Левит, Книга
Левит, Книга (leviticus. Book of) Третья книга ВЗ, большая часть которой посвящена описанию обязанностей левитов.
Дата
Исторический контекст
Задача и богословие
СодержаниеАвтор. По традиции Левит называют также Третьей книгой Моисея, чтобы воздать должное человеку, который вполне мог бы быть ее автором. Хотя в книге нигде не говорится, что ее написал Моисей, мы не раз читаем, что Бог открыл Моисею содержание Книги Левит. Может быть, Левит не был записан сразу же после того, как был явлен, но мало чем можно подтвердить распространенное мнение критиков, что книга была написана почти через тысячу лет после жизни Моисея. Написание и грамматика Книги Левит, как и других книг ВЗ, время от времени пересматривались, чтобы книги были понятны более поздним поколениям иудеев, но это не значит, что видоизменялась суть книги. Дата. Бог открыл часть законов Книги Левит Моисею, говоря с ним в скинии собрания (Лев 1:1). Другие законы были явлены ему на горе Синай (Лев 26:46). Отсюда видно, что Моисей узнал содержание Книги Левит после того, как была построена скиния, но до того, как Израильтяне покинули гору Синай. Это соответствует Исх 40:17, где говорится, что скиния была воздвигнута ровно через год после ухода Израильтян из Египта. Потом они провели месяц на горе Синай, когда Моисею были даны законы Книги Левит. Еще через месяц (Чис 1:1) Моисею было велено готовить народ к уходу из Синая для покорения Ханаана, земли обетованной. Трудно указать точную дату исхода Израильтян из Египта. Разные ученые предлагают разные даты, от конца XV века до начала XIII века до Р.Х. Какого бы мнения мы ни придерживались, Левит должен быть написан через год после исхода. Но для установления религиозного контекста книги точная дата написания неважна. Исторический контекст. Примерно за 400 до исхода Бог обещал Аврааму, что его потомки будут многочисленны и будут жить в Ханаане. Семья Авраама умножилась, но из-за голода им пришлось поселиться в Египте. Правители Египта, боявшиеся Израильтян, превратили их в рабов. В Книге Исход рассказывается, как Бог, действуя через Моисея, вывел Израильтян из Египта чудесным образом. Моисей повел их на гору Синай, где Бог явился на вершине горы в огне и дыме. Моисей поднялся на гору, и там Бог дал ему десять заповедей и объяснил разные законы. Так Бог показал, что Избрал народ Израиля в качестве Своего святого народа, отличного от всех остальных народов и призванного показать им характер Бога самим своим поведением (Исх 19:5-6). Откровение Бога на горе Синай было уникальным и неповторимым. Но Он открыл Моисею, что хотел бы постоянно жить среди народа Израиля. Людям было велено построить переносной царский дворец, подходящий для Царя царствующих. Строительство этого переносного дворца, обычно называемого скинией, описано в Исх 35-40. Когда он был завершен, огонь и облако, которые уже являлись на горе Синай, появились над скинией как знак присутствия Бога в ней (Исх 40:34-38). В Исходе говорится также, что Моисею было велено помазать своего брата Аарона и его сыновей для служения в скинии в качестве священников (Исх 28-29). К сожалению, прежде чем начать строить скинию, Израильтяне сделали под руководством Аарона золотого тельца и начали поклоняться ему. Бог пощадил народ только благодаря молитве Моисея. Таким образом, Книга Исход оставляет читателя в напряженном ожидании. Скиния построена, но никто не знает, как поклоняться в ней Богу. Хотя Аарон и его семья живы, мы не знаем, позволено ли им будет поклоняться Богу после поклонения золотому тельцу. Книга Левит отвечает на этот вопрос. Задача и богословие. Десять заповедей кратко и ясно определяют, какого поведения Бог ждет от Своего народа. Первые четыре заповеди касаются наших обязанностей перед Богом, остальные — обязанностей перед ближним. Книга Левит построена по сходному принципу. В Лев 1-17 показывается, какого поклонения Бог ждет от Израиля, а в Лев 18-27 в основном говорится о поведении людей по отношению друг к другу. Десять заповедей имеют общий характер и с легкостью могут быть применены к любому обществу, Книга Левит более конкретна и относится к конкретным обстоятельствам жизни Древнего Израиля. Если современный читатель хочет извлечь пользу из чтения Книги Левит, он должен рассматривать не частные постановления, а лежащие за ними религиозные принципы — иначе говоря, богословие Книги Левит. В богословии Книги Левит важны четыре темы: (1) присутствие Бога, (2) святость, (3) жертва и (4) завет горы Синай. Присутствие Бога. Бог всегда реальным образом присутствует с народом Израиля. Иногда Его присутствие становится видимым, в образе огня и