Египет, Египтяне

Египет, Египтяне (egypt; egyptians) Египет играет важную роль в библейском повествовании. Здесь жил Авраам в годы голода. Иосиф, его правнук, был продан в рабство в Египет и занял там положение первого министра. При посредничестве Иосифа Иаков и остальные представители рода патриархов, жившие в Палестине, перебрались в Гесем, район восточной дельты — опять же вследствие голода. Сначала к ним относились хорошо, но потом они превратились в рабов; воззвав к Богу, они в конечном итоге были освобождены, после того как Египет прошел через 10 казней. Потом в течение 40 лет они блуждали по пустыне Синай, тоже на территории Египта, где получили закон, указания по поводу строительства скинии, священства и системы жертвоприношений. После разрушения Иерусалима в 586 г. до Р.Х. группа иудеев вынудила Иеремию отправиться с ними в Египет (Иер 43:6-7).

Потомки этих иудеев в период между двумя заветами были многочисленны и уже не говорили по-еврейски. Александрийские иудеи ок. 250-150 г. до Р.Х. перевели ВЗ на греческий язык (Септуагинта).

Эта книга стала Библией ранней церкви, в особенности для христиан, живших вне Палестины. В начале новозаветного периода в Египте искали убежища Иосиф и Мария с Младенцем Иисусом, бежавшие от Ирода Великого, пытавшегося убить Мессию (Мф 2:13-23).

История евреев и египтян пересекалась и еще в нескольких случаях — например, когда Сусаким I {в ист. лит.: Шешонк} вторгся в Палестину во времена Ровоама (3Цар 14:25-28).

Подразделы статьи

География
История
Общественная жизнь
Религия
Образование и культура География. Египет существует исключительно за счет реки Нил. С незапамятных времен на берегах этой реки каждый год откладывается тонкий слой плодородной почвы. Полоска земли вдоль Нила резко отличается от окружающих бесплодных земель, которые простираются вокруг речной долины, насколько хватает глаз. Нил подарил Египту землю, он дает и воду для ее орошения. Это необходимое условие для района, в котором выпадает ежегодно всего 6-8 дюймов (15-20
см. осадков на Средиземноморском побережье, 2 дюйма (5,1 см) — в Каире, и еще меньше — дальше на юг. Долина реки Нил представляет собой трубу, с обеих сторон зажатую горами, с порогами в южном конце, где в шести местах реке не удалось пробить себе русло в скале и горы нагромождены беспорядочно. Ширина долины Нила между Каиром и Асуаном варьируется от 10 до 31 миль (16-50 км).

Но полоса возделанной земли имеет ширину только ок. 6-10 миль (10-16 км), а в районе Асуана — всего 1-2 мили (1,5-3 км).

Общая площадь пригодных для земледелия территорий составляет всего ок. 5000 кв. миль (12 950 кв. км).

Но Египет — это не только долина. Это также дельта, область к северу от Каира, которая тоже формировалась в течение тысячелетий. Дельта простирается примерно на 125 миль (201,1 км) с севера на юг и на 115 миль (185 км) с запада на восток. В ее самой густонаселенной южной части древние египтяне имели ок. 5000 кв. миль (12 950 кв. км) почвы, пригодной для земледелия, то есть общая площадь возделываемых земель долины и дельты составляла ок. 10000 кв. миль (25900 кв. км), что примерно равно площади Мэриленда. К западу от Нила тянется цепь оазисов, самый крупный из которых — это Файюм, примерно в 70 милях (112,6 км) к юго-западу от Каира. В центре Файюма находится озеро Карун, которое сегодня имеет площадь 90 кв. миль (233 кв. км) и глубину — ок. 17 футов (5,2 м).

Его окружало примерно полмиллиона акров хорошей земли. Древний Египет охватывал территорию примерно в 125 миль (201,1 км) от Средиземного моря до Каира (Нижний Египет) и еще примерно в 600 миль (965,4 км) от Каира до Асуана (Верхний Египет).

В период расцвета своего могущества Египет владел также долиной от первого порога у Асуана до четвертого, на юге (Нубия).

Таким образом, Египет на 1100 миль (1769,9 км) простирался на юг от Средиземноморского побережья. Самым важным природным ресурсом Египта была плодородная почва вдоль реки Нил. В древние времена земледельцы выращивали там зерновые — ячмень, эммер и пшеницу. Распространены были такие овощи, как лук, лук-порей, бобы и чечевица. Выращивались также фрукты: финики, фиги и виноград. Растительное масло получали из клещевины и кунжута, а не из олив, как в других странах Средиземноморья. Для изготовления одежды растили лен. Среди прирученных животных были крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи, ослы и лошади. Другим важным природным ресурсом был камень. Между Нилом и Красным морем возвышаются гранитные горы, район богат также алебастром и другими видами камня. К югу от Асуана расположены гранитные горы Нубии. Каменоломни Сиена в Асуане славятся своим чрезвычайно твердым и прочным красным гранитом. В нубийских горах всегда было много золота, и золотоносные кварцевые жилы встречаются также в горах к востоку от Нила. Во время своего расцвета египтяне владели шахтами по добыче меди и бирюзы в пустыне Синай. В начале древнего периода в Нубии был лес, который использовали для строительства барж для транспортировки большого количества камня, из которого возводили пирамиды, храмы и другие величественные здания. Нил — уникальный транспортный путь. По нему можно было плыть на север, по течению, а также на юг, против слабого течения (3 мили, или 5 км в час), с помощью преобладающего северного ветра. Фактически, Нил был основной дорогой Древнего Египта. На суше дороги обычно вели только к реке. Велась оживленная торговля между севером и югом, с берега на берег людей перевозили паромы. По берегам реки рос папирус, из которого делали писчий материал. Вдоль берегов Нила также находили глину, из которой делали гончарные изделия и высушенные на солнце кирпичи для строительства небогатых домов. Древние египтяне жили в долине Нила в сравнительной изоляции и спокойствии. Водопады на юге, пустыни на западе и востоке и отсутствие гаваней на Средиземноморском побережье предохраняли их от вторжения и позволяли жить в условиях достаточно однородной культуры. Внешнее влияние проникало в основном через северную часть дельты. С востока иногда совершали набеги семиты, с запада — ливийцы (возможно, европейского происхождения).

