Колено Иуды
Колено Иуды (Judah; juda, Tribe of) Одно из 12 колен Израиля. Географическая территория. Границы территории Иуды определены в Нав. 15, где описывается наследство колена после завоевания земли. В 4Цар 23:8 говорится, что земли Иуды тянутся от Гевы до Вирсавии: Гева находится примерно в 8 милях (13 км) к северу от Иерусалима, а Вирсавия — примерно в 40 милях (64 км) к югу. Таким образом, Иуде принадлежала полоса холмистой территории у центральной гряды Южной Палестины, протяженностью около 50 миль (80 км) с севера на юг и около 20 миль (32 км) — с запада на восток. Из этой тысячи квадратных миль половину занимала пустыня (на юге и востоке); остальная часть тоже была каменистой и недостаточно хорошо орошалась. Центральная гряда, где находятся Иерусалим, Хеврон и Вирсавия, местами достигает высоты более 3000 футов (914 м), после чего обрывается по направлению к южной пустыне. Вдоль гряды проходит основная дорога, связывающая между собой эти города. К востоку горы круто обрываются к Мертвому морю, которое находится примерно на 5000 футов (1524 м) ниже. Западный склон менее крутой, он переходит в «низменность», которая на самом деле представляет собой плато высотой около 1000 футов (305 м), а потом — в Филистимскую равнину, простирающуюся до моря. Собственно территорией Иуды (Иерусалим был добавлен позже) были холмы. Подлинным центром и столицей этой земли был Хеврон, на высоте 3500 футов (1067 м). Только с севера он был уязвим для нападающих, которые продвигались на юг по горной дороге. С западных низменностей к холмам можно было попасть через три большие долины: Аиалон, Сорек и Эла {«долина дуба»}. Со времен Иисуса Навина до времен Давида и после того в этих долинах постоянно происходили сражения. Несколько восточных дорог (среди которых наиболее известна дорога из Иерусалима в Иерихон) не имеют такого большого значения, хотя именно через этот «задний ход» проник в страну Иисус Навин (Нав 10:9). Таким образом, географически Иуда находится в достаточно труднодоступном месте, далеком от центра иудейской жизни, потому что к югу от нее лежит только Симеон. Территорию, занимаемую коленом Иуды, можно подразделить на три природных района: центральную горную гряду, сравнительно густо населенную, в особенности с западной стороны, где больше всего осадков; восточные склоны, почти не населенные и пустынные; и южные пастбища в районе Вирсавии, где горы уступают место сухой степи, по которой разбросаны редкие населенные пункты. Экономическая жизнь. Для Израиля Палестина была землей, где текут молоко и мед (Чис 13:28). Да, половина территории Иуды — пустыня, но почвы в другой половине достаточно хороши, а на западных склонах выпадает достаточное количество дождей. Здесь хорошо растут пшеница, ячмень, оливы, фиги и в особенности виноград. Да, почва здесь каменистая, но эти камни могут быть использованы для строительства зданий. Иуда не так богата, как великие северные равнины вроде Изрееля, тем не менее сельское хозяйство здесь всегда приносило доход, хоть и требовало усердного труда. Эта земля благоприятна для разведения овец и коз, а они дают шерсть и молоко. Крупного рогатого скота сравнительно мало; в отличие от Васана, Иудея им не славится (Чис 32:1). Из шерсти делают ткани. В древности на горах росли леса, которые давали топливо и строительные материалы. Для изготовления посуды была доступна глина. Из Едома на юге привозили медь, из Филистий на западе — железо; их обменивали на продукты сельского хозяйства. Бог в благодати Своей даровал народу Иудеи богатые природные ресурсы, понимали они это или нет. Но климат был суровым: холодная и влажная зима, иногда снег и град, и длинное лето без дождей, с низким процентом влажности и холодными ночами. На восточных склонах выпадает обильная роса (Суд 6:38), а драгоценную воду осадков собирали в высеченные в скале водоемы (Иер 2:13). Постоянных рек в Иудее нет, но источников достаточно, от Иерусалима до Вирсавии. Только когда Иудея стала принимать участие в экономической жизни царства Соломона, ее простые обычаи изменились; но и тогда перемен на холмах Иуды происходило гораздо меньше, чем в других местах. У Иуды не было своего морского порта, через нее не проходили важные торговые пути. На ее территории не встречалось ценное сырье, вроде меди Едома или кедров Ливана; не было и предметов роскоши для