Завет

Завет (covenant) Соглашение между двумя сторонами, предполагающее взаимные обязательства; в особенности соглашения между Богом и Его народом, по благодати заключенные сначала с Израилем, потом с Церковью. Посредством этого завета Бог сообщил человечеству информацию о значении человеческой жизни и спасения. Завет — только одна из центральных тем Библии, в которой одни заветы заключены между людьми, а другие — между Богом и людьми. Тема завета в ВЗ развивается от Ноя до Авраама и достигает кульминационной точки в завете между Богом и Израилем на горе Синай. Начиная с периода царя Давида, тема завета становится менее важной. В момент, когда значение завета в библейской истории уменьшилось, пророк Иеремия произносит пророчество «новом завете», ожидающем Израиль в будущем. Христиане верят, что пророчество Иеремии исполнилось в лице и деяниях Иисуса Христа. Неслучайно две части христианской Библии называются Ветхим Заветом и Новым Заветом.

Подразделы статьи

Значение завета
Заветы между людьми
Заветы между Богом и людьми
Начало традиции завета
Завет горы Синай
Завет с Давидом
Новый завет, предсказанный в Ветхом Значение завета. Суть завета — это особые отношения между сторонами. Эти отношения характеризуются определенными взаимными обязательствами. Так, отношения завета — это не просто признание друг друга, но и готовность к ответственности и действиям. Ключевое слово, которым в Писании определяются такие отношения, — «верность», которая имеет место в контексте вечной дружбы. В ВЗ слово «завет» используется как в обычном, человеческом, так и в богословском смысле. Понимание значения заветов между людьми помогает постичь и значение заветов между Богом и людьми. Заветы между людьми. Завет может определять самые разные стороны человеческих отношений, от глубоко личных до политических. Братская любовь между Давидом и Ионафаном привела к заключению формального завета между ними (1Цар 18:3).

Этот завет дружбы — не просто знак взаимного уважения; он обязывал их к верности друг другу и разнообразным проявлениям любви и доброты. Верность Ионафана завету проявилась в тот момент, когда Давид был в немилости у царя; Ионафан, не боясь разгневать своего отца, хорошо отзывался о Давиде. Потом он тайно предупредил Давида, чтобы тот бежал и скрылся (1Цар 19-20).

Для того чтобы оценить многие ветхозаветные законы, связанные с браком и разводом, надо понимать, что брак по сути своей был заветом (Мал 2:14).

Мужчина и женщина давали друг другу торжественные обещания выполнять обязательства завета. Верность этим обещаниям несла супругам благословение (см. Пс 127; Пр 18:22), а их нарушение — проклятие. человек мог, по крайней мере символически, заключить завет сам с собой (принять обет, как мы сегодня принимаем решение с Нового года начать новую жизнь).

Иов, отстаивая свою верность Богу, говорил о завете, заключенном с собственными глазами, — не смотреть на женщину с вожделением (Иов 31:1).

Заветы могли также иметь национальный или международный характер. Старейшины Израиля заключили от имени народа завет с царем Давидом в Хевроне (2Цар 5:3).

Вероятно, старейшины давали от имени народа обещания подчиняться царю, а Давид со своей стороны обещал править справедливо и в соответствии с законом Божьим (Вт 17:15-20).

Отношения завета предполагали взаимные обязательства со стороны старшего партнера (царя) и младшего (Израильтян).

В международных отношениях ВЗ заветы были подобны современным договорам. Царь Соломон заключил такой завет с Хирамом, царем Тира; этот завет, подобно современным договорам, представлял собой торговое соглашение между двумя народами (3Цар 5:12).

