Жертвоприношения
Жертвоприношения (OFFERINGS AND SACRIFICES) Основные религиозные обряды, сопровождавшиеся возлияниями и священными пирами. Идеология, лежавшая в основе обрядов Израиля, делала его религию уникальной на Ближнем Востоке в древности. Понятия обрядов ВЗ лежат также в основе новозаветного богословия, в том что касается греха и примирения с Богом через искупительную жертву Иисуса Христа. Порядок принесения жертв. Основной источник информации о правильном выполнении жертвенных обрядов — это первая часть Книги Левит (Лев 1-7). Она состоит из двух отдельных разделов. Первый (Лев 1:1-6:7) — дидактический и касается двух категорий жертвоприношений: «благоуханий», то есть жертвы всесожжения (Лев 1:1-17), хлебной (Лев 2:1-16) и мирной (Лев 3:1-17); и жертв искупительных, а именно жертвы за грех (Лев 4:1-5:13) и жертвы повинности (Лев 5:14-6:7). Каждый обряд описывается в мельчайших подробностях, и сгруппированы они в соответствии с логическими или понятийными связями. Хлебная жертва следует после жертвы всесожжения, так как всегда сопровождала ее на практике (Чис 15:1-21; 28-29); она сопровождала также мирную жертву (Лев 7:12-14; Чис 15:3-4). Особый акцент ставится на сожжении внутренних органов жертвы, чтобы получить «благоухание, приятное Господу» (Лев 1:9,17; 2:2,9,12; 3:5,11,16). Когда Господь благоволил ощутить приятный запах (Быт 8:21), это было знаком Его расположения; отказ указывал на Его недовольство (Лев 26:31). Священник, который приносил жертву, умел читать знамения и мог сказать, угодна ли была жертва (1Цар 26:19; Ам 5:21-23). Жертвы за грех и повинности были искупительными (Лев 4:1-6:7; Лев 4:20). Перечисляются ситуации, требующие такой жертвы, и особое внимание уделяется обращению с кровью жертвы во время обряда. Вторая важная часть этого отрывка (Лев 6:8-7:38) касается административных деталей различных жертвоприношений. Здесь содержится ряд «указаний» для каждого типа жертвоприношений, касающихся распределения частей жертвы. Одни доставались священникам, другие — приносящему жертву, третьи сжигались на жертвеннике или выносились из лагеря. Жертвы, которые считались «великой святыней», могли употребляться в пищу только специально подготовленными священниками (Лев 2:3,10; 10:12-17; 14:13; Чис 18:9). Жертва всесожжения обсуждается первой, потому что она полностью сжигалась на жертвеннике (это мясо никто не ел). Далее говорится о жертвах, которые раздавались служителям (Лев 6:17,26,29; 7:1,6), а в конце — о мирной жертве, значительная часть которой возвращалась приносящему жертву. Порядок, в котором в этом отрывке рассматриваются жертвы, также соответствует сравнительной частотности их повторения в составе обрядов священного календаря (Чис 28:19; 2Пар 31:3; Иез 45:17). Это было в особенности важно для священников и левитов, которые выполняли служение в храме, потому что они отвечали за проведение ежедневных священных обрядов, в особенности в дни великих праздников; управление хранилищами храма было весьма сложной задачей (1Пар 23:28-32; 26:15,20-22; 2Пар 13:10,11; 30:3-19; 34:9-11). Каждый раздел, описывающий конкретное жертвоприношение, завершается административными деталями, связанными с ней. Далее следует перечень уже рассмотренных тем (Лев 7:7-10), а в заключении этой части дается описание мирной жертвы (Лев 7:11-36). Последняя не играла роли в священном календаре, помимо праздника седмин (Лев 23:19-20); во всех остальных случаях, за исключением принесения назорейского обета и помазания священников, мирная жертва была исключительно добровольной, поэтому никаких жестких правил на ее счет не существовало. В других библейских контекстах жертвоприношения перечисляются в том же самом, «административном», порядке: жертва всесожжения, хлебная, возлияния; жертва за грех (повинности); иногда — мирная жертва. Пример такого перечня — список приношений вождей колен при освящении жертвенника (Чис 7). Эта информация дана в виде каждодневного списка поступлений в храмовые хранилища; жертвы классифицируются как жертвы всесожжения, хлебные, за грех и мирные (Чис 7:87-88), в соответствии с намерениями каждого дарителя (Чис 7:15-17). Книжники-левиты вели такие списки по двум причинам: чтобы зафиксировать заслуги приносящих жертву и учесть поступающие в хранилище сокровища и продукты. Большая часть продуктов-приношений была предназначена для служителей (Чис 18:8-11; 2Пар 31:4-19). Когда в Библии даются предписания по поводу типа и количества приношений (например, Чис 15:24), практически все время сохраняется «учетный» порядок. Это относится к календарным жертвоприношениям; жертвы всесожжения, хлебная и возлияние, за которыми следует жертва за грех, упоминаются в связи с каждым из следующих событий: новомесячие (Чис 28:11-15), каждый день пасхи (Чис 28:19-22), праздник седмиц (Лев 23:18-19; 28:27-30), праздник труб (Лев 29:2-5), день искупления (Лев 29:8-11) и каждый день праздника кущей (Лев 29:12-16). Относительно жертвоприношений, которые следует делать в особых случаях, наставления также даются в такой последовательности (например, очищение