Книги Премудрости

Книги Премудрости (wisdom literature) Части Библии, основная тема которых — премудрость. Книги премудрости включают в себя как моральное учение мудрецов (например, Книга Притчей), так и их интеллектуальные искания в попытках найти решение основных проблем человеческого существования (Иов, Екклесиаст).

Книги премудрости составляют важную часть ВЗ. Они входят в третью часть еврейского канона, называемого Писания, и включают в себя прежде всего три книги: Притчи, Екклесиаст и Иов. Существуют также псалмы премудрости (например, Пс 1; 31; 33; 36) и подобные отрывки в книгах пророков (например, притчи Исаии).

В греческом ВЗ (и апокрифах) присутствуют еще две книги премудрости. Это Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написанная во II веке до Р.Х. и похожая на Книгу Притчей, и Книга Премудрости Соломона — анонимный труд, отражающий процветание иудейской премудрости в эллинистический период. Книга Притчей. Важнейшим произведением для понимания Книг премудрости ВЗ является Книга Притчей. Отраженная в ней мудрость касается моральных вопросов — знания о том, как надо жить. Многие из притчей являются мирскими по форме, но в их основе лежат богословские представления. Начало всякой мудрости — уважение к Богу. Но по большей части книга касается основ морали, таких добродетелей, как последовательность, дисциплина, справедливость и здравый смысл, которые противопоставляются неудачам, ожидающим в жизни неразумных. Эта книга обладает ярко выраженным дидактическим характером. В наше время ее можно читать как литературное произведение, хотя изначально она была задумана для обучения молодежи, получавшей образование у ног мудрецов. У тех, кто заучивал наизусть ее истины, короткие поэтические высказывания сохранялись в памяти на подсознательном уровне, и мудрость притчей становилась их моральным и духовным наставником на всю жизнь. Это был путь к успеху в жизни, путь нравственности, а успех заключался в том, что благочестивая жизнь была жизнью в мудрости Творца. Так, мудрецы, авторы притчей, вели молодых учеников по жизни, своим учением и своими произведениями; они не давали им никаких новых философских теорий, никаких сложных интеллектуальных выкладок, но сообщали самое ценное из человеческого знания: житейскую мудрость. Мудрость «дороже драгоценных камней... и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие — в правой руке ее, а в левой у нее — богатство и слава... пути ее — пути приятные, и все стези ее — мирные» (Пр 3:15-17).

Екклесиаст. В Екклесиасте отражена мудрость человека, который жил долго и видел мир со всех сторон. Его вера — не поверхностная вера человека, жизнь которого была легка, а вера — бездумна. Этот человек видел, что не всегда праведники процветают, а грешники — страдают. Слишком часто праведники страдают, не получая избавления, а грешники наслаждаются беспечной жизнью. Автор Екклесиаста искал справедливости, но, наблюдая за миром беспристрастно и объективно, не смог увидеть ее торжества. Еще больше он искал истины, но даже истина в конечном итоге разочаровала его. Все суета, все погоня за ветром! Но, при всем своем скептицизме и грусти, Екклесиаст — прекрасный памятник веры; веры, которая держалась за Бога, несмотря на агонию и бессмысленность мира, со всем его злом и суетой. Это мудрец, может быть, не полон надежды, как пророки, но он смог сохранить самое важное — веру в Бога, когда утратил веру во все остальное, в том числе понимание. Поэтому Книга Екклесиаста может быть очень полезна для тех, что видит мир таким, каков он есть, со всеми его страданиями и суетой. Иов. В то время как автор Екклесиаста описывает скорбь и печаль мира с позиции наблюдателя, Иов увидел все это изнутри, с позиции страдающего. Иов был знаком с древней традицией премудрости и жил в соответствии с этой мудростью, но ситуация, в которой он оказался, заставила усомниться в этой общепринятой мудрости и морали. Он был благочестивым человеком, праведником, и вся его жизнь воплощала в себе принципы, изложенные в Притчах. До описанных происшествий у него не было повода сомневаться в простом применении традиционной премудрости: праведность ведет к процветанию и счастью. Но потом мир Иова рухнул, и вместе с ним — мудрость, которой он жил. Утрата имущества, собственности, положения в обществе; смерть детей; боль и страдания от ужасной болезни — все это побудило его задуматься о ценности традиционной морали. Но мудрость Книги Иова ставит еще более важный вопрос, чем ценность морали; сомнения Иова касаются и источника мудрости, Самого Бога. Как может Бог быть справедливым перед лицом столь вопиющей несправедливости? Как Бог может быть справедливым, если неправедные процветают (Иов 21:7-15)? Действительно ли Бог воплощает в Себе порядок и благо, если с человеком может случиться то, что случилось с Иовом? Вот такие радикальные вопросы заданы в Книге Иова, и дать ответ на них непросто. Но в великой кульминации книги, встрече Иова с Богом (Иов 38-42), задается правильный взгляд на мудрость. В Боге всегда останется тайна, и Божьи пути всегда останутся непостижимыми для человечества. Мудрость — это стремление к познанию Бога, но мудрость как интеллектуальное познание никогда не сможет уловить истину во всей ее глубине, ибо Бог всегда более велик, чем человеческий ум и человеческая мудрость. Книга Иова добавляет новое измерение к традиционной мудрости. Четкого ответа на вопросы Иова в книге не дается, но вопросы снимаются; именно встреча Иова с Богом преображает человека. Поэтому высшая мудрость заключается не в том, чтобы найти ответы на все вопросы, а во встрече с Богом живым. Выводы. Учение Книг премудрости многогранно, в нем сочетаются разные стороны истины, отраженные в Книгах Притчей, Екклесиаста и Иова. Здесь присутствуют фундаментальные знания и нормы морали, необходимые для правильного и успешного образа жизни, которые должны передаваться молодым. Эти нормы не всегда ведут к материальному процветанию, но существует более важное процветание, преодолевающее все преграды — благополучие человека, живущего в страхе Божьем. С годами люди, знающие традиционные нормы мудрости, начинали понимать, что жизнь и мир не так просты. Столкнувшись с искушением поставить под сомнение традиционную мораль и мудрость, человек может найти опору в более мирской мудрости Екклесиаста. Жизнь может казаться бессмысленной, мир действительно предстает как суета сует, но истину Божью и веру в Бога следует сохранять перед лицом сильных сомнений (Ек 12:13-14).

У тех, кто испытывает страдания Иова, усвоенная прежде мудрость достигает своих пределов, а жизнь побуждает их перешагнуть через границы собственной личности: когда люди не могут разрешить насущные проблемы, им остается последнее средство — вступить в общение с Богом живым.