Дух Божий

Дух Божий (spirit of god) Описание Бога в движении и действии. Слово «дух» (евр. ruach; греч. pneúma) с древних времен использовалось для описания и объяснения воздействия Божьей силы на людей и ее активности вокруг них. В Ветхом Завете. Существует три основных значения слова «дух», которые очевидны в древнееврейских произведениях: Божий ветер, дыхание жизни и экстатический дух. Во-первых, это Божье дуновение (слово переводится как «Дух» в Быт 1:2), остановившее воды потопа (Быт 8:1).

Божий ветер принес саранчу в Египет (Исх 10:13) и перепелов — в лагерь Израиля. Его дуновение заставило расступиться воды Чермного моря при исходе (Исх 14:21).

Во-вторых, это дыхание Бога, сделавшее человека живым существом (Быт 2:7).

Одно из древнейших представлений еврейской веры заключается в том, что люди живы только благодаря этому божественному дыханию или духу внутри них (Быт 6:3; Иов 33:4; 34:14-15; Пс 103:29-30).

Позже было проведено четкое разграничение между Божьим духом и человеческим духом, а также между духом и душой, но на раннем этапе все это считалось более или менее синонимичными проявлениями одной и той же Божьей силы, источника всей жизни — и человека, и животных (Быт 7:15,22;
см. Ек 3:19-21).

В-третьих, иногда казалось, что божественная сила полностью овладевает человеком, так что его поведение и слова выходят за нормальные рамки. Такой человек считался отмеченным исполнителем Божьего замысла и пользовался уважением. Очевидно, именно так признавали вождей в период до монархии: Гофониила (Суд 3:10), Гедеона (Суд 6:34), Иеффая (Суд 11:29) и первого царя, Саула (1Цар 11:6).

К древним пророкам вдохновение тоже приходило в экстатическом состоянии (1Цар 19:20-24).

На ранних этапах еврейской мысли экстатический опыт рассматривался как непосредственный результат воздействия Божьей силы. Это было так даже в тех случаях, когда экстаз признавался греховным по своему характеру, как в случае с Саулом (1Цар 16:14-16).

Божий дух мог привести не только ко благу, но и ко злу (см. Суд 9:23; 3Цар 22:19-23).

В произведениях пророков. Для Исаии Дух был характеристикой Бога и отличал Его и Его поступки от человеческих (Ис 31:3).

Позже появилось прилагательное «святой», которое отличало Божий Дух от любого другого духа, человеческого или божественного (Пс 50:13; Ис 63:10-11).

Проблема лжепророчества обращает наше внимание на то, что опасно принимать любое послание, полученное в экстазе, за слово Господа. Для испытания пророчества оценивали либо содержание послания, либо характер жизни пророка, а не степень вдохновенности (см. Вт 13:1-5; 18:22; Иер 23:14; Мих 3:5).

Необходимость распознавать истинное и ложное вдохновение и отличать слово Бога от экстатического прорицания помогает нам понять, почему ведущие пророки VIII — VII веков до Р.Х., как это ни странно, не торопились приписывать свое вдохновение Духу. В произведениях периода изгнания и после него. В литературе периода изгнания и после него роль Духа сводится к двум основным функциям: пророческого Духа и Духа века грядущего. Пророки более поздних времен опять открыто говорят о Духе как вдохновителе пророчества (см. Иез 3:1-4,22-24; Агг 2:5; Зах 4:6).

Вспоминая период до изгнания, эти пророки свободно приписывают Духу и вдохновение «прежних пророков» (Зах 7:12).

Эта тенденция подчеркивать роль Духа как вдохновителя пророчеств усилилась в период между ВЗ и НЗ, пока в раввинистическом иудаизме Дух не превратился в исключительного вдохновителя пророческих произведений, ныне называемых Писанием. Другое представление о роли Духа в период изгнания и после него заключается в том, что Дух станет проявлением Божьего могущества в грядущем веке. Эта эсхатологическая надежда на Божью силу, которая осуществит эффективное очищение и обновит творение, основана прежде всего на пророчествах Исаии (Ис 4:4; 32:15; 44:3-4).

Исаия говорит о том, что помазанник Духа осуществит окончательное и полное спасение (Ис 11:2; 42:1; 61:1).

В других местах то же самое желание описывается как наделение Духом всего Израиля (Иез 39:29; Иоиль 2:28-29; Зах 12:10) в условиях нового завета (Иер 31:31-34; Иез 36:26-27).

