Деяния Святых Апостолов

Деяния Святых Апостолов (acts of the apostles, Book of the) Книга Нового Завета, в которой представлена история ранней церкви, написанная как продолжение Евангелия от Луки. В НЗ Книга Деяний расположена после четырех евангелий перед посланиями.

Подразделы статьи

Автор
Дата, место и цель написания
Исторический контекст и содержание
Замысел Автор. В Книге Деяний ясно не говорится, кто ее автор, но большинство исследователей считает автором Луку. Раннее церковное предание, начиная со II века, гласит, что Деяния (как и третье евангелие) были написаны странствующим спутником и соратником апостола Павла. В Кол 4:14 этот спутник определен как «Лука, врач возлюбленный»; он упоминается также среди соратников Павла (Кол 4:10-17;
см. также 2Тим 4:10; Флм 1:24).

Веский аргумент в пользу предания о том, что автор Деяний был спутником Павла, мы обнаруживаем во второй половине книги, в которой рассказывается о служении Павла. Там в нескольких местах повествование ведется от первого лица множественного числа.

1. «И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там» (Деян 16:9-10).

2. «Они, пойдя вперед, ожидали нас в Троаде. А мы... отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней» (Деян 20:5-6).

3. «Когда решено было плыть нам в Италию...» (Деян 27:1).

Эти отрывки, в которых говорится «мы» (Деян 16:9-18: 20:5-21:18; Деян 27:1-28:16), выглядят как повествование о путешествиях или дневник, написанный очевидцем, сопровождавшим Павла из Троады в Филиппы во время второго миссионерского путешествия; из Филипп в Милит — во время третьего; из Милита — в Иерусалим и из Кесарии — в Рим. Так как стиль и словарный запас этих повествований о путешествии такие же, как в остальной книге, вполне вероятно, что автор дневника был также автором целой книги. Сложный литературный стиль и отточенный греческий язык книги, а также то, что она адресована некоему Феофилу (возможно, высокопоставленному римскому чиновнику), подкрепляет предание о том, что Лука был язычником, обращенным в христианство. Его последовательное и частое обращение к греческому переводу ВЗ может свидетельствовать о том, что он был верующим в Бога язычником до обращения в новую веру. Дата, место и цель написания. Проблема даты и места написания Деяний остается неразрешенной. В самой книге нет точных указаний по этому поводу. Что же касается цели, то здесь Лука не оставил места для сомнений. Во вступительном стихе он обращается к некоему Феофилу, для которого он уже написал ранее книгу о жизни Иисуса. Нет сомнений, что он имеет в виду труд, известный нам как Евангелие от Луки. В предисловии к евангелию (Лк 1:1-4) Лука ясно указывает на цель написания, посвящая свой рассказ «достопочтенному Феофилу». Неизвестно, кто был этот человек. Некоторые толкователи полагают, что Феофил (что значит «любимый Богом» или «любящий Бога») обозначает читателя-христианина вообще, а не какую-то конкретную личность. Однако определение «достопочтенный» свидетельствует об обратном. Это прилагательное использовалось обычно как почетный титул, указывая на человека, занимавшего высокое положение в римском общественно-политическом устройстве (см. использование этого титула по отношению к Феликсу, Деян 23:26; 24:2; и Фесту, Деян 26:25).

Поэтому вполне вероятно, что Лука написал свои два труда для официального представителя римского общества. Когда были написаны Деяния? Некоторые ученые относят книгу к последней четверти I века. Так как евангелие было написано раньше и так как Лука основывает свою историю об Иисусе на рассказах очевидцев и письменных источниках (а также, возможно, на Евангелии от Марка, предположительно созданном в 60-е гг.), Деяния не могут быть написаны раннее 85 г. по Р.Х. Сторонники такой поздней даты опираются на само богословие Деяний, поскольку отраженный в нем процесс становления христианской церкви в истории, по их мнению, предусматривает перспективу долгого ожидания возвращения Господа. Так как упование на немедленное второе пришествие вспыхнуло ярким огнем в момент иудейского восстания и падения Иерусалима в 70 г. по Р.Х., должно было пройти какое-то время, чтобы это пламя немного успокоилось. Другие ученые считают, что Деяния появились в 70 г. по Р.Х. или вскоре после этого времени. Иудейское восстание 66-70 г. по Р.Х., кульминацией которого явилось разрушение Иерусалима, заставило власти с недоверием относиться к иудаизму — до того разрешенному. Христианское движение, которое воспринималось как иудейская секта, тоже попало под подозрение. Христиан начали обвинять во враждебности к Риму. Изучение Деяний показывает, что, помимо прочего (см. ниже), Лука защищал христиан от обвинений во враждебности по отношению к государству. Он рассказывает, что римские власти неоднократно убеждались в полной невиновности христиан и прежде всего Павла (Деян 16:39; 18:14-17; 19:37; 23:29; 25:25; 26:32).

