Екклесиаста Книга
Екклесиаста Книга (ecclesiastes, Book of) Книга Премудрости ВЗ. Екклесиаст — философское произведение, в котором поднимаются серьезные вопросы о значении и природе человеческого существования. «Екклесиаст» — это греческое название книги, оно взято из Септуагинты (греческого перевода ВЗ). В соответствии с древнеиудейской практикой — воспринимать первые несколько слов книги как ее заглавие — еврейским названием Екклесиаста следует считать: «Слова Кохелета, сына Давидова, царя в Иерусалиме». Она также известна и под другим названием — просто «Кохелет». Сам автор называет себя «Кохелетом» на протяжении всей книги (Ек 1:1-2,12; 7:27; 12:8-10). Это — еврейское причастие от глагола со значением «собираться», таким образом речь, по-видимому, идет о человеке, который обращается к собранию. Это слово часто переводится в Библии как «проповедник». Учитывая философскую природу книги, однако, можно сделать вывод, что автор возглавлял общину мудрецов.
Дата
Цель и богословское учение
СодержаниеАвтор. Авторство Екклесиаста — сложная проблема, и ученые придерживаются разных мнений на этот счет. Раннее иудейское предание приписывает эту книгу либо царю Езекии и его школе, либо царю Соломону. Те, кто считает автором книги Соломона, часто опираются на внутренние свидетельства. В первом стихе говорится, что автор — «сын Давидов». Другие отрывки (Ек 1:16-17; 2:6-7), по-видимому, также указывают на Соломона, который стал наследником Давида как царь единого Израиля. Те, кто не соглашается с теорией об авторстве Соломона, считают эти указания литературными приемами, с помощью которых неизвестный автор более позднего периода воспользовался репутацией Соломона как мудреца, чтобы выразить свои собственные представления о смысле и значении жизни. В ряде мест книги присутствуют моменты, свидетельствующие вроде бы в пользу того, что ее написал не Соломон. Например, по мнению некоторых ученых, если бы книга была написана Соломоном, он не говорил бы, что он «был царем над Израилем в Иерусалиме» (Ек 1:12), употребляя прошедшее время. Сторонники же авторства Соломона заявляют, что еврейский глагол «был» часто используется в значении «стал», то есть имеется в виду, что Соломон стал царем в Иерусалиме. Говорят также, что Ек 1:16 указывает на более позднюю дату написания. Соломон не смог бы сказать, что «приобрел мудрости больше всех, которые были прежде», потому что для этого до него в Иерусалиме должно было править много царей. Но, возможно, автор имел в виду не только царей, но и других выдающихся мудрецов (см. 3Цар 4:31). Одна из основных трудностей для сторонников авторства Соломона заключается в том, что в истории ВЗ ничего не говорится о периоде духовного пробуждения в жизни Соломона, которое является контекстом написания Книги Екклесиаста. Но так как высказанные в книге мысли — очень личные, нельзя считать этот довод решающим. Исторические книги ВЗ повествуют только об исторических событиях и упоминают о событиях личной жизни, только если в этих событиях отражен промысел Бога, связанный с историей народа. Действительно, было бы удивительно, если бы авторы исторических книг рассказывали о духовной борьбе отдельно взятого человека, о которой говорится в Екклесиасте. Проблема авторства сложна, но мы не располагаем достаточно вескими свидетельствами того, что Соломон не был автором Екклесиаста. Дата. Большинство ученых, считающих Соломона автором Екклесиаста, датируют эту книгу последним годом его правления (ок. 940 до Р.Х.). Эта книга, таким образом, должна была создаваться в золотой век премудрости Израиля одним из самых выдающихся мудрецов. Те, кто отрицает авторство Соломона, придерживаются разных точек зрения по поводу даты написания книги, но большинство относит ее к периоду после изгнания. Вряд ли она создана в маккавейский период (ок. 165 до Р.Х.), потому что отрывки из книги, датированные II веком до Р.Х., найдены среди свитков Мертвого моря в Кумране. Помимо этого, апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, вероятно, созданная во II веке до Р.Х., написана явно под влиянием Екклесиаста. Если бы книга была написана в маккавейский период, прошло бы еще недостаточно времени, чтобы она получила известность. Ряд консервативно настроенных ученых — Франц Дилич и Э. Л. Янг, например, — датируют эту книгу V веком до Р.