Мессия
Мессия (Messiah) Титул, происходящий от еврейского слова mashiach, отглагольного прилагательного со значением «помазанник». Как и в случае с новозаветным эквивалентом christos (Христос), речь идет об акте посвящения, посредством которого человек выделяется для служения Богу и принимает помазание елеем. Корень глагола (mashach) также имеет такое значение. Практика церемониального помазания елеем употреблялась в Израиле в нескольких контекстах. Священники регулярно принимали помазание перед служением у жертвенника (Лев 4:3). Хотя в Библии рассказывается о помазании пророков в буквальном смысле слова (3Цар 19:16), по-видимому, это не было стандартной практикой. Помазание Саула и Давида Самуилом показало, что иудейские цари должны были быть помазаны, чтобы получить право на престол. Царь в особенности считался помазанником Господа, и как таковой занимал прочное положение перед людьми (1Цар 12:14; 2Цар 19:21) и Богом (Пс 2:2; 19:7). Наряду с многочисленными мессианскими пророчествами, эти процедуры помогали иудеям усвоить истину о Высшем Помазаннике, Который принесет Израилю спасение. 13 положений еврейской веры, приписываемых Моше Маймониду (XIII век по Р.Х.), завершаются утверждением, которое до сих пор можно встретить во многих еврейских молитвенниках: «Я верю от всей души, что Мессия придет; и, хотя Его приход откладывается, я буду терпеливо ждать Его скорого пришествия». Мессия в Ветхом Завете. Надежда на пришествие Мессии появилась у иудеев в период правления Давида, когда было предсказано, что его царство пребудет до конца времен (2Цар 7:16). Израилю было сказано, что, через потомков Давида, его престол будет вечно править всей землей (2Цар 22:48-51; Иер 33). Обычно иудейские мыслители интересовались именно этим аспектом мессианского спасения (ср. Деян 1:6). Ортодоксальные раввины в подробностях составили для себя картину пришествия Мессии. Некогда раввины считали, что к Личности Мессии и спасению относится не менее 456 отрывков Писания. Интерес к теме Мессии виден из трактата «Санхедрин» (Вавилонский Талмуд), где сказано, что мир был сотворен для Него и что все пророки Его предсказывали («Санхедрин» 986, 99а). В ортодоксальном иудаизме сохраняется древняя вера в правление Мессии в Иерусалиме, восстановление храма, священства и жертвоприношений. В позднем иудаизме Мессия воспринимался как эсхатологическая фигура, Которая будет править в последние времена, современный же иудаизм в значительной степени отказался от веры в Мессию ради веры в мессианскую эпоху. Либеральные иудеи утверждают, что в конечном итоге мир достигнет совершенства под влиянием иудейских идей справедливости и сострадания. Такой подход, в котором не уделяется внимания плачевному состоянию грешных людей и учению Писания, позволяет заменить гуманистические идеи верой в чудесное вмешательство небесных сил. Хотя в Писании Мессия связывается с домом Давида (2Цар 7:14; Ос 3:5), обетование о Мессии было дано задолго до рождения этого царя. Фактически, обетование о Мессии подспудно присутствует в первом же обещании об установлении Царства Божьего. В Быт 3:15 говорится, что Бог положит вражду между змеем и женщиной, пока, в последние времена, «семя» женщины не нанесет смертельного удара змею. Мессианское пророчество постепенно развивалось; каждое последующее пророчество проливает все больше света на эту тему. Например, так происходит с понятием «семени»: Мессия рожден от женщины (Быт 3:15), в роду Сима (Быт 9:26), в роду Авраама (Быт 22:18). Но и в Быт 22:18 слово «семя» не обязательно указывает на конкретную личность, потому что zerah (семя) может обозначать как один объект, так и много. На этом раннем этапе мессианского пророчества не вполне еще понятно, что значат слова «жалить» и «поражать». Но представление о Мессии, Который пострадает за грехи, прослеживается уже в Книге Бытие, потому что, в любом случае, Его приход увязывается с насилием. Исаия, крупнейший из мессианских пророков, подробно развивает тему о том, что Помазанник должен пострадать (Ис 53:1). Он описывает Мессию как «Раба Господня» и в четырех «песнях о рабе» обрисовывает служение будущего избавителя (Ис 42:1-7; 49:1-9; 50:4-11; 52:13-53:12). Исаия явно не сопоставляет Мессию и Господня Раба, но отождествление этих двух личностей вполне оправданно. Они оба — помазанники (Ис 61:1); каждый несет свет язычникам (Ис 55:4; 49:6); оба смиренны при своем первом появлении (Ис 7:14-15; 11:1; 42:3; 53:1); оба относятся к роду Давида (Ис 11:1-4). Не менее важны факты их унижения и возвышения (Ис 49:7; 52:13-15). Иудейские ученые начала христианского периода в «Арамейском таргуме» передают Ис 42:1 как: «Вот, Мой Раб Мессия», а начало Ис. 53 как: «Вот, Мой Раб Мессия будет процветать». Кир мог быть назван помазанником, но никакая спасительная деятельность ему не приписывается (Ис 45:1-5). Израиль, хотя он избран и любим Богом (Ис 41:8), окажется плохим слугой и не сможет совершить искупительное служение для человечества (Ис 42:18). Крушение династии Давида красноречиво показывает нужду Израиля в монархе-помазаннике, который исцелил бы народ от отступничества и неповиновения (Исх 33:5; Ос 4:1). В ВЗ снова и снова говорится о моральной неудаче Израиля. Проблема Израиля, общая для него и для всего человечества, может быть разрешена только посредством заключения завета, центром и гарантией которого является личный Спаситель и всевышний Господь (Иер 31:31-34). Пришествие такого Спасителя — обещанная отрасль от упавшего дерева Иессея, и Он приведет к свету заблудший Божий народ (Ис 9:2; 11:1). Мы не можем отказаться от идеи, что рабская покорность и унижение не противоречат царской власти Мессии (Зах 9:9). То, что Мессия является также священником и царем, вполне понятно (Пс 109:1-4); страдания священника и царя — вещь менее очевидная. Некоторые из авторов Талмуда явно считали, что Мессия должен пострадать. В Вавилонском Талмуде, трактат «Санхедрин» 986, говорится, что Мессия будет страдать от болезней и боли. Среди молитв о дне искупления можно обнаружить слова Елеазара Бен Калира (вероятно, относятся к 1000 г. по Р.Х.): «Наш праведный Мессия ушел от нас; мы поражены ужасом, и нет нам оправдания. Нашу скверну и ярмо наших прегрешений понес Он на Себе и был изъязвлен за наши преступления. Он несет на Своих плечах наши грехи, чтобы нам были прощены наши преступления. Да исцелят нас Его раны!» Рабби Илия Де Видас пишет в том же духе: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; и это значит: хотя Мессия несет на Себе наши грехи, от чего возникает впечатление, что Он страдает, это вовсе не значит, что Мессия так страдает за наши грехи, что должен терпеть их и мучиться Сам». Исходя из всего этого, вряд ли кто-то представлял себе, что Мессия должен будет осуществить Свое спасительное деяние посредством собственной смерти (см. Ис 53:12). Раввинам не удалось удовлетворительно сочетать парадоксальные факты унижения и возвышения, и некоторые выдвинули предположение, что Бог пошлет одного Мессию для страданий, а другого — для правления. Из Библии очевидно, что Помазанника ждут ужасные страдания, но они — необходимая прелюдия к безграничной славе. Он изображается не только как великий царь (Ис 52:13; 53:12), но и как кроткий (Ис 53:2), униженный (Ис 52:14), отвергнутый (Ис 53:3), принявший на Себя последствия человеческого непослушания (Ис 53:5-6). Но Он будет возвышен, чтобы стать ходатаем за Свой народ и благословить его (Ис 53:12). Мессия, совершив тот подвиг повиновения, который не удалось совершить Адаму и Израилю, вернет Израиль и все народы к Богу (Ис 42:18-19; 49:3,6). В Книге Даниила есть уникальные сведения о Мессии. Даниил уникален в том, что смело говорит «Христе Владыке» (Дан 9:25), называет Его «Сыном человеческим» (Дан 7:13) и утверждает, что Он пострадает («предан будет смерти», Дан 9:26). Эта смерть Мессии сделает возможным искупление (Дан 9:24). Учение о заместительной жертве — единственное учение об искуплении в Библии (см. Лев 17:11). Израиль понимал, что взять на себя грех — значит принять его последствия, то есть наказание за грех (см. Чис 14:33). Тот же самый принцип лежит в основе мессианской искупительной жертвы. Он — заместительная жертва, на которую переносятся страдания, ждущие грешников. Благодаря этой жертве грехи полностью прощаются. В Пс 21:2 передан жалобный крик Мессии, Который страдает за людские грехи (Мф 27:46) и принимает на Себя грех ради Своего народа (2Кор 5:21). Но возглас «Боже мой!» указывает на Его близкие отношения с Богом, которые не могут быть совершенно нарушены. Снова появляется мотив унижения Мессии перед Его великим возвышением (Пс 21:28). В так называемых «царских псалмах» (Пс 2; 71; 109) Мессия — священник-ходатай, который облечен также функциями монарха и судьи. Иеремия придает этому портрету еще одну черту. Тот, Кто даст человечеству возможность вступить в отношения завета спасения с Богом, наделяет вмененной Богом праведностью: Мессия, праведная отрасль Бога, становится «оправданием нашим». Парадоксально, но при законе никто не мог быть распят, если не был виновен во грехе (Вт 21:22). Но Христос был распят, будучи праведником, что навеки должно подорвать веру в закон (Вт 21:23; Гал 3:13). Верующие не просто прощены, но и объявлены праведниками в Нем (Иер 23:5-6). Место рождения Мессии было четко определено (Мих 5:2), но по поводу Его Божественности велись ожесточенные споры. Хотя немногие в Древнем Израиле сомневались в сверхъестественной природе Мессии, вряд ли кто-то представлял себе, что Он будет «Богом с нами» в самом полном значении этого слова (см. Евр 1:3). Мессия в Новом Завете. Новозаветные авторы описывают дитя сверхъестественного происхождения (Ис 7:14; Мих 5:2), обладающее Божественностью в полной мере (Ис 9:6; Флп 2:6; Кол 1:19). Он — Сын Божий, достойный того, чтобы все люди поклонялись Ему (Пс 44:7-8; Евр 1:8-9). Иудеи Палестины I века знали, что мессианские обетования исполнятся, когда придет некто, подобный Моисею (Вт 18:18). Параллелей между Иисусом и Моисеем много. Они оба были первоклассными посредниками, новаторами и пропагандистами новых принципов духовной жизни. Оба чудесным образом избежали смерти в младенчестве (Исх 2; Мф 2:13-23); оба отказались от придворной службы ради служения Божьему народу (Флп 2:5-8; Евр 11:24-28); оба сопереживали ближним (Чис 27:17; Мф 9:36); оба «лицом к лицу» общались с Богом (Исх 34:29-30; 2Кор 3:7) и были посредниками завета искупления (Вт 29:1; Евр 8:6-7). Но, как заметил Лютер: «Христос — не Моисей». В конечном итоге Моисей был всего лишь слугой; Мессия же — творец и господин всего (Евр 3:3-6;