Лука объясняет также, что Павел выполнял свою миссию с полного одобрения римских властей в самом сердце имперской столицы (Деян 28:16-31).

Ряд ученых утверждает, что Деяния написаны еще раньше, ориентировочно в период римского заключения Павла (начало 60-х гг.).

Они приводят два довода:

(1) Деяния резко обрываются на том, что Павел продолжает служение в Риме, когда суд над ним еще не начался, а это может значить, что Лука именно тогда и писал книгу. Конечно, Лука вполне мог завершить свою книгу проповедью Павла в Риме, потому что это отвечало его цели: а именно, показать, как Благая Весть распространилась от Иерусалима до Рима. Но маловероятно, что Лука завершил бы Деяния подобным образом, не приведя речи Павла в защиту Евангелия, произнесенной перед самим кесарем, если бы он знал о такой речи.

(2) Вероятнее всего, что история Луки, защищающего христианство от всевозможных нападок со стороны как иудеев, так и язычников, была составлена в те годы, когда христианство находилось уже под подозрением, но еще не было запрещено. То есть это время до начала гонений Нерона, имевших место в 64 г. по Р.Х. Такая ранняя датировка согласуется с мнением, что Лука был с Павлом во время его римского заключения и писал свою историю в Риме, ожидая начала суда над Павлом. Возможно, одной из задач сочинения Луки было повлиять на приговор. Лука описывает суть христианства и миссию Павла, надеясь, что это позволит Павлу продолжить служение среди язычников. Исторический контекст и

Содержание.

Лука основывает свой рассказ о быстром распространении христианства на истории Римской империи и Палестины на протяжении трех десятилетий с 30 по 60 г. по Р.Х. Некоторые исторические и географические факты помогут нам понять историю Луки. В Деян 1-12 рассказывается о начале христианского движения в имперской провинции Сирии, в которую входили Иудея и Самария. В 1 веке по Р.Х. эти районы обычно управлялись римскими прокураторами или царями-марионетками. В момент смерти и воскресения Иисуса (ок. 30 по Р.Х.) прокуратором Иудеи и Самарии был Понтий Пилат (26-36 по Р.Х.).

Галилеей правил царь Ирод Антипа (4 до Р.Х. — 39 по Р.Х.).

Императором в Риме был Тиберий (14-37 по Р.Х.).

Описанное в Деян 1-12 относится к 30-44 г. по Р.Х. Обращение Савла (Деян 9) обычно относят к 33 г. по Р.Х. После обращения Савла и его отъезда на родину, в Таре, церковь, по-видимому, наслаждалась периодом спокойствия, умножала свое имущество и неуклонно росла (Деян 9:31-11:26).