женщины после родов, Лев 12:6-8). Обратите внимание также на жертвы, которые следует приносить при завершении назорейского обета; назорей приносил жертвы всесожжения, за грех и мирную (а также специальные хлебные жертвы, Чис 6:14-15). Но на самом деле священник проводил обряд в ином порядке; сначала он приносил жертву за грех, потом — жертву всесожжения и наконец мирную (Чис 6:16-17). Если обет не был завершен, первым шагом была жертва за грех, а потом — жертва всесожжения для возобновления обета (Чис 6:11). Для повторного освящения назорея требовалась отдельная жертва повинности — иной обряд (Чис 6:12). Описание жертвоприношений, сделанное князем Израиля в более поздний период, содержит такое же противопоставление двух типов жертв. На праздники князь приносил жертву всесожжения, хлебную и возлияние, но приносил их как жертву за грех, хлебную, всесожжения и мирную (Иез 45:17). Иному порядку жертвоприношения, когда жертва за грех предшествовала жертве всесожжения, следовали при новом освящении жертвенника (Иез 43:18-27). Та же самая последовательность жертвоприношений используется и в других случаях: при очищении прокаженного — жертва повинности и жертва за грех (Лев 14:19), после нее — жертва всесожжения (Лев 14:12-20); для очищения после излияния семени — жертва за грех и жертва всесожжения (Лев 15:15); то же самое относится к женщине после менструации (Лев 15:30). Таков порядок жертвоприношений и на день искупления (Лев 16:3-6,11,15,24). В Книге Левит дается два примера правильного порядка принесения жертв. Один из них — это рукоположение Аарона и его сыновей. Сначала была принесена жертва за грех, потом — жертва всесожжения (Исх 29:10-18; Лев 8:14-21). Основной частью этого обряда была жертва рукоположения, или «посвящения», особая разновидность мирной жертвы (Исх 29:19-34; Лев 8:22-29). Второй пример — формальная инаугурация жертвенной системы в скинии (Лев 9). Аарон сначала принес жертву за грех и всесожжения за себя, потом жертву за грех, всесожжения, хлебную и мирную — за народ (Лев 9:7-22). Та же последовательность соблюдается при очищении и восстановлении Иерусалимского храма при царе Езекии (2Пар 29:20-36). Сначала была принесена большая жертва за грех, после чего — жертва всесожжения, в сопровождении музыки и песен. Потом царь объявил, что народ посвящает себя Господу; в этом новом, чистом состоянии они могли теперь поклоняться (принести жертву всесожжения) и благодарить Бога (мирная жертва). Порядок жертвоприношений в ВЗ показывает, как следует приближаться к Богу. Сначала следует совершить искупление грехов, а потом — полностью посвятить себя Господу. Это символизируют жертва за грех и/или повинности и жертвы всесожжения и хлебная, соответственно. После выполнения этих условий приносящий жертву мог продолжить поклонение, принеся еще жертвы всесожжения, и принять участие в общении с Богом (мирная жертва). От этой последней жертвы он мог взять себе большую часть, чтобы поделиться с друзьями и бедными представителями общества (Вт 12:17-19). Описание жертвоприношений. В дальнейшем описании разных типов жертвоприношений мы будем рассматривать их в связи с «процедурным» порядком, то есть как символические этапы приближения человека к Богу. Искупление. Для искупления грехов и преступлений использовались два жертвоприношения. 1. Жертва за грех (Лев 4:1-5:13; Лев 6:24-30). В зависимости от положения человека в обществе, могли приноситься в жертву разные животные. Первосвященник должен был принести в жертву молодого тельца за себя (Лев 4:3) и за собрание в целом (Лев 4:14), за исключением случаев, когда речь шла о неправильном проведении обряда (Чис 15:24). Правителю следовало принести в жертву козла мужского пола (Лев 4:23), но простой человек мог принести и козу (Лев 4:28; Чис 15:27) или овцу (Лев 4:32). человек низкого происхождения мог принести в жертву двух горлиц или двух голубей (одного из которых приносили в жертву всесожжения; Лев 5:7); а если он был очень беден — одну десятую ефы качественной муки (Лев 5:11-13;
см. Евр 9:22). Приносящий жертву приводил животное ко входу в храмовый двор и возлагал на него руки (Лев 4:4). Это не было исповедью грехов, потому что животное не изгоняли прочь (как в случае с козлом отпущения, Лев 16:21); скорее он отождествлял себя с жертвой. Приносящий жертву должен был заколоть животное у северной части жертвенника (Лев 4:24,29). Животных никогда не закалывали на самом жертвеннике. Священник, который проводил обряд, собирал кровь; если это был телец, приносимый в жертву за него самого или за собрание, он брызгал кровью пред завесой в скинии собрания и смазывал ею рога жертвенника для воскурений (Лев 4:5-7,16-18). В день искупления он нес кровь жертвы за себя и народ в Святое-святых (Лев 16:14-15). Кровью всех остальных животных смазывали рога жертвенника всесожжения (Лев 4:25,30,34); кровью птиц окропляли стену жертвенника (Лев 5:9). Оставшуюся же кровь выливали к подножию жертвенника (Лев 4:7). Лучшие из внутренностей животного, а именно, жировую ткань с внутренностей и на них, две почки и жир на