Завет предполагал доверие, ответственность и заключался для взаимного блага сторон, он мог касаться как личной дружбы людей, так и международных торговых соглашений. В Писании завет также может относиться к человеку и Богу. Заветы между Богом и людьми. Завет между Богом и людьми предполагает те же основные моменты, что и завет между людьми:

(1) отношения между двумя сторонами (Бог и человек или народ); и

(2) взаимные обязательства между партнерами. Для верующего ВЗ религия означала завет. Религия ВЗ была верностью отношениям завета между Богом и Его избранным народом; религиозные обязанности Израиля, касающиеся как веры, так и практики, были отношениями завета. Понятие завета между Богом и людьми в ВЗ не статично. Хотя основной характер завета остается прежним на протяжении всей Библии, специфическая природа и форма завета изменялась и развивалась в ходе исторической эволюции Древнего Израиля. Краткий обзор истории завета поможет понять, как это происходило. Начало традиции завета. Адам. Адам и Ева жили в саду. Бог был их Творцом; они были Его творением. Значение их жизни заключалось в отношениях друг с другом и Богом, давшим им сад. Но грехопадение привело к разрыву этих отношений, и люди были изгнаны из сада. Грехопадение сильно повлияло на природу последующих религиозных заветов. Отделение человечества от Бога объясняет суть людских затруднений. Люди были сотворены для отношений с Творцом, но согрешили, поэтому они были лишены общения с Ним и не могли по собственному желанию восстановить эти отношения. Отсюда важная черта заветов между Богом и людьми, а именно — что только Сам Бог может быть инициатором такого завета. Ной. Первое явное упоминание о завете в Писании относится к инициативе Бога связать Себя с людьми заветом, несмотря на неверность людей. Когда Бог предупредил Ноя о приближающемся потопе и велел строить ковчег, Он обещал также заключить с Ноем завет (Быт 6:18).

Развращенность и жестокость человечества разгневали Бога, но Его благодать проявилась в Его поведении от отношению к Ною. Обетования завета предполагали, что Бог вступит в отношения с одной человеческой семьей, хотя люди формально и нарушили соглашение. Существенно, что обещая Ною завет, Бог обращается к нему с просьбой: Бог велел Ною построить ковчег (Быт 6:14).

Возможность заслужить благословения завета для Ноя зависела от его готовности повиноваться божественному повелению. Завет был сформулирован только после потопа, когда Ной принес Богу жертву (Быт 8:20-22).

Завет с Ноем был фактически всеобщим заветом с человечеством и всеми живыми существами (Быт 9:8-10).

Бог обещал никогда больше не посылать потоп, чтобы наказать людей. Знаком этого завета стала радуга. Завет с Ноем помогает нам понять «Бога завета». Хотя люди заслуживают уничтожения, потому что грешны, Бог воздерживается от этого. Завет с Ноем не привел к возникновению глубокой близости между Богом и живыми существами; тем не менее возможность такой связи возникла. Люди, несмотря на свою греховность, получили право жить в Божьем мире; в течение этих лет они могут стремиться к более близким отношениям с Творцом этого мира. Авраам. Первое явное упоминание о завете Бога с Авраамом — Быт 15. Когда Господь призывает 75-летнего Аврама (которого сначала звали именно так) покинуть родной город Ур и отправиться в путешествие, между Богом и Аврамом уже существуют определенные отношения. Бог уже дал Авраму обещания, которые дают Ему право требовать повиновения: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» (Быт 12:2).

Формальное заключение завета с Аврамом описано в Быт. 15 как глубокий религиозный опыт. Инициатива полностью принадлежала Богу, Который явился Авраму в видении и говорил с ним. Аврам высказал важное возражение: как может он получить благословение Бога, если оно придет к нему через сына, а сына у него никогда не будет? Его жена Сара была уже в таком возрасте, что не могла иметь детей, а тело его самого «омертвело» (Рим 4:19).

Бог уверил старика, что тот будет иметь сына, потомки которого будут многочисленны, как звезды на небе. Аврам поверил, и мы впервые видим, что праведность — центральная тема понятия завета: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт 15:6).

К концу этого дня Аврам знал, что его собственное будущее и будущее его потомков находятся в руках Бога завета. «В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию» (Быт 15:18).

Более полно суть завета описывается в Быт. 17, где, вероятно, Бог возобновляет завет с Аврамом. Инициатива снова принадлежит Богу (Быт 17:1).

