Закон

Закон, как библейское понятие (law, biblical concept of) Средство, с помощью которого Бог посвящает Себе Свой народ. Природа и содержание «закона» могут изменяться, но задача остается прежней: зрелость и соответствие Божьему образу.

Подразделы статьи

Исторический контекст
Закон в Ветхом Завете
Закон в Израиле и на Ближнем Востоке в древности
Ветхозаветные законы
Назначение закона
Исторический контекст.

Когда человек был сотворен по образу Бога, он получил славу, власть и все необходимое для своего существования от Творца и Царя (Быт 1:27-30).

Но хоть человек и был поставлен Богом над всем творением на земле, он должен был доказать свою верность Господу. Поэтому Бог подверг человека простому испытанию: с помощью древа познания добра и зла. человеку было запрещено есть плоды этого дерева (Быт 2:17).

Его непослушание показало, что он недостоин общения с великим Царем. человек оказался непокорным обманщиком, как показали впоследствии примеры Каина (Быт 4:1-16), поколения времен потопа (Быт 6:1-13), Хама и Ханаана (Быт 9:18-26; 10:6-20) и вавилонской башни (Быт 11:1-9).

Но, несмотря на все это, Господь в благодати Своей призвал Авраама. Он обещал благословить его, его потомство и все народы земные, которые будут верить в Него (Быт 12:2-3; 17:4-7).

Авраам поверил в Бога (Быт 15:6), охотно сделал обрезание в знак заключения завета (Быт 17:10; 21:4) и искренне ходил в Боге (Быт 17:1).

Позже Авраам узнал, что Бог в Своей всевышней власти и благодати избрал его затем, чтобы род Авраама выделялся среди народов, «творя правду и суд» (Быт 18:19).

Господь был доволен Своим слугой Авраамом, который хоть и не получил подробных законов, но вел себя как человек веры. Он был праведником перед Богом, потому что охотно повиновался Ему. Отец веры был отцом верующих; Господь засвидетельствовал, что «Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт 26:5).

Его вера принесла плоды праведности (Иак 2:21-24).

Но Израиль, которого Господь благословил многочисленным потомством, исходом, пересечением моря Чермного и Своим присутствием, не ответил Ему верой. Люди роптали и были недовольны у горы Синай, в Кадес-Варни, на Моавитских равнинах. Они оказались непокорным и жестоковыйным народом (Исх 32:9; 33:3,5; 34:9; Вт 9:6,13).

Хотя народ показал свой характер, Господь оставался верен завету, заключенному с Авраамом. Израиль стал Его народом, Его царями и священниками, Его святыми (Исх 19:5-6; Вт 26:18-19).

Бог дал Израилю 10 заповедей, закон и завет, который символизировали две скрижали свидетельства (Исх 32:15-16).

Несмотря на то что Моисей в гневе разбил их, потому что народ стал поклоняться золотому тельцу, Господь возобновил завет, снова начертав его слова (Исх 34:28).

С одной стороны, условия, в которых был дан завет, позволяют видеть благодать Божью и Его терпение по отношению к грехам Израиля (Исх 34:6-7), а также Его решимость использовать Израиль для осуществления Своего плана искупления мира. С другой стороны, из контекста видна незрелость и упрямство Израиля. Так что у закона в ВЗ есть позитивное и негативное назначение. Закон в Ветхом Завете. В ВЗ есть много слов для обозначения Божьего закона. Самое общее слово — Тора, что обозначает наставление любого рода: религиозное или светское, письменное или устное, божественное или человеческое. Закон в Израиле был Божьим законом, данным через Моисея (Исх 20:19; Вт 5:23-27).

Так как Израиль отверг непосредственное откровение Божьих пророчеств, ему был дан закон через Моисея как слугу Божьего (Ин 1:17).