них, печень и сальник на печени, предлагали Господу на жертвеннике (Лев 4:8-10). Остальные внутренности и туловище тельца, приносимого в жертву за священника или народ, сжигали вне лагеря. Так же поступали с тельцом, который приносился в жертву при рукоположении священников (Исх 29:10-14; Лев 8:14-17). В остальных случаях священник, который руководил обрядом, получал съедобные части животного. Он должен был съесть их на территории храма, и приготовление этой пищи проводилось согласно строгим законам ритуальной чистоты (Лев 6:25-30; 10:16-20). Один козел мужского пола приносился в жертву за грех на каждый из священных праздников: новомесячие (Чис 28:15), каждый день пасхи (Чис 28:22-24), праздник седмиц (Чис 28:30), праздник труб (Чис 29:5), день искупления (Чис 29:11) и каждый день праздника кущей (Чис 29:16,19). Первосвященник также приносил тельца в жертву за себя перед тем, как заколоть одного из двух козлов в день искупления. Некоторые из обрядов очищения требовали менее значительных жертв, а именно ягнят или птиц: при рождении ребенка (Лев 12:6-8), при очищении от проказы (Лев 14:12-14,19-22), кожных болезней и кровотечений (Лев 15:14-15,29-30) или осквернения человека, связанного обетом (Чис 6:10-11). 2. Жертва повинности (Лев 5:14-6:7; Лев 7:1-7). Жертва повинности была особым видом жертвы за грех (Лев 5:7), которая требовалась, когда кто-то отказывался от выполнения своего долга. Необходимо было возместить причиненный ущерб и заплатить штраф в размере одной пятой стоимости ущерба (Лев 5:16; 6:5). Обычно в жертву приносился баран (Лев 5:15,18; 6:6). Очистившийся от проказы и оскверненный назорей должны были принести в жертву ягненка мужского пола (Лев 14:12,21; Чис 6:12). Очевидно, приносящий жертву вел себя так же, как при жертве за грех, но священник должен был окропить кровью пространство вокруг жертвенника (Лев 7:2). Внутренности сжигали на жертвеннике, как обычно (Лев 7:3-5). Немного крови оставляли, чтобы смазать ею мочку правого уха очистившегося прокаженного и большие пальцы на его правой руке и ноге (Лев 14:14). Священник получал большую часть мяса жертвенного животного (Лев 7:6-7; 14:13). Жертва повинности требовалась, если от действий человека пострадал кто-то другой. При обрядовых нарушениях, таких как употребление в пищу «великой святыни» без соответствующего на то разрешения (Лев 5:14-19; 22:14), требовалось уплатить сумму, которая причиталась Господу, плюс штраф в одну пятую, который доставался священнику (Лев 5:16; 4Цар 12:16). Прокаженные попадали под эту категорию, потому что во время болезни они не были способны служить Богу (Лев 14:12-18). То же самое относится к назорею, который осквернился после принесения обета и должен был поэтому принести жертву повиновения (Чис 6:12). Нарушение прав собственности другого человека могло быть искуплено только посредством жертвы повиновения плюс одна пятая от суммы ущерба. К таким прегрешениям относились обман, нарушение доверия, воровство, угнетение, отказ сообщить о находке потерянных кем-то вещей, лжесвидетельство, нежелание свидетельствовать (Лев 6:1-5). Сношение с помолвленной рабыней также относилось к нарушению прав собственности (Лев 19:20-22). Если потерпевший был уже мертв и у него не оставалось родственников, уплата долга доставалась священнику (Чис 5:5-10). Жертвы посвящения. Обычно, когда мы слышим слово «жертвоприношение», мы вспоминаем именно об этих жертвах. Они символизируют личную верность человека Богу и приносятся после жертвы за грех и жертвы повинности. Они также предшествуют возможным последующим мирным жертвам. 1. Жертва всесожжения (Лев 1:3-17; 6:8-13). В жертву всесожжения приносили тельца, овцу или птицу. Жертвующий приводил животное, возлагал на него руки и закалывал его на северной стороне жертвенника. Птица просто отдавалась священнику. Священник собирал кровь, предлагал ее Богу и кропил ею вокруг жертвенника. Если в жертву приносилась птица, ей отрывали голову и выливали кровь сбоку от жертвенника. Хотя окропление кровью связывает жертву всесожжения с искупительными, описанными в предыдущем разделе, важнейшей частью этого обряда было убийство животного, омовение его нечистых органов и тщательное размещение его частей на жертвеннике. Затем все животное сжигалось на жертвеннике, чтобы получить аромат, угодный Господу. Так как жертвы всесожжения приносились утром и вечером, при жертвеннике должен был находиться большой запас топлива. Священник, одетый в соответствующее одеяние, следил за поддержанием огня (Лев 6:8-13). Жертвы всесожжения играли очень важную роль среди жертвоприношений священного календаря. Жертвы всесожжения постоянно приносились дважды в день, в виде ягненка мужского пола, утром и вечером (Исх 29:38-42; Чис 28:1-8). Еще два ягненка приносились в жертву по субботам (Чис 28:9-10). Помимо этих ежедневных жертвоприношений, в некоторые праздники жертва всесожжения сопровождала жертву за грех, в которую приносился козел. В новомесячие, в начале каждого месяца, в жертву всесожжения приносили двух молодых тельцов, одного барана и семь ягнят (Чис 