Для защиты от тех и других были возведены укрепления. Безопасная жизнь в долине Нила, постоянное наличие солнца и воды внушали египтянам чувство спокойствия и благополучия, чего нельзя сказать о других народах Ближнего Востока в древности. История. Неправильно было бы думать, что современные правители Египта — потомки фараонов и что теперешнее население этой земли связано с прежним не только географически. Египетская цивилизация погибла во время арабского вторжения в VII веке по Р.Х., а в упадок пришла еще раньше, подпав под влияние греков, а потом римлян. Происхождение. Хотя мы недостаточно знаем о происхождении древних египтян, физически они были похожи на хамитов, семитов и средиземноморские народы. Хамиты с негроидными характеристиками двигались на север из Нубии. Азиаты мигрировали через Суэцкий перешеек в дельту, а невысокие, смуглые и тонкокостные народы Средиземноморья с древних времен жили в долине Нила. Каким бы ни было их происхождение, египтяне в древний период осознавали себя как народ, отличающийся от других. Мужчины имели рост ок. 5,5 фута (1,7 м), женщины — ок. 5 футов (1,5 м).

Они были худощавыми, но крепкими, с круглыми головами и овальными лицами. Египетские мужчины в древние времена обычно гладко брились, в то время как семиты носили бороды. Археологи перечисляют ряд сменявших друг друга додинастических культур — файюмскую, южную, тасийскую, бадарийскую, амратскую, герзейскую и семайнскую, — представители которых овладели базовыми технологическими приемами и смогли создать общество с минимумом ресурсов. Разумеется, они создали систему орошения для земледелия. С начала раннего периода они уже умели изготавливать льняную ткань и шили из нее одежду. Из папирусного тростника и деревьев, которые росли на юге, делали лодки. Здания строили из кирпичей, высушенных на солнце, посуда была из глины. Керамические изделия изготовлялись вручную; гончарное колесо не было изобретено до династических времен. Письмо возникло в Египте в конце додинастического периода. Иероглифы, или священные знаки, считались «словом Божьим», имеющим божественное происхождение. К 2700 г. до Р.Х. они научились делать «бумагу» из переплетенных полос, срезанных со ствола папируса. Примерно в то же время они разработали технику добычи камня. Обычно по линии отсечения камня делалось углубление, туда вставлялось сухое дерево, которое потом пропитывали водой. Дерево разбухало, и камень трескался. Иногда они поджигали дерево, чтобы камень нагрелся, а потом поливали его водой, чтобы отделить от скалы. Объединение Египта. Непосредственно перед 3100 г. до Р.Х. Египет состоял из двух отдельных царств: Верхнего и Нижнего. Потом царь Верхнего Египта покорил Нижний и объединил обе страны под своей властью. Но разделение не было забыто, и Египет называли «Двумя землями» на протяжении всей истории. Фараоны носили двойную корону, сочетание низкой красной короны Нижнего Египта и белой короны Верхнего Египта. Царский дворец назывался «двойным», и даже царский амбар состоял из двух отсеков. Евреи знали о таком разделении, потому что в ВЗ Египет называется «Мицраим» — окончание этого слова указывает на то, что предметов два. Фараон, который объединил Египет, иногда назван в древних источниках Нармер, а иногда — Мина; предположительно, это два имени одного и того же лица. Нармер-Мина был основоположником I династии в Египте. Хотя древние египтяне не считали династии, современные историки делают это вслед за Манефоном, египетским жрецом середины III века до Р.Х., который составил список царей вплоть до персидского периода и разделил его на 30 династий; позже добавилась тридцать первая. Древние не использовали также таких терминов, как «Древнее царство» и «Среднее царство», но современные ученые считают такой способ удобным для изучения истории Египта. Ранний династический период (3100-2700 до Р.Х.).

Цари первых двух династий правили в Тисе, или Тинисе, примерно в 300 милях (482,7 км) к югу от Каира, но ими был построен другой административный центр — Мемфис. Они укрепили свою власть над страной и выработали теорию о божественности фараона. Они активно контактировали с внешним миром, и есть свидетельства того, что в тот период на Египет оказывала влияние Месопотамия. Древнее царство (2700-2200 г. до Р.Х.; династии III—VI).

Древнее царство особо известно своими строительными проектами. В то время были воздвигнуты пирамиды. Столица находилась в Мемфисе (библейский Ноф), к юго-западу от современного Каира. Активно поддерживались отношения с Финикией, и некоторые ученые считают, что египтяне оказывали такое влияние на мир, что правильнее было бы называть это государство «Древней империей». Было развито искусство, велики были достижения в области литературы и медицины. Египет был абсолютной монархией. Царюбогу служил ряд чиновников; гробницу ему еще при жизни строила вся страна. Первым царем III династии был Джосер, который построил ступенчатую пирамиду в Саккара. Это самое древнее из гигантских каменных сооружений в мире, состоящее из шести ступеней, высотой 204 футов (62,2 м).

Архитектором пирамиды был Имхотеп, визирь, или первый министр, фараона, который был впоследствии обожествлен как основоположник архитектуры, литературы и медицины и отождествлен с греческим богом медицины Асклепием. Фараоны IV династии построили множество великих пирамид. Они воздвигли три больших пирамиды в Гизе между 2600 и 2500 г. до Р.Х. Величайшая из них, посвященная Хуфу, имеет площадь 13 акров. Изначально она достигала высоты 481 фут (146, 6 м).

