Имена
Имена, значение (names, Significance of) В библейский период имена давались не формально, но отражали какие-либо качества человека или какую-либо идею. При выборе имен руководствовались по меньшей мере семью разными мотивами: 1. В память о событиях, сопровождавших рождение. Моисей был назван так приемной матерью, потому что она вынула его из воды. Имя происходит от еврейского глагола «извлекать» (Исх 2:10). Обстоятельства рождения дали имена Иакову (Быт 25:26) и Самуилу (1Цар 1:20). В случае с Самуилом интересно заметить, что его имя, которое значит «его слышал Бог», указывает не на саму молитву, а на то, что она была услышана и не осталась без ответа. Следует отметить также, что, хоть имена Иакова и Самуила даны в память об обстоятельствах их рождения, они повлияли на их будущую судьбу: Иаков вырос хитрым оппортунистом (Быт 27:36), а Самуил — человеком молитвы (1Цар 7:5-9; 8:6,21; 12:19-23). Средиземное море 2. В память о реакции родителей на рождение. Исаак значит «смех» (Быт 17:17; 18:12; 21:3-6). Навал (1Цар 25:25), что значит «глупец», должно быть, отражает суть молитвы матери: «Да не будет он глупцом!» (ксожалению, молитва не была услышана). Авимелех (Суд 8:31) значит «мой отец — царь», что может указывать на тайные амбиции Гедеона, идущие вразрез с его публичным свидетельством (Суд 8:22-23). 3. Для укрепления семейных связей. С такой целью, должно быть, ребенок в Лк 1:59 был назван Захарией. 4. Для описания характера человека, его функций или какой-то другой ценной информации о нем. Яркий пример этого — Иисус (Мф 1:21), имя Которого говорит о Нем как о Спасителе. Имя Исаии передает суть его послания: «Господь спасает» (см. Ис 8:18). 5. Для сообщения Божьего послания. Исаия (Ис 7:3) назвал своего сына Шеар-ясув («верные вернутся»), чтобы отразить двусторонний характер своего послания: из-за неверия от народа останется лишь горстка верных («только верные вернутся»), но эти верные Богу останутся живы («верные еще вернутся»). Второго сына он назвал Магер-шелал-хаш-баз (Ис 8:3) («близок грабеж, недалека добыча»), что указывает на неизбежное и скорое вторжение врага. 6. Для выражения религиозного чувства. Все библейские имена с окончаниями -iah (-jab) или -el (например, Иеремия, Нафанаил) по сути представляют собой утверждения, подлежащим в которых является Господь (-yah) или Бог (-el). Например, Адония (2Цар 3:4) значит «Господь владыка»; Нафанаил (Ин 1:47) — «Бог дал». Такие имена часто выбирали в периоды религиозного упадка, чтобы подтвердить истинность веры родителей. 7. Для утверждения власти над кем-то. В древности, на Ближнем Востоке, если человек давал кому-то имя, это было знаком его власти над тем, кому он его дал (Быт 2:19-20). Не зная имени другого человека, нельзя было ни навредить ему, ни сделать ему добро (Исх 33:12,17). В Древнем мире имя так или иначе описывало человека или его род занятий. Когда человек изменялся или изменялось его положение, менялось и имя, как в случае с Аврамом (Авраамом) и Иаковом (Израилем). Фараон, хозяин патриарха Иосифа, изменил его имя на Цафнаф-Панеах, когда изменилось его положение (Быт 41:45). Когда Елиаким стал царем Иудеи, (Ьараон изменил имя царя на Иоаким (4Цар 23:34). В плену Даниил, Анания, Мисаил и Азария вынуждены были по приказу евнуха зваться Валтасар, Седрах, Мисах и Авденаго (Дан 1:6-7). В НЗ Иоанну Крестителю дает имя ангел, представитель Бога; ангел дает имя и Иисусу. Это символизирует власть Бога над Иоанном Крестителем и Его особые отношения с Иисусом как Отца. Новые имена. Связь имени с характером или положением человека в особенности хорошо видна из библейской практики давать новые имена, как в случае, когда Сара стала Саррой (Быт 17:15). Это могло происходить по трем причинам: 1. Новое имя свидетельствовало об обладании силами, которыми раньше человек не обладал. В таком случае получение нового имени становилось синонимом возрождения. Бездетный Аврам стал «отцом народов», Авраамом (Быт 17:5). 2. Новое имя могло указывать на новые отношения с Богом: так, обманщик Иаков стал Израилем, который боролся с Богом (Быт 32:27; Ос 12:3-4), а Симон стал Петром (Ин 1:42). 3. Новое имя могло символизировать смену хозяев. В плену Даниилу было дано имя Валтасар, в состав которого входит имя вавилонского Бога Вила. Вероятно, это было сделано, чтобы обратить его из веры в Бога его отцов в веру его новых владельцев (Дан 1:7).см. тж. имена Бога.