дыма. Но Бог присутствует с народом и тогда, когда чудесных знамений не видно. Многочисленные животные жертвы, упомянутые в книге, приносятся Господу. Когда жертвенное мясо сжигают, Господу угоден аромат (Лев 1:9). Священники, которые приносят жертвы, должны быть внимательны, потому что они ближе к Богу, чем остальной народ. Если они будут небрежно исполнять свои обязанности и нарушать Божьи заповеди, то умрут (Лев 10:1-2). Бог присутствует не только в поклонении, но и в выполнении каждодневных обязанностей. В последних главах книги неоднократно повторяются слова: «Я Господь, Бог ваш» (Лев 18:2; 19:3), что напоминает Израильтянам: все стороны их жизни — религия (Лев 21-24), половые отношения (Лев 18; 20), отношения с ближними (Лев 19; 25) — должны быть угодны Богу. Поведение каждого Израильтянина должно быть отражением Самого Бога (Лев 20:7). Страх Господень должен побуждать людей помогать слепым, глухим, старикам и нищим. Хотя такие люди не имеют сил протестовать против несправедливого обращения, Бог заботится о них (Лев 19:14,32; 25:17,36,43). Святость. «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят» (Лев 11:44-45; 19:2; 20:26) — эти слова можно назвать девизом Книги Левит. В книге много раз повторяются слова «святость», «чистый», «нечистый». Бог свят, и святость — Его отличительная особенность. Но люди тоже могут стать святыми. Для этого человек должен быть избран Богом и подвергнуться соответствующей церемонии очищения. Так на горе Синай весь Израиль стал святым народом (Исх 19:6). В Лев 8-9 объясняется, как Аарон и его сыновья были рукоположены священниками. В результате они стали более святыми, чем рядовые Израильтяне, и поэтому стали пригодны для служения Богу и принесения жертв. Прежде чем стать святыми, люди должны очиститься. Чистота в Левите — это не просто свобода от скверны, хотя и это тоже. Если человек оказывается неспособен достичь совершенства, он описывается как «нечистый». Худшая нечистота — это смерть, противоположность совершенной жизни. Кровотечения, другие выделения, кожные болезни могут осквернить человека. Животные с необычными или странными повадками, тоже считаются нечистыми (Лев 11-15). Святость и ее противоположность, нечистота, могут относиться и к поведению, и к внешним признакам. Быть святым значит повиноваться Богу и вести себя, подобно Богу. В Лев 18-25 объясняется, что значит святость в повседневной жизни. Это значит избегать нечестивых половых связей, заботиться о бедных, быть честным, справедливым, любить ближнего как самого себя. Такое поведение должно было отличать Израиль от остальных народов. Посредством святости народ должен был демонстрировать характер Бога. Жертва. На практике, к сожалению, народ и отдельные его представители редко соответствовали идеалам святости. Даже если человек не совершал тяжкого греха, он всегда мог оскверниться через соприкосновение — дотронувшись до мертвого животного или еще каким-то образом. Для поддержания отношений со святым Богом Израиль должен был очиститься от грехов и нечистоты. Так как грех влияет на отношения Бога и людей, в Левите предусмотрены четыре типа жертвоприношений для решения разных проблем (Лев 1-6), а также объясняется, какие жертвы следует приносить в каких случаях (Лев 7-17). Все эти обряды должны были показать, что грех — серьезная проблема, и помогали сохранять мир и общение между Богом и людьми. Завет горы Синай. Все законы, которые записаны в Левите, составляют часть завета горы Синай. Они развивают принципы десяти заповедей применительно к конкретным обстоятельствам жизни Древнего Израиля. Но это не просто ряд подробных правил, потому что они составляют часть завета. Следует помнить о трех вещах, связанных с заветом. Во-первых, завет касается личных отношений. Господь стал Царем Израиля, а Израиль — особым сокровищем, отличным от остальных народов мира. Во-вторых, завет был основан на Божьей благодати. Бог дал обещание Аврааму и спас народ из египетского рабства, доказав Свою верность обещанию и любовь к Израилю. Израиль, в свою очередь, должен был показать свою благодарность за спасение, соблюдая закон. Не соблюдение закона вело к спасению. Закон был дан уже искупленному народу. Наконец, в состав завета входили обещания и предостережения (Лев 26). Если народ будет соблюдать закон, Бог обещает, что им будут дарованы хорошие урожаи, победы над врагами и Бог будет ходить среди них, как в Едеме. Но если они отвергнут Божий закон, их ждут ужасные несчастья: засуха, голод, поражения и даже утрата земли, которую Бог им обещал. Эти проклятия завета создают основу для предостережений пророков в более поздние времена.