торговли, вроде пурпурной финикийской краски или золота Офира; не было и свободных земель, которыми кто-либо пожелал бы завладеть. Вера жителей этой земли также меньше всего подвергалась испытаниям: здесь жило сравнительно мало хананеев, и на юге при завоевании иудеям удалось добиться большего, чем на севере. и ст о ри я и значение. Самые первые благословения на колено Иуды зафиксированы в Быт 49:8-12 и Вт 33:7. После исхода колено Иуды первым заняло свое место в лагере Израильтян (Чис 2:3). Халев, один из двух верных лазутчиков, был вождем колена Иуды (Чис 13:7). Когда Иисус Навин покорил Палестину, холмы Иуды первыми были очищены от хананеев, после первых же сражений за Иерихон и Гай (Нав 6; 8). В Книге Иисуса Навина описывается эта кампания. После смерти Иисуса Навина Симеон и Иуда продолжали сражаться с хананеями и вместе прошли через горы на юг, ведомые Халевом и Гофониилом. Хотя Бог даровал Иуде всю территорию до западного моря, Иуде удалось захватить только холмы. Равнину защищали железные колесницы и укрепленные города. Царь Иерусалима был убит, а Иерусалим сожжен (Суд 1:8), но иевусеи продолжали жить в этой области до времен Давида (Суд 1:21). Люди колена Иуды, как и представители других колен, сжигали хананейские города, но сами не обязательно селились на тех же местах. В период судей колено Иуды по-прежнему жило изолированно, хотя Гофониил был из колена Иуды (Суд 3). В связи с великой битвой против Сисары колено Иуды даже не упоминается (Суд 5). Вскоре независимость колена была утеряна, сперва из-за вторжения филистимлян с запада, а потом — из-за захвата Давидом Иерусалима и превращения его в религиозную и политическую столицу. Хотя в Суд 15:11 люди Иуды даже собирались отдать Самсона филистимлянам, когда судьей стал Самуил, ситуация изменилась. Ковчег вернулся (1Цар 7:1); утраченные территории были возвращены (1Цар 7:14). Сыновья Самуила были судьями в Вирсавии (1Цар 8:2), хоть судьи из них получились и плохие. Борьба колена Иуды за территорию. Колено Иуды, не теряя времени, стало завоевывать земли, выделенные им в наследство. С помощью колена Симеона был захвачен Иерусалим, а также покорены хананеи в пустыне Негев и на побережье. Иуде достались Хеврон и Девир, а потом Газа, Аскалон и Екрон. Давид наконец сокрушил филистимлян в ряде сражений и стал править в Хевроне, столице Иуды (2Цар 2:1-4). Когда он был коронован царем всего Израиля, то перенес столицу в только что завоеванный Иерусалим, на северной границе колена Иуды (2Цар 5:6-10). Сюда был привезен ковчег (2Цар 6), здесь позже Соломон построил храм (2Цар 7:13). Все последующие обетования Бога связаны так или иначе с храмом, Иерусалимом и родом Давида. Еще важнее, что из колена Иуды должен был прийти Мессия (Быт 49:10). Раскол между северными и южными коленами начался уже при жизни Давида, после бунта Авессалома (2Цар 20:1); после смерти Соломина они поссорились окончательно (3Цар 12:16). В течение следующих 200 лет, до падения Северного Царства в 722 г. до Р.Х., эти два маленьких царства жили бок о бок: одно, побольше, на севере и востоке, называлось Израилем («десять колен» в 3Цар 11:35), а другое, поменьше, на юге, — Иудеей. На этом история колена Иуды практически заканчивается, потому что, хоть эта земля и называлась именем колена, на самом деле царство представляло собой уже «Большую Иудею». В него входила не только старая земля колена Иуды, но и отвоеванный у иевусеев Иерусалим, часть былого царства филистимлян, земли Вениамина и Симеона, а также многие территории левитов (2Пар 11:14) и других «приверженцев закона» с севера. Теперь понятие «колена» значило гораздо меньше, чем прежде; важнее было, где человек жил, чем его принадлежность к какому-либо колену, хотя каждый помнил свою родословную. Еще 250 лет маленькое царство Иудея просуществовало одно. Даже после изгнания Иудея была лишь маленькой провинцией, возникшей под руководством Неемии (Неем 1:2-3), и в новозаветные времена Иудея оставалась провинцией (Лк 3:1). Фактически, подавляющее большинство иудеев позднего периода принадлежало к колену Иуды, и дом Давида был из этого колена. Иисус Христос родился в роду Давида и принадлежал к колену Иуды. В Отк 7:5, где говорится о 12 000 запечатленных из каждого колена, Иуда занимает почетное место в списке, как и в Книге Чисел (Чис 2:3) за много лет до того.см. тж. Иуда (I), имя №1.