Марк
Марк, Иоанн о греч. «защита» (mark, John; marcus) Двоюродный брат Варнавы; соратник Петра и Павла; автор второго Евангелия. Представитель иудейской семьи из Иерусалима, ранних верующих в Иисуса Христа, Иоанн Марк носил как иудейское, так и римское имена. Римское имя Марк, вероятно, свидетельствует о римском гражданстве, как в случае с Павлом, или же было принято им, когда он оставил Иерусалим, чтобы работать в церкви языческого города Антиохии (Деян 12:25). Когда ангел Господень освободил Петра из темницы, апостол отправился в «дом Марии, матери Иоанна, называемого Марком» (Деян 12:12). Этот дом, судя по описанию, с наружными воротами, был достаточно велик, чтобы там могло собраться большое количество верующих; кроме того, у них была служанка по имени Рода (Деян 12:12-13), а значит, семья была состоятельной. К этому моменту (ок. 44 по Р.Х.) Марк, должно быть, уже был обращен лично Петром (1Пет 5:13). То, что он был выбран сопровождать Варнаву и Савла (Павла) в Антиохию, показывает, что Марк пользовался уважением в Иерусалимской церкви (Деян 12:25). Иоанн Марк сопровождал Варнаву и Савла, чтобы помогать им в миссионерском путешествии (Деян 13:5). Вскоре он покинул апостолов и вернулся в Иерусалим (Деян 13:13). В Писании не говорится о причине этого. Возможно, трудности путешествия оказались чрезмерными для молодого человека. Другое возможное объяснение — что на Пафосе, вскоре после начала путешествия, на первый план выступил Павел, как руководитель и оратор (Деян 13:13). Далее в Книге Деяний (за исключением Деян 15:12,25) говорится о Павле и Варнаве, а не о Варнаве и Павле. Может быть, Марку обидно было видеть, что его родственник Варнава, который уверовал раньше, чем Павел (Деян 4:36-37) и привел его к апостолам (Деян 9:27), занимает второе место в благовестии. Но Марк мог покинуть друзей и по какойто другой, более важной причине. Как и Павел, Марк был «Евреем от Евреев» (Флп 3:5). Поэтому Марк мог возражать против того, что Павел предлагал язычникам спасение, основанное только на вере, без соблюдения иудейского закона. Интересно, что когда в Библии рассказывается об участии Марка в путешествии благовестия (Деян 13:5) и отбытии из Пергии в Памфилии (Деян 13:13), его называют только иудейским именем Иоанн. Важно также, что Иоанн Марк вернулся не в языческую церковь в Антиохии, место своего предыдущего служения, а в иудейскую церковь в Иерусалиме (Деян 13:13). Лука сообщает, что «произошло огорчение [спор у Павла и Варнавы по поводу Марка], так что они разлучились друг с другом» (Деян 15:39). Ничто не волновало Павла сильнее, чем вопрос об оправдании верой; а Варнава продемонстрировал непонимание этой темы (Гал 2:13). Вероятно, это оказалось причиной их расставания: Варнава и Марк отправились на Кипр, а Павел и Сила — в Малую Азию для укрепления новых церквей (Деян 15:39-41). Марк снова появляется в библейском повествовании примерно 11 лет спустя. В Кол 4:10 и Флм 1:24 сказано, что он находился в Риме с Павлом в качестве «узника Иисуса Христа» (Флм 1:9). Споры были улажены, потому что Павел называет Марка и других «из обрезанных... единственными сотрудниками для Царствия Божия» (Кол 4:11). В последнем своем послании Павел воздает должное Марку в последний раз. Он сообщает Тимофею: «Постарайся прийти ко мне скоро... Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения» (2Тим 4:9,11). Хотя все покинули Павла, когда он отправился на суд императора Нерона (2Тим 4:16), Марк, который в юности бросил апостола, совершил путешествие из Ефеса в Рим, чтобы посетить возлюбленного Павла вместе с Тимофеем. Согласно 1Пет 5:13, апостол Петр передает привет от Марка вместе с приветами от других христиан Вавилона (то есть Рима), отмечая его согласие с апостолом по поводу обрезания (Гал 2:9). Самое важное и достоверное внебиблейское предание о Марке гласит, что он был близким помощником Петра. Отцы ранней церкви говорили, что из их общения и родилось Евангелие от Марка, в котором Марк изложил учение Петра об Иисусе, оформив его как Евангелие, вероятно, написанное в Риме между 60 и 68 г. по Р.Х.