Бог обращается к 99-летнему Авраму со словами, из которых сразу становится ясно, что стороны завета вовсе не равны. Бог — Всемогущий, а Аврам — всего лишь человек, которому дарована невероятная привилегия. Но подробности завета в Быт. 17 показывают, что оба партнера принимают на себя обязательства. Бог добровольно обязуется сделать что-то для Аврама и его потомков, но и Аврам теперь обязан что-то делать для Господа. Обещание благословений, которые Аврам получит как одна из сторон завета, скрепляются новым именем, данным ему Богом: «И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов» (Быт 17:5).

Бог собирается дать Аврааму, то есть его потомкам, землю Ханаан в вечный дар и навсегда стать личным Богом Авраама и его семьи (Быт 17:7-8).

Дар Бога требует от Авраама ответного повиновения: «Будь непорочен» (Быт 17:1).

Эти простые слова указывают на суть отношений завета: общаться с Богом значит жить в Его присутствии; так как Бог свят, тот, кто знает Его, тоже должен жить безупречно. У завета есть и более формальная сторона. Авраам и мужчины его семьи должны были подвергнуться обрезанию в знак верности завету. Авраам был уже стариком, когда ему сделали обрезание (Быт 17:24), хотя новорожденные мальчики этой семьи должны были подвергаться ему в возрасте восьми дней (Быт 17:12).

Обрезание само по себе не было чем-то необычным для евреев; его практиковали в древности многие народы Ближнего Востока (за исключением филистимлян).

Разница была в символическом значении этого акта: помимо прочего, он обозначал долготу и прочность отношений с Богом живым. Завет, который Бог заключил с Авраамом, был связан с настоящей и будущей реальностью. Завет устанавливал длительные отношения между Авраамом и Его Творцом. Но он указывал на будущее благословение — еще не рожденных детей, «избранного народа» и земли, которую потомки Авраама когда-то назовут своей. Завет с Авраамом имел также отношение и к еще более отдаленному будущему человечества: «И благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12:3).

В ВЗ с самого начала присутствует идея избрания (безусловного предпочтения Бога;
см. 2Фес 2:13).

Бог предпочел вступить в отношения завета с конкретным человеком и его конкретными потомками. Но человек, которого избирает Бог, всегда должен служить Ему: Адам должен возделывать сад; Ной — строить ковчег; Авраам — покинуть свой город и жить безупречно (см. Еф 2:8-10).

Кроме того, «избранность» Авраама сочетается с всеобщностью: через его потомков благословение Бога будет распространено на всех людей. Таким образом, у завета Авраама есть два аспекта, связанных с будущим. С точки зрения Авраама, в сравнительно недалеком будущем его потомки будут владеть землей, которую дает им Бог. С точки зрения более отдаленного будущего, мир ждет всеобщее благословение, кульминация деяний Бога в этом мире. Начало исполнения этого обетования описывается в НЗ, первый же аспект проявился в завете горы Синай во времена Моисея. Завет горы Синай. Завет между Богом и Израилем на горе Синай — это важный момент традиции заветов в ВЗ. Ему предшествовал завет с Авраамом, за ним следовал завет с Давидом и провозглашения пророков. Это — центральный момент религии ВЗ, здесь закладываются основы иудаизма, которые продолжают существовать и по сей день. Завет горы Синай был формальным скреплением отношений между Богом и избранным народом, Израилем. Для того чтобы оценить влияние завета горы Синай, нужно понимать его исторический контекст. Перед этим еврейский народ совершил исход из Египта под руководством Моисея. Это был уникальный акт освобождения, посредством которого Бог вмешался в естественное течение истории, чтобы вызволить Свой народ из египетского рабства. Исход истолковывается в ВЗ как божественный акт, сопоставимый с Творением, акт «сотворения» Богом народа Израиля. Изучение двух вариантов четвертой заповеди (Исх 20:8-11; Вт 5:12-15) показывает, что исход из Египта составляет непосредственную параллель сотворению мира как основание для соблюл дения субботы. Хотя Израиль был сотворен в момент исхода, ни закона, ни земли у народа еще не было. Завет дал новорожденному Израилю закон, превратив его в теократическое государство (государство, которым правит Бог).