28:11-14). То же самое происходило в каждый день пасхального праздника (Чис 28:19-24) и в праздник седмиц (Чис 28:6-29). В праздник труб и день искупления в жертву приносились один телец, один баран и семь ягнят (Чис 29:2-4). В великий праздник кущей приносилось несколько сложных жертв всесожжения плюс по козлу каждый день в жертву за грех. В первый день в жертву приносили 13 молодых тельцов, 2 баранов и 14 ягнят (Чис 29:12-16). В каждый последующий день количество тельцов уменьшалось на одного, так что на седьмой день их было только семь (количество баранов и ягнят оставалось прежним; Чис 29:17-25). На восьмой день приносилась такая же жертва, как в праздник труб и день искупления, а именно: один телец, один баран и семь ягнят. Определенные обряды очищения требовали не только жертвы за грех, но и жертвы всесожжения: после рождения ребенка (Лев 12:6-8), при очищении от истечения крови (Лев 15:14-15) и семени (Лев 15:29-30); при очищении человека, принявшего назорейский обет, от осквернения (Чис 6:10-11). Хотя не говорится, что в этих случаях требовалась и хлебная жертва, она явно нужна была при очищении от проказы (Лев 14:10,19-22,31) и завершении назорейского обета (Чис 6:14-16). 2. Хлебная жертва (Лев 2; 6:14-23). Еврейский термин, обозначающий эту конкретную жертву, означает «дар» или «приношение», и относился он в том числе и к животным (Быт 4:3-5; Суд 6:18; 1Цар 2:17). Но в данном конкретном случае речь идет о смеси из муки тонкого помола, оливкового масла и ладана, которая оформлялась в виде выпеченных хлебов или лепешек. При принесении первых плодов это были толченые зерна колосьев нового урожая (Лев 2:14). В этих хлебах не должно было присутствовать дрожжей или меда, хотя они сами по себе и могли приниматься в качестве приношения первых плодов. Их не клали на жертвенник, но отдавали священнику. Приносящий жертву должен был принести в храм приготовленные хлебы или лепешки. Священник сжигал часть их на жертвеннике «в память» (Лев 2:2), а остальное оставлял себе (Лев 6:16; 7:9). Если священник сам приносил хлебную жертву, то он сжигал ее на жертвеннике полностью (Лев 6:22-23). Хлебная жертва обычно сопровождала любую жертву всесожжения, в особенности в священные дни календаря (Чис 28-29). Количество муки и масла определялось в зависимости от того, какие животные приносились в жертву: три десятых ефы муки и полгина масла для тельца, две десятых ефы и треть гина для барана, одна десятая ефы и одна четверть гина — для ягненка (Чис 15:2-10). Другие радостные события, сопровождавшиеся хлебным приношением, — это очищение прокаженного (Лев 14:10,20-21,31; количество муки не указывается, в жертву приносилась птица) и успешное завершение назорейского обета (Чис 6:13-15). После мирной жертвы обязательно приносилась хлебная (Лев 7:12-14; Чис 15:4). Священник получал один или одну из каждой пары хлебцев или лепешек. Второй хлебец или вторая лепешка возвращалась приносящему жертву, и он мог съесть их вместе с мясом жертвенного животного, где хотел. Особый случай, когда использовалось хлебное приношение в размере десятой части ефы ячменя, — это испытание ревности (приношение ревнования). В данном случае масло и ладан не использовались (Чис 5:15,18,25-26). Очень бедному человеку дозволялось принести одну десятую ефы хорошей муки без масла и ладана в качестве жертвы за грех (Лев 5:11-13). 3. Возлияние (Чис 15:1-10). Стандартное возлияние представляло собой одну четверть гина вина для ягненка, треть — для барана и половину — для тельца. Вино (Исх 29:40), также называемое «крепким напитком» (Чис 28:7 {«вино»}), вероятно, было преднамеренной заменой крови, которая использовалась другими народами (Пс 15:4). Возлияние относилось к приношениям «в приятное благоухание» (Чис 15:7). Как и жертва всесожжения, тратилось все возлияние; священнику ничего не оставалось (Чис 28:7). Возлияния сопровождали ежедневные (Исх 29:40-41; Чис 28:7) и субботние жертвоприношения (Чис 28:9), а также приносились на празднике новомесячия. Оно упоминается также в связи со вторым и последующими днями праздника кущей (Чис 29:18,21); его опущение в связи с первым днем, скорее всего, не намеренное. То же самое, должно быть, можно сказать о пасхе, празднике первых плодов и труб (Чис 28:16-29:11; Иез 45:11). Возлияние требовалось для обрядов, сопровождавших завершение назорейского обета (Чис 6:17), но не для очищения прокаженного (Лев 14:10-20). Мирные жертвы. Эти жертвы были добровольными и обычно не входили в предписания, за исключением ситуации с назореем (Чис 6:17) и праздника седмиц (Лев 23:19-20). Приносящий жертву, уже исполнивший требования искупления и обрядового посвящения, мог теперь принести мирную жертву. После жертвы всесожжения часто приносились мирные жертвы в качестве дальнейшего выражения преданности. 