Иоанна Евангелие

Иоанна Евангелие (John, Gospel of) Четвертое Евангелие.

Подразделы статьи

Автор
Дата, место написания и адресат
Исторический контекст
Задача и богословское учение
Содержание

Автор. В конце этого Евангелия нам сообщается, что оно написано «учеником, которого любил Иисус» (Ин 21:20,24), но, к сожалению, в книге нигде не названо имя этого ученика. Факты показывают, что, скорее всего, это апостол Иоанн. Любимый ученик занимает в повествовании то место, которое в других евангелиях занимает Иоанн. (см. об этом в статье об апостоле Иоанне.) Евангелие явно было написано человеком, хорошо знакомым с иудеями и Палестиной времен Иисуса. Он был знаком с иудейскими мессианскими упованиями (например, Ин 1:20-21; 4:25; 7:40-42; 12:34).

Он знал о вражде между иудеями и самарянами (Ин 4:9) и о презрении фарисеев к «народу» (Ин 7:49).

Он знал о значении, которое придавалось религиозным школам (Ин 7:15).

Он знал, как соблюдалась суббота и что заповедь об обрезании на восьмой день важнее, чем закон о субботе (Ин 7:22-23).

По всему Евангелию разбросаны достоверные сведения об иудейских представлениях и обычаях. То же самое можно сказать о топографии. Автор упоминает много разных мест, и все — правильно. Он говорит о Кане, селении, которое не упоминается в более ранних литературных произведениях, до нас дошедших, — и это почти наверняка значит, что он действительно был знаком с этим местом. Он указывает на точное расположение Вифании — около 15 стадий от Иерусалима (ок. 2 миль, или 3,2 км; Ин 11:18).

Он несколько раз упоминает названия местностей возле или внутри Иерусалима, такие, как Вифезда (Ин 5:2), Силоам (Ин 9:7) и долина Кедрон (Ин 18:1).

Конечно, это не исключает возможности, что автором был кто-то из современников Иоанна, но трудно представить себе, что этот человек жил вдали от Палестины. Эти свидетельства показывают, что автором был палестинский иудей времен Иисуса. У большинства внимательных читателей складывается впечатление, что Евангелие написано очевидцем событий. Например, там говорится, что Иисус учил «у сокровищницы» (Ин 8:20).

Это замечание не имеет никакого смыслового значения; без него вполне можно было бы обойтись. Оно выглядит как воспоминание очевидца. То, что дом наполнился ароматом, когда женщина разбила кувшин с благовонием (Ин 12:3), не влияет на суть рассказа, но это подробность, которую мог запомнить участник событий. Автор замечает, что хлебцы, которыми Иисус накормил толпу, были из ячменя (Ин 6:9), а туника Иисуса была без швов, скроенной из одного полотнища (Ин 19:23).

Он сообщает нам, что, приветствуя Иисуса, толпа размахивала пальмовыми ветвями (Ин 12:13) и что когда Иуда вышел, была уже ночь (Ин 13:30).

