Медицина и Медицинская Практика
Медицина и Медицинская Практика (MEDICINE AND MEDICAL PRACTICE) Область знаний, связанная с установлением диагноза, лечением и предотвращением заболеваний, а также средствами, которые используются для диагностики, лечения и предотвращения болезней. Медицина — область знаний, которой еврейский народ в период ВЗ уделял мало внимания, в сравнении с соседними Месопотамией и Египтом, где медицинские знания высоко ценились. В библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала было найдено 800 табличек, посвященных вопросам медицины. Из этих трудов видно, что медицина в то время представляла собой смесь религии, прорицаний и демонологии. Фармакология была довольно развита, среди лекарств можно было встретить такие снадобья, как собачий помет и человеческая моча. Некоторые врачи делали хирургические операции. В Вавилоне диагноз ставили необычным способом: изучая печень только что заколотого животного и сравнивая ее с глиняной моделью нормальной печени. На основании различий между ними врач принимал решение о состоянии пациента. Интересный пример подобного гадания упоминается в Иез 21:21. Искусство медицины было лучше развито в Египте, чем в Месопотамии. Египтяне больше опирались на логику и наблюдения. Папирус Эдвина-Смита — древнейший из сохранившихся хирургических трактатов. В нем говорится о разнообразных переломах, вывихах, ранах, опухолях и язвах. В лечении применялись пластыри, наложение швов и прижигание. Египтяне знали, что сердце — центр кровеносной системы, и умели прощупывать пульс. Папирус Эберса посвящен проблемам медицины внутренних органов и их лечения. Популярным способом лечения была клизма, и ее materia medica включала в себя ряд средств, от касторового масла до животного жира и горячего песка. В другом папирусе описываются гинекологические заболевания, наряду с магическими формулами и заклинаниями. Мумификация была развитым искусством; Иосиф велел забальзамировать тело своего отца Иакова (Быт 50:2). Еврейский народ в ветхозаветные времена относился к болезням совершенно не так, как его соседи-язычники. Они не верили в языческие предрассудки или богов, следовательно, не разработали медицинской системы, подобной египетской или вавилонской. Евреи считали, что болезнь — Божий суд (Исх 15:26; Вт 28:22,35,60-61; Ин 9:2) и выздоровление дарует Бог (Исх 15:26; Пс 102:3). В соответствии с такой философией во 2Пар 16:12Царя Асу упрекают в том, что, заболев, он обратился к врачам, а не к Богу. Поэтому, хотя врачи в Израиле были, медицина там была не столь развита и распространена, как в соседних странах. Самый важный вклад евреев в медицину — гигиенические меры, приведенные в законе, в частности в Лев. и — 15. Они прежде всего имели религиозное значение, но, без сомнения, способствовали также здоровью и физическому благополучию народа. Еврейский священник не был священником-врачом, как у других народов. Хотя еврейский священник и должен был уметь определять физическое состояние, которое делало человека нечистым, в Писании не говорится, чтобы он лечил заболевания. Единственная хирургическая операция, упоминаемая в Писании, — обрезание. Евреи делали его скорее по религиозным, чем по медицинским причинам, и совершал этот акт не врач, а глава семьи или другое лицо (Исх 4:25). В Иез 30:21 упоминается перелом руки, на которую после обездвижения наложили повязку. Есть также упоминания о женщинах, которые были опытными акушерками (Быт 35:17). В Быт 38:27-30 рассказывается о рождении близнецов, когда роды были осложнены их неправильным положением. Это трудная проблема даже для опытного акушера, и то, что мать и оба ребенка выжили, свидетельствует о мастерстве акушерки. В Исх 1:15-21 говорится об использовании специальных сидений для родов, позволявших роженице принять наиболее удобное положение. В новозаветные времена в Средиземноморье особой популярностью пользовалась греческая медицина. Хотя медицинская практика была еще примитивной, Гиппократ и другие греческие врачи того времени заложили основания современной медицины, отвергнув магическое объяснение болезней и попытавшись подвести под процесс лечения рациональную базу на основании тщательных наблюдений. Из Мк 5:26 мы узнаем, что в Израиле существовали врачи. В самом деле, раввины постановили, чтобы в каждом городе был по меньшей мере один врач, а некоторые из раввинов сами практиковали медицину. Иногда в Библии упоминаются специфические медицинские средства. Мандрагора использовалась в качестве афродизиака (Быт 30:14; Песн 7:14). Когда Иов покрылся нарывами, он удалял отмирающую кожу глиняным черепком и сидел в пепле (Иов 2:7-8). Возможно, пепел должен был подсушить кожу, так что такое поведение можно разумно объяснить. Иеремия риторически упоминает о галаадской мази, указывая на ее использование в медицине (Иер 8:22; 46:11). Точная природа этой мази неизвестна. Когда Езекия был смертельно болен, Исаия велел приложить к его нарыву смоквы (4Цар 20:7). Но, вероятно, это также нельзя считать медицинским средством, равно как омовение Неемана в реке Иордан или то, как Господь помазал глаза слепого грязью. Терапевтическое воздействие радости, о котором говорится в Пр 17:22, соответствует современным представлениям об умственном здоровье. Несколько раз в Писании упоминается использование в медицинских целях вина. О его влиянии на настроение написано в Пр 31:6, и, очевидно, уксус, который предлагали Господу на кресте, должен был ослабить Его страдания благодаря своим обезболивающим свойствам (Ин 19:29). Павел советует Тимофею пить немного вина от желудка и других недугов (1Тим 5:23). Павел не случайно говорит «немного», потому что сегодня врачи доказали: в небольших количествах вино способствует пищеварению и кровообращению; но его чрезмерное употребление во многих отношениях вредит здоровью. Добрый самарянин обработал раны пострадавшего оливковым маслом и вином (Лк 10:34). Благодаря содержанию алкоголя, вино обладает антисептическими свойствами, но в то же время способствует свертыванию крови на поверхности раны, и под этой коркой могут развиваться бактерии. Масло же, оказывая размягчающее действие, устраняет это побочное действие вина, а также ускоряет заживление. Потом была наложена повязка, и пациент был перевезен в безопасное место. В Отк 3:18 лаодикийской церкви дан совет воспользоваться глазным лекарством. Лаодикия была знаменита порошком, который помогал от болезней глаз и ослабления зрения, так что данный пример прекрасно подходит для предостережения церкви от духовной слепоты.см. тж. болезнь; врач; язва.