1. Собственно мирная жертва (Лев 3; 7:11-36; Ам 5:22). Это основной тип мирной жертвы; все остальные жертвы этого раздела представляют собой ее разновидности. В плане святости или строгости предписаний эта жертва не была столь четко определена, как остальные. Позволялось приносить в жертву любых животных, мужского или женского пола (Лев 3:1,6,12). Присутствовало лишь обычное ограничение: жертвенное животное должно было быть безупречно, за исключением жертвы усердия, при которой у животного одна конечность могла быть длиннее другой (Лев 22:23). Требовались также пресные хлебы, по крайней мере для жертвы благодарности (Лев 7:12-13) и назорейской (Чис 6:15-19). Каждый из этих трех типов мирной жертвы, с их специфическими особенностями, будет рассмотрен ниже. Начало обряда — представление жертвы и возложение на нее рук — такое же, как и в других случаях. Но животное закалывалось у входа в святилище, а не у северной стороны жертвенника (Лев 3:1-2,7-8,12-13; 7:29-30). Священник собирал кровь и окроплял ею жертвенник, как в случае жертвы всесожжения (Лев 3:2,8,13). Лучшие из внутренностей предлагались в качестве «благоухания» (Лев 3:3-5,6-11,14-16). Священник также получал определенную часть жертвы. Ему было позволено есть ее в ритуально чистом месте и разделить ее со своей семьей (Лев 7:14,30-36; Чис 6:20), в отличие от положенных ему частей других жертвоприношений, которые он мог есть только на территории храма (Чис 18:10-11). Он получал один из хлебов, а также грудь «потрясания» и правое плечо «возношения». Последний термин происходит от корня «поднимать». Жертва возношения не представляла собой особого типа ритуальной церемонии. Ритуал мирной жертвы завершался общим принятием пищи. За исключением тех частей жертвы, которые клались на жертвенник и давались священнику, все остальное возвращалось человеку, принесшему животное. Он должен был приготовить пир для себя, своей семьи и своего священника (Вт 12:12,18-19). Эта трапеза должна была проходить в святилище (Вт 12:6-7, 11-12, 15-19; 1Цар 1:3-4), и его участники должны были строго соблюдать законы ритуальной чистоты (Лев 7:19-21; 19:5-8). Такое принятие пищи следует отличать от ритуального заклания животных для пира, которое позволялось делать на местных жертвенниках (Вт 12:16,20-22). Мясо мирной жертвы следовало съесть в тот же день, в который она была принесена (Лев 7:15), а мясо жертвы по обету и от усердия можно было доедать на следующий (Лев 7:16-18). Если мясо оставалось, его нужно было сжечь, когда истекал срок. Приносить мирную жертву было обязательно только в трех случаях: на празднике седмиц (Лев 23:19-20), по завершении назорейского обета (Чис 6:17-20) и при рукоположении священника (Исх 29:19-22,28). Еще один случай ее публичного принесения — освящение храма (3Цар 8:63; 2Пар 7:5). К событиям национального масштаба, требовавшим публичного совершения обряда, можно отнести успешное завершение военной кампании (1Цар 11:15), окончание голода или чумы (2Цар 24:25), подтверждение прав кандидата на престол (3Цар 1:9,19) или религиозное пробуждение (2Пар 29:31-36). На местном уровне жертва приносилась в момент ежегодного семейного собрания (1Цар 20:6) или других праздничных событий, таких как сбор урожая первых плодов (Исх 22:29-31; 1Цар 9:11-14,22-24; 16:4-5). 2. Жертва потрясания. Первой частью мирной жертвы «потрясали» перед Господом, что значило: священник ел ее в качестве представителя Бога (по-видимому, само движение напоминало движения пилы или жезла, Ис 10:15). Этот же термин, «жертва потрясания», использовался и по отношению к другим типам приношений: драгоценным металлам, которые жертвовались для изготовления культовых предметов (Исх 35:22; 38:29), и жертве повинности от очистившегося прокаженного (Лев 14:12). 3. Жертва от усердия. Эти дары, которые приносились на священные собрания трижды в год (Исх 23:16; 34:20; Вт 16:10,16-17; 2Пар 35:8; Езд 3:5), были добровольными (Лев 7:16; 22:18,21-23; 23:28; Чис 15:3; 29:39; Вт 12:6,17). Как добровольная, жертва от усердия могла быть для сожжения или мирной (Лев 22:17-24; Иез 46:12). Если она была мирной, то мясо ели на второй день, но на третий его надлежало сжечь (Лев 7:16-17). В отличие от других мирных жертв, в данном случае животные могли иметь одну конечность длиннее другой (Лев 22:23). 4. Жертва посвящения. Еврейский термин, которым названа эта жертва, обозначает вставление драгоценных камней в оправу (Исх 25:7; 35:9,27; 1Пар 29:2). Она связана с «наполнением рук», обрядом посвящения кого-либо на служение Богу (Исх 28:41; 32:29). Для ее проведения требовались ритуальная чистота и духовная готовность к служению (2Пар 29:31). Подробности церемонии рукоположения первосвященника описаны в двух отрывках (Исх 29:19-34; Лев 8:22-32).см. тж. искупление; праздники Израиля; скиния; храм; чистота и нечистота.
