Казни Египетские
Казни Египетские (plaguesuponegypt) Ряд беспрецедентных несчастий, постигших Египет, кульминация которых, вероятно, пришлась на весну или начало лета (ок. 1400 до Р.Х.). Они разразились в Дельте Нила, но явно не затронули область Гесем. Это были бедствия такого масштаба, что египтяне не могли вспомнить ничего подобного во всей своей предыдущей истории (Исх 9:24).
Фараон и казни
Природа казней Казни. Казни описываются в Исх. 7-11. На первый взгляд может показаться, что казни продолжались несколько недель, но беглые указания на время (Исх 7:25; 9:31-32), а также природа некоторых казней показывают, что должно было пройти несколько месяцев. Первая казнь заключалась в превращении воды в кровь (Исх 7:20), так что рыба погибла и вода протухла. Следующей была казнь жаб (Исх 8:6); даже когда они погибли, земля была покрыта мертвыми жабами (Исх 8:14). Потом последовала казнь мошек (Исх 8:17); возможно, это были комары или оводы. Точное значение слова неясно, но очевидно, что имеется в виду маленькое и назойливое насекомое. Далее появились «песьи мухи» (Исх 8:24). Значение снова не совсем ясно. Позднее иудейское предание гласит, что это было нашествие диких зверей, но, скорее всего, имеются в виду именно мухи. Потом началась моровая язва (Исх 9:3), поразившая скот. Далее следует воспаление с нарывами у людей (Исх 9:9) — это были язвы и нарывы, скорее болезненные, чем смертельные. Далее начался град (Исх 9:18) — небывалой силы, с громом и молнией (Исх 9:24). Градины были такими большими, что могли оказаться причиной смерти (Исх 9:19) и нанесли ущерб урожаю (Исх 9:31). Потом началось нашествие саранчи (Исх 10:13) — опять в невероятном масштабе. После этого на три дня спустилась кромешная темнота (Исх 10:22), в результате чего жизнь в Египте замерла. и наконец все первенцы египтян умерли (Исх 12:29) — начиная от семьи фараона и до семей самых последних в стране людей. Все казни рассматриваются в Библии как Божья кара. Обычно каждой из них предшествовало предупреждение Моисея, на которое фараон не обращал внимания, а после каждой казни фараон временно испытывал раскаяние. Ясно также, что казни постепенно становились все более крупномасштабными и жестокими, пока не настала кульминация — смерть первенцев, побудившая фараона сдаться. Первые казни были скорее неудобством, чем опасностью для египтян; потом погибли их посевы и скот; и наконец смерть постигла всех первенцев, цвет нации. Повторяющиеся темы. Сначала волхвы и мудрецы фараона старались умалить значение казней и предшествовавших им знамений и совершали ответные магические действия (Исх 7:11-12; 8:7). В данном случае интересно, что чудеса могут исходить из разных источников и знамение само по себе не имеет особого значения. Но настал момент, когда маги признали свое поражение и больше не могли совершать никакого волшебства (Исх 8:18); они признали, что происходящее — от Бога (Исх 8:19). Когда началось воспаление с нарывами, маги даже не смогли предстать перед фараоном, так плохо они себя чувствовали. После этого они больше не упоминаются. Другой ясно прослеживающийся мотив повествования таков: по мере все новых казней, снова и снова подчеркивается, что Божий народ, живущий в Гесеме, был избавлен от бедствий, поражавших египтян. Можно предположить, что, так как Гесем находился не на берегу Нила, превращение воды в кровь, жабы и мошки и не должны были поразить иудеев. Но в случае с последующими казнями — песьими мухами (Исх 8:22), моровой язвой (Исх 9:4), градом (Исх 9:26) и темнотой (Исх 10:23) — нам специально говорится, что Израиль был пощажен; в ситуации же с первенцами Господь «проходил мимо» домов Израильтян. Сначала может показаться, что все египтяне были такими же жестокосердыми, как и фараон (Исх 7:13). Но потом собственный народ начинает призывать его уступить Богу. Маги