Исход, Книга

Исход, Книга (exodus, Book of) Вторая книга Библии, рассказывающая о том, как Бог освободил народ Израиля из египетского рабства. Книга Исход является одной из важнейших книг ВЗ в историческом и богословском отношении. Исторически исход был рождением Израиля как народа. На горе Синай группа племен, происходящих от Авраама, стала народом, которым управлял Бог. В Книге Исход объясняется, как Израильтяне смогли занять землю, которую Бог обещал Аврааму, и как закладывались основы их религиозной, политической и общественной жизни. С богословской точки зрения содержание Исхода так часто упоминается в ВЗ и НЗ, что богословы говорят о так называемом «мотиве исхода». Например, в Пс. 67 Давид вспоминает, что его Бог — Тот же Самый, что вывел Израиль из Египта, и ободряет себя этим. Пророк Иеремия сравнивает будущее воссоединение Израиля с исходом из Египта, но говорит, что это событие будет еще чудеснее (Иер 16:14-15).

Возвращение Иисуса и Его родителей из Египта связывается с исходом в Мф 2:13-15. Освобождение народа Израиля из египетского рабства было прототипом освобождения Богом всего народа, как Израиля, так и Церкви. Таким образом, послание Книги Исход очень важно для понимания Божьего замысла спасения, явленного в Библии. Название книги «Исход» взято из Септуагинты, дохристианского перевода ВЗ на греческий язык, где exodos значит «путь наружу» или «уход» и относится к спасению Израиля из Египта. В еврейском названии книги — Shemoth («Вот имена») — имеются в виду ее первые слова, где перечислены имена сыновей Иакова, присоединившихся к Иосифу в Египте.

Подразделы статьи

Автор
Дата
Исторический контекст
Задача и богословское учение
Содержание

Автор. Предание гласит, что Исход и все Пятикнижие (первые пять книг Библии) написаны Моисеем. Возможно, Книга Исход была написана на горе Синай вскоре после происшедших там событий. В поддержку этого мнения говорит многое:

(1) В книге сказано, что Моисей записал слова Бога по крайней мере в одной книге (Исх 17:14; 24:2,7; 34:27-28).

Согласно Вт 31:9,24, Моисей записал Божий закон в книге, которая была положена рядом с ковчегом завета как свидетельство о Боге.

(2) Многие авторы ВЗ упоминают о Книге Исход как «законе Моисея» (3Цар 2:3; 2Пар 34:14; Неем 8:1; 13:1).

НЗ, в том числе и Сам Иисус, тоже называет Моисея автором этой книги (Мк 7:10; 12:26; Ин 1:45; 7:19).

Есть и другие теории о происхождении Книги Исход. Некоторые ученые считают, что Моисей написал всю книгу. Другие — что Моисей был неким шейхом, жившим в пустыне, который никогда даже не встречался с Израильтянами. Третьи выделяют в книге несколько документов разных периодов истории Израиля, которые были собраны вместе редактором через несколько веков после смерти Моисея. Четвертые выделяют в книге разные литературные формы, например, «Песнь Моисея» (Исх 15), и прослеживают их происхождение. Есть также мнение, что история исхода в течение многих поколений передавалась из уст в уста, прежде чем была записана. Эти теории, выдвинутые исследователями Библии, противоречат тому, что неоднократно утверждается в самом тексте книги: автор Книги Исход — Моисей. Книга Исход явно была написана очевидцем событий. Только очевидец, например, мог вспомнить, что в Елиме было 12 источников и 70 пальм (Исх 15:27).

Автор хорошо знал придворные обычаи Египта и их язык. Некоторые из материалов, которые использовались для строительства скинии, например, акация, из которой была сделана мебель (Исх 25:10), и кожи баранов для наружного покрытия (Исх 25:5), встречаются в Египте и на полуострове Синай, но не в Палестине. Таким образом, действие книги происходит в пустыне. Бог велел Моисею написать Книгу Исход, и Моисей годился для этой роли. Он был научен «всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах» (Деян 7:22).

Помимо этого, 40 лет, проведенные в Мадиамской и Синайской пустынях, дали ему возможность познакомиться с географией и природой районов, по которым путешествовали Израильтяне. События исхода — освобождение Израиля из Египта и получение закона Божьего — были так важны для истории Израиля, что Моисей позаботился о сохранении этих сведений, чтобы запись о них перешла к последующим поколениям. Дата. Если считать, что Моисей — автор Исхода, то эта книга должна быть датирована временем Моисея. Существует два варианта датирования исхода из Египта. Поздняя дата. Согласно этой теории, фараоном, который угнетал Израильтян, был Сети I (Сетос, ок. 1304-1290 г. до Р.Х.), а фараоном, во время правления которого произошел исход, — Рамзее II (ок. 1290-1224 до Р.Х.).