Основной рассказ о завете горы Синай содержится в Исх 19-20. Инициатива исходила от Бога, Который дал через Моисея указания готовиться к завету; Бог произнес соответствующие слова, предложив народу вступить с Собой в завет. Без сомнения, Бог Израиля был старшей стороной в отношениях, которые были оговорены на горе Синай. Бог, явивший Себя через деяния исхода, теперь явил Себя в словах. Эти две стороны — деяния и слова Бога — очень важны для богословия ВЗ. и хотя завет представлял собой закон, ему предшествовал исход, акт божественной благодати. Предложение завета сопровождалось божественным обещанием: «Вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх 19:6).

Это было обещание невероятных привилегий; весь народ был призван представлять другие народы мира перед Богом вселенной. Но должность священника была не только привилегированной, она ко многому обязывала. Священнику надлежало быть чистым и знать Бога, в присутствие Которого он должен был входить. Таким образом, Израиль, народ священников, получил закон, который учил их жить, любить Бога и служить всем народам. В законе завета были выражены требования Бога к народу завета. Закон завета. Закон завета состоит из двух основных частей. Во-первых, это десять заповедей, в которых кратко сформулированы требования Бога к Израилю (Исх 20:2-17).

Заповеди касаются отношений народа завета с Богом и другими людьми. Хотя в настоящее время существует тенденция считать десять заповедей системой морали или этики, в Древнем Израиле их роль была иной. Закон завета представлял собой законодательство, конституцию нового народа, особого «царства священников». Главой народа-государства был Бог. Следовательно, для Древнего Израиля десять заповедей играли примерно ту же роль, что для современного государства — уголовный кодекс. Нарушить один из этих законов значило совершить преступление против Бога, главы государства. Но эти законы имели и положительное значение. Они определяли образ жизни, который мог привести к полному и богатому общению с Богом и другими людьми. Вторая часть закона завета — это подробный свод законов, касающихся всех сторон каждодневной деятельности. Примеры таких законов можно обнаружить в Исх 21-23. Эти законы были записаны в «книге завета» (Исх 24:7).

Хотя эта книга содержала множество законов, нельзя было составить правила поведения на все возможные случаи. Различные примеры показывают, что ни одна из областей человеческой деятельности не выпадает из действия закона. Люди, вступившие в отношения с Богом, должны приспосабливать к этим отношениям все стороны своей жизни. Возобновление завета. Завет на горе Синай был заключен с определенной группой людей под руководством Моисея, но касался и будущих поколений. Следовательно, завет нужно было время от времени возобновлять. Такое происходило во времена Иисуса Навина (Нав 8:30-35; 24:1-28) и, значительно позже, при царе Иосии (4Цар 23:1-3).

Самое важное место Библии для понимания природы самого завета и его возобновления — Книга Второзаконие. Вся книга представляет собой описание церемонии возобновления завета, которая произошла в критический переходный момент древней истории Израиля. Завет горы Синай был возобновлен перед самой смертью Моисея, перед тем как власть перешла к Иисусу Навину и началась основная военная кампания за землю обетованную. Со времен Авраама в состав завета входило обетование о земле. Сразу после вступления в эту землю (ок. 1250 до Р.Х.) завет был снова скреплен с новым поколением Израильтян, большая часть которых не стояла у подножия горы Синай за 40 лет до того. Хотя возобновление завета — центральная тема Второзакония, автор прежде всего обращает внимание на проповедь Моисея, а не на подробное описание церемонии. Во многих отношениях церемония — это просто повторение того, что происходило при первоначальном скреплении завета. Повторяются десять заповедей (Вт 5:6-21), более подробно объясняются законы книги завета (Вт 12-26).

Для понимания завета особо важны два момента, возникающих во Второзаконии: ясное утверждение о любви завета и подробное описание благословений и проклятий, которые сопровождают заключение и возобновление завета. Завет с Давидом. Традиция завета претерпела изменения во времена царя Давида (ок. 1000 до Р.Х.).

Завет горы Синай был заключен между Богом и Израилем, при посредничестве Моисея. Во времена Давида добавился дополнительный элемент: Бог заключил завет с Давидом как царем. Этот царский завет был заключен с Давидом через пророка Нафана (2Цар 7:8-16), то есть снова по инициативе Бога. Этот завет должен был действовать вечно, с Давидом и его потомками (2Цар 23:5).