Состоит эта пирамида из 2,3 миллиона блоков известняка, каждый весом примерно в две с половиной тонны. Вторая пирамида имеет высоту 447,5 фута (136,4 м), рядом с ней установлен сфинкс — лежащий лев с лицом фараона. Третья пирамида имеет высоту 204 фута (62,2 м).

Но есть и другие пирамиды. Там же, в Гизе, было построено несколько пирамид поменьше, а всего мест строительства пирамид было девять, все на западном берегу реки Нил к югу от Мемфиса. В период правления V и VI династий на пирамидах стали делать надписи, рисунки, высекать заклинания и гимны, которые должны были помогать усопшему в загробном мире. Стандарты египетского изобразительного искусства сформировались в период Древнего царства. Цари и боги изображались в стилизованной форме. Искусство было концептуальным, а не основанным на восприятии; то есть художник воспроизводил не то, что видит, а то, что должно быть. Например, при изображении косяка рыбы каждая рыба рисовалась по отдельности, хотя на самом деле одни из них частично заслоняли бы других. Подобным же образом, один из мешков, навьюченных на осла, художник изображал полностью и как есть, а второй мешок, висящий на другом боку, — подвешенным в воздухе. Рост человека на рисунке зависел от его положения в обществе. В батальной сцене самой высокой фигурой был фараон, офицеры — поменьше, простые солдаты — еще меньше, а враги — самые маленькие. Египетское изобразительное искусство предназначалось для рассказывания истории: оно в значительной степени напоминало комикс. Например, желая показать изготовление вина, художник изображал, как собирают виноград, как выжимают сок (обычно это делали босыми ногами) и разливают его в кувшины. Очевидно, в Древнем царстве была развита медицина. Хотя мы узнаем о медицине в Древнем Египте в основном из папирусов Среднего царства, есть некоторые свидетельства того, что медицинские познания египтян очень древние. В текстах появляется множество архаических выражений. Возможно, египтяне знали о кровообращении; они говорили о слушании «голоса сердца». Медицинская практика египтян сочетала в себе использование домашних средств, заклинаний и чар с научным опытом. Хирургический папирус Эдвина Смита — замечательное исследование, посвященное в основном сращиванию переломов. Во время VI династии Древнее царство стало распадаться из-за неумелых правителей, агрессивности знати, трудностей с уплатой налогов, вторжений нубийцев на юге и нападениями азиатов на северо-востоке. Первое междуцарствие (2200-2050 г. до Р.Х.; династии VII —XI).

Период Древнего царства был периодом политической стабильности и процветания. Разливы Нила были предсказуемы и не губили посевов. Всем хватало еды. Если человек усердно трудился и учился, он мог добиться в жизни успеха и преуспеяния. Общественные, политические, экономические и религиозные институты отличались стабильностью и занимали свое определенное место в ритме жизни. Теперь прежняя аристократия пала. Централизованного управления больше не было; знатные люди поделили районы царства между собой и все претендовали на царский титул. Больше нельзя было надеяться ни на какую определенность. Упадок всей жизненной философии Древнего царства привел к духовному кризису и попыткам переоценить смысл жизни. Некоторые литературные произведения того времени отражают гедонистический подход к жизни — попытку забыть о проблемах, предаваясь наслаждениям; другие рекомендуют стоический подход — закаляться для борьбы с жизненными трудностями. Среднее царство (2050-1780 г. до Р.Х., X II династия).

В конце правления XI династии князья Фив (440 миль, или 708 км к югу от Мемфиса) начали бороться за восстановление порядка и контроля фараона над страной. Отчасти им это удалось. Среднее царство существовало во время правления XII династии, уроженцев Фив, которые сделали своей столицей Лишт в Файюме. Шесть правителей этой династии носили имена Аменемхет и Сенусерт. Каждый из них правил ок. 30 лет, и почти все перед смертью делали сына своим соправителем, чтобы предотвратить опасность узурпации. Так как эти цари не осмелились лишить знать ее независимости, в течение этого периода усилилась позиция местных правителей и укрепились сепаратистские тенденции. Неспособные стать абсолютными правителями, эти фараоны действовали с помощью убеждения и акцента на доброй воле. Они постоянно подчеркивали важность правосудия (ma’at), и если человек не мог добиться справедливости от князей, он обращался к царю. В этой пропагандистской программе фараон изображался как облеченный ответственностью вождь, а не просто как лицо, обладающее властью. Фараон был пастырем своего народа. Фараоны Среднего царства были достаточно мудры, чтобы не тратить сокровищ на строительство гигантских пирамид; вместо этого они занимались проектами, направленными на благо общества, такими, как увеличение площадей пригодной для обработки земли в Файюме, строительство оборонительной стены на Суэцком перешейке и разработка медных рудников на Синайском полуострове. Велась торговля с Критом, Ливаном, Сирией и Малой Азией. Именно в период Среднего царства стало повышаться значение Амона как великого Бога Египта. Его образ слился с образом Бога солнца Ра, и, как Амон-Pa, он стал главой древних богов Фив. Как национальный бог он превратился в великого имперского Бога в период великой державы и таким образом приобрел универсальный статус. Религиозные тексты, которые в период Древнего царства писали на стенах пирамид, теперь высекали на гробах — не только царей, но и знати. В период Среднего царства Египет в буквальном смысле слова процветал. Научная литература этого времени представлена такими выдающимися трудами, как Лондонский математический папирус Ринд, хирургический папирус Эдвина Смита и медицинский папирус Эберса. «Поучение Гераклеопольского царя Ахтая своему сыну Мерикара» — пример литературы премудрости этого периода, а «Рассказ Синухе» — пример развлекательной литературы. Если считать, что исход произошел рано (ок. 1446 до Р.Х.) и прибавить к этой дате 430 лет, которые Израильтяне пробыли в Египте (Исх 12:40), то получается, что Израильтяне пришли в Египет ок. 1876 г. до Р.Х. Это, по всей видимости, произошло в начале правления Сенусерта III (1878-1840 до Р.Х.).

