Иудей
Иудей (JEW) Уроженец Иудеи. Соответствующее еврейское слово используется впервые в 4Цар 16:6 в качестве обозначения народа, граждан Иудеи. Оно получило распространение в период Иеремии, непосредственно перед изгнанием (VI век до Р.Х.;
см. Иер 32:12). Возникновение термина свидетельствует о растущем ощущении принадлежности к определенному народу среди многонационального мира. В Иер 34:9 речь идет о национальном принципе: слово «иудей» используется в утверждении о том, что каждый отдельный гражданин имеет право на свободу от рабства. В Иер 52:28 это слово намеренно использовано, когда указывается количество граждан, угнанных в плен. Во время пребывания народа в изгнании национальное значение термина приобрело также религиозную окраску. Иудеи отличались от окружавших народов тем, что хранили живую религиозную традицию веры в единственного истинного Бога. Обозначилось разграничение иудеев и язычников. Так в Дан 3:8-12 говорится, что некоторых иудеев обвиняли в уклонении от вавилонских религиозных обрядов, которые соблюдали все остальные. В Книге Есфирь рассматривается проблема самоопределения иудеев и их выживания во враждебной и чуждой среде. В Есф 8:17 упоминаются язычники, которые провозглашали себя иудеями, то есть становились прозелитами в религиозном плане. После изгнания строго религиозное значение слова «иудей» проявляется в пророчестве Зах 8:23: язычники будут сопровождать иудеев, потому что с ними — Бог. В Езд 4:12 термин «иудеи» — это национальное обозначение возвращавшихся из плена, как и в Книге Неемии (см. Неем 1:2; 4:2). В Неем 13:24 выражено понимание общественной исключительности иудеев; брак с иноземцами осуждается по религиозным причинам. В НЗ слово «иудеи» продолжает иметь то же самое национальное и/или религиозное значение. В культурном отношении иудеи соблюдали религиозные и прочие обычаи, которые язычникам трудно было понять (Мк 7:3; Ин 5:1; 19:40). Иудеи противопоставляются язычникам (Деян 11:19), самарянам (Ин 4:9,22) и прозелитам (Деян 2:10). Обращенные христиане могут быть названы «иудеями» (Гал 2:13), тем не менее, делается акцент и на религиозных отличиях между иудеями и христианами. В Рим 2:17-29 Павел делает интересный богословский анализ термина «иудей». Он подчеркивает, что подлинное значение этого слова заключено не во внешнем соблюдении религиозных обрядов, а во внутренней преданности Богу. Павел, без сомнения, думал о неадекватности своей собственной жизни иудея до обращения в христианскую веру (см. Флп 3:3-6). Упоминание им «похвалы» в Рим 2:29 — кульминация всего отрывка. Это игра слов: по-еврейски Иуда значит «хвала» (Быт 29:35; 49:8). Апостол Павел здесь склонен рассматривать христианство как подлинного наследника веры ВЗ. В Отк 2:9; 3:9 выражены сходные чувства: чтобы быть истинным иудеем, недостаточно права рождения и хождения в синагогу. В основе обоих отрывков — Откровение и Римлянам — явно лежит тема мессианских заявлений Иисуса (ср. с Рим 9:3-5; 10:1-4). В НЗ есть печальные свидетельства о сопротивлении иудеев христианской вести. Благая Весть представлялась иудеям соблазном (1Кор 1:23). Сам Павел, несмотря на его заявление, что он безупречно соблюдает иудейские обычаи (Деян 26:4-7), часто подвергался жестоким нападкам иудеев (Деян 21:11; 23:12,27). В Отк 2:9; 3:9 оппозиция иудеев описывается как сатанинская: они работают на противника Бога — сатану. В особенности этот негативный оттенок значения слово «иудей» имеет в Евангелии от Иоанна. Оно встречается там около 70 раз, в то время как в каждом из синоптических евангелий — всего пять или шесть. В некоторых отрывках, например, в ранее упомянутых, враждебность иудеев не отмечается. Но в большинстве случаев слово «иудеи» используется в четвертом Евангелии по отношению к религиозным властям, в особенности Иерусалимским, которые были против Иисуса (см. Ин 5:18; 9:18; 11:8; 18:36). Стоит отметить: в Ин 9:22 говорится, что родители слепого, сами явно иудеи, боялись «иудеев». В Ин 18:14 слово «иудеи» обозначает священников и фарисеев из Ин 18:3. Следует подчеркнуть, что автор, который сам явно был иудеем, не выражает антисемитских настроений. Он осуждает не народ, а тех, кто был против Иисуса. Он с радостью признает, что некоторые иудеи уверовали в Иисуса (Ин 8:31; 11:45; 12:11). Нафанаил — пример обращенного в христианство иудея, подлинного Израильтянина, «в котором нет лукавства» (Ин 1:47; ср. Ин 1:31;
см. тж. Быт 27:35; 32:28).см. тж. Иудейская диаспора, Израиль, история, иудаизм; иудействующием; иудея; период после изгнания; фарисеи.