см. Евр 9:22). Приносящий жертву приводил животное ко входу в храмовый двор и возлагал на него руки (Лев 4:4). Это не было исповедью грехов, потому что животное не изгоняли прочь (как в случае с козлом отпущения, Лев 16:21); скорее он отождествлял себя с жертвой. Приносящий жертву должен был заколоть животное у северной части жертвенника (Лев 4:24,29). Животных никогда не закалывали на самом жертвеннике. Священник, который проводил обряд, собирал кровь; если это был телец, приносимый в жертву за него самого или за собрание, он брызгал кровью пред завесой в скинии собрания и смазывал ею рога жертвенника для воскурений (Лев 4:5-7,16-18). В день искупления он нес кровь жертвы за себя и народ в Святое-святых (Лев 16:14-15). Кровью всех остальных животных смазывали рога жертвенника всесожжения (Лев 4:25,30,34); кровью птиц окропляли стену жертвенника (Лев 5:9). Оставшуюся же кровь выливали к подножию жертвенника (Лев 4:7). Лучшие из внутренностей животного, а именно, жировую ткань с внутренностей и на них, две почки и жир на них, печень и сальник на печени, предлагали Господу на жертвеннике (Лев 4:8-10). Остальные внутренности и туловище тельца, приносимого в жертву за священника или народ, сжигали вне лагеря. Так же поступали с тельцом, который приносился в жертву при рукоположении священников (Исх 29:10-14; Лев 8:14-17). В остальных случаях священник, который руководил обрядом, получал съедобные части животного. Он должен был съесть их на территории храма, и приготовление этой пищи проводилось согласно строгим законам ритуальной чистоты (Лев 6:25-30; 10:16-20). Один козел мужского пола приносился в жертву за грех на каждый из священных праздников: новомесячие (Чис 28:15), каждый день пасхи (Чис 28:22-24), праздник седмиц (Чис 28:30), праздник труб (Чис 29:5), день искупления (Чис 29:11) и каждый день праздника кущей (Чис 29:16,19). Первосвященник также приносил тельца в жертву за себя перед тем, как заколоть одного из двух козлов в день искупления. Некоторые из обрядов очищения требовали менее значительных жертв, а именно ягнят или птиц: при рождении ребенка (Лев 12:6-8), при очищении от проказы (Лев 14:12-14,19-22), кожных болезней и кровотечений (Лев 15:14-15,29-30) или осквернения человека, связанного обетом (Чис 6:10-11). 2. Жертва повинности (Лев 5:14-6:7; Лев 7:1-7). Жертва повинности была особым видом жертвы за грех (Лев 5:7), которая требовалась, когда кто-то отказывался от выполнения своего долга. Необходимо было возместить причиненный ущерб и заплатить штраф в размере одной пятой стоимости ущерба (Лев 5:16; 6:5). Обычно в жертву приносился баран (Лев 5:15,18; 6:6). Очистившийся от проказы и оскверненный назорей должны были принести в жертву ягненка мужского пола (Лев 14:12,21; Чис 6:12). Очевидно, приносящий жертву вел себя так же, как при жертве за грех, но священник должен был окропить кровью пространство вокруг жертвенника (Лев 7:2). Внутренности сжигали на жертвеннике, как обычно (Лев 7:3-5). Немного крови оставляли, чтобы смазать ею мочку правого уха очистившегося прокаженного и большие пальцы на его правой руке и ноге (Лев 14:14). Священник получал большую часть мяса жертвенного животного (Лев 7:6-7; 14:13). Жертва повинности требовалась, если от действий человека пострадал кто-то другой. При обрядовых нарушениях, таких как употребление в пищу «великой святыни» без соответствующего на то разрешения (Лев 5:14-19; 22:14), требовалось уплатить сумму, которая причиталась Господу, плюс штраф в одну пятую, который доставался священнику (Лев 5:16; 4Цар 12:16). Прокаженные попадали под эту категорию, потому что во время болезни они не были способны служить Богу (Лев 14:12-18). То же самое относится к назорею, который осквернился после принесения обета и должен был поэтому принести жертву повиновения (Чис 6:12). Нарушение прав собственности другого человека могло быть искуплено только посредством жертвы повиновения плюс одна пятая от суммы ущерба. К таким прегрешениям относились обман, нарушение доверия, воровство, угнетение, отказ сообщить о находке потерянных кем-то вещей, лжесвидетельство, нежелание свидетельствовать (Лев 6:1-5). Сношение с помолвленной рабыней также относилось к нарушению прав собственности (Лев 19:20-22). Если потерпевший был уже мертв и у него не оставалось родственников, уплата долга доставалась священнику (Чис 5:5-10). Жертвы посвящения. Обычно, когда мы слышим слово «жертвоприношение», мы вспоминаем именно об этих жертвах. Они символизируют личную верность человека Богу и приносятся после жертвы за грех и жертвы повинности. Они также предшествуют возможным последующим мирным жертвам. 1. Жертва всесожжения (Лев 1:3-17; 6:8-13). В жертву всесожжения приносили тельца, овцу или птицу. Жертвующий приводил животное, возлагал на него руки и закалывал его на северной стороне жертвенника. Птица просто отдавалась священнику. Священник собирал кровь, предлагал ее Богу и кропил ею вокруг жертвенника. Если в жертву приносилась птица, ей отрывали голову и выливали кровь сбоку от жертвенника. Хотя окропление кровью связывает жертву всесожжения с искупительными, описанными в предыдущем разделе, важнейшей частью этого обряда было убийство животного, омовение его нечистых органов и тщательное размещение его частей на жертвеннике. Затем все животное сжигалось на жертвеннике, чтобы получить аромат, угодный Господу. Так как жертвы всесожжения приносились утром и вечером, при жертвеннике должен был находиться большой запас топлива. Священник, одетый в соответствующее одеяние, следил за поддержанием огня (Лев 6:8-13). Жертвы всесожжения играли