Судя по Гал 1:18-21 и существованию христианских общин, которые Павел и Сила навестили во время второго миссионерского путешествия (Деян 15:40-41), в течение этого десятилетия Павел, видимо, не пребывал в праздности, но активно благовествовал язычникам. (После Деян 13:9 имя «Савл» исчезает из повествования.) В 41 г. по Р.Х. императором в Риме стал Клавдий, а царем иудеев — Ирод Агриппа I. (Прокуратор Понтий Пилат был отстранен от должности за несколько лет до того по причине неудачного управления провинцией.) Агриппа I был внуком Ирода Великого и иудейской принцессы Мариамны. По причине иудейского происхождения он был более популярен среди подданных, чем предыдущие Ироды. Без сомнений, он желал приобрести еще большую популярность и завоевать поддержку со стороны иудейских религиозных властей, что привело к новой волне насилия против Иерусалимской церкви. В Деян. 12 рассказывается о казни Иакова (брата апостола Иоанна) и заключении Петра. История смерти Агриппы I (Деян 12:20-23) соответствует рассказу иудейского историка Иосифа Флавия, который относит это событие к 44 г. по Р.Х. Второе событие, которое позволяет нам определить хронологию ранней церкви, — это сбор средств, проведенный в Антиохии для голодающих христиан Иудеи (Деян 11:27-29).

Лука утверждает, что во время правления императора Югавдия (41-54 по Р.Х.) был жестокий голод (Деян 11:28).

Иосиф Флавий, писавший свои «Иудейские древности» в конце I века, упоминает о свирепом голоде в Палестине между 44 и 48 г. Согласно Деян 12:25, Варнава и Павел завершили свою миссию спасения от голода христиан Иудеи после смерти Агриппы I, что позволяет датировать ее проведение примерно 45 г. по Р.Х. В этот момент повествования Деяний Павел официально посвящает себя благовестию язычникам (Деян 13:1-3), и контекстом этого благовестия становится история и география обширной Римской империи. Официальной римской политикой по отношению к разнообразным религиям империи была терпимость. Эта политика плюс использование греческого языка по всей империи, а также уникальная сеть дорог и морских маршрутов помогли Павлу развернуть крупномасштабную миссионерскую деятельность. В первое путешествие (46-47 по Р.Х.) Павел и Варнава посетили островную провинцию Кипр на северо-востоке Средиземного моря и провинцию Галатия, где в нескольких городах на юге были основаны церкви (Антиохия Писидийская, Икония, Листра, Дервия).

Галатия располагалась в Малой Азии и была ограничена Черным, Эгейским и Средиземным морями с севера, запада и юга соответственно. Население указанных городов, являвшихся важными для римлян колониальными укреплениями, было смешанным, там были крупные иудейские общины. Именно в синагогах этих общин Павел начал благовествовать и почти все время сталкивался с решительным отпором (Деян 13-14).

Иерусалимский собор, посвященный проблеме разницы между обращенными иудеями и обращенными язычниками (Деян 15), можно отнести к 48 г. по Р.Х. После него Павел отправился во второе миссионерское путешествие, в ходе которого пересек уже евангелизированную территорию, — свою родину Киликию, Галатию, затем через Троаду на побережье Эгейского моря достиг Македонии и спустился в Ахаию (Деян 15:40-18:22).

Церкви были учреждены в крупных македонских городах: Филиппы, Фессалоники и Верия. Полтора года, проведенные Павлом в Коринфе (Деян 18:11), с большей или меньшей уверенностью можно датировать 51-52 г. по Р.Х. В древней надписи, обнаруженной в руинах Дельф, города в Центральной Греции, написано, что Галлион стал проконсулом Ахаии в 51 г. В Деян 18:12-17 рассказывается, как Павел был обвинен враждебно относившимися к нему иудеями перед Галлионом. Коринфские противники Павла считали, что новый проконсул встанет на их сторону. Таким образом, пребывание Павла в Коринфе относится к началу правления Галлиона. С рассказом Луки о возвращении Павла в Палестину и начале его третьего миссионерского путешествия связан очень интересный исторический вопрос: что произошло с последователями Иоанна Крестителя (Деян 13:13-19:7).

В Деян 18:24-28 упоминается образованный иудей Аполлос, который активно рассказывал об Иисусе в ефесской синагоге, но, очевидно, не был членом христианской общины и не был крещен во имя Иисуса. Он был знаком только с крещением покаяния, которое совершал Иоанн Креститель. Когда Аполлос прибыл в Коринф для служения в общине, основанной за год до того Павлом, Павел отправился в Ефес. Здесь он встретил нескольких учеников Иисуса, которые, как Аполлос, приняли Иоанново крещение покаяния, но не были крещены как христиане. Упоминание Луки об Аполлосе и этих учениках, а также несколько отрывков его Евангелия показывают, что движение, начатое Иоанном Крестителем, не прекратилось с началом служения Иисуса. Очевидно, Иоанн продолжал крестить людей до самой смерти (Ин 3:22-24), и многие из его учеников продолжили его дело. Вероятно, и Аполлос, и ученики из Ефеса были обращены в результате деятельности учеников Иоанна. Потом их наставили «в начатках пути Господня» (Деян 18:25).

