Исход Израиля Из Египта
Исход Израиля Из Египта (exodus, The) Уход Израиля из Египта под предводительством Моисея. Исход был одним из наиболее значительных событий в истории евреев. Это была уникальная демонстрация могущества Бога, явленного ради Его народа, который египтяне принуждали к насильственному труду. Обстоятельства исхода отличались таким драматизмом, что в последующие периоды ветхозаветной истории о нем часто вспоминали. Когда евреев угнетали, они вспоминали это великое историческое событие и верили, что Бог избавит их. Историческое событие исхода из Египта — это, без сомнения, один их важнейших исторических и религиозных моментов иудейского предания. Однако датировать это событие трудно, потому что указания Писания могут быть истолкованы по-разному, а данных археологических раскопок в Египте недостаточно. Египтяне предпочитали ничего не рассказывать о своих неудачах и уничтожали надписи, сделанные отдельными соотечественниками, поэтому вряд ли мы найдем какие-нибудь египетские записи об исходе. Вот почему в значительной степени информация об исходе, которой мы располагаем, представляет собой выводы из других фактов, и для исследователей Библии это одна из наиболее сложных хронологических проблем. Ключевые места исхода. Израильтяне покинули Сокхоф и сначала расположились лагерем в Ефаме, прежде чем отправиться в Ваал-Цефон, у побережья (Исх 14:2). Бог чудесным образом перевел их через море, в пустыню Сур (Исх 15:22). После остановки в оазисе Елим, народ двинулся в пустыню Син (Исх 16:1). Дата исхода. Определение даты исхода издавна представляло собой проблему для исследователей Библии. В начале XX века многие ученые, и либералы, и консерваторы, считали, что он произошел в конце XIII века до Р.Х. Некоторые из них полагали, что евреи приходили в Палестину дважды и что два эти переселения разделены большим отрезком времени. Но такая точка зрения противоречит библейскому рассказу. Согласно Исх 12:40, потомки Иакова прожили в земле Египта 430 лет. Бог уже предсказывал это Авраму (Быт 15:13). Но в пророчестве Книги Бытие не говорится, когда начнется завоевание земли обетованной. В Септуагинте (первом переводе ВЗ на греческий язык) в Исх 12:40 период пребывания в Египте сокращен до 215 лет. Это может значить, что существовало две традиции рассказа о событиях исхода. Возможно, четыреста лет исчисляются с того момента, когда в Египет вторглись азиатские народы, известные под именем гиксосов (ок. 1720 до Р.Х.), которые правили страной ок. 150 лет. Период в 215 лет, о котором говорится в Септуагинте, может представлять собой промежуток времени между изгнанием гиксосов и самим исходом. Более конкретная информация о моменте исхода евреев из Египта относится ко времени ранней монархии в Израиле. В 3Цар 6:1 говорится, что Соломон построил храм в Иерусалиме через 480 лет после того, как Моисей вывел Израильтян из Египта. Если принять во внимание этот факт и считать, что храм был построен в 961 г. до Р.Х., то исход должен был произойти ок. 1441 г. до Р.Х. На основании этих библейских данных некоторые ученые утверждают, что исход произошел в XV веке до Р.Х., связывая его с правлением фараона Аменхотепа II (ок. 1450-1425 до Р.Х.). Другие ученые не менее убеждены в том, что исход произошел в XIII веке до Р.Х. Маршрут исхода. Согласно библейским данным, исход начался с Раамсеса (Исх 12:37). Раньше исследователи полагали, что это Танис, но в более поздних трудах предполагается, что это Кантир, примерно в 17 милях (27,4 км) к юго-западу от Таниса. Сейчас представляется несомненным, что сведения о памятниках в Танисе, очевидно, построенных Рамзесом, были неверно восприняты учеными. Ни один из этих памятников не был изначально возведен в Танисе — все они были привезены туда другими царями. Поэтому отождествление Таниса с Раамсесом неправомерно. При раскопках в Кантире, напротив, были найдены развалины исконно местных дворцов, храмов и домов. Эти свидетельства показывают, что именно Кантир, а не Танис, был Раамсесом, откуда начался исход. Кроме того, Раамсес, в отличие от Таниса, находился возле водоема («Воды Ре», упоминаемые в египетских источниках), что опять же соответствует библейскому повествованию. Из Раамсеса Израильтяне двинулись в Сокхоф (Чис 33:5), который обычно отождествляется с Телль-эль-Масхута, крепостью к востоку от Вади Тумейлат, к западу от Горьких озер. Из Сокхофа они отправились в Ефам (Исх 13:20), на границе пустыни Сур. Там евреям было велено вернуться на северо-запад, чтобы могли начаться собственно события исхода. Соответственно, они расположились лагерем между Мигдолом и «морем», недалеко от Пи-Гахирофа и Ваал-Цефона. Возможно, Пи-Гахироф — это озеро, «Воды Хи», которые упоминаются в египетских документах. Ваал-Цефон отождествляется с более молодым городом Тафанесом (Тель-Дефенне) недалеко от Кантары. В обоих случаях отождествления неточны, но, вероятно, эти места располагались к северо-востоку от дельты реки Нил возле озера Мензалех. «Море» — это озеро, на берегах которого рос тростник, названное в Исх 15:22 «тростниковым морем», что представляет собой эквивалент египетского выражения «топи, заросшие папирусом». В большинстве переводов еврейское выражение «тростниковое море» передано как «Красное море» {«Чермное море»}. В источниках XIII века до Р.