Подразделы статьи
АвторДата
Исторический контекст
Задача и богословие
СодержаниеАвтор. По традиции Левит называют также Третьей книгой Моисея, чтобы воздать должное человеку, который вполне мог бы быть ее автором. Хотя в книге нигде не говорится, что ее написал Моисей, мы не раз читаем, что Бог открыл Моисею содержание Книги Левит. Может быть, Левит не был записан сразу же после того, как был явлен, но мало чем можно подтвердить распространенное мнение критиков, что книга была написана почти через тысячу лет после жизни Моисея. Написание и грамматика Книги Левит, как и других книг ВЗ, время от времени пересматривались, чтобы книги были понятны более поздним поколениям иудеев, но это не значит, что видоизменялась суть книги. Дата. Бог открыл часть законов Книги Левит Моисею, говоря с ним в скинии собрания (Лев 1:1). Другие законы были явлены ему на горе Синай (Лев 26:46). Отсюда видно, что Моисей узнал содержание Книги Левит после того, как была построена скиния, но до того, как Израильтяне покинули гору Синай. Это соответствует Исх 40:17, где говорится, что скиния была воздвигнута ровно через год после ухода Израильтян из Египта. Потом они провели месяц на горе Синай, когда Моисею были даны законы Книги Левит. Еще через месяц (Чис 1:1) Моисею было велено готовить народ к уходу из Синая для покорения Ханаана, земли обетованной. Трудно указать точную дату исхода Израильтян из Египта. Разные ученые предлагают разные даты, от конца XV века до начала XIII века до Р.Х. Какого бы мнения мы ни придерживались, Левит должен быть написан через год после исхода. Но для установления религиозного контекста книги точная дата написания неважна. Исторический контекст. Примерно за 400 до исхода Бог обещал Аврааму, что его потомки будут многочисленны и будут жить в Ханаане. Семья Авраама умножилась, но из-за голода им пришлось поселиться в Египте. Правители Египта, боявшиеся Израильтян, превратили их в рабов. В Книге Исход рассказывается, как Бог, действуя через Моисея, вывел Израильтян из Египта чудесным образом. Моисей повел их на гору Синай, где Бог явился на вершине горы в огне и дыме. Моисей поднялся на гору, и там Бог дал ему десять заповедей и объяснил разные законы. Так Бог показал, что Избрал народ Израиля в качестве Своего святого народа, отличного от всех остальных народов и призванного показать им характер Бога самим своим поведением (Исх 19:5-6). Откровение Бога на горе Синай было уникальным и неповторимым. Но Он открыл Моисею, что хотел бы постоянно жить среди народа Израиля. Людям было велено построить переносной царский дворец, подходящий для Царя царствующих. Строительство этого переносного дворца, обычно называемого скинией, описано в Исх 35-40. Когда он был завершен, огонь и облако, которые уже являлись на горе Синай, появились над скинией как знак присутствия Бога в ней (Исх 40:34-38). В Исходе говорится также, что Моисею было велено помазать своего брата Аарона и его сыновей для служения в скинии в качестве священников (Исх 28-29). К сожалению, прежде чем начать строить скинию, Израильтяне сделали под руководством Аарона золотого тельца и начали поклоняться ему. Бог пощадил народ только благодаря молитве Моисея. Таким образом, Книга Исход оставляет читателя в напряженном ожидании. Скиния построена, но никто не знает, как поклоняться в ней Богу. Хотя Аарон и его семья живы, мы не знаем, позволено ли им будет поклоняться Богу после поклонения золотому тельцу. Книга Левит отвечает на этот вопрос. Задача и богословие. Десять заповедей кратко и ясно определяют, какого поведения Бог ждет от Своего народа. Первые четыре заповеди касаются наших обязанностей перед Богом, остальные — обязанностей перед ближним. Книга Левит построена по сходному принципу. В Лев 1-17 показывается, какого поклонения Бог ждет от Израиля, а в Лев 18-27 в основном говорится о поведении людей по отношению друг к другу. Десять заповедей имеют общий характер и с легкостью могут быть применены к любому обществу, Книга Левит более конкретна и относится к конкретным обстоятельствам жизни Древнего Израиля. Если современный читатель хочет извлечь пользу из чтения Книги Левит, он должен рассматривать не частные постановления, а лежащие за ними религиозные принципы — иначе говоря, богословие Книги Левит. В богословии Книги Левит важны четыре темы: (1) присутствие Бога, (2) святость, (3) жертва и (4) завет горы Синай. Присутствие Бога. Бог всегда реальным образом присутствует с народом Израиля. Иногда Его присутствие становится видимым, в образе огня и дыма. Но Бог присутствует с народом и тогда, когда