Их незнание об особенностях христианского крещения и реальности Святого Духа (Деян 19:2-4) показывает, какими разнообразными были верования и религиозные обряды первых христиан. Третье миссионерское путешествие Павла началось с трехлетнего служения в Ефесе (Деян 19:1-20:1), затем он посетил церкви, учрежденные во время предыдущего путешествия (Деян 20:1-12), и наконец последовала кульминация — его арест в Иерусалиме (Деян 21).

Это произошло в середине 50-х гг. (53-57 по Р.Х.).

Арест Павла в Иерусалиме и суд над ним губернатора провинции Феликса в Кесарии (Деян 23:23-24:23) можно отнести примерно к 57 г. Павел провел два года под домашним арестом, который был, без сомнений, продлен Феликсом, чтобы заслужить расположение иудейских подданных; затем Феликса сменил Порций Фест (59-60 по Р.Х.).

Иосиф Флавий пишет, что Феликс был отозван, так как не сумел погасить гражданский конфликт между иудеями и язычниками, жившими в Кесарии. Новый прокуратор, Фест, не знал, что ему делать с заключенным. Иудейское руководство попыталось воспользоваться этой возможностью, понимая, что новый прокуратор хочет завоевать популярность среди своих подданных (Деян 25:1-9).

Осознав эту угрозу, Павел попросил о рассмотрении его дела высшим судом империи, который возглавлял сам кесарь (Деян 25:10-12).

Для Феста, не знавшего, как ему поступить, это ничего не решило. Он должен был отправить заключенного на императорский суд, четко определив выдвинутые против него обвинения. Так как он еще не разобрался в деле (Деян 25:25-27), он спросил совета у Ирода Агриппы II, который прибыл со своей сестрой в Кесарию поздравить нового императорского наместника в Палестине (Деян 25:13).

Агриппа II был сыном Ирода Агриппы I и, по крайней мере теоретически, иудеем. Он правил палестинскими областями с 50 по 100 г. по Р.Х. и имел право назначать иудейских первосвященников. Его знакомство с иудейскими религиозными традициями и законом позволило ему лучше разобраться с обвинениями иудеев против Павла. Павел предстал перед Фестом и Агриппой (Деян 26:1-29), в результате чего был признан невиновным (Деян 26:31).

Но обращение Павла к Риму нельзя было игнорировать; согласно закону, рассмотрение дела должно было продолжаться (Деян 26:32).

Относительная свобода Павла в последующие два года (Деян 28:30) кажется необычной, но в римской судебной процедуре это была весьма распространенная практика, в особенности по отношению к римским гражданам, взывающим к императорскому суду. Нет причин считать, что Павел был казнен к тому моменту, когда заканчивается повествование Луки (ок. 61-62 по Р.Х.).

До большого пожара в Риме и последующих гонений Нерона на христиан оставалось еще несколько лет (64 по Р.Х.).

Вероятно, суд над Павлом был отменен, в свете благоприятного вердикта Феста и царя Агриппы. Скорее всего, Павел был казнен во время более позднего и глобального преследования христиан. Такой вывод более соответствует преданию, на которое ссылается Евсевий, историк церкви, живший в IV веке: Павел возобновил служение и стал мучеником во времена Нерона. Замысел. В предисловии к Евангелию, которое относится и ко второй книге Луки, Лука сообщает Феофилу (и аудитории, представителем которой тот является), что собирается написать точный и упорядоченный рассказ о начале христианского движения в служении Иисуса из Назарета (Лк 1:1-4).

Первые строки Деяний показывают, что повествование об Иисусе из Назарета (том

1) продолжается, и во втором томе Лука собирается проследить историю распространения христианства от Палестины до Рима (Деян 1:1-8).