Таким образом, исход имел место в 1290 г., а покорение Ханаана началось в

1250. Есть два аргумента в пользу этого мнения:

(1) Согласно Исх 1:11, Израильтяне были вынуждены строить для Рамзеса город для запасов; следовательно, это было при жизни Рамзеса И. Но город Рамзесов мог существовать и раньше под другим названием, а потом мог быть перестроен Рамзесом II и переименован в честь него. Или же строительством мог руководить другой, более древний монарх по имени Рамзее.

(2) Существуют археологические свидетельства того, что ок. 1250 г. до Р.Х. в Ханаане наблюдалось передвижение народов и были разрушены многие города. Если это — следы вторжения иудеев при Иисусе Навине, то исход должен был произойти где-то ок. 1290 г. Но это вполне могут быть следы общественных беспорядков и анархии в период судей Израиля или следы военной активности соседних народов. Ранняя дата. Согласно этой точке зрения, гонения имели место в период правления фараона Тутмоса III (ок. 1504-1450 до Р.Х.), а фараоном исхода был Аменхотеп II (ок. 1450-1424 до Р.Х.).

Таким образом, исход должен был произойти ок. 1440 г., а покорение Ханаана начаться ок. 1400 г. Вот основные аргументы в пользу этого мнения:

(1) Если четвертый год правления Соломона — 966 г. до Р.Х., то 480 лет, которые упоминаются в 3Цар 6:1, позволяют отнести исход к 1446 г.

(2) Если Иеффай пришел к власти в 1100 г. до Р.Х., а период судей продолжался 300 лет (Суд 11:26), то покорение Ханаана должно было иметь место в 1400 г.

(3) Если исход произошел позднее, то остается слишком мало времени для периода судей, который, согласно хронологиям, продолжался 300-400 лет. Если опираться на эти библейские ссылки на дату исхода, представляется предпочтительной ранняя дата. Исторический контекст. Некоторые события в Египте в период, освещенный в Книге Исход, проливают дополнительный свет на библейское повествование. В Исх 12:40 говорится, что Израильтяне жили в Египте в течение 430 лет. Это значит, что Иаков и его семья осели в Гесеме (Быт 47:4,11) ок. 1870 г. до Р.Х., в период могущественной XII династии египетского Среднего царства. На рубеже веков правили две более слабые династии. Семитские завоеватели из Азии стали проникать в Северный (или Нижний) Египет. Эти захватчики, известные как гиксосы, сумели свергнуть местных правителей и посадить своего царя ок. 1730 г. Это был «новый царь, который не знал Иосифа» (Исх 1:8).

Гиксосы сами были чужеземцами, и их беспокоило присутствие Израильтян, слишком многочисленных и слишком сильных (Исх 1:9).

Самым легким решением этой проблемы было поработить Израильтян. Цари гиксосов воспользовались новой рабочей силой, чтобы расширить Раамсес, тогдашнюю столицу Нижнего Египта. Только в 1580 г. до Р.Х. египтянам, возглавляемым Ахмосом, удалось изгнать гиксосов и восстановить египетскую династию у власти. Количество Израильтян все росло, поэтому фараоны восемнадцатой династии продолжали использовать их как рабов и велели убить многих детей Израильтян. Когда родился Моисей (ок. 1560 до Р.Х.), этот закон еще действовал. Фараоном был Тутмос I (1539-1514 до Р.Х.), создатель великой империи, третий из династии. Единственной законной наследницей Тутмоса I была его дочь Хатшепсут. Ее муж принял имя Тутмоса II (1514-1504 до Р.Х.).

После его смерти правил один из потомков фараона, Тутмос III (1504-1450 до Р.Х.), которому в момент воцарения было 10 лет. Хатшепсут взяла бразды правления в свои руки и правила страной в течение 22 лет (1503-1482 до Р.Х.).

Эта сильная и решительная женщина вполне могла ослушаться приказа своего отца, спасти еврейского мальчика и воспитать его во дворце в Фивах. Хатшепсут, которая продолжала править и после коронации Тутмоса III, возможно, растила Моисея как своего наследника или же готовила его к высокой придворной должности. Тутмос III, который после смерти Хатшепсут получил наконец-то возможность править страной, захотел разделаться с Моисеем. Моисей бежал в пустыню, убив надсмотрщика. Смерть Тутмоса III в 1450 г. до Р.Х. позволила Моисею вернуться и передать.