Синонимы закона в разных переводах — слово (Исх 24:3 {«закон»}; Исх 34:27), суд (Исх 24:3), устав (Лев 10:11; Чис 9:12,14; 30:17), постановление (Вт 4:1; 6:2), заповедь (Вт 6:1,25), предписание (еврейское слово, которое используется только в Псалтири; Пс 118:4,27,40, 45, 56, 63, 69, 78, 87, 93, 94, 100, 104, 110, 128, 141, 159, 168, 173 {«повеления»}, 15, 131 {«заповеди»}), требование, свидетельство (Вт 4:45; 6:20; 3Цар 2:3 {«уставы», «заповеди», «определения», «постановления», «законы», «повеления»}), правило (еврейское слово, которого нет в Пятикнижии, Пс 118:15 {«пути»}) или просто «пути» (3Цар 2:3; Пс 17:22; 24:9; 36:34).

Эти слова образуют семантическое поле, и непросто разграничить разные формы закона. Обычно «слово» указывает на обязанности человека перед Богом, в особенности десять заповедей (Исх 20:1; 34:27). «Суд» относится к гражданским установлениям и обязанностям перед ближними и обществом (Исх 21:1-23:9); такие законы часто имеют форму: «если... то...». В Левите и культовых постановлениях «уставы» в специфическом плане обозначают культовые правила — церемониальные законы. В другом контексте, в особенности в ряде синонимов закона, это слово может обозначать любое правило или установление. «Заповедь» — это некое правило, исходящее от высшего авторитета. Хотя в ВЗ есть много слов для обозначения закона, оттенки их значений часто неразличимы, в особенности в таких выражениях, как «постановления и законы» (Вт 4:1,5; 5:1), «заповеди, постановления и законы» (Вт 6:1), «ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом» (3Цар 2:3).

Мотивация для соблюдения божественного закона лежит в деяниях и присутствии Господа. Во вступлении к десяти заповедям Бог напоминает нам о Своих чудесных деяниях: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх 20:2).

В исторических деяниях искупления Израиля, откровения на горе Синай и освящения Израиля как Божьего народа Бог принимал участие в делах Израиля в качестве «Отца». Он усыновил Израиль и освятил его, то есть провозгласил его святым (Исх 19:6; 31:13; Лев 20:8; 22:32; Рим 9:4).

Иногда понятия искупления и освящения объединяются, иногда — нет, но в любом случае одно неотделимо от другого: «Я — Господь, освящающий вас» (Лев 22:32).

Основание для повиновения — просто имя Господа: «Я Господь» (Лев 18:6,21,30; 19:10,14,16,18,28,30-31,34,36-37).

Требования практической святости также основаны на опыте Божьего присутствия. Господь заповедал Израилю быть святым, потому что Он свят (Лев 11:44-45; 19:2).

Святый Израиля пребывает среди Своего народа (Исх 25:8; 29:45; Чис 5:3; 35:34).

Как мог бы непокорный Израиль понять, что угодно святому Богу, если бы не Его точные моральные, общественные, гражданские и культовые постановления? Господь понимал, что «сердце» народа не таково, чтобы они могли служить Ему и хранить верность завету (Вт 5:29).

По самой своей природе Израиль не был способен разработать адекватную моральную и культовую систему, которая была бы угодна Богу. Из-за жестокосердия народа Бог должен был явить (то есть сформулировать) Свою волю. Закон в Израиле и на Ближнем Востоке в древности. В законе Израиля была отражена практика окружающих ближневосточных народов. Древние вавилонские кодексы (Эшнунны, Хаммурапи) похожи на библейский закон. Это сходство заключается не только в похожести случаев, сюда относится сходство юридических формулировок (казуистики).

Но закон Израиля отличается тем, что он — закон Божий. Моисей был посредником, а не автором закона, в отличие от царя, например, Хаммурапи. Сам Господь дал Израилю эти законы (Вт 4:5-8).