Сенусерт был храбрым царем, который подчинил Египту все территории до второго порога Нила и воевал в Сирии. Ему также удалось на время упразднить местный сепаратизм более раннего периода; он лишил знать власти и стал назначать на должности царских ставленников. Возможно, эти достижения как-то связаны с голодом во времена Иосифа и тем, как Иосиф использовал это голодное время, чтобы обеспечить контроль фараона над населением страны (Быт 47:13-26).

Второе междуцарствие (1780-1570 г. до Р.Х., династии XIII—XVII).

После периода правления могущественной XII династии в Египте вновь начался период раскола. Гиксосы («правители чужих земель»), семиты из Сирии и Палестины, постепенно стали проникать в район дельты и овладели им ок. 1730 г. до Р.Х. Их столицей был Танис, или Аварис, в восточной части дельты. Тем временем фиванские князья правили на юге, но они были слабы и обычно находились в зависимости от Гиксосов. Очевидно, египтяне ненавидели гиксосов и старались всеми силами стереть память о них, поэтому мы знаем о гиксосах очень мало. Сохранившихся сведений недостаточно, чтобы восстановить их историю. По-видимому, они ввели новые типы бронзовых мечей и кинжалов, мощный составной лук, а также, что важнее всего, приручили лошадей и стали использовать колесницы. Египтяне успешно заимствовали все эти новшества, с их помощью свергли гиксосов и затем распространили свою власть на Палестину и Сирию. Борьба фиванских правителей за освобождение от контроля гиксосов была длительной и временами яростной. Она началась в конце XVI века до Р.Х. и завершилась при Яхмосе I (1570-1546 до Р.Х.).

Период великой державы (1570-1090 г. до Р.Х., династии XVIII —XX).

Яхмос был основоположником XVIII династии; можно считать также, что с него начался период великой державы, или Нового царства. Нанеся поражение гиксосам в Египте, он провел успешные кампании против Нубии и Шарухена в Южной Палестине. Позже он подчинил себе местную знать, которой удалось добиться самостоятельности в период гиксосов. Аменхотеп I (1546-1525 до Р.Х.) также вынужден был сражаться с нубийцами на юге и ливийцами — на северо-западе. У Аменхотепа не было сыновей, поэтому после смерти трон унаследовала его сестра Яхмос, которая вышла замуж за Тутмоса (Тутмос I, 1525-1508 г. до Р.Х.), возможно, своего родственника. Тутмос вынужден был подчинить себе непокорных нубийцев в первый же год правления, и в ходе последующих кампаний он значительно расширил территорию Египта за счет нубийских земель. Он воевал также против Сирии и мог бы утверждать, что его держава простирается от Евфрата до третьего порога Нила. Возможно, где-то в начале его правления родился Моисей. Тутмос начал строить царские гробницы в Долине царей к западу от Фив. Очевидно, единственным оставшимся в живых ребенком Тутмоса и Яхмос была их дочь Хатшепсут, которая вышла замуж за Тутмоса II (1508-1504 до Р.Х.), сына Тутмоса I от одной из его «второстепенных» жен. Тутмос II сражался с непокорными нубийцами, но вообще о его правлении известно мало. Так как от брака с Хатшепсут у него было только две дочери, он решил выдать свою дочь Маритру за одного из сыновей от «второстепенной» жены (Тутмос III, 1504-1450 г. до Р.Х.).

Хатшепсут продолжала править, пока Тутмос III был несовершеннолетним, и отказалась уходить на второй план, когда он вырос. Она по сути управляла Египтом с 1504 по 1482 г. до Р.Х. Во время ее царствования Египет процветал экономически. Она построила много зданий; не меньшим из ее достижений является строительство двух громадных обелисков в храме Карнака в Луксоре. Сохранившийся обелиск имеет высоту 97,5 фута (29,7 м) и весит ок. 700000 фунтов (317 800 кг).

Она также снаряжала торговые экспедиции в землю Понт. Хатшепсут иногда считают той дочерью фараона, которая нашла в водах Нила младенца Моисея (Исх 2:5).

Наконец в 1482 г. до Р.Х. Хатшепсут умерла, возможно, на руках Тутмоса III, который освободился теперь от ее гнета и смог начать править своим царством. За 75 дней он собрал армию и выступил на север, в Сирию и Палестину, чтобы подчинить себе тамошних непокорных князей. Сначала он одержал великую победу под Мегиддо, потом захватил множество городов Северной Палестины, но ему не удалось сломить сопротивление врага. В течение следующих 20 лет Тутмосу пришлось воевать в Палестине или Нубии практически ежегодно. То движение, которое началось как бунт против влияния гиксосов, превратилось в широкую завоевательную политику. По мере расширения границ увеличивалось число опасностей; некоторые из них были реальными, другие — более отдаленными. Безопасность, которой раньше наслаждались египтяне в своей замкнутой долине, сменилась неуверенностью. Бог Амон-Pa посылал египтянам военные победы, и ему приносили множество добычи и даров. В то время храмы были так богаты и могущественны, что оказывали огромное влияние на политические и экономические круги. В особенности велика была власть жрецов Амона в храме Карнака. Тутмос III был одним из величайших фараонов Древнего Египта. Он был завоевателем и создателем империи, часто его называют древнеегипетским Наполеоном. В окружающих царствах практически не было городов, с которыми бы он не сражался. При нем началось прославление фараона как спортсмена и воина, длившееся несколько поколений; он управлял делами людей с могуществом Бога. Если принять раннюю датировку исхода евреев из Египта, то Тутмос III вполне может быть тем фараоном, который угнетал евреев. Наследником Тутмоса стал его сын Аменхотеп II (1452-1425 до Р.Х.), который, возможно, был фараоном в момент исхода. Какое-то время он был соправителем отца, поэтому без труда принял в свои руки бразды правления державой. Он был вынужден провести две кампании против Сирии и Палестины, чтобы подчинить себе непокорные города, но в общем период его правления оказался мирным. Как и отец, он стремился прославиться своей спортивной ловкостью и военной доблестью. После малоизвестного правления Тутмоса IV (1425-1412 до Р.Х.) на египетский трон взошел Аменхотеп III (1412-1375 до Р.Х.).