см. Иер 32:12). Возникновение термина свидетельствует о растущем ощущении принадлежности к определенному народу среди многонационального мира. В Иер 34:9 речь идет о национальном принципе: слово «иудей» используется в утверждении о том, что каждый отдельный гражданин имеет право на свободу от рабства. В Иер 52:28 это слово намеренно использовано, когда указывается количество граждан, угнанных в плен. Во время пребывания народа в изгнании национальное значение термина приобрело также религиозную окраску. Иудеи отличались от окружавших народов тем, что хранили живую религиозную традицию веры в единственного истинного Бога. Обозначилось разграничение иудеев и язычников. Так в Дан 3:8-12 говорится, что некоторых иудеев обвиняли в уклонении от вавилонских религиозных обрядов, которые соблюдали все остальные. В Книге Есфирь рассматривается проблема самоопределения иудеев и их выживания во враждебной и чуждой среде. В Есф 8:17 упоминаются язычники, которые провозглашали себя иудеями, то есть становились прозелитами в религиозном плане. После изгнания строго религиозное значение слова «иудей» проявляется в пророчестве Зах 8:23: язычники будут сопровождать иудеев, потому что с ними — Бог. В Езд 4:12 термин «иудеи» — это национальное обозначение возвращавшихся из плена, как и в Книге Неемии (см. Неем 1:2; 4:2). В Неем 13:24 выражено понимание общественной исключительности иудеев; брак с иноземцами осуждается по религиозным причинам. В НЗ слово «иудеи» продолжает иметь то же самое национальное и/или религиозное значение. В культурном отношении иудеи соблюдали религиозные и прочие обычаи, которые язычникам трудно было понять (Мк 7:3; Ин 5:1; 19:40). Иудеи противопоставляются язычникам (Деян 11:19), самарянам (Ин 4:9,22) и прозелитам (Деян 2:10). Обращенные христиане могут быть названы «иудеями» (Гал 2:13), тем не менее, делается акцент и на религиозных отличиях между иудеями и христианами. В Рим 2:17-29 Павел делает интересный богословский анализ термина «иудей». Он подчеркивает, что подлинное значение этого слова заключено не во внешнем соблюдении религиозных обрядов, а во внутренней преданности Богу. Павел, без сомнения, думал о неадекватности своей собственной жизни иудея до обращения в христианскую веру (см. Флп 3:3-6). Упоминание им «похвалы» в Рим 2:29 — кульминация всего отрывка. Это игра слов: по-еврейски Иуда значит «хвала» (Быт 29:35; 49:8). Апостол Павел здесь склонен рассматривать христианство как подлинного наследника веры ВЗ. В Отк 2:9; 3:9 выражены сходные чувства: чтобы быть истинным иудеем, недостаточно права рождения и хождения в синагогу. В основе обоих отрывков — Откровение и Римлянам — явно лежит тема мессианских заявлений Иисуса (ср. с Рим 9:3-5; 10:1-4). В НЗ есть печальные свидетельства о сопротивлении иудеев христианской вести. Благая Весть представлялась иудеям соблазном (1Кор 1:23). Сам Павел, несмотря на его заявление, что он безупречно соблюдает иудейские обычаи (Деян 26:4-7), часто подвергался жестоким нападкам иудеев (Деян 21:11; 23:12,27). В Отк 2:9; 3:9 оппозиция иудеев описывается как сатанинская: они работают на противника Бога — сатану. В особенности этот негативный оттенок значения слово «иудей» имеет в Евангелии от Иоанна. Оно встречается там около 70 раз, в то время как в каждом из синоптических евангелий — всего пять или шесть. В некоторых отрывках, например, в ранее упомянутых, враждебность иудеев не отмечается. Но в большинстве случаев слово «иудеи» используется в четвертом Евангелии по отношению к религиозным властям, в особенности Иерусалимским, которые были против Иисуса (см. Ин 5:18; 9:18; 11:8; 18:36). Стоит отметить: в Ин 9:22 говорится, что родители слепого, сами явно иудеи, боялись «иудеев». В Ин 18:14 слово «иудеи» обозначает священников и фарисеев из Ин 18:3. Следует подчеркнуть, что автор, который сам явно был иудеем, не выражает антисемитских настроений. Он осуждает не народ, а тех, кто был против Иисуса. Он с радостью признает, что некоторые иудеи уверовали в Иисуса (Ин 8:31; 11:45; 12:11). Нафанаил — пример обращенного в христианство иудея, подлинного Израильтянина, «в котором нет лукавства» (Ин 1:47; ср. Ин 1:31;
см. тж. Быт 27:35; 32:28).см. тж. Иудейская диаспора, Израиль, история, иудаизм; иудействующием; иудея; период после изгнания; фарисеи.