Х. Многие другие исследователи относят ее к III веку до Р.Х. Внутренние свидетельства. Совершались попытки датировать Книгу Екклесиаста на основании предполагаемых исторических аллюзий. Но несколько туманные замечания в таких местах, как Ек 1:2-11 и Ек 3:1-15, вполне могут отражать лишь мысли автора о бренности существования. Они не обязательно значат, что книга была написана в период упадка нации или общественного кризиса в Израиле, чего не происходило во времена правления Соломона. Существует также предположение, что в книге нашла отражение древнегреческая философия. Это должно значить, что она писалась после эллинизации сирийско-палестинского мира в результате завоеваний Александра Македонского (356-323 до Р.Х.). Одним из специфических философских понятий греков было правило «золотой середины» Аристотеля. Оно призывало избегать крайностей в стремлении к жизненным наслаждениям и отражено в Ек 7:14-18. То же самое представление встречается в египетской дидактической литературе («Поучение Аменемопета» 9.14), а также в арамейской. Один из прекраснейших примеров арамейской дидактической литературы, «Поучение Ахикара», содержит такую формулировку правила «золотой середины»: «Не будь слишком сладок, потому что тогда они поглотят тебя; не будь слишком горек, чтобы тебя не выплюнули». Правило золотой середины нельзя отнести к какому-то определенному философскому периоду; этот мудрый постулат свойствен многим народам во все времена и в любом этническом контексте. Лингвистические соображения. Самая сложная проблема, связанная с датированием Екклесиаста, — это язык книги. Еврейский язык книги Екклесиаста уникален, стилистически и лингвистически он отличается от таких ветхозаветных книг V века, как Ездра, Неемия и Захария. Некоторые ученые полагают, что в языке Екклесиаста отразилось сильное арамейское влияние, то есть книга была создана в тот период, когда арамейский язык был распространен среди говорящих по-еврейски. Другие утверждают, что особенности языка объясняются влиянием хананейско-финикийских диалектов. Часто отмечают, что еврейский этой книги похож на поздний мишнаитский, в особенности что касается использования относительных местоимений. Но язык Екклесиаста отличается от Мишны в других моментах. Лингвистические свидетельства могут указывать на более позднюю дату написания книги, но вполне возможно, что Соломон писал ее под влиянием финикийской литературы. Возможно, этот стиль был стандартным для того литературного жанра, к которому относится Екклесиаст. Во время правления Соломона Палестина поддерживала оживленные контакты с Финикией. Цель и богословское учение. В Книге Екклесиаста говорится о бессмысленности мировоззрения, не выходящего за рамки человеческого опыта и не признающего Бога. Автор пытается показать, как достичь осмысленности жизни во вселенной, которая представляет собой всего лишь смену надоевших циклов — в которой люди заперты и не способны освободиться. Согласно Екклесиасту, свободу можно обрести, только веря, что в конечном итоге Бог будет справедливо судить все. Так, у жизни есть цель и смысл, которые могут быть достигнуты, хотя не следует искать их в течении истории и процессах физического мира. Основная богословская идея книги заключается в том, что Богу небезразличны жизнь людей и царящая в ней несправедливость. Он будет судить за все. Поэтому в жизни есть цель, и человеческие поступки осмысленны. Часто Екклесиаста обвиняют в пессимистическом взгляде на жизнь. Невозможно читать такие места, как Ек 1:12-14,18; 2:1-9,18-23, не ощущая беспомощности автора перед лицом существования, которое кажется ему пустым. Но пессимизм Екклесиаста касается только жизни вдали от Бога. Для него такая жизнь не имеет смысла. Из книги можно вывести и позитивную истину, хотя часто на нее не обращают внимания. Автор абсолютизирует свою мысль. Людям, которые живут в бессмысленном на первый взгляд мире, доступно абсолютное благо. Это благо — наслаждение дарами Бога Его народу. Таким образом, Екклесиаст не совсем пессимистичен. Когда он расширяет рамки мировоззрения и говорит о руке Бога, работающей над миром, он становится оптимистом. Но, когда он говорит о жизни без Бога, он пессимист, потому что такое отношелие ведет только к отчаянию. «Богословие наслаждения» Екклесиаста