Его часто называли «великолепным», что говорит о богатстве царства в то время. Однажды он велел выкопать для своей жены за 14 дней водоем длиной 6400 футов (1950,6 м) и шириной 1200 футов (365,7 м).

По этому водоему на западном берегу Нила, в Фивах, плавал царский корабль, на борту играли музыканты, развлекавшие фараона и его супругу. Аменхотеп построил несколько храмов, в том числе город мертвых в окрестностях Фив, рядом с которым стоят знаменитые колоссы Мемнона — сидящие статуи царя высотой примерно 70 футов (21,3 м).

Хотя на стенах храмов фараон изображался как великий полководец, по-видимому, он участвовал только в подавлении одного восстания в Нубии и никогда не бывал в Сирии и Палестине. Аменхотеп III не прилагал особых усилий для сохранения своей державы, так же поступал и его сын Аменхотеп IV (1387-1366 до Р.Х.).

По причине плохо здоровья Аменхотеп III сделал своего сына соправителем в 1387 г. до Р.Х., но тот обращал мало внимания на государственные дела. Он был склонен к мистицизму и посвятил себя учреждению культа Бога солнца Атона в новой столице Телль-эль-Амарне. Поклонение Атону было почти монотеизмом (наряду с богом почитали фараона) и поэтому по сути представляло собой религиозный переворот, но вне двора у него было мало приверженцев. Религиозные перемены, политические изменения, связанные с переносом столицы, и изменения в искусстве — вот три основных элемента так называемой «амарнской революции». Однако натурализм в искусстве, почти граничащий с карикатурностью, не был нов, потому что зародился еще при Тутмосе IV. Аменхотеп IV принял имя Эхнатон («угодный Атону»).

Эхнатон не обращал внимания на многочисленные призывы (послания из Эль-Амарны) князей Палестины и Сирии помочь им отразить вторжения, и держава распадалась. Если датировать исход ранним периодом, то покорение евреями земли обетованной и закрепление в ней должны были произойти во время правления Аменхотепа III и Аменхотепа IV, когда Египет потерял контроль над Палестиной. Однако слово «хабиру», которым обозначены нападающие, не следует понимать как относящееся к евреям. Многое из того, что о них говорится, не было свойственно евреям. После смерти Аменхотепа IV трон унаследовал Тутанхамон (1366-1357 до Р.Х.).

Это был мальчик восьми или девяти лет, и его соправителем и регентом был Ай, фаворит Эхнатона. После смерти Тутанхамона девять лет спустя Ай продолжал править до 1353 г. до Р.Х. Благодаря обнаружению в 1922 г. его чудесно украшенной и неповрежденной гробницы, Тутанхамон обрел популярность, не соответствующую его роли в истории Древнего Египта. Тысячи предметов из гробницы свидетельствуют о величии, богатстве и художественном мастерстве Древнего Египта, а также помогают нам понять, что значил для Моисея отказ от египетской роскоши (Евр 11:26).

После смерти Ая трон унаследовал военачальник Хоремхеб (1353-1319 до Р.Х.).

Он реорганизовал государство и укрепил власть. Умерший бездетным, Хоремхеб назначил своим преемником Рамзеса I, командующего армией и визиря, или первого министра. Рамзее (1319-1318 до Р.Х.) и Сети I (1318-1299 до Р.Х.) совершали храбрые попытки восстановить Великую азиатскую державу, утраченную Эхнатоном. В связи с этими попытками столица была перенесена в Танис в дельте, откуда было удобнее начинать военные походы. Рамзее II (1299-1232 до Р.Х.) по-прежнему стремился восстановить власть Египта над Палестиной. На пятый год правления он встретился с хеттами в сражении под Кадешем на реке Оронт в Сирии и едва избежал полного уничтожения своих войск. Если евреи в тот момент уже жили в земле обетованной (как должно быть в случае ранней даты исхода), вероятно, им не приходилось сталкиваться с египтянами, потому что они пасли скот и выращивали виноградники на холмах Палестины, в то время как Рамзее двигался по прибрежной дороге. Наконец, на двадцать первый год правления, Рамзее заключил мир с хеттами, который продолжался до конца его дней. Он построил много зданий по всему Египту, в основном в своей столице Танисе, в Фивах, в Абу-Симбеле (кюгу от Асуана) и в Мемфисе. Многие из сторонников более поздней даты исхода утверждают, что это он — фараон из Книги Исход. Тринадцатый сын Рамзеса Мернептах (1232-1222 до Р.Х.) был единственным египетским фараоном, заявлявшим, что он нанес евреям поражение в битве. Но некоторые ученые утверждают, что он никогда не вторгался в Азию и что это заявление следует воспринимать как традиционное — царь претендовал на победу над жителями всех окружающих земель независимо от того, встречался ли он с ними в битве. Рамзее III (1198-1164 до Р.Х.) отразил ливийское вторжение в дельту в пятый — одиннадцатый годы своего правления, а на восьмой год он отразил нападение «народов моря», среди которых были филистимляне. Он был последним правителем периода великой державы, сохранившим позиции в Палестине и Сирии. Позже египетская экономика пришла в упадок, инфляция и правительственный кризис принесли народу множество проблем. Начался голод. Во время правления Рамзесов IV — XI (1167-1085 до Р.Х.) государство постепенно приходило все в больший упадок. Инфляция и взяточничество росли. При Рамзесе IX (1138-1119 до Р.Х.) наемники, которым не платили жалование, мародерствовали в дельте, а разграбление гробниц обрело масштабы эпидемии. Наконец Херихор, правитель Нубии и командующий военными силами на юге, овладел Верхним Египтом и стал верховным жрецом Амона в Фивах. Великая держава прекратила свое существование. Период Познего царства. В период Познего царства Египет попал под власть ливийских (945-712 до Р.Х.) и эфиопских царей (712-670 до Р.Х.).