признают, что Бог наслал на Египет казнь в виде мошек (Исх 8:19). Слуги фараона, слышавшие предупреждение Бога от Моисея, спрятали свой скот и слуг под крышей, избежав таким образом потерь и смерти, когда начался град (Исх 9:20). Только те, кто не поверил Моисею, пострадали. Наконец собственные слуги фараона просили его отпустить Израиль, откровенно говоря, что стране нанесен огромный урон из-за его упрямства (Исх 10:7). Фараон и казни. Стоит отметить реакцию фараона на слово Божье. В Писании жестокосердие фараона описывается тремя способами. В Исх 7:3 сказано, что Бог ожесточил сердце фараона; в Исх 7:14 — что сердце фараона было ожесточено; а в Исх 8:15 — что фараон ожесточил сердце свое. Очевидно, что во всех трех случаях имеется в виду одно и то же, и это нужно принимать во внимание. Последнее слово по этому поводу мы позволим сказать Павлу (Рим 9:18). Но внутри этих богословских рамок происходит определенное движение, а не просто последовательность притворных раскаяний, призванных обеспечить прекращение казни, которые сменяются новыми проявлениями упрямства, после чего следует новый суд. Фараон и Моисей заключают типично азиатскую сделку. Нарушив обещание отпустить народ (Исх 8:8), фараон начинает торговаться: пусть народ приносит жертвы Богу в Египте и никуда не уходит (Исх 8:25); пусть идут только мужчины (Исх 10:11); пусть идут все, но оставят стада в качестве залога (Исх 10:24). Но нельзя торговаться с Богом, и фараону предстоит это узнать. После смерти первенцев он был рад, что Израильтяне уходят (Исх 12:31-33). В этом плане вся история казней представляет собой борьбу. Иногда ее рассматривают как борьбу первого пророка Моисея (Вт 18:15) с первым царем, фараоном; но история содержит в себе больший смысл. Это борьба Моисея, служителя Божьего, с египетскими магами. Это борьба Моисея с могущественным фараоном или скорее — борьба фараона с Богом, слово которого несет Его слуга. На самом глубоком уровне это история победы Бога над ложными богами Египта. Характер казней выбран не случайно. Богом Нила был бог Хапи; лягушка Хепт была богом плодородия и деторождения; существовал также бог солнца Ра (которому нанесла вызов темнота); богиня Хат-Хот изображалась в образе телушки, а бог Апис в образе быка; летящий шершень символизировал Египет, и сам фараон был богом. Но все они оказались беспомощны перед лицом Бога Израиля. Природа казней. Неизвестно, каким образом Бог навлек на Египет казни, да и, вероятно, задавать подобный вопрос бесполезно, ибо Бог делает все, что пожелает. Но утверждение, что Бог раздвинул воды Чермного моря с помощью сильного восточного ветра (Исх 14:21), показывает: Бог использует природные средства, чтобы вершить Свою волю. Еврейское представление о чуде не совпадает с современным. Мы обычно считаем, будто чудо — нечто «сверхъестественное», отличное от «естественного» и нечудесного. Евреи же считали, что все в природе — дело Бога; только иногда Он действовал более «чудесно» (возможно, следовало бы сказать, более явно), чем обычно. Поэтому нас нельзя обвинять в «рационалистическом» мышлении, если мы скажем, что Бог в данном случае послал ряд «природных» бедствий (таких, какие могли случиться в Египте в силу его географических особенностей), но усилил их — и послал их в такой быстрой последовательности, что они стали чудесными. Следует также предположить, что это был год с необычными климатическими особенностями; в частности, изменился ежегодный цикл разлива Нила. Например, либо слишком слабый разлив (в результате которого вода стала красной и мутной), либо слишком сильный (принесший красную землю с Эфиопских возвышенностей) может быть объяснением первой казни. Если вы можете согласиться с тем, что вода, превратившаяся в кровь, — это непрозрачная вода кровавого цвета, то это объяснение может быть