ясно выражено в таких отрывках, как Ек 2:24-25; 3:10-13, 22. В первом фрагменте, как представляется, отражено гедонистическое отношение к жизни, при котором основной ее смысл — есть и пить. Выражение «есть и пить» — семитское, обозначающее каждодневную рутину жизни (см. Иер 22:15; Лк 17:27-28). Поэтому автор использует это выражение, просто чтобы показать: человек должен наслаждаться Божьим провидением. Жизнь сотворена для того, чтобы ею наслаждались, а не терпели ее. В Ек 3:10-13 автор говорит о величайшей загадке человечества: Бог вложил представление о вечности в сознание человека. То есть разум человека способен выйти за рамки физического существования. Однако даже имея способность думать о вечности, человек не может объяснить всех Божьих замыслов. Вот почему человек должен просто принимать свой земной удел и радоваться тому знанию, которое посылает ему Бог. Ек 3:16-4:3 — трудный раздел книги. Здесь автор рассуждает о неравенстве в жизни и приходит к выводу: Бог испытывает людей, желая показать, что они не выше животных. Тот же самый принцип появляется в Ек 8:11, где автор замечает, что зло остается безнаказанным, а злодеи продолжают грешить. В Ек 3:18 он утверждает, что несправедливость присутствует в мире для того, чтобы можно было отличить праведников от грешников. Еврейское выражение, которое используется здесь, можно было бы перевести как «в себе и из себя». То есть само по себе, рассматриваемое вне Бога, человечество не лучше животных. Если человек исключает Бога из своего мировоззрения, он не может узнать, что лежит по ту сторону смерти (Ек 3:21). Неравенство, которое наблюдает автор, будет упразднено только в день суда. Поэтому человеку лучше удовлетвориться тем, что дает ему Бог, и не беспокоиться о завтрашнем дне (Ек 3:22). Ключ к пониманию Книги Екклесиаста — это повторяющееся выражение «под солнцем». Эта фраза помогает нам понять точку зрения автора. Он не считает, что человеческая жизнь вообще бессмысленна. Напротив, он замечает, что жизнь «под солнцем», то есть вне Бога, — суета. Апостол Павел говорил то же самое о сотворенном мире в Рим 8:20-23, но далее он утверждает, что Бог использует все творение на благо Своего народа (Рим 8:28). Екклесиаст придерживается такого же мнения. Часто Екклесиаста расценивают как эпикурейское произведение, в котором еда и питье представлены как высочайшее благо для человечества. Но в Ек 2:1-8 говорится, что автор нашел удовольствия тщетными. Он приходит к выводу, что сами по себе они — не благо. Отрывок о наслаждении едой и питьем относится только к радости по поводу того блага, которое исходит от Бога.
Подразделы статьи
АвторДата
Цель и богословское учение
СодержаниеАвтор. Авторство Екклесиаста — сложная проблема, и ученые придерживаются разных мнений на этот счет. Раннее иудейское предание приписывает эту книгу либо царю Езекии и его школе, либо царю Соломону. Те, кто считает автором книги Соломона, часто опираются на внутренние свидетельства. В первом стихе говорится, что автор — «сын Давидов». Другие отрывки (Ек 1:16-17; 2:6-7), по-видимому, также указывают на Соломона, который стал наследником Давида как царь единого Израиля. Те, кто не соглашается с теорией об авторстве Соломона, считают эти указания литературными приемами, с помощью которых неизвестный автор более позднего периода воспользовался репутацией Соломона как мудреца, чтобы выразить свои собственные представления о смысле и значении жизни. В ряде мест книги присутствуют моменты, свидетельствующие вроде бы в пользу того, что ее написал не Соломон. Например, по мнению некоторых ученых, если бы книга была написана Соломоном, он не говорил бы, что он «был царем над Израилем в Иерусалиме» (Ек 1:12), употребляя прошедшее время. Сторонники же авторства Соломона заявляют, что еврейский глагол «был» часто используется в значении «стал», то есть имеется в виду, что Соломон стал царем в Иерусалиме. Говорят также, что Ек 1:16 указывает на более позднюю дату написания. Соломон не смог бы сказать, что «приобрел мудрости больше всех, которые были прежде», потому что для этого до него в Иерусалиме должно было править много царей. Но, возможно, автор имел в виду не только царей, но и других выдающихся мудрецов (см. 3Цар 4:31). Одна из основных трудностей для сторонников авторства