Такие штрихи мы обнаруживаем по всему тексту Евангелия, и неправильно было бы считать их деталями, придуманными для придания рассказу правдоподобия. Скорее всего, автор описывает события, в которых сам принимал участие. Ранняя церковь не сомневалась в авторстве Иоанна. Ириней, Климент Александрийский и Тертуллиан считали апостола автором Евангелия. Первым о евангелии «от Иоанна» упоминает Феофил Антиохийский, около 180 г. по Р.Х. Те, кто выступают против авторства Иоанна, ставят акцент на различиях между этим Евангелием и синоптическими. Они говорят, что если Иисус был тем Христом, Которого описывают Матфей, Марк и Лука, то Он не мог быть Христом четвертого Евангелия. Это совершенно субъективный довод, в котором не учитывается, что великий человек может разным свидетелям показаться разным. Церковь на протяжении столетий считала, что Иисус был достаточно велик, чтобы вдохновить на оба портрета. Иначе говоря, мы не можем утверждать, что авторы первых трех евангелий сообщают об Иисусе все, что только можно. Здесь нет противоречия. Просто Иоанн указывает на другие аспекты жизни и учения Иисуса. Мы не можем стопроцентно доказать, что автором Евангелия был именно апостол Иоанн, но это мнение более правдоподобно, чем другие. Дата, место написания и адресат. Консерваторы и либералы обычно относят это произведение к последнему десятилетию I века или к началу II. Некоторые либеральные исследователи датируют его II веком, но таких немного, и единодушие ученых в этом вопросе достаточно примечательно. Есть мнение, что это Евангелие опирается на синоптические, то есть написано позже них. Но в недавнее время большинство ученых от этого мнения отказались. У Иоанна слишком много материала, которого нет у синоптиков, и, напротив, у синоптиков есть вещи, которые Иоанн использовал бы, если бы знал о них. Поэтому трудно утверждать, что автор этого Евангелия опирался на какое-то из трех других или даже читал их. Имеющиеся совпадения скорее объясняются существованием общего устного предания. Говорят также, что богословие Иоанна весьма разработано и для его формирования потребовалось бы время. Действительно, богословие Евангелия глубоко, но это не значит, что оно сформировалось обязательно в конце I века. Богословие Послания к римлянам также можно назвать глубоким, но у нас нет причин полагать, что оно было написано после 50 г. по Р.Х. Поэтому только на основании сложности богословия мы не имеем права считать Евангелие от Иоанна более поздним, чем Послание к римлянам. Формирование богословия — не аргумент, оно может идти с разной скоростью, и мы не знаем, насколько быстро оно развивалось в той области, где жил автор. Другие доводы в пользу поздней даты тоже неубедительны. Например, говорят, что церковная система, которая прослеживается в Евангелии от Иоанна, сформировалась уже после жизни апостола, как и система таинств в Ин 3;

6. Но Иоанн не говорит ни о каких таинствах. Действительно, многие ученые считают, что эти главы относятся к крещению и вечере Господней, но Иоанн не упоминает ни то, ни другое. Ввиду того что традиционные аргументы в пользу позднего написания книги были опровергнуты, неудивительно, что в последнее время многие считают, что Иоанн написал Евангелие до падения Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Если оно было написано позже, то почему Иоанн об этом не упоминает? Некоторые из выражений указывают, что Иерусалим был еще цел. Например, в Ин 5:2 он говорит: «есть» (а не «была») купальня под названием Вифезда. Он часто упоминает о двенадцати апостолах как об учениках Иисуса, Его учениках и т. п. В более поздний период христиане обычно говорили просто «ученики» с определенным артиклем, потому что всем было понятно, Чьи ученики имеются в виду. Но в ранний период, когда христианство еще не утратило контакта с раввинистическим иудаизмом (а у каждого раввина были ученики), важно было отметить, что речь идет именно об учениках Иисуса. Важно также, что Иоанн не ссылается на синоптические евангелия. Простейшее объяснение этого — он не был с ними знаком. Они еще не получили широкого распространения. У нас нет данных, позволяющих определить точную дату написания Евангелия. Но, скорее всего, это была достаточно ранняя дата (до 70 г. по Р.Х.).

Автором был апостол Иоанн, иудей. Но, судя по произведению, он был знаком с греческой философией, на что указывает, например, термин «Слово» по отношению ко Христу в Ин. 1 и перевод таких слов, как «рабби» (Ин 1:38).

