Левит, Книга

Левит, Книга (leviticus. Book of) Третья книга ВЗ, большая часть которой посвящена описанию обязанностей левитов.

Подразделы статьи

Автор
Дата
Исторический контекст
Задача и богословие
Содержание

Автор. По традиции Левит называют также Третьей книгой Моисея, чтобы воздать должное человеку, который вполне мог бы быть ее автором. Хотя в книге нигде не говорится, что ее написал Моисей, мы не раз читаем, что Бог открыл Моисею содержание Книги Левит. Может быть, Левит не был записан сразу же после того, как был явлен, но мало чем можно подтвердить распространенное мнение критиков, что книга была написана почти через тысячу лет после жизни Моисея. Написание и грамматика Книги Левит, как и других книг ВЗ, время от времени пересматривались, чтобы книги были понятны более поздним поколениям иудеев, но это не значит, что видоизменялась суть книги. Дата. Бог открыл часть законов Книги Левит Моисею, говоря с ним в скинии собрания (Лев 1:1).

Другие законы были явлены ему на горе Синай (Лев 26:46).

Отсюда видно, что Моисей узнал содержание Книги Левит после того, как была построена скиния, но до того, как Израильтяне покинули гору Синай. Это соответствует Исх 40:17, где говорится, что скиния была воздвигнута ровно через год после ухода Израильтян из Египта. Потом они провели месяц на горе Синай, когда Моисею были даны законы Книги Левит. Еще через месяц (Чис 1:1) Моисею было велено готовить народ к уходу из Синая для покорения Ханаана, земли обетованной. Трудно указать точную дату исхода Израильтян из Египта. Разные ученые предлагают разные даты, от конца XV века до начала XIII века до Р.Х. Какого бы мнения мы ни придерживались, Левит должен быть написан через год после исхода. Но для установления религиозного контекста книги точная дата написания неважна. Исторический контекст. Примерно за 400 до исхода Бог обещал Аврааму, что его потомки будут многочисленны и будут жить в Ханаане. Семья Авраама умножилась, но из-за голода им пришлось поселиться в Египте. Правители Египта, боявшиеся Израильтян, превратили их в рабов. В Книге Исход рассказывается, как Бог, действуя через Моисея, вывел Израильтян из Египта чудесным образом. Моисей повел их на гору Синай, где Бог явился на вершине горы в огне и дыме. Моисей поднялся на гору, и там Бог дал ему десять заповедей и объяснил разные законы. Так Бог показал, что Избрал народ Израиля в качестве Своего святого народа, отличного от всех остальных народов и призванного показать им характер Бога самим своим поведением (Исх 19:5-6).

Откровение Бога на горе Синай было уникальным и неповторимым. Но Он открыл Моисею, что хотел бы постоянно жить среди народа Израиля. Людям было велено построить переносной царский дворец, подходящий для Царя царствующих. Строительство этого переносного дворца, обычно называемого скинией, описано в Исх 35-40. Когда он был завершен, огонь и облако, которые уже являлись на горе Синай, появились над скинией как знак присутствия Бога в ней (Исх 40:34-38).

В Исходе говорится также, что Моисею было велено помазать своего брата Аарона и его сыновей для служения в скинии в качестве священников (Исх 28-29).

К сожалению, прежде чем начать строить скинию, Израильтяне сделали под руководством Аарона золотого тельца и начали поклоняться ему. Бог пощадил народ только благодаря молитве Моисея. Таким образом, Книга Исход оставляет читателя в напряженном ожидании. Скиния построена, но никто не знает, как поклоняться в ней Богу. Хотя Аарон и его семья живы, мы не знаем, позволено ли им будет поклоняться Богу после поклонения золотому тельцу. Книга Левит отвечает на этот вопрос. Задача и богословие. Десять заповедей кратко и ясно определяют, какого поведения Бог ждет от Своего народа. Первые четыре заповеди касаются наших обязанностей перед Богом, остальные — обязанностей перед ближним. Книга Левит построена по сходному принципу. В Лев 1-17 показывается, какого поклонения Бог ждет от Израиля, а в Лев 18-27 в основном говорится о поведении людей по отношению друг к другу. Десять заповедей имеют общий характер и с легкостью могут быть применены к любому обществу, Книга Левит более конкретна и относится к конкретным обстоятельствам жизни Древнего Израиля. Если современный читатель хочет извлечь пользу из чтения Книги Левит, он должен рассматривать не частные постановления, а лежащие за ними религиозные принципы — иначе говоря, богословие Книги Левит. В богословии Книги Левит важны четыре темы:

(1) присутствие Бога,

(2) святость,

(3) жертва и

(4) завет горы Синай. Присутствие Бога. Бог всегда реальным образом присутствует с народом Израиля. Иногда Его присутствие становится видимым, в образе огня и дыма. Но Бог присутствует с народом и тогда, когда чудесных знамений не видно. Многочисленные животные жертвы, упомянутые в книге, приносятся Господу. Когда жертвенное мясо сжигают, Господу угоден аромат (Лев 1:9).

Священники, которые приносят жертвы, должны быть внимательны, потому что они ближе к Богу, чем остальной народ. Если они будут небрежно исполнять свои обязанности и нарушать Божьи заповеди, то умрут (Лев 10:1-2).

Бог присутствует не только в поклонении, но и в выполнении каждодневных обязанностей. В последних главах книги неоднократно повторяются слова: «Я Господь, Бог ваш» (Лев 18:2; 19:3), что напоминает Израильтянам: все стороны их жизни — религия (Лев 21-24), половые отношения (Лев 18; 20), отношения с ближними (Лев 19; 25) — должны быть угодны Богу. Поведение каждого Израильтянина должно быть отражением Самого Бога (Лев 20:7).

Страх Господень должен побуждать людей помогать слепым, глухим, старикам и нищим. Хотя такие люди не имеют сил протестовать против несправедливого обращения, Бог заботится о них (Лев 19:14,32; 25:17,36,43).

Святость. «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят» (Лев 11:44-45; 19:2; 20:26) — эти слова можно назвать девизом Книги Левит. В книге много раз повторяются слова «святость», «чистый», «нечистый». Бог свят, и святость — Его отличительная особенность. Но люди тоже могут стать святыми. Для этого человек должен быть избран Богом и подвергнуться соответствующей церемонии очищения. Так на горе Синай весь Израиль стал святым народом (Исх 19:6).

В Лев 8-9 объясняется, как Аарон и его сыновья были рукоположены священниками. В результате они стали более святыми, чем рядовые Израильтяне, и поэтому стали пригодны для служения Богу и принесения жертв. Прежде чем стать святыми, люди должны очиститься. Чистота в Левите — это не просто свобода от скверны, хотя и это тоже. Если человек оказывается неспособен достичь совершенства, он описывается как «нечистый». Худшая нечистота — это смерть, противоположность совершенной жизни. Кровотечения, другие выделения, кожные болезни могут осквернить человека. Животные с необычными или странными повадками, тоже считаются нечистыми (Лев 11-15).

Святость и ее противоположность, нечистота, могут относиться и к поведению, и к внешним признакам. Быть святым значит повиноваться Богу и вести себя, подобно Богу. В Лев 18-25 объясняется, что значит святость в повседневной жизни. Это значит избегать нечестивых половых связей, заботиться о бедных, быть честным, справедливым, любить ближнего как самого себя. Такое поведение должно было отличать Израиль от остальных народов. Посредством святости народ должен был демонстрировать характер Бога. Жертва. На практике, к сожалению, народ и отдельные его представители редко соответствовали идеалам святости. Даже если человек не совершал тяжкого греха, он всегда мог оскверниться через соприкосновение — дотронувшись до мертвого животного или еще каким-то образом. Для поддержания отношений со святым Богом Израиль должен был очиститься от грехов и нечистоты. Так как грех влияет на отношения Бога и людей, в Левите предусмотрены четыре типа жертвоприношений для решения разных проблем (Лев 1-6), а также объясняется, какие жертвы следует приносить в каких случаях (Лев 7-17).