см. Ин 1:1-2,18). Фамильные родословные играют важную роль в Писании. Раввины считали, что Мессия обязательно должен происходить из рода Давида, судя по Ос 3:5 и Иер 30:9. Объявление ангела сразу же показывает, Чьим сыном был Иисус (Лк 1:32-33; ср. с Лк 2:4), как и заявление Матфея (Мф 1:1-17). Родословная у Луки, как и родословная у Матфея, подтверждает мессианство Иисуса, указывая на Его происхождение из царской семьи (Лк 3:23-38). Хотя между двумя родословными есть разночтения, они обе имеют уникальное мессианское звучание. Иисус, прекрасно знавший о мессианском акценте Писания (Ин 5:46; 8:56), неоднократно называл Себя Христом. Он не возражал, когда Его называл так слепой Вартимей (Мк 10:46-48); толпы при въезде в Иерусалим (Мф 21:9); дети в храме (Мф 21:15); а также другие (Мф 16:16-18; Мк 14:61-62; Лк 9:21; Ин 4:25-26). Но Он просил учеников не рассказывать о Его чудесных деяниях как Мессии до Его воскресения (Мф 17:9;
см. Лк 9:20-21). Из-за распространенного (неверного) представления о Мессии как о прежде всего политическом освободителе, Иисус избегал использования этого термина и предпочитал называть Себя «Сыном Человеческим». Он не утверждал, что оба термина относятся к одной и той же личности (см. Мк 14:61-62). Основываясь прежде всего на видении Даниила о небесном победителе (Дан 7:13-14), Иисус последовательно использовал этот менее известный титул, вкладывая в него подлинное значение мессианского спасения. Учение Иисуса об этом вопросе позволило Его ученикам исправить свое неверное представление о Его миссии (Мф 16:21-23). В последние времена они увидят не только, что Он — Мессия, но и что весь ВЗ посвящен Ему (Мф 5:17; Лк 24:27,44; Ин 5:39; Евр 10:7). Когда Иисус объяснял Писание, начиная с Торы (Лк 24:27), Он был живым объяснением Слова, Словом, Которое стало плотью (Ин 1:14,18). Мессианским значением обладает множество текстов, такие, как Пс 2; 15; 21; 39; 109; Ис 7:14; 9:6; 11:1; 40:10-11; 50:6; 52:13-53:12; 61:1; 63:1-6; Иер 23:5-6; 33:14-16; Иез 34:23; 37:25; Дан 9:24-27; Ос 11:1; Мих 5:2; Зах 9:9; 11:13; 12:10; 13:7; Мал 3:1; 4:2. Мессианство Иисуса явно провозглашается всеми четырьмя евангелистами (Мф 1:1; Мк 1:1; Лк 24:26; Ин 20:31). Петр в день Пятидесятницы, Филипп перед эфиопским евнухом и Аполлос в открытом споре убедительно доказали, что Иисус есть Мессия (Деян 2:36; 8:35; 28:28). Петр говорит, что Он был «сделан» Господом и Христом (Деян 2:36), и именно воскресение подтвердило такой Его статус. Подобным же образом, апостол Павел говорит о воскресении Иисуса как о подтверждении Его неоспоримого права на данный титул (Рим 1:4). Тема «Иисус есть Христос» составляла самую суть проповедей Павла, бывшего фарисея и гонителя христианской церкви. Ничто не сравнится со славой Мессии; все бледнеет в сравнении с ней (Флп 3:5-10). Апостол от всей души желает, чтобы другие познали полноту Бога в лице Его единственного Сына (Еф 3:14-19). Святой Дух в Писании называет Иисуса по-разному: Святым, Судьей, Праведным, Царем, Сыном Божьим и Господом — но этим Его титулы не исчерпываются. В Нем сходятся все мессианские предсказания; Он — пробный камень, Которым поверяется их истинность. Господь Иисус Христос — самая суть и центр завета, посредством которого грешные люди примиряются со святым Богом (Ис 42:6; Ин 14:6). Этот Иисус — Мессия Израиля, воплощенный Бог, исполняет пророчества, предсказывающие Его пришествие. Вот почему все должны верить в Него, источник всяческой благодати, единственное вечное сокровище (Мф 12:21; Ин 1:16-17; Кол 2:3). Как помазанник пророк, Он ведет нас к истине (Ин 6:14; 7:16); как священник, ходатайствует за нас (Евр 7:21); как царь — правит нами (Флп 2:9-10).см. тж. ветвь, искупитель; искупление; Сын Божий; сын человеческий; учение Иисуса Христа; христология.