Практически все считают, что это свидетельствует о написании книги в центре греческой культуры. Обычно думают, что это был Ефес. В конце II века Ириней утверждал, что Иоанн составил евангелие во время проживания в Ефесе. Некоторые ученые указывают на сходство между Евангелием от Иоанна и Одами Соломона, которые, по их мнению, имеют сирийское происхождение. В языке наблюдается также сходство с трудами Игнатия, епископа Антиохии начала II века, из-за чего некоторые исследователи полагают, что Иоанн писал в Сирии, возможно, в Антиохии. Предлагают также, что это мог быть Египет, так как древнейший фрагмент рукописи евангелия был найден именно там. По-настоящему веских доказательств у нас нет, есть только догадки. Большинство склонно поверить Иринею и считать местом написания книги Ефес, но больше мы ничего не можем сказать по этому поводу. В Евангелии нет указаний, для кого оно было написано. Судя по Ин 20:31, автор хотел, чтобы его читатели поверили в Иисуса как Мессию, Божьего Сына, и через эту веру обрели жизнь. Таким образом, задачей написания Евангелия было благовестив. Возможно также, что глагол следует переводить не как «начали верить», а «продолжали верить», «укрепились в вере». То есть книга могла быть призвана утвердить христиан в вере. Возможно, присутствуют обе цели. Исторический контекст. Предлагалось несколько возможных условий написания четвертого Евангелия. Греческие мотивы в нем очевидны, поэтому иногда его называют Евангелием для эллинистов. Выдвигалось предположение, что для изучения произведения Иоанна следует ознакомиться с греческими трудами, возможно, философскими или Филона Александрийского. Такого подхода придерживается Рудольф Бультман, который в особенности обращал внимание на гностицизм. Бультман полагал, что одним из источников Евангелия была некая нехристианская гностическая речь. Мало кто готов последовать за Бультманом, но ряд современных комментаторов считают Евангелие от Иоанна основанным на гностицизме. Сторонники этих взглядов всерьез их продвигают, но есть и некоторые существенные возражения. Одно из них заключается в том, что, несмотря на уверенные заявления некоторых ученых, не доказано, что гностицизм старше христианства. В той форме, в какой он дошел до нас, он представляет собой христианскую ересь, то есть в основе его лежит христианство. Другое возражение заключается в разнице между двумя системами. Гностиков беспокоило знание (само слово «гностицизм» происходит от греческого gnosis, «знание»). «Искупитель» — это тот, кто несет небесное знание. Но Иоанн не утверждает, что человека спасает знание. Искупитель приходит, чтобы взять на Себя грехи мира (Ин 1:29).

Гностицизм гласит, что человеческая жизнь — это внутренняя борьба; христианство — что Спаситель сошел с небес, чтобы помочь людям. Гностицизм вряд ли можно рассматривать как основу христианства. Еще важнее семитские истоки Евангелия от Иоанна. В особенности важен здесь ВЗ, который признавали Священным Писанием и иудеи, и христиане. Заявления Иоанна постоянно основаны на ВЗ, и для понимания его слов следует тщательно изучить ветхозаветное Писание. Понятно, что Иоанн знал и любил Септуагинту, греческий перевод ВЗ. За словами Иоанна снова и снова видна Септуагинта. В недавнее время очень важные открытия были сделаны в Кумране, недалеко от Мертвого моря. Среди списков, найденных в пещерах, несколько произведений похожи на Евангелие от Иоанна. Интересно, что эти свитки больше похожи на Евангелие от Иоанна, чем на какое-либо другое произведение НЗ, что трудно было бы объяснить, если бы Иоанн писал свой труд поздно и далеко от Палестины. К сходству с кумранской литературой тоже нужно относиться осторожно, потому что часто это лишь художественное сходство, в то время как содержание различно. Например, и там, и там используется необычное выражение «дух истины». Но Иоанн имеет в виду одну из ипостасей Троицы, в то время как в свитках говорится «духе истины» и «духе лжи» в душах людей. Связь существует, но мысли Иоанна не заимствованы из кумранских свитков. Обнаружение свитков Мертвого моря помогло установить, что Евангелие от Иоанна — палестинского происхождения и следует изучать его на фоне Палестины I века. Предлагались и другие источники, такие как герметическая литература. Существует ряд произведений, приписываемых Гермесу Трисмегисту («Трижды Великому») — так называли египетского Бога Тота. Действительно, между ними и Евангелием от Иоанна есть общие точки соприкосновения, но их мало в сравнении с палестинскими. Вряд ли можно воспринимать такие предположения всерьез. Труды Иоанна по своей сути палестинские. Задача и богословское учение. Автор сообщает нам, что Иисус совершил много «знамений» (или чудес), о которых в книге не рассказывается, а «сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин 20:31).

Иоанн написал Евангелие, чтобы показать, что Иисус — Мессия. Но он сделал это не просто для того, чтобы сообщить интересную информацию. Он хотел, чтобы эти сведения побудили его читателей поверить; уверовав, они обретут жизнь. Иоанн намеревался вести людей ко Христу; его задачей было благовестие. Это не исчерпывает его задачи, потому что труд его важен и для верующих. Верующим, чтобы укрепиться в вере, важно обладать достоверным знанием об Иисусе. Таким образом, основное богословское значение Евангелия в том, что Бог послал Своего Мессию, Иисуса. Он — Сын Божий, Он принес нам жизнь (Ин 3:16).