После краткого периода власти ассирийцев (670-663 до Р.Х.) образовалась династия местного происхождения (663-525 до Р.Х.).

Потом Египет захватили персы и владели им, пока в 331 г. не пришел Александр Македонский. Потом Египтом правили Птолемеи, вплоть до смерти Клеопатры в 30 г. до Р.Х. Потом на сцену выступили римляне. Они управляли этой страной, когда Мария и Иосиф бежали туда после рождения Иисуса. В греко-римский период в Египте преобладала эллинистическая культура. В библейской истории упоминаются несколько египетских царей начала послеимперского периода, когда египетская культура еще была жива. На пятый год правления Ровоама, царя Иудеи (вероятно, 926 г. до Р.Х.), Сусаким I Египетский вторгся в Иудею и вызвал там большой переполох (3Цар 14:25-26).

Он даже вошел на территорию Израиля, как показывают археологические раскопки. Около 700 г. до Р.Х., во времена царя Езекии и пророка Исаии, Тиргак, царь Эфиопской династии, ввел армию в Палестину, чтобы помочь иудеям в борьбе с ассирийцами (4Цар 19:9).

В конце VII века до Р.Х. фараон Нехао {в ист. лит.: Нехо} прошел со своими войсками через Иудею, чтобы помочь слабеющей Ассирии. Царь Иосия, который попытался остановить его, погиб (4Цар 23:28-30).

В последние дни царства Иудея, когда Навуходоносор осадил Иерусалим (588-586 до Р.Х.), фараон Вафрий {в ист. лит.: Априй} вторгся в Палестину, предприняв бесплодную попытку помочь евреям и победить вавилонян. Иеремия предсказал поражение египтян (Иер 44:30).

Общественная жизнь. Классы общества. В теории и на практике всей землей Египта владел фараон. Он считался воплощением божества в образе человека, и боги вручили ему власть над всей землей. Конечно, он делал подарки: богам — для поддержки храмов, самым верным слугам и для поддержания поклонения самому себе после смерти. Вследствие этого большие территории внутри царства принадлежали не фараону, а другим людям, но многое оставалось имуществом короны. Хотя к началу периода Среднего царства знати принадлежали большие участки земли, царю удавалось подчинить их себе и сосредоточить в своих руках значительные площади. В эпоху Нового царства царь делал крупные подарки храмам, в особенности храму Амона в Фивах. Вследствие его щедрости власть жрецов росла в ущерб власти короны. По мере того как все больше земель сосредоточивалось в руках царя, а общественная и экономическая жизнь становилась сложнее, сформировалась сложная классовая структура. Главный водораздел в египетском обществе пролегал между образованной элитой и необразованными массами, но это слишком упрощенное наблюдение. Общественную пирамиду венчала царская семья и крупная знать. Знать победнее и военные стояли ниже. Еще ниже находились ремесленники, которые служили высшим классам общества. Далее, по крайней мере, в период Нового царства, стояли земледельцы, которые владели небольшими участками земли и сами ее обрабатывали. Ниже всего стояли свободные слуги и рабы. Рабство распространилось только в период Империи, когда рабами становились военнопленные, в основном из Сирии и Палестины на севере и Нубии на юге. Некоторые рабы выполняли работы по дому во дворце и в крупных поместьях, но большая их часть обрабатывала землю или работала в рудниках. Рабовладение никогда не приобретало в Египте такого размаха, как в странах Ближнего Востока. Семейная жизнь. Очевидно, египтяне вступали в брак в ранней юности. Детей отнимали от груди в три года. Мальчикам делали обрезание в возрасте от 6 до 12 лет. Хотя образование в основном было задумано для мальчиков из наиболее влиятельных семей, девочки — в особенности из царской семьи — тоже часто получали школьное образование. Женщины в Египте явно пользовались большей свободой и уважением, чем в других странах Ближнего Востока. Они беспрепятственно передвигались; вместе с мужьями вели дела и даже участвовали в общественных событиях. Семейство могло даже сопровождать отца на охоту или рыбную ловлю, хоть они и не принимали в ней участия. Обычно египтяне практиковали полигамию, размер гарема определялся экономическими соображениями. Но главная жена имела особый статус, и ее первый сын становился наследником отца. Женщина могла стать жрицей, акушеркой, плакальщицей, танцовщицей, возможно, писцом (услова «писец» существовала форма женского рода).