В период, предшествующий пришествию Иисуса, понимание Духа как Духа пророчества и Духа грядущего века привело к возникновению распространенного учения о том, что в настоящее время Дух больше не станет посещать людей. В прошлом Дух был вдохновителем пророческих произведений, но после Аггея, Захарии и Малахии Он удалился (1Мак 4:44-46; 9:27; 2 Вар 85:1-3;
см. также Пс 73:9; Зах 13:2-6).

Дух станет снова известен в эпоху Мессии, но пока что Он будет отсутствовать в Израиле. Даже великий Гиллель (выдающийся иудейский вождь и учитель, 60? г. до Р.Х. — 20? г. по Р.Х.), почти современник Иисуса, не получил Духа — хоть и был достоин этого, как никто. Существует предание, что во время встречи Гиллеля с другими мудрецами глас небесный произнес: «Среди присутствующих есть один человек, который заслуживал бы сошествия Духа, если бы было подходящее время». Все мудрецы посмотрели на Гиллеля. Вследствие этого общепризнанного отсутствия Духа Дух по сути оказался подчинен закону. Дух был вдохновителем закона, но, так как непосредственно Духа больше нельзя было ощутить, Его единственным голосом стал закон. Закон и его авторитетные толкователи пользовались все большим влиянием, и именно в таком контексте имели место миссия Иисуса и начало распространения христианства. В Новом Завете. Для того чтобы понять новозаветное учение о Духе, мы должны признать одновременно и его преемственность с ВЗ, и его отличия от него. Во многих случаях упоминания о Духе в НЗ прекрасно можно понять на фоне ветхозаветных представлений или отрывков. Например, двойственность смысла Ин 3:8 («дух» как ветер), 2Фес 2:8 («дух» как дыхание) и Отк 11:11 («дух жизни») напоминает нам основные значения понятия «дух» у евреев. В Деян 8:39; Отк 17:3; 21:10 отражено то же представление о Духе, что и в 3Цар 18:12; 4Цар 2:16 и Иез 3:14. Новозаветные авторы в общем разделяют раввинистическую точку зрения о том, что Писание обладает авторитетом Духа (см. Мк 12:36; Деян 28:25; Евр 3:7; 2Пет 1:21).

Основная преемственность заключается в том, что в НЗ представлено исполнение надежды авторов ВЗ. В то же время христианство — это не просто исполнение иудаизма. Пришествие Иисуса и наделение верующих Его Духом жизни делает новую веру качественно отличной от прежней. Дух нового века. Наиболее поразительная черта служения Иисуса и послания первых христиан заключается в их убежденности и провозглашении благословений нового века как уже присутствующих, а эсхатологического Духа — как уже сошедшего. За исключением ессеев из Кумрана, никто больше в иудейской религии не осмеливался сделать столь смелое заявление. Пророки и раввины ждали пришествия мессианского века, апокалиптики предупреждали о его скором приходе, но никто не думал, что он уже пришел. Даже Иоанн Креститель говорил только о пришествии и действии Духа в скором будущем (Мк 1:8).

Но для Иисуса и христиан I века надежда стала реальностью, и они утверждали, что живут в «последние времена». Не понимая этой эсхатологической стороны веры и жизни христиан, мы не сможем понять их учения о Духе и связанного с ним опыта. Иисус явно воспринимал Свое учение и исцеления как исполнение надежд пророков (Мф 12:41-42; 13:16-17; Лк 17:20-21).

В частности, Он считал Себя помазанником Духа, Который должен принести спасение (Мф 5:3-6; 11:5; Лк 4:17-19).

Иисус также считал Свои изгнания духов проявлением Божьей силы, свидетельством о правлении Бога в последние времена (Мф 12:27-28; Мк 3:22-26).

Авторы евангелий, особенно Лука, подчеркивают эсхатологический характер жизни и служения Иисуса, акцентируя роль Духа в Его рождении (Мк 1:18; Лк 1:35,41,67; 2:25-27), крещении (Мк 1:9-10; Деян 10:38) и служении (Мф 4:1; 12:18; Мк 1:12; Лк 4:1,14; 10:21; Ин 3:34).

Христианская церковь родилась в момент сошествия Духа Святого в день воскресения Христа (Ин 20:22), после чего было излияние Духа «последних дней» на Пятидесятницу. Потрясающий опыт видений и вдохновенных высказываний был воспринят как явное доказательство того, что новый век, предсказанный Иоилем, настал (Деян 2:2-5,17-18).

Подобным образом, в Послании к евреям дар Духа называется «силами будущего века» (Евр 6:4-5).

