Искупление
Искупление (atonement; expiation) В христианском мышлении — акт, посредством которого Бог и человек вступают в личные отношения. Как термин, определяющий отношения, искупление тесно связано также с понятиями примирения и прощения, а также с очищением, удалением греха или вины. Для перевода соответствующих еврейских и греческих терминов употребляются такие слова, как «прощение», «очищение», «омытие». Идея искупления присутствует в НЗ и является одним из основных понятий Писания. Бог рассматривается как спасающий человека по собственной инициативе; таким образом, искупление — это деяние Бога, Который дает грешным людям возможность принять благодать прощения. Именно Бог открывает путь к новой жизни грешнику, который сам по себе не способен преодолеть пропасти, отделяющей его от Бога. Все упоминания об искуплении в НЗ связаны с жертвой, которую принес Христос за жизнь людей. В Библии и искупление, и умилостивление — часть деяний Бога по освобождению человечества. Жертва Христа одновременно умилостивляет (отвращает) гнев Бога и искупает человеческий грех. Искупительные деяния Бога являются одновременно личными, то есть связанными с отношениями, и объективные. Когда в библейском контексте речь идет о Божьем гневе, это умилостивление; когда о человеческом грехе — искупление. Потребность в искуплении обусловлена предельной греховностью человека. В Писании везде говорится о радикальном характере этой греховности. Пророк Исаия утверждал: «Все мы блуждали, как овцы» (Ис 53:6). Согласно другому пророку, Иеремии, «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер 17:9). Давид в псалмах восклицал: «Нет делающего добро, нет ни одного» (Пс 13:3). Павел описывает состояние падшего человека, непокорного идолопоклонника (Рим 1:18-32), и подводит итоги следующим образом: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23). В другом месте Павел называет человека врагом Бога (Рим 5:10), мысли его — «вражда против Бога» (Рим 8:7), люди — «отчужденные и враги, по расположению к злым делам» (Кол 1:21). Потомки Адама подобны Адаму: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим 5:12). Проблема греховности человечества осложнена тем, что Бог свят и не может терпеть греха. Исаия видел святого Бога в храме и осознал свою собственную греховность (Ис 6:1-5). человек ужасно грешен, а Божья святость внушает трепет. Следовательно, человек боится Бога, и ничто не может изменить это. человек — пропащий грешник, которого ждет ужасное осуждение Бога. Он не может оправдаться перед Богом и не заслуживает того, чтобы Бог о нем заботился. Поэтому возможность искупления зависит исключительно от Бога. Природа этого искупления, как показывает библейская история, одновременно подтверждает природу как Бога, так и человека. Еврейское слово, которое часто переводится как «искупать», имеет основное значение «стирать», «удалять», «покрывать», «устранять» в общем плане. Оно переводится с помощью таких выражений, как «искупать», «прощать», «умилостивлять», «примирять», «очищать», «освобождать». Наиболее распространенным в ВЗ средством искупления было кровавое жертвоприношение. Пролитие крови считалось наиболее важной стороной жертвоприношения. Жизнь заключалась в крови (Лев 17:11); когда кровь проливалась, жизнь уходила, то есть наступала смерть. Кровь везде символизирует жизнь, но когда речь идет о жертвоприношении, она символизирует смерть. Некоторые ученые утверждают, что посредством пролития крови народ получал жизнь. Но в крови заключалась жизнь плоти, и таким образом освящалась плоть. В НЗ жизнь Христа вменяется верующим через воскресение. Не всегда упоминания об искуплении в ВЗ связаны с пролитием крови. В день очищения одного из двух козлов убивали, но второго ставили «живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение» (Лев 16:10). Этого «козла отпущения» прогоняли в пустыню, и считалось, что он уносит с собой грехи народа. Изгнание заменяло кровопролитие, и козел, принявший на себя грехи людей, страдал вместо них. Козел представлял собой заместительную жертву за людей. Деньги, которые жертвовали храму, также давали искупление (Исх 30:16). В другом месте сказано, что Аарон и Моисей помешали распространению чумы с помощью ладана: «И он положил курения и заступил народ» (Чис 16:47). Однако эти несколько конкретных упоминаний не противоречат основному ветхозаветному представлению об искуплении посредством принесения в жертву животного-заместителя. В НЗ подводятся итоги этой темы: «Без пролития крови не бывает прощения» (Евр 9:22). С искуплением грехов в ВЗ связаны понятия «выкупа» и «прощения», с идеей искупления как избавления от Божьего гнева или суда — «умилостивление» и «примирение». Поэтому в современных переводах используются разные термины, чтобы передать содержание понятия искупления, которое дает нам Бог. В НЗ ясно сказано, что деяния Христа, в особенности распятие, ведут к искуплению. В НЗ продолжают использоваться ветхозаветные выражения, в особенности термин «кровь». Так в НЗ мы читаем «Крови... завета» (Мф 26:28) и «новом завете в Моей Крови» (Лк 22:20), а также «Крови Христовой» (Еф 2:13) и «Крови креста» (Кол 1:20). Частые упоминания о кресте и смерти Христа — почти эквиваленты этих понятий. НЗ — это «новый завет» Иисуса Христа, скрепленный Его Кровью.см. тж. выкуп; день очищения; жертвоприношения; искупитель; примирение; умилостивление.