Все эти обряды должны были показать, что грех — серьезная проблема, и помогали сохранять мир и общение между Богом и людьми. Завет горы Синай. Все законы, которые записаны в Левите, составляют часть завета горы Синай. Они развивают принципы десяти заповедей применительно к конкретным обстоятельствам жизни Древнего Израиля. Но это не просто ряд подробных правил, потому что они составляют часть завета. Следует помнить о трех вещах, связанных с заветом. Во-первых, завет касается личных отношений. Господь стал Царем Израиля, а Израиль — особым сокровищем, отличным от остальных народов мира. Во-вторых, завет был основан на Божьей благодати. Бог дал обещание Аврааму и спас народ из египетского рабства, доказав Свою верность обещанию и любовь к Израилю. Израиль, в свою очередь, должен был показать свою благодарность за спасение, соблюдая закон. Не соблюдение закона вело к спасению. Закон был дан уже искупленному народу. Наконец, в состав завета входили обещания и предостережения (Лев 26).

Если народ будет соблюдать закон, Бог обещает, что им будут дарованы хорошие урожаи, победы над врагами и Бог будет ходить среди них, как в Едеме. Но если они отвергнут Божий закон, их ждут ужасные несчастья: засуха, голод, поражения и даже утрата земли, которую Бог им обещал. Эти проклятия завета создают основу для предостережений пророков в более поздние времена.

Содержание.

Виды жертвоприношений (Лев 1-7).

В этих главах объясняется, как следует приносить разные виды жертв. Большая часть жертвоприношений составляла часть регулярного поклонения в скинии и позже — в храме. Но в этих главах описываются личные жертвоприношения согрешивших, приносящих обет или поправившихся от болезни. Здесь объясняется, что должен делать приносящий жертву и что должен делать священник, какие части животного следует сжигать, какие — могут быть съедены священником и что следует делать с кровью животного. Во-первых, жертвующий приносил животное во внешний двор скинии. В присутствии священника он клал руку на голову животного и объяснял, почему приносит жертву. Потом верующий убивал животное и наносил ему несколько ударов. Тут начинал действовать священник. Он собирал кровь жертвы, помещал ее на жертвенник и сжигал по крайней мере какую-то часть животного на большом жертвеннике во дворе скинии. Так поступали с животными жертвами. Особенность жертвы всесожжения (Лев 1) заключалась в том, что непорочное животное полностью сжигалось на жертвеннике. Священнику доставалась только шкура. Это была самая распространенная жертва, ее приносили во многих случаях. Принося Богу в жертву все животное, верующий полностью посвящал себя служению. «И возложит руку свою на голову жертвы всесожжения — и приобретет он благоволение, во очищение грехов его» (Лев 1:4).

В Лев. 2 говорится о хлебной жертве, которая всегда сопровождала жертву всесожжения, но могла приноситься и отдельно. Только часть этой жертвы сжигалась; остальная употреблялась в пищу священниками. Приношения составляли существенную часть их дохода. Мирная жертва была единственной, когда жертвующему было позволено съесть часть мяса (Лев 3).

Так как в древний период Израильтянам не позволялось убивать детенышей животных, кроме как для жертвоприношения (Лев 17), любому принятию мясной пищи должна была предшествовать мирная жертва. В Лев 7:11-18 упоминаются три случая, когда следовало приносить мирную жертву «благодарности»: если кто-то хотел поблагодарить за что-либо Бога или признаться в каком-то грехе; если он приносил обет, прося Бога помочь ему в трудный момент; и добровольная жертва, которая приносилась просто потому, что человеку этого хотелось. Несмотря на свое название, жертва за грех касалась не только греха (Лев 4).

Моля о прощении грехов, человек мог приносить и другие виды жертв. Особое значение этой жертвы подчеркивает необычность обряда. Вместо того чтобы пролить кровь на жертвенник, как это делалось в случае с другими жертвоприношениями, ею смазывали роги (края) большого жертвенника во дворе (Лев 4:30), или помещали ее на маленький жертвенник внутри святилища (Лев 4:18); один раз в год кровью окроплялся ковчег в Святом-святых (Лев 16:14).