очень важную роль среди жертвоприношений священного календаря. Жертвы всесожжения постоянно приносились дважды в день, в виде ягненка мужского пола, утром и вечером (Исх 29:38-42; Чис 28:1-8). Еще два ягненка приносились в жертву по субботам (Чис 28:9-10). Помимо этих ежедневных жертвоприношений, в некоторые праздники жертва всесожжения сопровождала жертву за грех, в которую приносился козел. В новомесячие, в начале каждого месяца, в жертву всесожжения приносили двух молодых тельцов, одного барана и семь ягнят (Чис 28:11-14). То же самое происходило в каждый день пасхального праздника (Чис 28:19-24) и в праздник седмиц (Чис 28:6-29). В праздник труб и день искупления в жертву приносились один телец, один баран и семь ягнят (Чис 29:2-4). В великий праздник кущей приносилось несколько сложных жертв всесожжения плюс по козлу каждый день в жертву за грех. В первый день в жертву приносили 13 молодых тельцов, 2 баранов и 14 ягнят (Чис 29:12-16). В каждый последующий день количество тельцов уменьшалось на одного, так что на седьмой день их было только семь (количество баранов и ягнят оставалось прежним; Чис 29:17-25). На восьмой день приносилась такая же жертва, как в праздник труб и день искупления, а именно: один телец, один баран и семь ягнят. Определенные обряды очищения требовали не только жертвы за грех, но и жертвы всесожжения: после рождения ребенка (Лев 12:6-8), при очищении от истечения крови (Лев 15:14-15) и семени (Лев 15:29-30); при очищении человека, принявшего назорейский обет, от осквернения (Чис 6:10-11). Хотя не говорится, что в этих случаях требовалась и хлебная жертва, она явно нужна была при очищении от проказы (Лев 14:10,19-22,31) и завершении назорейского обета (Чис 6:14-16). 2. Хлебная жертва (Лев 2; 6:14-23). Еврейский термин, обозначающий эту конкретную жертву, означает «дар» или «приношение», и относился он в том числе и к животным (Быт 4:3-5; Суд 6:18; 1Цар 2:17). Но в данном конкретном случае речь идет о смеси из муки тонкого помола, оливкового масла и ладана, которая оформлялась в виде выпеченных хлебов или лепешек. При принесении первых плодов это были толченые зерна колосьев нового урожая (Лев 2:14). В этих хлебах не должно было присутствовать дрожжей или меда, хотя они сами по себе и могли приниматься в качестве приношения первых плодов. Их не клали на жертвенник, но отдавали священнику. Приносящий жертву должен был принести в храм приготовленные хлебы или лепешки. Священник сжигал часть их на жертвеннике «в память» (Лев 2:2), а остальное оставлял себе (Лев 6:16; 7:9). Если священник сам приносил хлебную жертву, то он сжигал ее на жертвеннике полностью (Лев 6:22-23). Хлебная жертва обычно сопровождала любую жертву всесожжения, в особенности в священные дни календаря (Чис 28-29). Количество муки и масла определялось в зависимости от того, какие животные приносились в жертву: три десятых ефы муки и полгина масла для тельца, две десятых ефы и треть гина для барана, одна десятая ефы и одна четверть гина — для ягненка (Чис 15:2-10). Другие радостные события, сопровождавшиеся хлебным приношением, — это очищение прокаженного (Лев 14:10,20-21,31; количество муки не указывается, в жертву приносилась птица) и успешное завершение назорейского обета (Чис 6:13-15). После мирной жертвы обязательно приносилась хлебная (Лев 7:12-14; Чис 15:4). Священник получал один или одну из каждой пары хлебцев или лепешек. Второй хлебец или вторая лепешка возвращалась приносящему жертву, и он мог съесть их вместе с мясом жертвенного животного, где хотел. Особый случай, когда использовалось хлебное приношение в размере десятой части ефы ячменя, — это испытание ревности (приношение ревнования). В данном случае масло и ладан не использовались (Чис 5:15,18,25-26). Очень бедному человеку дозволялось принести одну десятую ефы хорошей муки без масла и ладана в качестве жертвы за грех (Лев 5:11-13). 3. Возлияние (Чис 15:1-10). Стандартное возлияние представляло собой одну четверть гина вина для ягненка, треть — для барана и половину — для тельца. Вино (Исх 29:40), также называемое «крепким напитком» (Чис 28:7 {«вино»}), вероятно, было преднамеренной заменой крови, которая использовалась другими народами (Пс 15:4). Возлияние относилось к приношениям «в приятное благоухание» (Чис 15:7). Как и жертва всесожжения, тратилось все возлияние; священнику ничего не оставалось (Чис 28:7). Возлияния сопровождали ежедневные (Исх 29:40-41; Чис 28:7) и субботние жертвоприношения (Чис 28:9), а также приносились на празднике новомесячия. Оно упоминается также в связи со вторым и последующими днями праздника кущей (Чис 29:18,21); его опущение в связи с первым днем, скорее всего, не намеренное. То же самое, должно быть, можно сказать о пасхе, празднике первых плодов и труб (Чис 28:16-29:11; Иез 45:11). Возлияние требовалось для обрядов, сопровождавших завершение назорейского обета (Чис 6:17), но не для очищения прокаженного (Лев 14:10-20). Мирные жертвы. Эти жертвы были добровольными и обычно не входили в предписания, за исключением ситуации с назореем (Чис 6:17) и праздника седмиц (Лев 23:19-20). Приносящий жертву, уже исполнивший требования искупления и обрядового посвящения, мог теперь принести мирную жертву. После жертвы всесожжения часто приносились мирные жертвы в качестве дальнейшего выражения преданности. 