Хотя Иисус сказал женщине у колодца, что Он — Мессия, не часто это говорится так конкретно. Отсутствие термина может объясняться той политической окраской, которую он в основном имел для иудеев. Они ждали Мессию, Который сразился бы с римлянами. Он должен был нанести им поражение и установить могущественную мировую империю со столицей в Иерусалиме. Иисус не ставил перед Собой такой задачи, поэтому важно было избегать выражений, которые могли произвести подобное впечатление. Но, хотя Иоанн избегает традиционной мессианской терминологии, он не оставляет сомнений в том, что Иисус — Божий Помазанник. Снова и снова он описывает Иисуса как исполняющего функции Мессии. Например, в длинной речи в Ин. 6 Иисус предстает перед нами как хлеб небесный — долгожданный Мессия, посылающий новую манну; когда Он возвращает зрение слепому (Ин 9), Он выполняет другую мессианскую функцию (см. Ис 35:5).

Говоря о величии Иисуса, Иоанн напоминает также о Его смирении. Через текст Иоанна красной нитью проходит утверждение, что Иисус во всем полагался на Отца. Иисус говорил, что без Отца ничего не может (Ин 5:30).

Его хлеб — вершить волю Отца (Ин 4:34).

Он живет через Отца (Ин 6:57).

Отец дал Ему Его учеников (Ин 6:37,44; 17:6).

Отец свидетельствует о Нем (Ин 5:32,37).

Иоанн настаивает на том, что Иисус во всем зависел от Отца. В миссии Иисуса Иоанн видит выполнение замысла Отца.

Содержание.

Пролог и Ин.

1. Иоанн начинает со вступления (Ин 1:1-18), подобного которому нет ни в одном из остальных евангелий. Он называет Иисуса «Словом», что связано как с греческой, так и с иудейской мыслью. Иоанн имеет в виду, что Иисус — изъявление воли Отца. Иоанн рассматривает Слово как Бога (Ин 1:1), активно действующего при сотворении (Ин 1:3-5).

Далее он говорит о свидетельстве Иоанна Крестителя (Ин 1:6-8), о пришествии Слова в мир (Ин 1:9-14) и завершает упоминанием о величии Слова (Ин 1:15-18).

В этом вступлении он вкратце вводит некоторые из великих тем, которые будет развивать в остальной части евангелия. В целом это величественное вступление. Далее говорится о начале публичного служения Иисуса (Ин 1:19-51).

Предтечей Иисуса был Иоанн Креститель, и автор Евангелия сообщает нам, каким было свидетельство Крестителя об Иисусе. Свидетельство — одно из важных для автора понятий, и в его Евангелии Иоанн Креститель занимается только свидетельством. Далее мы узнаем о том, как к Иисусу пришли первые ученики. Нам рассказывается, как Андрей и Петр узнали Господа. Мы читаем также о Филиппе и Нафанаиле, о которых в остальных евангелиях сообщается мало или не говорится ничего. Знамения и речи (Ин 2:1-12:50).

Публичное служение Иисуса Иоанн описывает по-особенному. В Евангелии есть большой раздел (Ин 2-12), в котором рассказы о ряде совершенных Иисусом чудес перемежаются изложением Его речей. Иногда эти речи обращены к группе людей, иногда — к отдельным личностям. Некоторые ученые называют эту часть Евангелия Книгой Знамений, подчеркивая важное значение семи чудес. Для Иоанна это не просто чудеса. Они имеют большое значение именно потому, что знаменуют нечто. Первое из чудес — это превращение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской (Ин 2:1-11).

Вода в данном случае связана с иудейскими обрядами очищения (Ин 2:6), и вся эта история явно рассказывает о том, как Иисус преображает жизнь. Он превращает воду закона в вино Благой Вести. В результате знамения Его ученики поверили в Него (Ин 2:11).

Далее Иоанн рассказывает, как Иисус отправился в Иерусалим и изгнал торговцев из храма. Они продавали жертвенных животных и обменивали деньги. Но это происходило во Дворе язычников — единственном месте в храме, где язычники могли подумать и помолиться. Тема первой речи — рождение свыше (Ин 3:1-21).