Грех осквернял помещения скинии, делая ее непригодной для пребывания Бога. А если в скинии не было Бога, то поклонение не имело смысла. Кровь выполняла функции жидкости, дезинфицирующей скинию в духовном отношении, делая ее снова чистой и святой. Жертва за грех требовалась, когда человек невольно нарушал одну из десяти заповедей или же страдал от выделений или кожных болезней, что делало его нечистым на неделю или больший период времени (Лев 12; 15).

Жертва повинности (Лев 5:14-6:7) касалась более серьезных преступлений, например, кражи священного имущества или сознательного лжесвидетельства именем Бога. В жертву следовало принести барана. В случае других жертвоприношений бедняк мог принести в жертву птицу, но для жертвы повинности всегда требовался баран. Лев 6:8-7:38 содержат много других указаний по поводу жертвоприношений: что из жертвенных продуктов священники могут есть, сколько должно быть сожжено. Важное правило для тех, кто не был священниками, гласило: не есть жира, крови или жертвенного мяса, когда они были нечистыми. В противном случае они были бы отлучены от народа Израиля (Лев 7:21-27).

Учреждение священства (Лев 8-10).

Хотя Левит похож на книгу закона, потому что содержит много правил, на самом деле это историческая книга, в которой описываются события, случившиеся примерно через год после исхода. Эти главы напоминают нам о подлинном характере книги, потому что в них говорится, как Моисей рукоположил Аарона и его сыновей на священство и как они принесли первые жертвы. Современный читатель, которому описание обрядов может показаться слишком сложным, способен проглядеть важный момент — назначение Аарона первосвященником. Именно Аарон руководил изготовлением золотого тельца и поощрял поклонение ему (Исх 32).

Если бы Моисей не выступил ходатаем в пользу Израиля, весь народ мог быть уничтожен в пустыне. Здесь мы ясно видим Божью благодать и готовность к прощению. Аарон, главный из грешников, стал основным посредником между Богом и людьми. В НЗ карьера Петра некоторым образом параллельна истории Аарона. Величие должности первосвященника видно из богато украшенных одежд, которые носил Аарон. Он и его сыновья были помазаны елеем, а потом Моисей принес три самые распространенные жертвы за них. В течение недели они не имели права идти дальше двора скинии и, по-видимому, каждый день в течение этого времени выполнялись обряды. В результате они были отделены от остального народа и полностью освящены. На восьмой день процесс был завершен. Теперь Аарон и его сыновья могли принести жертву. На этот раз Моисей только говорил им, что нужно делать; он не приносил жертву сам. Лев. 9 завершается рассказом о том, что когда они принесли жертвы за себя и за народ, из скинии появился огонь и воспламенил жертвы, что свидетельствовало об одобрении Богом их действий. Далее, в Лев 10:1-2, говорится о неожиданном повороте событий: «Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа, и сжег их, и умерли они пред лицом Господним». Мы не знаем точно, что такое этот «чуждый» огонь. Важно здесь, что священники сделали нечто, чего Бог не велел им. Священники должны были подавать пример абсолютного повиновения словам Бога: такова суть святости. Вместо этого они решили действовать по-своему, и последствия были плачевны. «Аарон молчал» (Лев 10:3).

Ему было велено даже не оплакивать своих сыновей, чтобы его не заподозрили в пособничестве их греху (Лев 10:6-7).

Но, несмотря на поведение сыновей Аарона, он и два оставшихся сына продолжали быть священниками. Они получили напоминание, что их задача — «отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» (Лев 10:10-11).

Глава завершается еще одним упоминанием о благодати. Хотя священники совершили ошибку, когда приносили жертву за грех, Бог не стал наказывать их за это. Чистота и нечистота (Лев 11-16).

Различия между чистым и нечистым — тема Лев 11-15, которые готовят нас к описанию великого обряда дня искупления в Лев.

16. Обряд этот был призван очистить скинию от скверны народа Израиля, чтобы Бог мог продолжать пребывать с ними (Лев 16:16,19).