1. Собственно мирная жертва (Лев 3; 7:11-36; Ам 5:22). Это основной тип мирной жертвы; все остальные жертвы этого раздела представляют собой ее разновидности. В плане святости или строгости предписаний эта жертва не была столь четко определена, как остальные. Позволялось приносить в жертву любых животных, мужского или женского пола (Лев 3:1,6,12). Присутствовало лишь обычное ограничение: жертвенное животное должно было быть безупречно, за исключением жертвы усердия, при которой у животного одна конечность могла быть длиннее другой (Лев 22:23). Требовались также пресные хлебы, по крайней мере для жертвы благодарности (Лев 7:12-13) и назорейской (Чис 6:15-19). Каждый из этих трех типов мирной жертвы, с их специфическими особенностями, будет рассмотрен ниже. Начало обряда — представление жертвы и возложение на нее рук — такое же, как и в других случаях. Но животное закалывалось у входа в святилище, а не у северной стороны жертвенника (Лев 3:1-2,7-8,12-13; 7:29-30). Священник собирал кровь и окроплял ею жертвенник, как в случае жертвы всесожжения (Лев 3:2,8,13). Лучшие из внутренностей предлагались в качестве «благоухания» (Лев 3:3-5,6-11,14-16). Священник также получал определенную часть жертвы. Ему было позволено есть ее в ритуально чистом месте и разделить ее со своей семьей (Лев 7:14,30-36; Чис 6:20), в отличие от положенных ему частей других жертвоприношений, которые он мог есть только на территории храма (Чис 18:10-11). Он получал один из хлебов, а также грудь «потрясания» и правое плечо «возношения». Последний термин происходит от корня «поднимать». Жертва возношения не представляла собой особого типа ритуальной церемонии. Ритуал мирной жертвы завершался общим принятием пищи. За исключением тех частей жертвы, которые клались на жертвенник и давались священнику, все остальное возвращалось человеку, принесшему животное. Он должен был приготовить пир для себя, своей семьи и своего священника (Вт 12:12,18-19). Эта трапеза должна была проходить в святилище (Вт 12:6-7, 11-12, 15-19; 1Цар 1:3-4), и его участники должны были строго соблюдать законы ритуальной чистоты (Лев 7:19-21; 19:5-8). Такое принятие пищи следует отличать от ритуального заклания животных для пира, которое позволялось делать на местных жертвенниках (Вт 12:16,20-22). Мясо мирной жертвы следовало съесть в тот же день, в который она была принесена (Лев 7:15), а мясо жертвы по обету и от усердия можно было доедать на следующий (Лев 7:16-18). Если мясо оставалось, его нужно было сжечь, когда истекал срок. Приносить мирную жертву было обязательно только в трех случаях: на празднике седмиц (Лев 23:19-20), по завершении назорейского обета (Чис 6:17-20) и при рукоположении священника (Исх 29:19-22,28). Еще один случай ее публичного принесения — освящение храма (3Цар 8:63; 2Пар 7:5). К событиям национального масштаба, требовавшим публичного совершения обряда, можно отнести успешное завершение военной кампании (1Цар 11:15), окончание голода или чумы (2Цар 24:25), подтверждение прав кандидата на престол (3Цар 1:9,19) или религиозное пробуждение (2Пар 29:31-36). На местном уровне жертва приносилась в момент ежегодного семейного собрания (1Цар 20:6) или других праздничных событий, таких как сбор урожая первых плодов (Исх 22:29-31; 1Цар 9:11-14,22-24; 16:4-5). 2. Жертва потрясания. Первой частью мирной жертвы «потрясали» перед Господом, что значило: священник ел ее в качестве представителя Бога (по-видимому, само движение напоминало движения пилы или жезла, Ис 10:15). Этот же термин, «жертва потрясания», использовался и по отношению к другим типам приношений: драгоценным металлам, которые жертвовались для изготовления культовых предметов (Исх 35:22; 38:29), и жертве повинности от очистившегося прокаженного (Лев 14:12). 3. Жертва от усердия. Эти дары, которые приносились на священные собрания трижды в год (Исх 23:16; 34:20; Вт 16:10,16-17; 2Пар 35:8; Езд 3:5), были добровольными (Лев 7:16; 22:18,21-23; 23:28; Чис 15:3; 29:39; Вт 12:6,17). Как добровольная, жертва от усердия могла быть для сожжения или мирной (Лев 22:17-24; Иез 46:12). Если она была мирной, то мясо ели на второй день, но на третий его надлежало сжечь (Лев 7:16-17). В отличие от других мирных жертв, в данном случае животные могли иметь одну конечность длиннее другой (Лев 22:23). 4. Жертва посвящения. Еврейский термин, которым названа эта жертва, обозначает вставление драгоценных камней в оправу (Исх 25:7; 35:9,27; 1Пар 29:2). Она связана с «наполнением рук», обрядом посвящения кого-либо на служение Богу (Исх 28:41; 32:29). Для ее проведения требовались ритуальная чистота и духовная готовность к служению (2Пар 29:31). Подробности церемонии рукоположения первосвященника описаны в двух отрывках (Исх 29:19-34; Лев 8:22-32).см. тж. искупление; праздники Израиля; скиния; храм; чистота и нечистота.