Клятва

Клятва (OATH) Торжественный обет или обещание. В еврейском есть два термина, обозначающих «жертву»: 'ala и sebu’a. Второй термин, имевший в древние времена более общее значение, указывал на вступление в торжественные (даже магические) отношения с числом семь, хотя происхождение этого термина уже не известно. В любом случае, Авраам и Авимелех заключили такое соглашение в Вирсавии (колодец семи или колодец клятвы).

Авраам выделил семь ягнят женского пола в подтверждение того, что он выкопал колодец (Быт 21:22-31).

Другой термин, 'alay часто переводимый как «клятва», на самом деле значит «проклятие». Иногда эти два термина используются вместе (Чис 5:21; Неем 10:29; Дан 9:11).

Нарушение клятвы влекло за собой проклятие. Господь заявил, что заключил с Израилем завет и клятвенный договор (Вт 29:14): это значит, что нарушение завета должно было повлечь за собой проклятие. Клятва могла быть подтверждением соглашения или политического договора. и в Израиле, и у соседних народов Бог (или боги) мог (могли) выступать в качестве гаранта выполнения клятвы, и в связи с этим полагалось упомянуть Его имя (их имена).

Когда Иаков и Лаван заключили соглашение, они воздвигли кучу камней в знак свидетельства об этом (Быт 31:52,53).

Если какаято из сторон нарушала такой договор, это считалось страшным преступлением. Вот почему одна из десяти заповедей касается необоснованных высказываний: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх 20:7).

Народу Израиля было запрещено клясться ложными богами (Иер 12:16; Ам 8:14).

Нарушитель международного договора, поклявшийся именем Господа, заслуживал смерти (Иез 17:16-17).

Осия жалуется, что люди его времени приносят ложные клятвы, заключая заветы (Ос 10:4).

Тех, кто пренебрегал торжественной клятвой, ожида'л суд. В некоторых гражданских ситуациях в Израиле также было необходимо приносить клятву (Исх 22:10-11; Лев 5:1; 6:3; Чис 5:11-28).

По такому же принципу строился завет народа Израиля с Богом. Христос учил, что клятвы следует соблюдать (Мф 5:33).

В Царстве Божьем в клятвах не будет необходимости (Мф 5:34-37).

На суде у Каиафы Иисус услышал клятву-проклятие первосвященника (Мф 26:63-65); Павел также иногда подтверждал свои слова клятвой (2Кор 1:23; Гал 1:20).

Сам Бог связан собственной клятвой (Евр 6:13-18) и сдержит обещание, данное патриархам (Быт 50:24; Пс 88:20-38,50; 109:1-4).

см. тж. завет; обет.