Законы Ближнего Востока были призваны сохранить общественный порядок. Но законы Израиля касались всех сторон жизни: личных, семейных, общественных и культовых. Закон должен был научить Израиль различать священное и мирское, чистое и нечистое, справедливое и несправедливое. Ветхозаветные законы. Закон ВЗ — это не одна книга и не один раздел. Кроме того, законы претерпевали изменение при переходе от блужданий в пустыне (Исход) к оседлой жизни на земле (Второзаконие).

Законы ВЗ сложны, в них много вариантов и повторений. Они содержатся в Книгах Исход (Исх 20-23; Исх 25-31), Левит, Числа (Чис 3-6; Чис 8-10; 15; 18; 19; 28-30) и Второзаконие (Вт 5-26).

Десять заповедей. Заповеди названы просто «словами» Бога (Исх 20:1).

Они полностью представлены в Исх 20:1-17 и Вт 5:6-21, но отдельные заповеди и их вариации встречаются и в других местах (например, Исх 34:14,17,21; Лев 19:1-8; Вт 27:15-16).

Заповеди изначально были адресованы Израилю как часть завета; сейчас они составляют основу христианской морали. Из НЗ совершенно ясно, что этот моральный закон имеет силу вечно. Наш Господь подтвердил его ценность, истолковав все заповеди (Мф 5:17-48; 12:1-14; 23:23-24).

Он подвел итоги закона в терминах любви к Богу и человеку (Мф 22:37-40; Мк 12:28-34; Лк 10:27; Рим 13:8-9; Гал 5:14).

Так как Он — Господь и субботы, заповедь о соблюдении субботы нельзя отделить от прочих заповедей (Мф 12:8).

Апостол Павел тоже поддерживал закон, и его «этика духа» объясняет его как внутренний закон в сердцах верующих (Рим 8:1-17; 12:1-15:13; 1Кор 2:6-16; 5:1-8; 10:23-11:1; Гал 5:13-6:10; Еф 4:17-6:9; Флп 2:1-18; Кол 3:1-4:6; 1Фес 4:1-12; 5:12-24; 2Фес 3:6-15; 1Тим 6:3-10; Тит 3:1-11).

Заповеди были начертаны Господом на обеих сторонах двух скрижалей (Исх 32:15-16).

Неясно, было ли вторая табличка дубликатом первой, как заповеди были поделены и как пронумерованы. Они хранились в ковчеге завета как свидетельство завета (Исх 40:20).

Книга завета (Исх 20:23-23:19).

Назначение закона завета заключалось в том, чтобы дать Израилю правила, с помощью которых он смог бы как народ отражать в своей жизни заботу Бога о справедливости, любви, мире и ценности жизни. Законы книги завета имеют прежде всего казуистический характер. Они устанавливают нормы обращения со слугами, ослами, быками, волами, овцами и полями. Здесь говорится об отношениях с женщинами (в том числе вдовами), странниками, сиротами; рассматриваются судебные проблемы (вопросы доверия, нанесение ущерба, проблемы имущества); а также религиозные обязанности (жертвоприношения, суббота).

Часто по закону преступнику полагается заплатить выкуп, но существуют особые случаи, когда речь идет о человеческой жизни (Исх 21:12-29; 22:2-3), а в особенности — когда оказываются затронутыми родственники человека (Исх 21:15,17,22-25).

Закон ясно указывает на ценность человеческой жизни, которую защищает lex talionis («закон воздаяния»). Lex talionis в ВЗ не свидетельствует об отсутствии милосердия, но является юридическим принципом, призванным принести в общество справедливость и порядок. Завет объясняет на примерах, как Израиль должен сосуществовать в качестве нации, которая соблюдает Божий закон и применяет его справедливо (без дискриминации или извращения прав), с любовью (заботой об участвующих сторонах) и в мире. Закон для священников. Забота Бога о святости и чистоте отражена в законах для священников (Исх 25-31; Исх 35-40; Лев 1-27; Чис 4-10).

