Ездры 3-я книга

Ездры 3-я книга (esdras, Second Book of) Иудейско-христианское сочинение, которое включено в некоторые издания Библии как второканоническая книга (см. выше, 2 Ездры). {При обращении к 7-й главе Третьей книги Ездры следует учитывать, что в некоторых Библиях не приводятся стихи с 36-го по 105-й, а вместо них под номерами 36-70 сразу же идет текст стихов со 106-го по 140-й из более полных изданий.}

Подразделы статьи

Автор
Дата
Исторический контекст
Цель и богословское учение
Автор.

Основная часть 3 Ездры (3Езд 3-14), вероятно, была написана иудеем из Палестины. Два добавления (3Езд 1-2; 3Езд 15-16) были дописаны позже неизвестными христианскими авторами. Некоторые исследователи текста полагают, что изначально он был написан на еврейском, хотя сохранились только греческие и коптские фрагменты, а также переводы на сирийский, эфиопский, арабский, армянский, грузинский и латинский языки. Дата. Большинство исследователей текста относит иудейскую его часть примерно к 95-100 г. по Р.Х. Считается, что 3Езд 1-2 были написаны ок. 200 г. по Р.Х. или позже. 3Езд 15-16 датируются по-разному, от 120 до 300 г. по Р.Х., потому что, по-видимому, написаны они в период гонений на христиан. Исторический контекст. 3 Ездры написана в апокалиптическом стиле. Иудейские или христианские апокалипсисы, которые часто писали в период гонений, представляли собой пророческие рассуждения о конечной цели Бога в истории, написанные очень образным, символическим языком. Такие произведения были распространены в период между 200 и 350 г. по Р.Х. — время преследования иудеев при Маккавеях, вооруженных конфликтов между зилотами и Римом, гонений на христиан в Римской империи. Основная тема иудейской апокалиптики — судьба Израиля и иудаизма. В 3Езд. 14 упоминается о том, как Ездре перед смертью посылается ряд видений, в которых он видит священные книги. Помимо 24 книг ВЗ упоминаются 70 эзотерических апокалипсисов, а значит, для автора и его читателей апокалипсисы были распространенным явлением. Иудеи того времени считали, что времена пророчеств подошли к концу, поэтому автор использует стандартную апокалиптическую уловку: вкладывает рассказ об откровении в уста пророка более раннего периода. Здесь это якобы Ездра, пишущий эту книгу через 30 лет после разрушения Иерусалимского храма вавилонянами. Иудейский текст апокалипсиса (3Езд 3-14), очевидно, назывался «Ездра пророк» или «Апокалипсис Ездры». В латинской Вульгате (переводе с еврейского, сделанном ученым Иеронимом к 404 г. по Р.Х.) он назван 4 Ездры, в Септуагинте (древнегреческий перевод ВЗ) — 3 Ездры. В протестантских изданиях Библии это 2 Ездры {синод. 3-я Ездры}. Христианские дополнения иногда распространялись отдельно. 4Мак 1; 2 могут носить имя 5 Ездры, а 4Мак 15; 16-6 Ездры. Так называемая «Исповедь Ездры» (3Езд 8:20-36) также распространялась отдельно, что усугубляло путаницу, связанную с разными рукописями, текстами и изданиями. Цель и богословское учение. 3 Ездры была написана в связи с разрушением Иерусалима и храма римлянами в 70 г. по Р.Х. Автор книги пытается вселить в иудеев надежду на лучшее будущее. В иудейском разделе книги рассматривается несколько основных богословских вопросов. Почему Бог не вознаградил верных иудеев, но вместо этого заставил их страдать под гнетом язычников? Почему Бог позволяет людям грешить? Дав людям закон, почему Бог не искоренил их дурные наклонности, чтобы они могли праведно соблюдать этот закон? Почему людям дано понимание, но не даются ответы на эти вопросы? Окончательных ответов не дано, и Ездра напоминает, что пути Господни недоступны человеческому пониманию. Эти проблемы будут решены только в последние времена: Божья справедливость будет явлена в 400-летнем периоде правления Мессии, после чего будет воскресение, суд и вечная награда на небесах или вечное наказание в геенне (аду).

В 3 Ездры говорится, что Бог радуется, глядя на немногочисленных праведников, и Ездра и подобные ему могут быть уверены в своем спасении. 3 Ездры считается одним из лучших и наиболее глубоких по содержанию иудейских апокалипсисов. Внимание к богословским проблемам и тщательный смелый анализ характерны для его откровения о будущих событиях. В четвертом видении, о плачущей женщине, которая преображается в небесный Иерусалим, отражена идея искупления Сиона. В пятом видении орел с 12 крыльями и тремя головами — которые обычно считают символами римских императоров Флавиев, Веспасиана (69-79), Тита (79-81) и Домициана (81-96), — приравнивается к четвертому зверю из Книги Даниила (Дан 7).

Ездра видит, как этого орла убивает лев, символ Мессии. Шестое видение касается человека, который поднимается из моря, на него нападают «бесчисленные толпы», но он побеждает их, что снова говорит о победах Мессии. В последнем видении Ездра диктует содержание 94 священных книг пяти специально отобранным писцам и готовится к вознесению на небеса. 3Езд 15-16 посвящены теме суда над языческими народами за неверие и утешению Божьего народа, страдающего от гонений.