Иисус беседовал с Никодимом, одним из выдающихся фарисеев, о необходимости радикального обновления для того, чтобы вступить в Царство. Иисус говорит о возрождающей деятельности Бога, а не о человеческом преображении. После этого Иоанн приводит спор нескольких учеников Крестителя с неким иудеем по поводу очищения. Этот спор открывает раздел, показывающий превосходство Иисуса над Иоанном Крестителем — по собственному признанию последнего (Ин 3:22-36).

Вторая речь — это действительно длинная беседа Иисуса с самарянкой, которую Он встретил у колодца (Ин 4:1-42).

Здесь возникает термин «вода жизни», который полностью не объясняется в этой главе, но позже будет связан с животворным Духом (Ин 7:38-39).

Далее следует рассказ о втором знамении, исцелении сына знатного человека (Ин 4:46-54), в котором примечательно, что Иисус исцелял на расстоянии. Третье знамение — исцеление хромого у пруда Вифезда (Ин 5:1-18).

Этот человек ждал исцеления много лет. Иисус велел ему встать и идти, и он пошел. Так как это произошло в субботу, фарисеи стали возражать. В ответ на это Иисус произносит речь о Сыне Божьем (Ин 5:19-47).

Здесь подчеркивается близость Иисуса к Отцу и Его участие в суде. Акцент ставится также на разнообразии свидетельств в пользу Божественности Иисуса — было бы разумно признать Его как Сына Божьего. Четвертое знамение Иоанна — это единственное (помимо воскресения) чудо, описанное во всех четырех евангелиях: как Иисус накормил 5000 человек (Ин 6:1-15).

После этого Иисус ходил по воде (Ин 6:16-21), что, по-видимому, является пятым знамением. (Некоторые исследователи с этим не согласны; если они правы, то знамений всего шесть.) Потом произносится четвертая речь, великая проповедь о хлебе жизни (Ин 6:22-59).

Иисус — это хлеб, который Он дает всем людям, верящим в Него. Упоминается о преломлении Его тела и питье Его крови (Ин 6:50-58), что указывает на Его смерть. Некоторые усматривают здесь указание на причастие, но трудно понять, зачем Иисус стал бы говорить здесь о еще не существующем таинстве. Более того, практически то же самое воздействие в этой же речи приписывается вере (Ин 6:35,47).

Больше оснований считать, что Иисус имел в виду следующее: люди должны поверить в Него как в Того, Кто умрет за них, чтобы дать им жизнь. Потом идет фрагмент, в котором Петр признается в верности, в то время как некоторые ученики покинули Учителя (Ин 6:67-71).

Далее следует пятая речь, о жизнетворном Духе (Ин 7:1-52).

Иоанн дает нам собственное пояснение, в котором сообщает, что Дух не был послан, пока Иисус не прославился (Ин 7:39).

Полнота Духа зависит от завершения деяний Христа в Его смерти и воскресении. В шестой речи говорится о свете мира (Ин 8:12-59).

Эта сторона личности и служения Иисуса драматически разрабатывается в шестом знамении, исцелении слепого от рождения (Ин 9).

Иоанн живо повествует о том, как исцеленный защищал Иисуса перед нападавшими на Него фарисеями. Один из прекраснейших примеров отношений Иисуса с людьми отражен в седьмой речи, где Он называет Себя Добрым Пастырем (Ин 10).

Очевидно, что овцы полностью зависят от своего пастыря, но Иисус говорит здесь и еще кое-что. Земные пастыри живут, чтобы удовлетворять нужды своих овец, а Иисус отдаст жизнь за Своих. Последнее знамение — это воскресение Лазаря (Ин 11:1-44), который был мертв уже четыре дня. Эта история ярко свидетельствует о власти Иисуса над смертью и Его готовности даровать нам жизнь. Иисус называет Себя «воскресением и жизнью» (Ин 11:25); смерть не способна тягаться с Ним. Он возвращает к жизни мертвых — духовно мертвых так же, как и физически мертвого Лазаря. Далее Иоанн упоминает о реакции на чудо: некоторые поверили, а некоторые выступили против Иисуса (Ин 11:45-57).