Эти законы касаются строительства скинии, посвящения и рукоположения священников, жертвоприношений, правил чистоты, священных дней и обетов. В пустыне скиния помещалась в центре лагеря Израиля. Священники и левиты ставили свои шатры вокруг скинии, чтобы служить Богу и оберегать Его святость. Все колена располагались вокруг скинии, и, хотя члены колен не были достаточно чисты в ритуальном плане, чтобы иметь доступ во все ее помещения, они имели право жить в лагере. Тот, кто был ритуально осквернен (Лев 13:46; Чис 5:1-3) или совершал тяжкий грех (Лев 24:10-23; Чис 15:32-36), изгонялся за пределы лагеря. Это правило касалось также оскверненных предметов (Лев 8:17; 9:11).

Посредством предписанных жертвоприношений (Лев 1-7; Лев 16; Чис 15:1-31;

28) Бог убеждал Израиль, отдельных его представителей и весь народ, в своем прощении неумышленных грехов. Жертвоприношения свидетельствовали о намерениях человека, искавшего прощения, освящения или общения. Священники и левиты учили закону Божьему (Вт 31:9-13), применяли Его постановления и решали судебные проблемы (Вт 17:8-13).

Закон святости (Лев 17-26).

Законы святости составляют важную часть Книги Левит. Здесь Моисей обращается ко всему Израилю (Лев 17:2; 18:2; 19:2; 20:2; 21:24; 23:2; 24:2; 25:2; 26:46; 27:2).

Законы имеют вид запретов и непосредственных повелений. Они касаются места жертвоприношений и запрета на употребление в пищу мяса с кровью (Лев 17); запрета на половые отношения с конкретными родственниками (Лев 18); правил, способствующих жизни в благочестии, святости, справедливости и любви (Лев 19).

Указываются и наказания для тех, кто нарушает законы (Исх 20; 24:10-23). Лев 21-24 содержит культовые правила для священников и всего Израиля. Установления субботнего и юбилейного года предполагают прощение долгов, освобождение рабов и возвращение земли (Лев 25).

В законе святости определены качества, которыми должен отличаться святой народ: верность Богу (жертвоприношения, священники) и любовь к человеку (Лев 19:18), которые проявляются в заботе о справедливости, мире, свободе, ценности человеческой жизни и заботе о семье. Во многих законах отражен дух десяти заповедей (Лев 19).

С законом святости связаны как благословения, так и проклятия (Лев 26).

Проклятия включают в себя изгнание как следствие нарушения законов. Но в основе законов и наказаний за их нарушение всегда лежит благодать Господа, Который обещал простить грехи народа и возобновить нарушенный завет (Лев 26:44-45).

Второзаконие. Во Второзаконии объясняются и заново применяются законы Книги Завета, ввиду новой исторической ситуации в Израиле. Израиль собирался вступить в землю обетованную, когда Моисей дал ему Божий закон (Вт 1:5).

Здесь безличные требования Книги завета преображаются в личный призыв. Моисей взывает к Израилю, убеждая его хранить верность Господу, завету и заповедям завета. Второзаконие говорит о жизни народа в земле обетованной, с центральным святилищем (Вт 12:5,11-18; 14:23; 15:20; 16:5-7,16,21; 17:8; 18:6; 26:2; 31:11) и царем (Вт 17:14-20).

Благословения и проклятия — мотивация верности завету (Вт 28).

Но Израилю говорится также, что даже в случае нарушения им Божьего закона, Господь по-прежнему будет исполнен благодати и готовности простить. Назначение закона. Закон, явленный на горе Синай, был призван приблизить Израиль к Богу. Хотя Израильтяне были непокорны, Бог использовал закон как средство праведности, чтобы на конкретных примерах научить народ, что такое грех (Рим 5:20; 7:7-8) и как они должны жить, чтобы оставаться неоскверненными грехом и святыми перед Господом. Закон был учителем и хранителем Израиля (Гал 3:24).