удовлетворительным. Другое возможное объяснение — это увеличение количества красного планктона в воде. Такое явление довольно распространено в мире, в особенности в тропических и субтропических зонах. В таком случае вода была бы очень похожа на кровь. В любом случае, гибель рыбы в подобной воде и миграция жаб из реки становятся понятны. Если Нил разлился сильнее, чем обычно, то казнь с жабами становится еще понятнее. Внезапная гибель жаб может объясняться каким-нибудь заболеванием; а громадное количество мертвых жаб на полях создавало условия для возникновения следующих казней. Следующая казнь связана с мошками, комарами или оводами. Они могли быть разносчиками болезней, а нарывы могли возникать от их укусов. Гнилые разлившиеся воды создавали благоприятную обстановку для размножения комаров. Если мы правы в том, что за комарами последовали мухи, то все соответствует Божьему замыслу. Груды мертвых жаб, наносы мусора и грязи после разлива реки (в том числе, без сомнения, сточные воды), грязные воды Нила — идеальные условия для появления мух. Иудейские толкователи настаивают на том, что эти мухи кусались — как комары или оводы. Возможно, они стали разносчиками болезней скота. Современные исследователи предполагают, что это был особый вид мух, до сих пор встречающихся в этом районе и очень быстро плодящихся среди гниющей растительности. Мухи и грязь (Исх 9:9) — причина начала эпидемии тропического лишая, которым очень легко заразиться. Опять же, по Божьему замыслу, если Израильтяне жили не в Дельте Нила и не возле самой реки, но в районе Вади-Тумилата на востоке, эти казни не должны были поразить их — что и было отмечено фараоном (Исх 9:7). Таким образом, чудо заключается в том, что Бог для исполнения Своего замысла использовал этот мир с его географическими и климатическими условиями, наказывая фараона за жестокосердие. Град, сопровождавшийся свирепыми грозами (Исх 9:24), хоть он и редок в Египте, можно легко объяснить, в особенности в долине реки Нил, которая с обеих сторон окружена сухой и жаркой пустыней. Что же до свирепости града (более характерной для Палестины), то здесь есть библейские аналоги (Нав 10:11). Рассказ об этой казни сопровождается указанием на время года, которое дается невольно (Исх 9:31-32), в связи с тем, что град уничтожил урожай. В случае с казнью в виде саранчи в тексте ясно сказано, что Бог использовал природные явления, потому что саранчу принес «восточный ветер», а унес — «западный ветер» (Исх 10:13,19). «Казнью» здесь явилось как громадное количество саранчи (см. другой пример в Иоиля 1:1-12), так и время ее появления. В ВЗ много других мест, где говорится о точности Божьего «расписания», и это событие, без сомнения, чудесным образом ему соответствовало. Должно быть, земля потемнела от такого количества саранчи (Исх 10:15), но последующие три дня темноты — ни с чем не сравнимое событие. Большая часть комментаторов соглашается с тем, что это был ужасный khamsin, жаркий пустынный ветер, приносящий пыльные или песчаные бури, когда неба не видно от туч песка в течение нескольких дней. Если воды Нила были окрашены красной землей с эфиопских возвышенностей, то некоторые комментаторы предполагают, что этот ветер поднял ее в воздух, после чего все вокруг окутала темнота. Что же касается последней казни, смерти всех первенцев, у нас нет указаний на то, что Бог использовал здесь какую-либо конкретную болезнь. В Писании не дается объяснений. Сказано только, что египтяне пострадали, а Израильтяне — нет. Евреи были уверены, что ни одна из «казней египетских» не поразит Божий народ (Исх 15:26). Непоколебимая вера в то, что казни представляют собой Божью кару, наказание для упрямого фараона, стала средством их спасения. Вот почему казни — это не только предупреждение для нас, но и ободрение.см. Египет; исход, книга; Моисей; язва.