Еще более поразительно восприятие Духа Павлом как Божьей гарантии полного спасения (2Кор 1:22; 5:5; Еф 1:13-14) и первого свидетельства того, что верующий наследует Божье Царство (Рим 8:15-17; 1Кор 6:9-11; 15:42-50; Гал 4:6-7; 5:16-18,21-23; Еф 1:13-14).

Дух здесь снова воспринимается как сила грядущего века, и, как таковая сила (характеризующая Божье правление в последние времена), Он уже формирует и преобразует жизни верующих. Для Павла это значит также, что дар Духа — это начало процесса длиной в жизнь, который не завершится, пока вся личность верующего не окажется под властью Духа (Рим 8:11,23; 1Кор 15:44-49; 2Кор 3:18; 5:1-5).

Это значит также, что текущий опыт веры — это постоянное противоречие между тем, что Бог уже начинает привносить в жизнь верующего, и тем, что еще не подчинено Божьей благодати (Флп 1:6).

Именно это противоречие между жизнью в духе и жизнью во плоти (см. Гал 2:20) сформулировано в Рим 7:24 и 2Кор 5:2-4. Дух новой жизни. Так как Дух — это признак нового века, неудивительно, что авторы НЗ полагали, что дар Духа приводит человека в этот новый век. Иоанн Креститель утверждал, что туда попадают через крещение Святым Духом и огнем (Мф 3:11).

Согласно Деян 1:5; 11:16, Иисус тоже использовал эти образы, и Его обещание исполнилось в день Пятидесятницы — излияние Духа было воспринято как деяние воскресшего Христа, вводящего Своих учеников в новый век (Деян 2:17,33).

По-видимому, одной из задач Луки в Книге Деяний было показать великую важность дара Духа при обращениипосвящении. Именно этот решающий «дар Святого Духа» делает человека христианином (Деян 2:38-39).

Люди могли стать последователями Иисуса на земле, но только приняв дар Духа, они могут сказать, что «уверовали в Господа Иисуса Христа» (Деян 11:16-17).

Присутствие Духа, явленное в жизни человека, Петр считал достаточным доказательством того, что Бог принял этого человека, пусть даже он еще не объявил формально о своей вере и не был крещен (Деян 10:44-48; 11:15-18; 15:7-9).

Хотя Аполлосу, уже наделенному Духом (Деян 18:25) и даже знающему «начатки пути Господня», чего-то не хватало (Деян 18:24-26), очевидно, ему не требовалось дополнять «крещение Иоанново» христианским крещением. Но 12 так называемых учеников в Ефесе не знали Духа, а потому не были еще учениками Господа Иисуса (Деян 19:1-6).

Павел спросил у этих 12 человек: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовав?» (Деян 19:2).

Это соответствует акцентам в посланиях Павла. Вера и принятие Духа идут рука об руку: принять Духа значит начать жить как христианин (Гал 3:2-3); быть крещенным в Духе значит стать членом Тела Христа (1Кор 12:13); «иметь Духа Христова» значит принадлежать Христу (Рим 8:9-11); принять Духа значит стать сыном Бога (Рим 8:14-17; Гал 4:6-7).

Дух настолько характеризует новый век и жизнь нового века, что только дар Духа может привести человека в новый век и позволить испытать жизнь нового века. Так как Дух — это прежде всего дающий жизнь; на самом деле, Дух и есть жизнь нового века (Рим 8:2,6,10; 1Кор 15:45; 2Кор 3:6; Гал 5:25).

В произведениях Иоанна Дух по сути — животворный Дух (Ин 6:63), сила свыше, семя божественной жизни, приносящей новое рождение (Ин 3:3-8; 1Ин 3:9), река живой воды, дающей жизнь тем, кто верит во Христа (Ин 7:37-39;
см. также Ин 4:10,14).

Опять же, принятие Духа в Ин 20:22 изображается как новое творение, аналогичное Быт 2:7. Следовательно, в 1Ин 3:24; 4:13 обладание Духом считается одним из доказательств обладания жизнью, перечисленных в этом послании. Проявления Духа. Из вышесказанного понятно, что первые христиане, как и древние евреи, говоря о Духе, думали о проявлениях божественной силы. В НЗ, как и в ВЗ, словом «Дух» объясняется опыт новой жизни (см. выше), освобождения от закона (например, Рим 8:2; 2Кор 3:17), духовного обновления и возрождения (например, Ис 32:15; Иез 39:29; Ин 7:37-39; Рим 5:5; 1Кор 12:13; 1Тим 3:5-6).