Подробные указания на все случаи жизни (связанные с работой, обществом, семьей, религией и национальной политикой) занимали важное место в отношениях Бога и Израиля. Израиль был народом, обладавшим конкретной землей, теократическим правлением и нуждался в своде законов. Более того, положение Израиля на горе Синай было таково, что он не мог принять непосредственного откровения. Откровение было передано через Моисея. Оно было подробным, потому что Израиль не обладал интуитивной проницательностью, достаточной для понимания откровения Божьей святости, справедливости, праведности, любви и терпения, которые от них требовались. Они переняли египетские обычаи и должны были научиться Божьим путям через откровение. Но Моисей и пророки подчеркивают, что назначение закона — не строгое соблюдение закона ради него самого (легализм, законничество) или ради вознаграждения (фарисейство).

Соблюдение закона — это акт преданности Богу, ради Бога. Наш Господь подтвердил назначение закона: определить динамический образ жизни, в ходе которой человек постоянно ищет Божьего Царства и Его правды (Мф 6:33).

Закон Божий — это Его средство освящения. Он освятил Израиль в благодати Своей и хочет, чтобы Израиль оставался свят. Иисус подтвердил такое значение закона — посредством него человек осознает свою греховность и может быть привлечен ко Христу. На кресте наш Господь понес наказание по закону, и это было более великим исполнением, чем присутствие Бога в скинии/храме — исполнением замысла искупления Отца, свидетельством любви Отца. Он, Сын, Который более велик, чем Моисей, дал нам саму суть закона: любить Бога и любить ближнего (Мф 23:23-24; Лк 11:42-44).

Иисус учил, что смысл повиновения — не поиск заслуги, но служение в качестве соли земли (Мф 5:13) и света (Мф 5:14-16;
см. Еф 4:17-5:20), чтобы приносить плоды (Ин 15:1-17).

Назначение Божьего закона — это постепенное преображение детей Божьих и их приближение к образу Сына (Рим 8:29; 2Кор 3:18; Кол 3:10), подражанию Отцу (Еф 5:1-2) и исполнению Духом Божьим (Гал 5:18,22-24).

Для этого Иисус дал нам заповеди блаженства и Нагорную проповедь, в которой подводятся итоги учения Моисея и пророков (Мф 5-7).

Назначение закона — преобразить возрожденных верующих, чтобы они обрели зрелость. Духовная зрелость — не исключительная привилегия верующих во Христа; святые ВЗ тоже ходили путями Божьими (Енох, Быт 5:22-24; Ной, Быт 6:9; Авраам, Быт 17:1).

Эти зрелые люди вели последовательную жизнь в присутствии Бога (см. Быт 17:1; Вт 18:13; Пс 14:1-2; 17:27; 100:2,6; 118:80; Пр 11:5).

Зрелость, или целостность, — это ответ Богу; зрелый верующий больше не живет в соответствии со своими собственными соображениями, не боится ошибок и грехов, но наслаждается исполнением воли Господа (Пс 1:2; 111:1).

С момента пришествия Христа и Пятидесятницы Святой Дух изливается на каждого верующего. Он пришел не только для того, чтобы закон Божий стал пребывать в сердцах людей (Иер 31:33), но и для развития зрелости христиан, чтобы плоды благочестия созревали во всей своей полноте (Гал 5:22-24).

Некоторые святые ВЗ наслаждались зрелостью и свободой, но сейчас Бог дарует их всем Своим детям во Христе (Деян 2:39; 1Кор 12:13).

Задача остается прежней: «Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим 3:17), но средства достижения этого и статус детей Божьих стали значительно лучше с момента Пятидесятницы.

см. тж. гражданское право и правосудие; десять заповедей; закон Хаммурапиш; оправдание; предание письменное; уголовный закон и наказание, чистота и нечистота.