см. Ин 1:1-2,18). Фамильные родословные играют важную роль в Писании. Раввины считали, что Мессия обязательно должен происходить из рода Давида, судя по Ос 3:5 и Иер 30:9. Объявление ангела сразу же показывает, Чьим сыном был Иисус (Лк 1:32-33; ср. с Лк 2:4), как и заявление Матфея (Мф 1:1-17). Родословная у Луки, как и родословная у Матфея, подтверждает мессианство Иисуса, указывая на Его происхождение из царской семьи (Лк 3:23-38). Хотя между двумя родословными есть разночтения, они обе имеют уникальное мессианское звучание. Иисус, прекрасно знавший о мессианском акценте Писания (Ин 5:46; 8:56), неоднократно называл Себя Христом. Он не возражал, когда Его называл так слепой Вартимей (Мк 10:46-48); толпы при въезде в Иерусалим (Мф 21:9); дети в храме (Мф 21:15); а также другие (Мф 16:16-18; Мк 14:61-62; Лк 9:21; Ин 4:25-26). Но Он просил учеников не рассказывать о Его чудесных деяниях как Мессии до Его воскресения (Мф 17:9;
см. Лк 9:20-21). Из-за распространенного (неверного) представления о Мессии как о прежде всего политическом освободителе, Иисус избегал использования этого термина и предпочитал называть Себя «Сыном Человеческим». Он не утверждал, что оба термина относятся к одной и той же личности (см. Мк 14:61-62). Основываясь прежде всего на видении Даниила о небесном победителе (Дан 7:13-14), Иисус последовательно использовал этот менее известный титул, вкладывая в него подлинное значение мессианского спасения. Учение Иисуса об этом вопросе позволило Его ученикам исправить свое неверное представление о Его миссии (Мф 16:21-23). В последние времена они увидят не только, что Он — Мессия, но и что весь ВЗ посвящен Ему (Мф 5:17; Лк 24:27,44; Ин 5:39; Евр 10:7). Когда Иисус объяснял Писание, начиная с Торы (Лк 24:27), Он был живым объяснением Слова, Словом, Которое стало плотью (Ин 1:14,18). Мессианским значением обладает множество текстов, такие, как Пс 2; 15; 21; 39; 109; Ис 7:14; 9:6; 11:1; 40:10-11; 50:6; 52:13-53:12; 61:1; 63:1-6; Иер 23:5-6; 33:14-16; Иез 34:23; 37:25; Дан 9:24-27; Ос 11:1; Мих 5:2; Зах 9:9; 11:13; 12:10; 13:7; Мал 3:1; 4:2. Мессианство Иисуса явно провозглашается всеми четырьмя евангелистами (Мф 1:1; Мк 1:1; Лк 24:26; Ин 20:31). Петр в день Пятидесятницы, Филипп перед эфиопским евнухом и Аполлос в открытом споре убедительно доказали, что Иисус есть Мессия (Деян 2:36; 8:35; 28:28). Петр говорит, что Он был «сделан» Господом и Христом (Деян 2:36), и именно воскресение подтвердило такой Его статус. Подобным же образом, апостол Павел говорит о воскресении Иисуса как о подтверждении Его неоспоримого права на данный титул (Рим 1:4). Тема «Иисус есть Христос» составляла самую суть проповедей Павла, бывшего фарисея и гонителя христианской церкви. Ничто не сравнится со славой Мессии; все бледнеет в сравнении с ней (Флп 3:5-10). Апостол от всей души желает, чтобы другие познали полноту Бога в лице Его единственного Сына (Еф 3:14-19). Святой Дух в Писании называет Иисуса по-разному: Святым, Судьей, Праведным, Царем, Сыном Божьим и Господом — но этим Его титулы не исчерпываются. В Нем сходятся все мессианские предсказания; Он — пробный камень, Которым поверяется их истинность. Господь Иисус Христос — самая суть и центр завета, посредством которого грешные люди примиряются со святым Богом (Ис 42:6; Ин 14:6). Этот Иисус — Мессия Израиля, воплощенный Бог, исполняет пророчества, предсказывающие Его пришествие. Вот почему все должны верить в Него, источник всяческой благодати, единственное вечное сокровище (Мф 12:21; Ин 1:16-17; Кол 2:3). Как помазанник пророк, Он ведет нас к истине (Ин 6:14; 7:16); как священник, ходатайствует за нас (Евр 7:21); как царь — правит нами (Флп 2:9-10).см. тж. ветвь, искупитель; искупление; Сын Божий; сын человеческий; учение Иисуса Христа; христология.