Подразделы статьи
КазниФараон и казни
Природа казней Казни. Казни описываются в Исх. 7-11. На первый взгляд может показаться, что казни продолжались несколько недель, но беглые указания на время (Исх 7:25; 9:31-32), а также природа некоторых казней показывают, что должно было пройти несколько месяцев. Первая казнь заключалась в превращении воды в кровь (Исх 7:20), так что рыба погибла и вода протухла. Следующей была казнь жаб (Исх 8:6); даже когда они погибли, земля была покрыта мертвыми жабами (Исх 8:14). Потом последовала казнь мошек (Исх 8:17); возможно, это были комары или оводы. Точное значение слова неясно, но очевидно, что имеется в виду маленькое и назойливое насекомое. Далее появились «песьи мухи» (Исх 8:24). Значение снова не совсем ясно. Позднее иудейское предание гласит, что это было нашествие диких зверей, но, скорее всего, имеются в виду именно мухи. Потом началась моровая язва (Исх 9:3), поразившая скот. Далее следует воспаление с нарывами у людей (Исх 9:9) — это были язвы и нарывы, скорее болезненные, чем смертельные. Далее начался град (Исх 9:18) — небывалой силы, с громом и молнией (Исх 9:24). Градины были такими большими, что могли оказаться причиной смерти (Исх 9:19) и нанесли ущерб урожаю (Исх 9:31). Потом началось нашествие саранчи (Исх 10:13) — опять в невероятном масштабе. После этого на три дня спустилась кромешная темнота (Исх 10:22), в результате чего жизнь в Египте замерла. и наконец все первенцы египтян умерли (Исх 12:29) — начиная от семьи фараона и до семей самых последних в стране людей. Все казни рассматриваются в Библии как Божья кара. Обычно каждой из них предшествовало предупреждение Моисея, на которое фараон не обращал внимания, а после каждой казни фараон временно испытывал раскаяние. Ясно также, что казни постепенно становились все более крупномасштабными и жестокими, пока не настала кульминация — смерть первенцев, побудившая фараона сдаться. Первые казни были скорее неудобством, чем опасностью для египтян; потом погибли их посевы и скот; и наконец смерть постигла всех первенцев, цвет нации. Повторяющиеся темы. Сначала волхвы и мудрецы фараона старались умалить значение казней и предшествовавших им знамений и совершали ответные магические действия (Исх 7:11-12; 8:7). В данном случае интересно, что чудеса могут исходить из разных источников и знамение само по себе не имеет особого значения. Но настал момент, когда маги признали свое поражение и больше не могли совершать никакого волшебства (Исх 8:18); они признали, что происходящее — от Бога (Исх 8:19). Когда началось воспаление с нарывами, маги даже не смогли предстать перед фараоном, так плохо они себя чувствовали. После этого они больше не упоминаются. Другой ясно прослеживающийся мотив повествования таков: по мере все новых казней, снова и снова подчеркивается, что Божий народ, живущий в Гесеме, был избавлен от бедствий, поражавших египтян. Можно предположить, что, так как Гесем находился не на берегу Нила, превращение воды в кровь, жабы и мошки и не должны были поразить иудеев. Но в случае с последующими казнями — песьими мухами (Исх 8:22), моровой язвой (Исх 9:4), градом (Исх 9:26) и темнотой (Исх 10:23) — нам специально говорится, что Израиль был пощажен; в ситуации же с первенцами Господь «проходил мимо» домов Израильтян. Сначала может показаться, что все египтяне были такими же жестокосердыми, как и фараон (Исх 7:13). Но потом собственный народ начинает призывать его уступить Богу. Маги признают, что Бог наслал на Египет казнь в виде мошек (Исх 8:19). Слуги фараона, слышавшие предупреждение Бога от Моисея, спрятали свой скот и слуг под крышей, избежав таким образом потерь и смерти, когда начался град (Исх 9:20). Только