Важно понимать, насколько широк был спектр переживаний, связанных с Духом: экстатический опыт (Деян 2:24; 10:43-47; 19:6; 10:10; 22:17 — «в исступление»; 2Кор 12:1-4; Отк 1:10), эмоциональный опыт (например, любовь — Рим 5:5; радость — Деян 13:52; 1Фес 1:6;
см. также Гал 5:22; Флп 2:1-2), опыт просветления (2Кор 3:14-17; Еф 1:17-18; Евр 6:4-5; 1Ин 2:20-21) и опыт морального преображения (1Кор 6:9-11).

Подобным образом, когда Павел говорит о дарах Духа, называемых χαρίσματα (дела или слова, являющиеся конкретным выражением Божьей благодати), он явно имеет в виду широкий спектр реальных событий: вдохновенную речь (1Кор 12:8-10; 1Фес 1:5), чудеса и исцеления (1Кор 12:9; Гал 3:5; Евр 2:4) и разные деяния, связанные со служением и помощью, советами и управлением, актами милосердия (Рим 12:7-8; 1Кор 12:28).

Воспринимая, таким образом, Дух в контексте опыта, мы не должны ставить чрезмерный акцент на нашем личном опыте или его частных проявлениях, как если Общение в Духе. Разделяя опыт присутствия Духа, раннехристианская община росла и развивалась, ибо именно в этом и состоит значение «общения [koinonia] духа»: в соучастии в едином Духе (Флп 2:1; Деян 2:42; 1Кор 1:4-9).

Именно дар Духа эффективно ввел верующих из Самарии, Кесарии и других мест в общение Духа (Дея 8; 10).

Опыт единого Духа объединял между собой церкви миссии Павла (1Кор 12:13; Еф 4:3-4; Флп 2:1-2).

Здесь мы видим реальное значение божественных проявлений Духа для Павла: из различия конкретных проявлений вырастает единство Тела Христова (Рим 12:4-8; 1Кор 12:12-17; Еф 4:4-16).

Общение Духа

В двух трудах евангелиста Луки, Евангелии и Книге Деяний, церковь представлена как общество людей, в котором и через которое действует Божий Дух. Церковь как таковая есть продолжение реальности, начатой Иисусом из Назарета. В Евангелии от Луки Иоанн Креститель объявляет о пришествии Того, Кто будет крестить Духом Святым (Лк 3:16).

В Деяниях это обещание исполняется в момент излияния Духа (Деян 1:5).

Как Иисус был наделен силой для Своего служения через Духа (Лк 3:21-22), так и раннехристианское общество было наделено силой для свидетельства миру (Деян 1:8).

Как Иисус, человек Духа, в начале служения столкнулся с большими трудностями (искушения, Лк 4:1-13), так и Церковь, общество Духа, столкнулась с искушением уступить давлению мира и отказаться от своего служения (Деян 2:12-13; 4:1-22; 5:27-42).

Как Иисус, наделенный силой Духа, провозглашал Благую Весть и нес людям примирение, освобождение и возрождение (Лк 4:18-19), так и Церковь, наделенная силой Духа, была обществом любви и заботы (Деян 2:43-47; 4:33-37).

Как Иисус, человек Духа, обращался к нищим, слабым и отверженным палестинского общества (на что в Евангелии от Луки делается особый акцент), так и общество Духа заботилось о нуждах людей (Деян 4:34; 5:1-6).

Эти параллели показывают, как Лука воспринимал единство служения Иисуса и служения церкви, — а все потому, что Дух Иисуса пребывал и пребывает в Его церкви. бы ранние христиане считали свой опыт состоящим из ряда духовных высот. Такие моменты явно были, даже целая цепочка, но ни к одной из этих высот не обязаны были стремиться все (кроме пророчества).

В НЗ явно не говорится о втором (или третьем) сошествии Духа, и Павел предостерегал от чрезмерного внимания к частным проявлениям Духа (1Кор 14:6-19; 2Кор 12:1-10; Мк 8:11-13).

Частный опыт ценился как проявления более глубокого опыта, лежащих в его основе отношений (см. Деян 6:3-5; 11:24 — «исполненные Святого Духа»; Еф 5:18).

Здесь мы соприкасаемся с могуществом практического измерения раннего христианства. Если Дух — это дыхание новой жизни во Христе (см. Иез 37:9-10,14; Ин 20:22; 1Кор 15:45), то предположительно аналогия проводится и дальше, и переживание присутствия Духа подобно дыханию: человек не осознает его постоянно, но если человек осознает его отсутствие, хотя бы на краткое время, значит что-то не так.