В Лев. 11 говорится о нечистых животных, то есть тех, которых нельзя употреблять в пищу. Сначала рассматриваются животные, живущие на суше, потом — рыбы и птицы, а потом — второстепенные виды, такие как саранча и рептилии. Для того чтобы быть чистым, животное должно иметь раздвоенные копыта и жевать жвачку; так, к чистым относятся овцы и крупный рогатый скот, но не относятся свиньи и верблюды. Рыба, чтобы быть пригодной для еды, должна иметь чешую и плавники; в противном случае она считается нечистой. Птицы чисты, если они не хищные и не падальщики. Насекомые, которые похожи на птиц тем, что имеют крылья и две конечности для прыжков — например, саранча, — являются чистыми. Другие летающие насекомые — нечистые. Все ползучие твари, как ящерицы, нечисты. Ученые долгие годы вели споры, каков смысл в объявлении каких-то животных чистыми, а других — нечистыми. Высказывалось предположение, что нечистые животные приносились в жертву язычниками или представляли языческих богов. Действительно, некоторые из нечистых животных играли роль в языческих культах, но то же самое можно сказать и о чистых животных, поэтому такое объяснение неудовлетворительно. Другая возможность — связь этих правил с гигиеническими соображениями: есть чистых животных было безопасно, в отличие от нечистых. В этом объяснении есть доля истины, но оно недостаточно удовлетворительно, потому что мясо некоторых чистых животных может быть вредно, а мясо некоторых нечистых — совершенно неопасно для здоровья. Нечистых животных нельзя было есть, но дотрагиваться до них можно было. Например, Израильтяне ездили на верблюдах. Но все мертвые животные, кроме убитых для жертвоприношения, были нечисты. человек, дотронувшийся до тела или скелета мертвого животного, осквернял себя и в тот день не мог входить в скинию (Лев 11:39-40).

В следующих главах рассматриваются другие обстоятельства, которые могли сделать человека нечистым. В Лев. 12 говорится, что роды, а точнее — кровотечение, которыми они сопровождаются, делают женщину нечистой. Согласно богословию ВЗ, пределом скверны была смерть; и любые аномалии или заболевания, которые могли привести к смерти, тоже считались оскверняющими. Через определенное время после родов мать должна была принести жертву всесожжения и жертву за грех, чтобы искупить совершенное и очистить скинию, которую она могла осквернить своим присутствием. В Лев 13-14 говорится о нечистоте, связанной с кожными заболеваниями. Здесь даются подробные указания по поводу разных болезней, на основании которых священники решали, чист человек или нет. Нечистые должны были жить вне лагеря, пока их кожа не очистится. По традиции нечистые кожные заболевания называются проказой. Но это вряд ли правильно, так как проказа в ветхозаветные времена не была известна на Среднем Востоке. Скорее всего, это любое заболевание, вызывающее шелушение кожи, такое как псориаз. Это объясняет, почему больному внезапно могло стать лучше. Если болезнь отступала, больной мог позвать священника, и если тот был удовлетворен его состоянием, страдалец снова допускался в общину после выполнения обрядов, описанных в Лев.

14. Там объясняется также, что следует делать с «язвами» на стенах домов и на одежде. В Лев. 15 рассказывается, как человек может стать нечистым из-за выделений из половых органов, по причине гонореи или половой связи, женщина же считалась нечистой в момент менструации или длительного кровотечения. Отчасти эти правила призваны предотвратить храмовую проституцию, которая была распространена в Древнем мире. Так как половая связь делала людей нечистыми, они не могли принимать участия в поклонении непосредственно после нее. Кроме того, нечистота менструации должна была удерживать мужчин от связи с незамужними девушками. Согласно законам о нечистоте, каждый Израильтянин хотя бы раз в жизни становился нечистым. Эта нечистота могла осквернить дом Божий, скинию, в результате чего Бог не мог больше жить в ней. Чтобы предотвратить эту катастрофу, ежегодно проводился день искупления. Это самый торжественный праздник иудейского календаря, и соответствующие церемонии описаны в Лев.