Соломона заключается в том, что в истории ВЗ ничего не говорится о периоде духовного пробуждения в жизни Соломона, которое является контекстом написания Книги Екклесиаста. Но так как высказанные в книге мысли — очень личные, нельзя считать этот довод решающим. Исторические книги ВЗ повествуют только об исторических событиях и упоминают о событиях личной жизни, только если в этих событиях отражен промысел Бога, связанный с историей народа. Действительно, было бы удивительно, если бы авторы исторических книг рассказывали о духовной борьбе отдельно взятого человека, о которой говорится в Екклесиасте. Проблема авторства сложна, но мы не располагаем достаточно вескими свидетельствами того, что Соломон не был автором Екклесиаста. Дата. Большинство ученых, считающих Соломона автором Екклесиаста, датируют эту книгу последним годом его правления (ок. 940 до Р.Х.). Эта книга, таким образом, должна была создаваться в золотой век премудрости Израиля одним из самых выдающихся мудрецов. Те, кто отрицает авторство Соломона, придерживаются разных точек зрения по поводу даты написания книги, но большинство относит ее к периоду после изгнания. Вряд ли она создана в маккавейский период (ок. 165 до Р.Х.), потому что отрывки из книги, датированные II веком до Р.Х., найдены среди свитков Мертвого моря в Кумране. Помимо этого, апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, вероятно, созданная во II веке до Р.Х., написана явно под влиянием Екклесиаста. Если бы книга была написана в маккавейский период, прошло бы еще недостаточно времени, чтобы она получила известность. Ряд консервативно настроенных ученых — Франц Дилич и Э. Л. Янг, например, — датируют эту книгу V веком до Р.Х. Многие другие исследователи относят ее к III веку до Р.Х. Внутренние свидетельства. Совершались попытки датировать Книгу Екклесиаста на основании предполагаемых исторических аллюзий. Но несколько туманные замечания в таких местах, как Ек 1:2-11 и Ек 3:1-15, вполне могут отражать лишь мысли автора о бренности существования. Они не обязательно значат, что книга была написана в период упадка нации или общественного кризиса в Израиле, чего не происходило во времена правления Соломона. Существует также предположение, что в книге нашла отражение древнегреческая философия. Это должно значить, что она писалась после эллинизации сирийско-палестинского мира в результате завоеваний Александра Македонского (356-323 до Р.Х.). Одним из специфических философских понятий греков было правило «золотой середины» Аристотеля. Оно призывало избегать крайностей в стремлении к жизненным наслаждениям и отражено в Ек 7:14-18. То же самое представление встречается в египетской дидактической литературе («Поучение Аменемопета» 9.14), а также в арамейской. Один из прекраснейших примеров арамейской дидактической литературы, «Поучение Ахикара», содержит такую формулировку правила «золотой середины»: «Не будь слишком сладок, потому что тогда они поглотят тебя; не будь слишком горек, чтобы тебя не выплюнули». Правило золотой середины нельзя отнести к какому-то определенному философскому периоду; этот мудрый постулат свойствен многим народам во все времена и в любом этническом контексте. Лингвистические соображения. Самая сложная проблема, связанная с датированием Екклесиаста, — это язык книги. Еврейский язык книги Екклесиаста уникален, стилистически и лингвистически он отличается от таких ветхозаветных книг V века, как Ездра, Неемия и Захария. Некоторые ученые полагают, что в языке Екклесиаста отразилось сильное арамейское влияние, то есть книга была создана в тот период, когда арамейский язык был распространен среди говорящих по-еврейски. Другие утверждают, что особенности языка объясняются влиянием хананейско-финикийских диалектов. Часто отмечают, что еврейский этой книги похож на поздний мишнаитский, в особенности что касается использования относительных местоимений. Но язык Екклесиаста отличается от Мишны в других моментах. Лингвистические свидетельства могут указывать на более позднюю дату написания книги, но вполне возможно, что Соломон писал ее под влиянием финикийской литературы. Возможно, этот стиль был стандартным для того литературного жанра, к которому относится Екклесиаст. Во время правления Соломона Палестина поддерживала оживленные контакты с Финикией. Цель