Колено Левия

Колено Левия (Levi, Tribe of) Колено Израиля, носящее имя третьего сына Лии и Иакова (Быт 29:34).

Значение этого имени («прилепленный») указывает на положение Лии как нелюбимой жены: теперь, когда она родила Иакову трех сыновей, он должен был «прилепиться» к ней. Подобным образом, колено Левия описывается как «прилепленное» к Аарону (Чис 18:2).

Левий вместе с Симеоном организовал бойню жителей хананейского Сихема (Быт 34:25-29).

За это Иаков упрекнул его (Быт 34:30) и проклял на смертном одре (Быт 49:5-7), предсказав, что потомки Левия и Симеона будут рассеяны по всему Израилю. Кажется, что такое прошлое не очень подобает колену священников Божьих, но так и случилось: колено Левия было рассеяно по Израилю, а колено Симеона просто исчезло в пустыне в Южной Иудее. Сначала колено Левия явно было таким же «мирским», как и все остальные. Да, Моисей и Аарон происходили из этого колена (Исх 2:1), но акцента на этом не ставится. Позже Бог вознаградил левитов за преданность, которую они сохранили, когда весь Израиль восстал против Бога (Исх 32:25-29); это положило начало завету Бога с Левием (Чис 18:19).

Теперь Богу принадлежало колено Левия, а не первенцы, которых Он требовал согласно закону (Чис 3:11-13).

Левий как колено не имел своей территории: Сам Бог был их наследием (Чис 18:20).

Однако им было дано 48 населенных пунктов, вместе с прилегающими пастбищами (Нав 21:1-42).

В их число входило шесть городов для убежища (Нав 20).

Так как колено Левия не должно было копить богатства, они существовали на пожертвования и десятину (Чис 18:21); народ Божий должен был заботиться о них, как и о вдовах, сиротах и странниках (Вт 14:29).

Так как это колено принадлежало Богу, Иоав не хотел включать левитов в перепись населения, проводимую Давидом (1Пар 21:6; Чис 1:49).

Естественно, что левиты не участвовали в войне, разве что как священники (2Пар 20:21).

Они проводили служения в скинии собрания (Чис 1:50-53), а позже — в храме (1Пар 23:25-32).

Внутри колена Левия в Библии проводится четкое разграничение между:

(1) первосвященником (иногда называемым просто «священником», 1Цар 1:9), который происходил из рода Аарона;

(2) остальными священниками, тоже из конкретных родов; и

(3) подчиненными левитами, которым поручались менее значительные задания. В древности они несли скинию (Чис 1:50-51), а также выполняли другие обязанности; позже служили привратниками и музыкантами (1Пар 16:42).

Обязанности левитов описываются во Вт 33:8-11, и богословские, а также пророческие наставления в них играют не менее важную роль, чем обязанности священников. Поэтому неудивительно, что позже Иосафат использовал левитов как учителей закона (2Пар 17:7-9).

Но рядовой Израильтянин прежде всего думал о них как о священниках (Суд 17:13).

В позднее время о завете с Левием упоминается в Иер 33:20-26 и Мал 3:3-4. Представители колена вернулись из изгнания (Езд 2:36-42), и, очевидно, это были скорее представители родов священников, чем левиты в более широком понимании. В новозаветные времена Варнава был из колена Левия (Деян 4:36).

Вероятно, все современные иудеи, носящие фамилию Леви, принадлежат к этому колену.

см. тж. священники и левиты.