16. В этой главе описаны три момента, связанные с днем искупления. Во-первых, первосвященник приносил особую жертву за грех, в ходе чего внешний жертвенник всесожжения, жертвенник для воскурений в святилище и сам ковчег в Святом-святых окроплялись кровью для очищения всех помещений скинии. Единственный раз в году первосвященник входил в присутствие Бога, в Святое-святых, причем предпринимались определенные шаги для защиты первосвященника от Божьей святости (Лев 16:2-4,11-17).

Еще одно публичное действие символизировало очищение Израиля от греха. По жребию выбирался козел. Потом первосвященник клал ему на голову руки и возлагал на него грехи народа. Потом козла прогоняли в пустыню; в более поздние времена его стали сбрасывать в пропасть. Это значило, что Израиль очищен от грехов, чтобы они не препятствовали мирным отношениям между Богом и народом. Третий важный момент дня искупления — публичная молитва и пост. Это значило, что грех не может быть уничтожен без усилий, но только в результате полного очищения сердец всех представителей народа Израиля. Правила для повседневной жизни (Лев 17-25).

Первые главы Книги Левит полностью посвящены отношениям народа с Богом, а последние — практическим религиозным обязанностям по отношению к другим людям. Но в Лев. 17 повторяются некоторые из правил по поводу жертвоприношений и выдвигается одно новое: все жертвы должны приноситься во дворе скинии. Это правило должно было препятствовать поклонению языческим богам. В Лев 18; 20 даны правила половых отношений в Древнем Израиле. В Лев. 19 приводятся примеры проявлений святости в повседневной жизни. В позитивном отношении, это помощь бедным, которым оставляли зерно на полях во время сбора урожая (Лев 19:9-10); уплата долгов (Лев 19:13); воздерживание от сплетен (Лев 19:16); уважение к старшим, помощь странникам, честное ведение дел (Лев 19:32-36).

Но святость — это не только слова и дела. Она должна проявляться и в мыслях: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18).

В Лев 21-22 говорится о том, как святые Израиля, священники, должны вести себя в соответствии с нормами святости. Во-первых, они не должны приближаться к мертвым телам, за исключением тел близких родственников. Во-вторых, они должны жениться на женщинах, известных своим благочестием. В-третьих, священниккалека — например, ослепший или хромой — не должен приносить жертвы. Здесь принцип прост: человек, который является представителем Бога, должен являть Божье совершенство, и тело его должно быть здоровым. Но те, кто нечист временно, из-за кожной болезни или выделений, могут вернуться к исполнению обязанностей, когда избавятся от нечистоты. В Лев. 23 перечислены основные святые дни и жертвоприношения, которые должны в эти дни делаться. В Лев. 24 говорится о светильнике и специальных хлебах, которые следует хранить в скинии. Упоминается о случае богохульства, произошедшем в пустыне. человек, который употребил святое имя Бога в проклятии, был приговорен к смерти. В Лев. 25 говорится о юбилейном годе. В любом обществе люди берут в долг. Сегодня последствия этого несколько смягчены благодаря государственным пособиям и банковским нормам превышения кредита, но в древности такого не было. Должники вынуждены были продавать родовую землю, от которой зависело их благополучие, или, в особо критических ситуациях, продавать себя в рабство. человеку, обедневшему до такой степени, очень трудно было вернуть себе землю или свободу. Но в Левите был закон, который помогал таким людям освободиться. Каждый пятидесятый год был юбилейным. В этот год освобождались все рабы и каждому, кто продал свою землю, она возвращалась безвозмездно. Так все получали возможность начать все сначала. Хотя этот закон прежде всего был задуман для защиты прав бедняков, он также мешал накоплению чрезмерных богатств в руках немногих богачей. Благословения, проклятия и обеты (Лев 26-27).

В Лев. 26 содержатся проклятия и благословения, которые по традиции входили в состав завета. Израилю было обещано великое материальное и духовное процветание, если он будет соблюдать закон, но его ждали большие несчастья в случае неповиновения. Лев. 27 — это приложение, в котором говорится об обетах и дарах Богу. Если человек обещал подарить что-либо Богу, этот подарок становился святым и не мог быть отобран у Него без. соответствующего выкупа. В главе приводятся правила таких посвящений.

см. тж. Аарон; жертвоприношения; Моисей; священники и Левиты; скиния; храм.