Рассказывая эту историю, Лука пытается защитить христианское движение от выдвигаемых против него ложных обвинений. Рождение и развитие христианского движения сопровождались рядом ошибочных представлений о нем. Одно из этих представлений касалось отношений между новой верой и иудаизмом. Многие, как в церкви, так и в римской администрации, считали христианскую веру лишь частным проявлением иудаизма или сектой внутри него. Лука в Деяниях выдвигает в противовес этому узкому представлению понятие всеобщности новой веры. Благая Весть провозглашает Иисуса Спасителем мира (Лк 2:29-32).

В Деяниях защита Стефана перед иудейским синедрионом (Деян 7), эпизод с Петром и Корнилием в Яффе (Деян 10) и речь Павла в Афинах (Деян 17) показывают, что христианство — не просто иудейская секта, некое узкое мессианское движение, но всеобщая вера. Другой проблемой было распространенное отождествление новой веры с разными религиозными культами и мистериальными религиями Римской империи. Рассказы о конфликте ранней церкви с Симоном волхвом (Деян 8) и о том, как Павел и Варнава пресекли попытки поклоняться им в Листре (Деян 14), подрывают распространенное обвинение в суеверии. Христианство — не мистериальный культ, в котором эзотерические тайные обряды позволяют верующему слиться с божеством. Господь, Которому поклоняются христиане, говорит Лука, принадлежит реальной истории; Он жил в Палестине в недавнем прошлом, открыто, и все могли видеть Его (см. речи Петра и Павла в Деян 2; 10; 13).

Но самая главная задача Луки — защитить христианство от обвинения в том, что оно представляло собой угрозу порядку и стабильности Римской империи. Конечно, такие подозрения были обоснованны. В конце концов основатель этого движения был распят римским прокуратором по обвинению в подстрекательстве к бунту, и казалось, что это движение во имя Его порождало волнения, беспорядки и мятежи везде, куда бы оно ни проникало. Лука рассматривает эти проблемы совсем с другой, противоположной точки зрения. В Евангелии он представил суд над Иисусом как вопиюще несправедливый. Пилат отдал Иисуса на распятие, хотя сам считал Его невиновным. Подобным же образом не увидел оснований для обвинений против Иисуса Ирод Антипа (Лк 23:13-16; Деян 13:28).

По всему тексту Деяний прослеживается нейтральное или даже дружелюбное отношение римских правителей к ведущим христианским деятелям и движению в целом. Римский проконсул на Кипре, Сергий Павел, радостно принял Павла и Варнаву и положительно отнесся к их вести (Деян 13:7-12).

Члены городского совета в Филиппах извинились перед Павлом и Силой за незаконное избиение и задержание (Деян 16:37-39).

Проконсул Ахаии Галлион признал Павла невиновным с точки зрения римского закона (Деян 18:12-16).

В Ефесе городской совет вмешался, когда толпа напала на Павла и его товарищей, опровергнув выдвинутые против них обвинения (Деян 19:35-39).

Начальник римского военного отряда в Иерусалиме арестовал Павла, но на самом деле он спас апостола от разъяренной толпы; в своем письме к прокуратору Феликсу он признавал Павла невиновным по римскому закону (Деян 23:26-29).

Такой же вердикт был вынесен Феликсом, его преемником Фестом и Иродом Агриппой И: «Этот человек ничего, достойного смерти или уз, не делает» (Деян 26:31).

Кульминация истории наступает, когда Лука рассказывает о миссионерской деятельности Павла в Риме, самом сердце империи, с разрешения императорской гвардии (Деян 28:30-31).

Из произведений Луки становится понятно, что все столкновения, которые сопровождали рождение и развитие христианства, были прежде всего связаны не с самим движением, но скорее с иудейской оппозицией и фальсификациями. В долгой апологии Луки, посвященной целостности христианства, можно проследить его конкретные богословские взгляды. Два тома его произведений представляют собой величественное описание истории искупления, начиная со времен Израиля (Лк 1-2), продолжаясь временем Иисуса и временем церкви, когда Благая Весть, данная Израилю, распространилась на все народы. Помимо этого автор настаивает, что Бог присутствует в искупительной истории в образе Святого Духа. В Евангелии Иисус представлен как человек Духа; реальность Духа была явлена в Его деяниях (Лк 3:22; 4:1,14,18).