те, кто не поверил Моисею, пострадали. Наконец собственные слуги фараона просили его отпустить Израиль, откровенно говоря, что стране нанесен огромный урон из-за его упрямства (Исх 10:7). Фараон и казни. Стоит отметить реакцию фараона на слово Божье. В Писании жестокосердие фараона описывается тремя способами. В Исх 7:3 сказано, что Бог ожесточил сердце фараона; в Исх 7:14 — что сердце фараона было ожесточено; а в Исх 8:15 — что фараон ожесточил сердце свое. Очевидно, что во всех трех случаях имеется в виду одно и то же, и это нужно принимать во внимание. Последнее слово по этому поводу мы позволим сказать Павлу (Рим 9:18). Но внутри этих богословских рамок происходит определенное движение, а не просто последовательность притворных раскаяний, призванных обеспечить прекращение казни, которые сменяются новыми проявлениями упрямства, после чего следует новый суд. Фараон и Моисей заключают типично азиатскую сделку. Нарушив обещание отпустить народ (Исх 8:8), фараон начинает торговаться: пусть народ приносит жертвы Богу в Египте и никуда не уходит (Исх 8:25); пусть идут только мужчины (Исх 10:11); пусть идут все, но оставят стада в качестве залога (Исх 10:24). Но нельзя торговаться с Богом, и фараону предстоит это узнать. После смерти первенцев он был рад, что Израильтяне уходят (Исх 12:31-33). В этом плане вся история казней представляет собой борьбу. Иногда ее рассматривают как борьбу первого пророка Моисея (Вт 18:15) с первым царем, фараоном; но история содержит в себе больший смысл. Это борьба Моисея, служителя Божьего, с египетскими магами. Это борьба Моисея с могущественным фараоном или скорее — борьба фараона с Богом, слово которого несет Его слуга. На самом глубоком уровне это история победы Бога над ложными богами Египта. Характер казней выбран не случайно. Богом Нила был бог Хапи; лягушка Хепт была богом плодородия и деторождения; существовал также бог солнца Ра (которому нанесла вызов темнота); богиня Хат-Хот изображалась в образе телушки, а бог Апис в образе быка; летящий шершень символизировал Египет, и сам фараон был богом. Но все они оказались беспомощны перед лицом Бога Израиля. Природа казней. Неизвестно, каким образом Бог навлек на Египет казни, да и, вероятно, задавать подобный вопрос бесполезно, ибо Бог делает все, что пожелает. Но утверждение, что Бог раздвинул воды Чермного моря с помощью сильного восточного ветра (Исх 14:21), показывает: Бог использует природные средства, чтобы вершить Свою волю. Еврейское представление о чуде не совпадает с современным. Мы обычно считаем, будто чудо — нечто «сверхъестественное», отличное от «естественного» и нечудесного. Евреи же считали, что все в природе — дело Бога; только иногда Он действовал более «чудесно» (возможно, следовало бы сказать, более явно), чем обычно. Поэтому нас нельзя обвинять в «рационалистическом» мышлении, если мы скажем, что Бог в данном случае послал ряд «природных» бедствий (таких, какие могли случиться в Египте в силу его географических особенностей), но усилил их — и послал их в такой быстрой последовательности, что они стали чудесными. Следует также предположить, что это был год с необычными климатическими особенностями; в частности, изменился ежегодный цикл разлива Нила. Например, либо слишком слабый разлив (в результате которого вода стала красной и мутной), либо слишком сильный (принесший красную землю с Эфиопских возвышенностей) может быть объяснением первой казни. Если вы можете согласиться с тем, что вода, превратившаяся в кровь, — это непрозрачная вода кровавого цвета, то это объяснение может быть удовлетворительным. Другое возможное объяснение — это увеличение количества красного планктона в воде. Такое явление довольно