Х. упоминаются обширные топи, заросшие папирусом, недалеко от Раамсеса. Возможно, об одной из таких топей говорится в Писании. Есть также предположение, что «тростниковое море» — это юго-восточная часть озера Мензалех или какойто водоем непосредственно к югу от него, например, озеро Баллах, — все они находятся сравнительно недалеко друг от друга. Установить топографию точнее невозможно, потому что после строительства Суэцкого канала ряд озер и болот, одним из которых, вероятно, было «тростниковое море», высох. В лагере в Мигдоле египтяне настигли евреев, и те, казалось, попали в западню. Тогда Господь совершил одно из величайших чудес в истории. Сначала Он остановил египтян посредством облачного столпа (Исх 14:19-20). Моисей поднял свой жезл над тростниковым морем, и поднялся сильный восточный ветер, который дул над водой всю ночь. Наутро на дне моря образовалась дорога, по которой Израильтяне смогли пересечь его. Когда египтяне стали снова преследовать своих бывших рабов, Моисей вторично поднял жезл, ветер прекратился, и воды сомкнулись, поглотив египетские колесницы и воинов. Египтяне понесли большие потери. Освобожденные рабы немедленно стали петь победную песнь (Исх 15:1-21), что было характерно для ближневосточных народов во время войны. Осушение водоемов случается периодически в разных частях света. Оно всегда происходит одинаково — под воздействием сильного ветра. Такое может случиться с неглубокой рекой, озером или болотом. Упоминание о восточном ветре в Писании показывает, что Бог чудесным образом использовал естественное природное явление, чтобы спасти Свой народ. Успешно оторвавшись от египтян, евреи путешествовали по пустыне Сур; через три дня они дошли до горьких вод Мерры (Исх 15:22-25). В Чис 33:8 пустыня Сур отождествляется с Ефамом, в котором Израильтяне уже побывали. По-видимому, от Мигдола они повернули на север, а потом — снова на юг, к пустыне в области Ефама. Израильтяне не могли пойти на полуостров Синай по обычным дорогам, потому что там стояли египетские крепости. Кроме того, им было велено не ходить на север по «дороге земли Филистимской» (Исх 13:17), которая вела прямо в Ханаан. Следовательно, лучшим вариантом было двигаться к юго-востоку, в Синай, и двигаться как можно незаметнее, избегая дорог в Серабит-эль-Хабим в центре полуострова, где египтяне добывали бирюзу и медь. В повествовании Чис 33:9-15 говорится, что лагеря Израильтян находились в области к югу от «тростникового моря», то есть беглецы не пошли на север, «по дороге Филистимлян». Тема исхода в Писании. Ветхий Завет. Мотив избавления от египетского рабства стал неотъемлемой частью мировосприятия иудеев, потому что каждый год об исходе вспоминали во время пасхального ужина (Исх 12:12-14). Во время каждого праздника пасхи евреи вспоминали, что были рабами, но Бог, по Своей воле и в Своем могуществе, освободил их — теперь они были избранным народом и святым священством (Вт 26:19). В более поздний период были написаны псалмы, рассказывающие об истории Израиля в свете великого освобождения исхода (Пс 104; 105; ИЗ; 135). Эти сочинения отражают настроение триумфа и благодарения. В своих произведениях евреи описывали жизнь в Египте как существование, полное трудностей, угнетения и тяжкого труда. Сейчас известно, что в то время в Египте жили и другие группы иноземцев, и телесные наказания, от которых страдали евреи, были характерны для повседневной жизни египтян. Короче говоря, внутри евреев как группы не было различий; к ним ко всем египтяне относились как к чернорабочим. Каждый раз, когда евреи страдали от гонений, они вспоминали великое чудо исхода и верили, что Бог может сделать снова то, что уже сделал однажды. Это было великим утешением для верных, плакавших у рек вавилонских (Пс 136:1), ждавших нового исхода, когда Бог с триумфом выведет их из уничтоженного Вавилона (Пс 136:8) обратно в Палестину. Новый Завет. Авторы НЗ тоже несколько раз вспоминают славные деяния Бога, связанные с исходом, хоть к тому времени Христос и был уже принесен в жертву как «Пасха наша» (1Кор 5:7). В речи перед Иерусалимским синедрионом Стефан рассказывает по традиции историю ВЗ и упоминает о том, что произошло у Чермного моря (Деян 7:36), чтобы доказать способность Бога вмешиваться в дела людей. Апостол Павел использует опыт исхода, чтобы напомнить слушателям: многие из спасшихся от преследователей никогда не вступят в землю обетованную (1Кор 10:1-5). Вместо того чтобы полностью предать себя Богу с верой и повиновением, Израильтяне в пустыне оказались жертвами разнообразных искушений. Так, Павел подчеркивает, что христиане могут сойти с истинного пути (1Кор 9:27), поэтому им следует держаться за Скалу, Христа, и серьезно относиться к своим духовным обязанностям. В Евр 11:17-29 приводится исторический список героев веры и в особенности отмечается Моисей и его роль в исходе.см. тж. Исход, книга.