Мебели в египетском доме было мало. Кровати, стулья, табуреты, подставки для ног и кувшинов с водой были основными предметами обстановки. Обеденных столов в употреблении не было; пищу клали на специальные подставки. Бедняки сидели просто на полу, спали на матрасах, брошенных на пол, и на пол же ставили пищу. Обычно дома строили из глиняных кирпичей. Богатые люди окружали свои дома садами и часто имели декоративные бассейны. Внутри стены помещений расписывали акварелью и даже украшали фресками. Крыши были плоскими, и в жаркое время года на них можно было спать. Иногда дома были двухэтажными. Несмотря на обнаружение остатков двух или трех поселков рабочих, работавших над строительством монументальных сооружений, нам практически ничего не известно о размерах основных городов Древнего Египта. Одежда. Женщины носили длинные, до лодыжек, льняные одеяния, которые держались на плечах с помощью тесемок. В период великой державы на юбке появились складки и она стала шире. Мужчины носили набедренные повязки с поясом, достигавшие колен. У представителей знати передняя часть повязки часто была в складку. Во времена Среднего царства и конца Нового царства повязка превратилась в юбку длиной до середины икры, иногда мужчины носили нечто вроде туники с короткими рукавами. Вследствие азиатского влияния египтяне из высшего общества в Новое царство часта носили цветную одежду, а не белую, как в другие периоды. Мужчины чисто брились, но царь и некоторые высшие сановники носили фальшивые бороды в обрядовых целях. и мужчины, и женщины носили парики и подводили глаза, в медицинских целях и для красоты. Женщины использовали помаду, румяна и красили хной ногти, ладони и подошвы ног. Мужчины и женщины высших классов носили множество украшений. Представители всех классов смазывали кожу маслами, чтобы защитить себя от жаркого и сухого климата. Все пользовались и духами. Развлечения. В Древнем Египте не существовало организованных спортивных игр. Спортом занимались самостоятельно или с членами семьи. Египтяне охотились в пустыне с луками и стрелами и с собаками, ловили рыбу, сбивали птиц с помощью бумеранга и катались на колесницах. Крестьянские мальчики и юноши особенно любили борьбу. Воины устраивали военные танцы — своего рода физкультурные тренировки. Дома и мужчины, и женщины играли в нечто вроде шашек. Закон и наказание. Слово царя было высшим законом; очевидно, письменного законодательства, к которому мог бы обратиться любой, не существовало. Суды основывались на прошлых прецедентах, и периодически царь издавал новые указы, модифицируя систему. В суде все приносили присягу, выступали обвинитель и обвиняемый, суд рассматривал дело, и писец фиксировал результаты. В некоторых случаях признания добивались под пыткой. Самыми тяжкими преступлениями, каравшимися смертью, считались предательство, убийство и лжесвидетельство. Последнее входило в их число потому, что клялись «жизнью фараона», тем самым оскорбляя его. За другие серьезные преступления калечили (отрезали нос или уши) или ссылали на каторжные работы в рудниках (что было равносильно медленной смерти).

Вора могли приговорить к выплате суммы, двукратно или троекратно превышающей стоимость украденного. За менее значительные преступления обычно секли. В период Нового царства в Египте в каждом городе было нечто вроде полицейской службы. Религия. Жизнь египтян основывалась на религиозных верованиях. Египет был «даром Нила», поэтому поклонялся великой реке под именем Хапи. Солнце, дающее жизнь, носило имена Амона-Ра и Атона. Царь был потомком богов и в некотором смысле — богом во плоти. Десять казней Моисея были его вызовом египетским богам. Превращение Нила в кровь, темнота и смерть первенца божественного фараона представляли собой дискредитацию египетских богов, как и остальные казни. Всех египтян очень волновали вопросы бессмертия и благосклонности богов к ним в жизни после смерти. Египтяне по возможности старались обезопасить себя и обеспечить себе в будущей жизни все радости этой жизни. Жители Древнего Египта, в отличие от современных западных людей, не представляли себе неодушевленного мира. Все явления природы для них были персонифицированы и рассматривались как дружеские или враждебные по отношению к людям. Боги были покровителями самых разнообразных занятий и обладали разными функциями. Так Бес, карлик с кривыми ногами, покровительствовал музыке и зачатию, богиня Таурт (сочетание гиппопотама, львицы и крокодила) — родам. Этих двух богов заклинали очень часто, и, возможно, они были среди масс популярнее, чем великие боги Египта. Самым главным богом был Ра или Ре, бог солнца. Фараон был его сыном и земным воплощением. После смерти он воссоединялся со своим божественным отцом на небесах. Ра породил Бога Шу, олицетворение воздуха, и богиню Тефнут, олицетворение влаги. У них было двое детей: Геб, бог земли, и Нут, богиня неба. В легендах рассказываются разные истории о возникновении человечества. Согласно одной из них, люди родились из слез Ра; согласно другой, Хнум сделал их на гончарном круге. В период Нового царства бог Фив Амон был отождествлен с Ра, после чего бог солнца стал известен как Амон-Pa. Великой триадой богов из Фив были Амон, его супруга Мут и их сын Хонсу (бог луны).

Не менее важен, чем Амон, был Осирис, бог (царь) мертвых. Легенда гласит, что добрый правитель Осирис был убит своим братом и воскрешен своей женой Исидой посредством разнообразных магических уловок. Потом он стал править блаженной землей мертвых на западе. В конце концов стало общепризнанным, что путем Осириса мог пройти любой человек. С помощью магических заклинаний, вроде тех, которые использовала Исида, человек мог прийти к Осирису и даже в некотором смысле стать Осирисом. человек должен был произнести известные ему заклинания, а затем предстать перед судом, где его сердце взвешивалось на весах праведности. Если он провозглашался невиновным, ему позволялось войти в царство Осириса и наслаждаться его благословениями. Некоторые из этих истин о жизни после смерти написаны на стенах захоронений в пирамидах Древнего царства («Тексты пирамид»).

В период Среднего царства их писали на саркофагах. Во время Нового царства составлялись «Книги мертвых». Но и в эпоху великой державы и после, вплоть до 300 г. по Р.Х., на стенах гробниц продолжали писать фрагменты из этих текстов. Образование и культура. Язык и литература. Древнеегипетский был родственен как семитским, так и хамитским языкам. Примерно к 311 г. до Р.Х. использовались и иероглифическое письмо (рисуночное письмо, или пиктография, употреблявшееся для надписей и представлявшее собой более формализованный тип письма), и иератическое (более беглое письмо «от руки»).