распространено в мире, в особенности в тропических и субтропических зонах. В таком случае вода была бы очень похожа на кровь. В любом случае, гибель рыбы в подобной воде и миграция жаб из реки становятся понятны. Если Нил разлился сильнее, чем обычно, то казнь с жабами становится еще понятнее. Внезапная гибель жаб может объясняться каким-нибудь заболеванием; а громадное количество мертвых жаб на полях создавало условия для возникновения следующих казней. Следующая казнь связана с мошками, комарами или оводами. Они могли быть разносчиками болезней, а нарывы могли возникать от их укусов. Гнилые разлившиеся воды создавали благоприятную обстановку для размножения комаров. Если мы правы в том, что за комарами последовали мухи, то все соответствует Божьему замыслу. Груды мертвых жаб, наносы мусора и грязи после разлива реки (в том числе, без сомнения, сточные воды), грязные воды Нила — идеальные условия для появления мух. Иудейские толкователи настаивают на том, что эти мухи кусались — как комары или оводы. Возможно, они стали разносчиками болезней скота. Современные исследователи предполагают, что это был особый вид мух, до сих пор встречающихся в этом районе и очень быстро плодящихся среди гниющей растительности. Мухи и грязь (Исх 9:9) — причина начала эпидемии тропического лишая, которым очень легко заразиться. Опять же, по Божьему замыслу, если Израильтяне жили не в Дельте Нила и не возле самой реки, но в районе Вади-Тумилата на востоке, эти казни не должны были поразить их — что и было отмечено фараоном (Исх 9:7). Таким образом, чудо заключается в том, что Бог для исполнения Своего замысла использовал этот мир с его географическими и климатическими условиями, наказывая фараона за жестокосердие. Град, сопровождавшийся свирепыми грозами (Исх 9:24), хоть он и редок в Египте, можно легко объяснить, в особенности в долине реки Нил, которая с обеих сторон окружена сухой и жаркой пустыней. Что же до свирепости града (более характерной для Палестины), то здесь есть библейские аналоги (Нав 10:11). Рассказ об этой казни сопровождается указанием на время года, которое дается невольно (Исх 9:31-32), в связи с тем, что град уничтожил урожай. В случае с казнью в виде саранчи в тексте ясно сказано, что Бог использовал природные явления, потому что саранчу принес «восточный ветер», а унес — «западный ветер» (Исх 10:13,19). «Казнью» здесь явилось как громадное количество саранчи (см. другой пример в Иоиля 1:1-12), так и время ее появления. В ВЗ много других мест, где говорится о точности Божьего «расписания», и это событие, без сомнения, чудесным образом ему соответствовало. Должно быть, земля потемнела от такого количества саранчи (Исх 10:15), но последующие три дня темноты — ни с чем не сравнимое событие. Большая часть комментаторов соглашается с тем, что это был ужасный khamsin, жаркий пустынный ветер, приносящий пыльные или песчаные бури, когда неба не видно от туч песка в течение нескольких дней. Если воды Нила были окрашены красной землей с эфиопских возвышенностей, то некоторые комментаторы предполагают, что этот ветер поднял ее в воздух, после чего все вокруг окутала темнота. Что же касается последней казни, смерти всех первенцев, у нас нет указаний на то, что Бог использовал здесь какую-либо конкретную болезнь. В Писании не дается объяснений. Сказано только, что египтяне пострадали, а Израильтяне — нет. Евреи были уверены, что ни одна из «казней египетских» не поразит Божий народ (Исх 15:26). Непоколебимая вера в то, что казни представляют собой Божью кару, наказание для упрямого фараона, стала средством их спасения. Вот почему казни — это не только предупреждение для нас, но и ободрение.см. Египет; исход, книга; Моисей; язва.