Он приводит замечательное высказывание первосвященника Каиафы о том, что один человек должен умереть за весь народ (Ин 11:50-52).

Каиафа говорил как циничный политик (пусть лучше умрет один человек, хоть и невиновный, чем пострадает весь народ).

Но Иоанн увидел в его словах более глубокое значение: смерть Иисуса была спасением для многих. Рассказ о служении Иоанн завершает эпизодами помазания Иисуса женщиной в Вифании, триумфального въезда в Иерусалим, прихода к Иисусу нескольких греков и последним подведением итогов сказанного Им (Ин 12).

Последняя вечеря. Рассказ Иоанна о происходившем в ночь перед распятием самый полный из всех. Интересно, что Иоанн ничего не говорит об учреждении причастия, чему так и не было найдено удовлетворительного объяснения. Но он рассказывает, как Иисус омыл ноги ученикам (Ин 13:1-17), что свидетельствует о духе смиренного служения, который скоро проявится и на кресте. Далее следует пророчество о предательстве — именно оно положило начало событиям, приведшим к распятию (Ин 13:18-30).

В последующей длинной речи Иисус рассматривает некоторые вопросы, заданные Его последователями, и учит их ряду важных истин, например, что Он есть путь, истина и жизнь (Ин 14:6).

Он развивает мысль о том, что Он — истинная лоза, а ученики связаны с Ним, как ветви с лозой. Для того чтобы ветви жили, им нужно поддерживать связь с лозой (Ин 15:1-16).

Потом следует несколько слов о страдании, которое поддержит их в момент преследований (Ин 15:17-25).

Потом Иисус говорит о Святом Духе (Ин 15:26-16:15).

Это очень важный отрывок, потому что в нем больше всего сведений о Духе, чем мы где-либо получаем из уст Иисуса. Иисус называет Духа «Параклетом» — титул, который нелегко понять. По своему происхождению это юридический термин, и по меньшей мере мы можем сказать, что Дух несет дружбу, ободрение и помощь. Иисус далее говорит о Своем скором уходе от учеников и о том, чтобы они готовились к испытаниям (Ин 16:16-33).

Эта часть Евангелия завершается великой молитвой Иисуса как Первосвященника. Он помолился о единстве учеников и просил Отца Небесного позаботиться о них (Ин 17).

Крест и воскресение. Когда солдаты пришли арестовать Иисуса, Он Сам вышел им навстречу, и они пали на землю (Ин 18:1-11).

Он Сам им сдался, а не они одолели Его. С самого начала повествования о страстях Иоанн подчеркивает, что Иисус обладал высшей властью. Он не потерпел поражения, но добровольно исполнял волю Отца. Иоанн единственный рассказывает нам, как Иисус предстал перед Анной, тестем Каиафы, первосвященника (Ин 18:12-14,19-24).

Он также рассказывает о том, как Петр трижды отрекался от Иисуса (Ин 18:15-27).

Он не уделяет большого внимания иудейскому суду, но больше, чем другие евангелисты, рассказывает о суде римском. Нет сомнений, что он хорошо знал, что происходило во время встречи Иисуса с Пилатом. Иоанн прекрасно описывает, как Иисус говорил с Пилатом о Царстве, — Сын Божий рассуждал о власти с представителем кесаря (Ин 18:33-40).

В рассказе Иоанна о распятии есть ряд особенностей. Следует отметить, что Иисус поручил Свою Мать заботе любимого ученика (Ин 19:26-27), перед смертью Иисус воскликнул: «Свершилось!» (Ин 19:30), а солдат пронзил Ему бок копьем (Ин 19:31-37).

Иоанн рассказывает далее о погребении (Ин 19:38-42) и пустой гробнице (Ин 20:1-10).

Он говорит о явлении воскресшего Господа Марии Магдалине (Ин 20:11-18) и ученикам — без Фомы (Ин 20:19-23) и в его присутствии (Ин 20:24-29).

Последняя глава, эпилог, рассказывает о чудесной рыбной ловле (Ин 21:1-14) и завершается троекратным заверением Петра в его любви к Иисусу и вознесением Иисуса.

см. тж. Иоанн; апостол.