чудесных знамений не видно. Многочисленные животные жертвы, упомянутые в книге, приносятся Господу. Когда жертвенное мясо сжигают, Господу угоден аромат (Лев 1:9). Священники, которые приносят жертвы, должны быть внимательны, потому что они ближе к Богу, чем остальной народ. Если они будут небрежно исполнять свои обязанности и нарушать Божьи заповеди, то умрут (Лев 10:1-2). Бог присутствует не только в поклонении, но и в выполнении каждодневных обязанностей. В последних главах книги неоднократно повторяются слова: «Я Господь, Бог ваш» (Лев 18:2; 19:3), что напоминает Израильтянам: все стороны их жизни — религия (Лев 21-24), половые отношения (Лев 18; 20), отношения с ближними (Лев 19; 25) — должны быть угодны Богу. Поведение каждого Израильтянина должно быть отражением Самого Бога (Лев 20:7). Страх Господень должен побуждать людей помогать слепым, глухим, старикам и нищим. Хотя такие люди не имеют сил протестовать против несправедливого обращения, Бог заботится о них (Лев 19:14,32; 25:17,36,43). Святость. «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят» (Лев 11:44-45; 19:2; 20:26) — эти слова можно назвать девизом Книги Левит. В книге много раз повторяются слова «святость», «чистый», «нечистый». Бог свят, и святость — Его отличительная особенность. Но люди тоже могут стать святыми. Для этого человек должен быть избран Богом и подвергнуться соответствующей церемонии очищения. Так на горе Синай весь Израиль стал святым народом (Исх 19:6). В Лев 8-9 объясняется, как Аарон и его сыновья были рукоположены священниками. В результате они стали более святыми, чем рядовые Израильтяне, и поэтому стали пригодны для служения Богу и принесения жертв. Прежде чем стать святыми, люди должны очиститься. Чистота в Левите — это не просто свобода от скверны, хотя и это тоже. Если человек оказывается неспособен достичь совершенства, он описывается как «нечистый». Худшая нечистота — это смерть, противоположность совершенной жизни. Кровотечения, другие выделения, кожные болезни могут осквернить человека. Животные с необычными или странными повадками, тоже считаются нечистыми (Лев 11-15). Святость и ее противоположность, нечистота, могут относиться и к поведению, и к внешним признакам. Быть святым значит повиноваться Богу и вести себя, подобно Богу. В Лев 18-25 объясняется, что значит святость в повседневной жизни. Это значит избегать нечестивых половых связей, заботиться о бедных, быть честным, справедливым, любить ближнего как самого себя. Такое поведение должно было отличать Израиль от остальных народов. Посредством святости народ должен был демонстрировать характер Бога. Жертва. На практике, к сожалению, народ и отдельные его представители редко соответствовали идеалам святости. Даже если человек не совершал тяжкого греха, он всегда мог оскверниться через соприкосновение — дотронувшись до мертвого животного или еще каким-то образом. Для поддержания отношений со святым Богом Израиль должен был очиститься от грехов и нечистоты. Так как грех влияет на отношения Бога и людей, в Левите предусмотрены четыре типа жертвоприношений для решения разных проблем (Лев 1-6), а также объясняется, какие жертвы следует приносить в каких случаях (Лев 7-17). Все эти обряды должны были показать, что грех — серьезная проблема, и помогали сохранять мир и общение между Богом и людьми. Завет горы Синай. Все законы, которые записаны в Левите, составляют часть завета горы Синай. Они развивают принципы десяти заповедей применительно к конкретным обстоятельствам жизни Древнего Израиля. Но это не просто ряд подробных правил, потому что они составляют часть завета. Следует помнить о трех вещах, связанных с заветом. Во-первых, завет касается личных отношений. Господь стал Царем Израиля, а Израиль — особым сокровищем, отличным от остальных народов мира. Во-вторых, завет был основан на Божьей благодати. Бог дал обещание Аврааму и спас народ из египетского рабства, доказав Свою верность обещанию и любовь к Израилю. Израиль, в свою очередь, должен был показать свою благодарность за спасение, соблюдая закон. Не соблюдение закона вело к спасению. Закон был дан уже искупленному народу. Наконец, в состав завета входили обещания и предостережения (Лев 26). Если народ будет соблюдать закон, Бог обещает, что им будут дарованы хорошие урожаи, победы над врагами и Бог будет ходить среди них, как в Едеме. Но если они отвергнут Божий закон, их ждут ужасные несчастья: засуха, голод, поражения и даже утрата земли, которую Бог им обещал. Эти проклятия завета создают основу для предостережений пророков в более поздние времена.