луки было повлиять на приговор. Лука описывает суть христианства и миссию Павла, надеясь, что это позволит Павлу продолжить служение среди язычников. Исторический контекст и
Подразделы статьи
АвторДата, место и цель написания
Исторический контекст и содержание
Замысел Автор. В Книге Деяний ясно не говорится, кто ее автор, но большинство исследователей считает автором Луку. Раннее церковное предание, начиная со II века, гласит, что Деяния (как и третье евангелие) были написаны странствующим спутником и соратником апостола Павла. В Кол 4:14 этот спутник определен как «Лука, врач возлюбленный»; он упоминается также среди соратников Павла (Кол 4:10-17;
см. также 2Тим 4:10; Флм 1:24). Веский аргумент в пользу предания о том, что автор Деяний был спутником Павла, мы обнаруживаем во второй половине книги, в которой рассказывается о служении Павла. Там в нескольких местах повествование ведется от первого лица множественного числа. 1. «И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там» (Деян 16:9-10). 2. «Они, пойдя вперед, ожидали нас в Троаде. А мы... отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней» (Деян 20:5-6). 3. «Когда решено было плыть нам в Италию...» (Деян 27:1). Эти отрывки, в которых говорится «мы» (Деян 16:9-18: 20:5-21:18; Деян 27:1-28:16), выглядят как повествование о путешествиях или дневник, написанный очевидцем, сопровождавшим Павла из Троады в Филиппы во время второго миссионерского путешествия; из Филипп в Милит — во время третьего; из Милита — в Иерусалим и из Кесарии — в Рим. Так как стиль и словарный запас этих повествований о путешествии такие же, как в остальной книге, вполне вероятно, что автор дневника был также автором целой книги. Сложный литературный стиль и отточенный греческий язык книги, а также то, что она адресована некоему Феофилу (возможно, высокопоставленному римскому чиновнику), подкрепляет предание о том, что Лука был язычником, обращенным в христианство. Его последовательное и частое обращение к греческому переводу ВЗ может свидетельствовать о том, что он был верующим в Бога язычником до обращения в новую веру. Дата, место и цель написания. Проблема даты и места написания Деяний остается неразрешенной. В самой книге нет точных указаний по этому поводу. Что же касается цели, то здесь Лука не оставил места для сомнений. Во вступительном стихе он обращается к некоему Феофилу, для которого он уже написал ранее книгу о жизни Иисуса. Нет сомнений, что он имеет в виду труд, известный нам как Евангелие от Луки. В предисловии к евангелию (Лк 1:1-4) Лука ясно указывает на цель написания, посвящая свой рассказ «достопочтенному Феофилу». Неизвестно, кто был этот человек. Некоторые толкователи полагают, что Феофил (что значит «любимый Богом» или «любящий Бога») обозначает читателя-христианина вообще, а не какую-то конкретную личность. Однако определение «достопочтенный» свидетельствует об обратном. Это прилагательное использовалось обычно как почетный титул, указывая на человека, занимавшего высокое положение в римском общественно-политическом устройстве (см. использование этого титула по отношению к Феликсу, Деян 23:26; 24:2; и Фесту, Деян 26:25). Поэтому вполне вероятно, что Лука написал свои два труда для официального представителя римского общества. Когда были написаны Деяния? Некоторые ученые относят книгу к последней четверти I века. Так как евангелие было написано раньше и так как Лука основывает свою историю об Иисусе на рассказах очевидцев и письменных источниках (а также, возможно, на Евангелии от Марка, предположительно созданном в 60-е гг.), Деяния не могут быть написаны раннее 85 г. по Р.Х. Сторонники такой поздней даты опираются на само богословие Деяний, поскольку отраженный в нем процесс становления христианской церкви в истории, по их мнению, предусматривает перспективу долгого ожидания возвращения Господа. Так как упование на немедленное второе пришествие вспыхнуло ярким огнем в момент иудейского восстания и падения Иерусалима в 70 г. по Р.Х., должно было пройти какое-то время, чтобы это пламя немного успокоилось. Другие ученые считают, что Деяния появились в 70 г. по Р.Х. или вскоре после этого времени. Иудейское восстание 66-70 г. по Р.Х., кульминацией которого явилось разрушение Иерусалима, заставило власти с недоверием относиться к иудаизму — до того разрешенному. Христианское движение, которое воспринималось как иудейская секта, тоже попало под подозрение. Христиан начали обвинять во враждебности к Риму. Изучение Деяний показывает, что, помимо прочего (см. ниже), Лука защищал христиан от обвинений во враждебности по отношению к государству. Он рассказывает, что римские власти неоднократно убеждались в полной невиновности христиан и прежде всего Павла (Деян 16:39; 18:14-17; 19:37; 23:29; 25:25; 26:32). Лука объясняет также, что Павел выполнял свою миссию с полного одобрения римских властей в самом сердце имперской столицы (Деян 28:16-31). Ряд ученых утверждает, что Деяния написаны еще раньше, ориентировочно в период римского заключения Павла (начало 60-х гг.). Они приводят два довода: (1) Деяния резко обрываются на том, что Павел продолжает служение в Риме, когда суд над ним еще не начался, а это может значить, что Лука именно тогда и писал книгу. Конечно, Лука вполне мог завершить свою книгу проповедью Павла в Риме, потому что это отвечало его цели: а именно, показать, как Благая Весть распространилась от Иерусалима до Рима. Но маловероятно, что Лука завершил бы Деяния подобным образом, не приведя речи Павла в защиту Евангелия, произнесенной перед самим кесарем, если бы он знал о такой речи. (2) Вероятнее всего, что история Луки, защищающего христианство от всевозможных нападок со стороны как иудеев, так и язычников, была составлена в те годы, когда христианство находилось уже под подозрением, но еще не было запрещено. То есть это время до начала гонений Нерона, имевших место в 64 г. по Р.Х. Такая ранняя датировка согласуется с мнением, что Лука был с Павлом во время его римского заключения и писал свою историю в Риме, ожидая начала суда над Павлом. Возможно, одной из задач сочинения Луки было повлиять на приговор. Лука описывает суть христианства и миссию Павла, надеясь, что это позволит Павлу продолжить служение среди язычников. Исторический контекст и