В Деяниях общение учеников Иисуса представлено как общение в Духе (Деян 1:8; 2:1-8).

То, что Иисус начал силой Духа в Своем собственном служении, церковь продолжает силой Духа же. Для Луки присутствие Божьего Духа, наделяющего силой, было реальностью, которая давала новой вере могущество, цельность и устойчивость. Оно обеспечивало точность свидетельств (Деян 1:8) и искреннее общение (Деян 2:44-47; 4:3237), чего люди Древнего мира жаждали всей душой. Дух наделял членов нового общества отвагой и смелостью (см. защиту Петра в Деян. 2-5), давал силы для служения (Деян 6), преодолевал предубеждения, как во время миссии в Самарии (Деян 8), рушил преграды, как в эпизоде с Корнилием (Деян 10-11), и вдохновлял верующих на миссионерство (Деян 13).

Одна из центральных тем истории — это воскресение Иисуса. Лука, как и Павел (см. 1Кор 15:12-21), был, скорее всего, убежден, что без воскресения Иисуса не было бы и христианской веры. Более того, воскресение явилось как бы Божьим одобрением жизни и служения Иисуса, подтверждавшим истинность Его заявлений. Лука объявил о своем интересе к этой теме с самого начала: главным критерием выбора нового апостола на место Иуды был следующий — он должен быть, как и другие ученики, свидетелем воскресения Иисуса. По всей Книге Деяний, от проповеди Петра в день Пятидесятницы и его защиты перед синедрионом до речей Павла перед Феликсом и Агриппой, церковь изображена свидетельствующей о воскресении Иисуса как великом акте Бога (Деян 2:22-24,36; 3:14-15; 5:30-31; 10:39-42).

Книга Деяний естественным образом делится на две части, Деян 1-12 и Деян 13-28. Первая часть — это, грубо говоря, «деяния Петра». Вторая же часть в основном посвящена «деяниям Павла». Главный герой первых 12 глав — Петр, по инициативе которого начали искать замену Иуде Искариоту (Деян 1); Петр обращается к толпе в день Пятидесятницы (Деян 2); истолковывает значение исцеления хромого (Деян 3); защищает христианскую Благую Весть перед высшим иудейским советом, синедрионом (Деян 4); возглавляет апостолов в служении исцеления и говорит от их имени (Деян 5); вступает в конфликт с самарянским волшебником Симоном волхвом (Деян 8); начинает — хоть и неохотно — распространение Благой Вести среди язычников через Корнилия (Деян 10-11); попадает в темницу в результате кампании Ирода против церкви и чудесным образом избавляется (Деян 12).

Провозглашение Благой Вести язычникам через служение Павла — тема второй части Книги Деяний (Деян 13-28).

Эта история прежде всего посвящена трем основным миссионерским путешествиям, в ходе которых продолжались усилия по распространению Евангелия и оно охватывало все новые территории. Кульминационные точки рассказа о жизни и деяниях Павла — его арест в Иерусалиме (Деян 21-22), длительное заключение в Кесарии (Деян 23-26) и путешествие в Рим (Деян 27-28).

Другой способ изучения строения и содержания Деяний — тематический. Отправная точка — высказывание Иисуса: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1:8).

Деяния можно рассматривать как рассказ об исполнении этого Великого Поручения, прошедшем три стадии развития:

(1) свидетельство перед иудеями, в основном в Иерусалиме, но распространяющееся также в другие области Иудеи и в Галилею на севере (Деян 1-7);

(2) свидетельство в Самарии через Филиппа, Петра и Иоанна (Деян 8:1-9:31);

(3) свидетельство языческому миру, сначала невольное, через Петра (Деян 9:32-12:25), потом активное, через Павла (Деян 13-28).

см. Иоанн; Лука; Павел; Петр; Феофил; Ветхий Завет; Новый Завет.