и богословское учение. В Книге Екклесиаста говорится о бессмысленности мировоззрения, не выходящего за рамки человеческого опыта и не признающего Бога. Автор пытается показать, как достичь осмысленности жизни во вселенной, которая представляет собой всего лишь смену надоевших циклов — в которой люди заперты и не способны освободиться. Согласно Екклесиасту, свободу можно обрести, только веря, что в конечном итоге Бог будет справедливо судить все. Так, у жизни есть цель и смысл, которые могут быть достигнуты, хотя не следует искать их в течении истории и процессах физического мира. Основная богословская идея книги заключается в том, что Богу небезразличны жизнь людей и царящая в ней несправедливость. Он будет судить за все. Поэтому в жизни есть цель, и человеческие поступки осмысленны. Часто Екклесиаста обвиняют в пессимистическом взгляде на жизнь. Невозможно читать такие места, как Ек 1:12-14,18; 2:1-9,18-23, не ощущая беспомощности автора перед лицом существования, которое кажется ему пустым. Но пессимизм Екклесиаста касается только жизни вдали от Бога. Для него такая жизнь не имеет смысла. Из книги можно вывести и позитивную истину, хотя часто на нее не обращают внимания. Автор абсолютизирует свою мысль. Людям, которые живут в бессмысленном на первый взгляд мире, доступно абсолютное благо. Это благо — наслаждение дарами Бога Его народу. Таким образом, Екклесиаст не совсем пессимистичен. Когда он расширяет рамки мировоззрения и говорит о руке Бога, работающей над миром, он становится оптимистом. Но, когда он говорит о жизни без Бога, он пессимист, потому что такое отношелие ведет только к отчаянию. «Богословие наслаждения» Екклесиаста ясно выражено в таких отрывках, как Ек 2:24-25; 3:10-13, 22. В первом фрагменте, как представляется, отражено гедонистическое отношение к жизни, при котором основной ее смысл — есть и пить. Выражение «есть и пить» — семитское, обозначающее каждодневную рутину жизни (см. Иер 22:15; Лк 17:27-28). Поэтому автор использует это выражение, просто чтобы показать: человек должен наслаждаться Божьим провидением. Жизнь сотворена для того, чтобы ею наслаждались, а не терпели ее. В Ек 3:10-13 автор говорит о величайшей загадке человечества: Бог вложил представление о вечности в сознание человека. То есть разум человека способен выйти за рамки физического существования. Однако даже имея способность думать о вечности, человек не может объяснить всех Божьих замыслов. Вот почему человек должен просто принимать свой земной удел и радоваться тому знанию, которое посылает ему Бог. Ек 3:16-4:3 — трудный раздел книги. Здесь автор рассуждает о неравенстве в жизни и приходит к выводу: Бог испытывает людей, желая показать, что они не выше животных. Тот же самый принцип появляется в Ек 8:11, где автор замечает, что зло остается безнаказанным, а злодеи продолжают грешить. В Ек 3:18 он утверждает, что несправедливость присутствует в мире для того, чтобы можно было отличить праведников от грешников. Еврейское выражение, которое используется здесь, можно было бы перевести как «в себе и из себя». То есть само по себе, рассматриваемое вне Бога, человечество не лучше животных. Если человек исключает Бога из своего мировоззрения, он не может узнать, что лежит по ту сторону смерти (Ек 3:21). Неравенство, которое наблюдает автор, будет упразднено только в день суда. Поэтому человеку лучше удовлетвориться тем, что дает ему Бог, и не беспокоиться о завтрашнем дне (Ек 3:22). Ключ к пониманию Книги Екклесиаста — это повторяющееся выражение «под солнцем». Эта фраза помогает нам понять точку зрения автора. Он не считает, что человеческая жизнь вообще бессмысленна. Напротив, он замечает, что жизнь «под солнцем», то есть вне Бога, — суета. Апостол Павел говорил то же самое о сотворенном мире в Рим 8:20-23, но далее он утверждает, что Бог использует все творение на благо Своего народа (Рим 8:28). Екклесиаст придерживается такого же мнения. Часто Екклесиаста расценивают как эпикурейское произведение, в котором еда и питье представлены как высочайшее благо для человечества. Но в Ек 2:1-8 говорится, что автор нашел удовольствия тщетными. Он приходит к выводу, что сами по себе они — не благо. Отрывок о наслаждении едой и питьем относится только к радости по поводу того блага, которое исходит от Бога.