Жертвенник

Жертвенник (altar) Возвышение, на котором приносились жертвы божеству. Это могли быть обрядовые заклания животных или воскурение благовоний перед Богом (Исх 30:1-10).

Еврейское слово, означающее жертвенник, и слово «закалывать» оба происходят от одного и того же корня; эти термины используются в связи с ритуальным посвящением животных Богу с целью искупления грехов. Соответствующие греческие термины также связаны с животными жертвами. Эта практика не ограничивалась Израилем, но была широко известна всему древнему Ближнему Востоку. У ближайших соседей Израиля, хананеев, тоже были жертвенники и обряды. Жертвенник всегда располагался на возвышении. В Библии упоминается несколько жертвенников, построенных патриархами. Ной приносил жертву всесожжения (Быт 8:20).

Авраам воздвиг жертвенники в Сихеме (Быт 12:7), в Вефиле (Быт 12:8) и на горе Мориа (Быт 22:9).

Исаак построил жертвенник в Вирсавии (Быт 26:25), Иаков — в Сихеме (Быт 33:20) и Вефиле (Быт 35:7).

Моисей воздвиг один жертвенник в Рефидиме (Исх 17:15), другой — в Хориве (Исх 24:4).

В любом случае жертвенник строился в память о событии — о том, как Бог помог приносящему жертву. В скинии было два жертвенника. Один, размером 5 на 5 на 3 локтя (7,5 на 7,5 на 4,5 фута; 2,3 на 2,3 на 1,4 м), был сделан из древесины акации, обрамленной медью, и использовался для жертвы всесожжения (Исх 27:1-8; 38:1-7).

Другой, поменьше, золотой, площадью ок. 18 дюймов (45 см) и высотой 3 фута (90 см), использовался для воскурения благовоний перед завесою (Исх 30:1-10; 40:5).

В Исх 20:24-26 Израилю даются указания — сделать жертвенник из земли или неотесанных камней и приносить на нем жертвы всесожжения и мирные жертвы на всяком месте, где Бог «положит память имени Своего». Видимо, это весьма общее предписание позволяло разным людям время от времени возводить жертвенники. Иисус Навин построил жертвенник на горе Гевал (Нав 8:30-31); сыны Рувимовы, Гадовы и половина колена Манассии — на восточном берегу Иордана (Нав 22:10-16); Гедеон — в Офре (Суд 6:24); семья Давида — в Вифлееме (1Цар 20:6,29); Давид — на гумне Орны Иевусеянина (2Цар 24:25); а Илия — на горе Кармил (3Цар 18:30).

За исключением жертвенника Илии, все они были построены до создания храма Соломона. В храме Соломона было два жертвенника. Один был размером 20 на 20 локтей (ок. 25 футов; или 7,6 м) и высоту 10 локтей (ок. 12,5 фута; 3,8 м).

Он был сделан из бронзы и использовался для жертв всесожжения. Этот жертвенник оставался центром поклонения, пока храм не был разрушен, хотя во времена царя Ахаза его переставили к северной стене храма по приказу ассирийского правителя Феглаффелласара (4Цар 16:14).

Позже он был возвращен на место Езекией (2Пар 29:18).

Второй жертвенник, для благовоний, находился перед завесой. Он был из кедрового дерева, обитого золотом (3Цар 6:20-22).

В период изгнания, когда храм лежал в руинах, Иезекиилю было видение о восстановленном храме Иерусалима. Там был изысканный жертвенник всесожжения, состоящий из трех ступеней, достигающих высоты в 10 локтей (17,5 фута; 5,3 м) и опирающийся на квадратное основание с длиной стороны ок. 20 локтей (35 футов; 10,6 м).

Этот жертвенник из видения символизировал необходимость искупления Израиля (Иез 43:13-17).

О жертвеннике для воскурений не упоминается. Зоровавель воздвиг жертвенник для всесожжения (Езд 3:2), который Антиох Епифан осквернил, поставив там «мерзость запустения», вероятно, это была статуя Зевса (1Мак 1:54).

Там был также жертвенник для воскурений. Антиох Епифан убрал из храма золотой жертвенник (1Мак 1:21) в 169 г. до Р.Х. и тот, и другой были позже восстановлены Иудой Маккавеем (1Мак 4:44-49).

Для христианских богослужений жертвенник не требовался, потому что смерть Иисуса Христа была совершенной жертвой за грех. В НЗ есть много упоминаний как о жертвеннике всесожжений в храме (Мф 5:23-24; 23:18-20,35; Лк 11:51; 1Кор 9:13; 10:18; Евр 7:13; Отк 11:1), так и о жертвеннике для воскурений, как в земном храме (Лк 1:11), так и в храме небесном (Отк 6:9; 8:5; 9:13).

см. тж. скиния; храм.