Христиане обычно истолковывают завет с Давидом как мессианский. В течение нескольких столетий династия, учрежденная Давидом, правила единым Израилем, потом — Южным Царством, Иудеей. Но в 586 г. до Р.Х. Иудея была завоевана Вавилоном. С тех пор потомок Давида больше не правил независимым царством избранного Божьего народа. Завет с Давидом был вечным не в плане хода древней истории, но в отношении ожидания Мессии, Который должен был родиться от потомков Давида. Матфей и Лука оба указывают на то, что Иисус был потомком Давида (Мф 1:1; Лк 3:31).

В НЗ таким образом заветы Бога распространяются на личность Иисуса. Новый завет, предсказанный в Ветхом. Хотя завет Давида с Богом был вечен, завет, заключенный с Израилем на горе Синай, был некоторым образом временным. Завет горы Синай включал в себя условия, сформулированные в благословениях и проклятиях Второзакония. Неповиновение Израиля закону завета могло в худшем случае повлечь за собой изгнание из земли обетованной, которая представляет собой центральную тему завета, начиная с Авраама и Моисея и позже. Еврейские пророки часто предсказывали, что завет может быть расторгнут из-за грехов Израиля. Некоторые из них, в особенности Осия и Иеремия, также видели и более глубокую истину: а именно, что завет основан на Божьей любви и поэтому даже проклятие Бога не будет окончательным. Осия драматически выражает эту истину на примере «живой притчи» — своего брака (Ос 1-3).

Он женился по велению Бога на Гомери, но потом, в результате ее неверности, завет их брака был расторгнут. Хотя из-за прелюбодеяния Гомери Осия был вынужден развестись с ней, он не перестал ее любить. Потом Бог велел Осии вернуться к Гомери (Ос 3:1).

Несмотря на ее неверность, пророк готов был снова взять ее в жены и снова вступить в отношения брачного завета. Так он показал отношение Бога к Израилю. Грехи Израиля неизбежно приведут к расторжению отношений с Богом, но Осия предчувствовал новый союз. В новом завете между Богом и Израилем Израиль благодатью Божьей будет снова принят в союз с Ним (Ос 2:14-18).

О новом завете впечатляюще говорит пророк Иеремия, живший в конце VII — начале VI веков до Р.Х. При жизни Иеремии Иудея потерпела военное поражение. Народ утратил свою независимость и стал вассалом Вавилонской державы. Во внешнем плане поражение 586 г. до Р.Х. ознаменовало собой конец завета горы Синай. Израиль больше не мог называть обетованную землю своей. Но Иеремия прозревал за современной политической реальностью еще одну истину. Деяния Бога в этом мире, как и Его любовь к этому миру, еще не прекратились. Поэтому Иеремия пишет о новом завете, который заключит Бог: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» (Иер 31:31).

Новый завет будет ознаменован воздействием Бога на человеческие сердца в виде коренного духовного преображения (Иер 31:34).

Во время вечери Господней Иисус объявил Своим ученикам, что «сия чаша есть новый завет в Моей Крови» (Лк 22:20).

Автор Послания к евреям считал понятие нового завета чрезвычайно важно для полного понимания служения Иисуса Христа (Евр 8:8-12).

Вывод. Завет — очень важное понятие для восприятия идеи и истории ВЗ. Тема завета продолжается в НЗ как средство толкования христианской Благой Вести. Значение человеческой жизни обнаруживается в отношениях завета с живым Богом. Однако грешное человечество не может само стать инициатором таких отношений; только Бог может им быть. Согласно НЗ, Бог отдал Своего Сына, Иисуса, на смерть ради отношений завета со всеми людьми. Прощение стало возможно благодаря «завету в Крови» Иисуса, теперь каждый человек способен вступить в отношения завета с Богом. Вступление в такие отношения, как и во времена Авраама, связано с верой (Гал 3:6-14).

см. тж. Новый Завет; закон; клятва; обет; союз.