Иероглиф может обозначать букву, слог, звук, слово или понятие. Франсуа Шампольон начал расшифровку иероглифов в 1822 г., изучая Розеттский камень. Примерно в 700 г. до Р.Х. возникла курсивная форма письма, так называемая демотическая, и ее использовали вплоть до христианских времен. Потом коптский язык — ставший преемником египетского языка — перешел на использование греческого алфавита, добавив к нему несколько дополнительных знаков демотического письма. Образование. Образование в Египте давалось почти исключительно мальчикам из высокопоставленных семей, чтобы подготовить их к выполнению роли жрецов, правительственных чиновников и прочих ответственных занятий. Образование могли получить вообще немногие. Мальчиков начинали обучать с малых лет, обычно примерно с четырех. Занятия начинались рано утром и обычно заканчивались около полудня, из-за дневной жары. Стандартное обучение включало в себя чтение, письмо и арифметику. Для лиц, занимавших высокое положение в обществе, обязательно было иметь хороший почерк и уметь писать письма. Красноречие также ценилось. Обучение посредством подражания заключалось в переписывании образцов писем. Каменные таблички и осколки посуды были недорогим писчим материалом, папирус берегли для окончательных вариантов важных сочинений. Знание арифметики было особо ценным для правительственных чиновников, которые собирали налоги для царя. Лучшее образование получали жрецы, и наследник трона обычно обучался в школе для жрецов. Часто его обучали также наставники прямо во дворце. Обычно такие уроки давали еще и детям гарема; их могли посещать также дети князей, не принадлежащие к царской семье. После начальной школы мальчик мог посещать «дом жизни», нечто вроде академии или высшего учебного заведения. Там известные ученые и специалисты читали лекции по ряду предметов (в том числе медицине).

Предположительно эти «дома» были похожи на академию Платона в Афинах. Определенного расписания и регулярных экзаменов в них не было. В «домах» были библиотеки. Наука. Древние египтяне преуспели в прикладной математике, астрономии и медицине. После ежегодного разлива Нила необходимо было быстро осмотреть почву сразу после отступления воды. Для создания системы орошения, от которой зависела жизнь египтян, требовались определенные инженерные навыки. Более того, для строительства массивных сооружений необходимо было знание математики. Египтяне умели прибавлять и вычитать, но у них были затруднения с умножением и делением. Они умели вычислять площадь квадрата, треугольника, прямоугольника и круга и решать простые геометрические задачи. Считается, что большинством своих математических успехов они обязаны скорее опыту, чем математическому складу ума. Они понимали, что в календаре должно быть 365 дней и одна четверть, и поэтому разделили год на 12 месяцев, каждый из которых состоял из трех 10-дневных периодов. Уже в 2000 г. до Р.Х. они изобрели точные водяные часы. Техника бальзамирования у египтян была на высоте, что предполагает хорошее знание анатомии. Они понимали различие между травмами и болезнями и умели выполнять поразительные хирургические операции. Однако процесс лечения представлял собой забавную смесь научных методов и суеверий. Египетские ученые, скорее из практических, чем из теоретических соображений, собрали значительное количество сведений из области астрономии, химии, географии, медицины, хирургии, математики и естествознания. Архитектура. Воздвигая свои великие храмы, древние египтяне больше всего беспокоились об их устойчивости и долговечности. Они строили на века. Поэтому для строительства использовался камень (обычно известняк или песчаник).

Кровля также делалась из больших каменных глыб, подпираемых массивными колоннами. Рисунок капителей обычно изображал листы лотоса, папируса или пальмы. В храмах ставили гигантские статуи царей; эти скульптуры, служившие чисто архитектурным украшением, были выполнены в сухой и формальной манере. Свет проникал внутрь храмов через окна в стенах более высокого центрального зала; боковые залы были пониже. Хотя крыши храмов были плоскими, египтяне умели строить скругленные арки уже в 2700 г. до Р.Х. Величайший из сохранившихся храмов — это Карнакский храм в Луксоре. Центральный зал, построенный Рамзесом II, представляет собой лес из 134 колонн из песчаника, центральный проход окружен 12 колоннами высотой 70 футов (21,3 м).

Это самые высокие колонны Древнего мира. Фараоны Древнего царства строили великие пирамиды — места погребения — на западном берегу Нила к югу от Мемфиса. Фараоны Среднего царства строили пирамиды поменьше возле Файюма. В период Нового царства использовались гробницы, высеченные в скалах к западу от Фив. Стены гробниц божественных фараонов в Фивах покрывали религиозными изображениями. Стены могил знатных людей были украшены сценами повседневной жизни — которую они мечтали продолжать в загробном мире. Дома строили из высушенного на солнце кирпича; несколько таких домов сохранилось в Эль-Амарне и в ряде заброшенных рабочих поселков. Музыка. Все, что мы знаем о египетской музыке, основано на найденных в гробницах музыкальных инструментах, и изображениях этих инструментов на стенах гробниц. В религиозных обрядах использовали систр, тамбурин и кастаньеты. Систр представляет собой металлическую петлю на ручке. В боковых сторонах петли делались отверстия, в которые вставлялись три металлических прута. Когда систр встряхивали, эти прутья болтались в отверстиях и дребезжали. Этот инструмент упоминается во 2Цар 6:5. Мариамь использовала египетский тимпан (тамбурин), когда иудеи праздновали свой переход через Чермное море (Исх 15:20).

Среди струнных инструментов Древнего Египта были арфа, лира, лютня и нечто вроде гитары. Духовыми инструментами были одинарная и двойная флейта и труба, которая, по-видимому, использовалась только в военных целях. Сначала музыка звучала только в качестве сопровождения пения или танца. Оркестры появились только в период Нового царства, когда Израиль освободился от египетского плена.

см. тж. Исход Израиля из Египта; казни египетские; фараон.