Место Пребывания Мертвых
Место Пребывания Мертвых (Dead, Place of the) Термин, вобравший в себя ряд библейских образов для обозначения места пребывания умерших. Сюда относятся шеол и бездна ВЗ, а также ад, геенна, рай и лоно Авраамово НЗ. По мере своего развития представление евреев о происходящем после смерти менялось, от достаточно смутного — до развитой системы НЗ. В Ветхом Завете. Информация об умерших в ВЗ весьма неопределенна. Согласно некоторым отрывкам, после смерти человек попадает в шеол (слово это переводится как «могила», «преисподняя», «яма» или просто «смерть»), и иногда это значит всего лишь, что тело его лежит в могиле (Чис 16:30,33), но чаще имеется в виду подземный мир. Место пребывания мертвых описывается как некая подземная область, куда нужно «нисходить» (Быт 42:38; Пр 15:24; Иез 26:20), место мрачное и темное (Иов 10:21-22), где царят тишина (Пс 93:17; 113:25) и забвение (Пс 87:13). Там не вспоминают о Боге и никогда не воспевают Его (Пс 6:6; 29:10; 113:25). Считается, что даже Сам Бог не помнит о тех, кто там находится (Пс 87:6,12; Ис 38:18). Мертвые преждевременно отсечены от контактов с Господом и участия в исторических событиях. Хотя граница между жизнью и смертью считается достаточно зыбкой (это видно из историй о воскресении в 4Цар 4:32-37 и призраке Самуила в 1Цар 28:7-25), иудеям было запрещено общаться с мертвыми (Вт 18:10-11). (Поклонение мертвым было в обычае у народов, окружавших Израиль.) Хотя существование в подземном мире нельзя было назвать жизнью в полном смысле этого слова, это всетаки было существование, возможно, даже в компании соотечественников и предков человека (Быт 25:8; Иез 32:17-30). Царство мертвых не находилось вне досягаемости могущества Бога (Пс 138:8; Ам 9:2; Иона 2:2). Хотя шеол изображался как голодное чудовище, жаждущее поглотить живых (Пр 27:20; 30:16), Бог в Своем могуществе может спасти человека из его когтей (Пс 48:16; 85:13). К концу новозаветного периода существовала даже надежда на окончательное избавление от власти шеола (Иов 14:13-22; 19:25-27; Пс 48:16; 72:23-28), хотя только у Даниила эта надежда выражена отчетливо (Дан 12:1-2). Итак, хотя древние евреи никогда не думали о смерти так, как думал апостол Павел в НЗ (2Кор 5:1-8; Флп 1:21-23), они не считали смерть безнадежным положением. В писаниях периода между двумя заветами. После изгнания и до начала новозаветного периода (586 до Р.Х. — 30 г. по Р.Х., после окончания составления ВЗ) контакты с религиями Персии и Греции побудили иудеев прояснить свои представления о жизни после смерти. Когда ВЗ переводился на греческий, еврейское «шеол» было переведено греческим словом для обозначения подземного мира, «гадес». В НЗ гадес стал обычным названием места пребывания мертвых. Вместе с новыми названиями возникли и новые идеи. Бытовали самые разнообразные представления о царстве мертвых. Одно из распространенных мнений представлено в псевдоэпиграфической 1 Еноха 22, где мертвые находятся в пещерах великой горы в ожидании последнего суда. Для праведников там отведено сравнительно приятное место, а для грешников — место, полное мучений. Другие продолжали ветхозаветную тему гадеса или шеола как места отчужденности от Бога и счастья (Сир 14:12,16; 17:27-28). В этот период иудеи стали использовать новый термин, «геенна» (еврейское «Енном»), — название долины к югу от Иерусалима. Эта долина славилась во времена ВЗ тем, что там приносили в жертву младенцев (4Цар 16:3; 21:6; 23:10), а в новозаветный период там была мусорная свалка. Геенной стали называть место, куда попадут после смерти грешники, место мучений в огне (1Ен. 90:20-27; 3Езд 7:70). Противоположностью этого места был «рай» (персидское слово, обозначающее сад удовольствий), где будут наслаждаться праведники. Все эти понятия — гадес, геенна, рай — были видоизменены авторами НЗ таким образом, чтобы согласовать их с откровением Христа. В Новом Завете. Хотя в НЗ используется множество разных слов для обозначения места пребывания мертвых, о нем упоминается странно мало — всего в 35 стихах. Все эти отрывки находятся в евангелиях и Книге Откровение. Апостол Павел много пишет о небесах, но только Иисус и Иоанн упоминают об аде. Слово «ад» Иисус произносит только один раз, в притче о богаче и Лазаре (Лк 16:23). В этой притче ад — место мучений, куда после смерти попадают грешники. Мучения эти — от «пламени», которое причиняет физические страдания, несмотря на смерть тела. Страдающим отказано в каком бы ни было утешении. Хотя грешники попадают в ад сразу после смерти, в конечном итоге они попадут в геенну, где будут огонь и черви, символизирующие тление (Мф 5:22,29-30; 18:9; Мк 9:48, где он цитирует Ис 66:24). Иисус называл также геенну «внешней тьмой», где «будет плач и скрежет зубов» (Мф 8:12; 22:13; 25:30). Очевидно, после окончательного суда грешники будут отправлены туда по повелению Христа (Ин 5:22,27; Деян 10:42; 17:31; 2Тим 4:1). Образ места мучений продолжает ветхозаветное представление о шеоле как месте отчужденности от Бога. Проповедуя покаяние, Иисус подчеркивает опасность геенны. Гораздо меньше Он говорит о том, куда попадут после смерти праведники. В конечном итоге, после окончательного суда праведники войдут не в геенну, а в «Царство» (Мф 25:34). Иисус дважды упоминает, что праведники будут блаженны сразу же после смерти. В Лк 16:22 рассказывается о том, что покойный Лазарь пребывал «на лоне Авраамовом», в спокойствии и мире. В Лк 23:43 то же самое место названо раем, где умирающий разбойник воссоединится с Иисусом после смерти. Павел, говоря о рае, по-видимому сопоставляет его с небесами (2Кор 12:2-3), а Иоанн связывает рай с новыми небесами и новой землей (Отк 2:7; 21:1-2; 22:1-2). Павел и другие авторы новозаветных посланий немного говорят о месте пребывания грешников после смерти. Павел только упоминает «бездне» — это намек на яму шеола (Рим 10:7). Его указание на сошествие Христа «в преисподние места земли» (Еф 4:9), вероятно, означает, что Христос умер и отправился в мир мертвых. («Преисподние места» — это термин, которым иудейские раввины обозначали шеол/гадес/геенну.) Петр говорит о том, что после смерти Христос, «ожив духом», отправился в какую-то «темницу» и проповедовал духам (1Пет 3:18-20). Толкования этого отрывка различны. Некоторые считают, что Христос отправился в гадес и проповедовал падшим ангелам времен Ноя («сынам Божиим», Быт 6:1-4), а не пленным духам людей. Во 2Пет 2:4 темница для духов (обычно переводится как «ад») происходит от «Тартара», другого греческого названия подземного мира. Павел много говорит о месте пребывания праведников после смерти. В своих ранних посланиях он нигде не упоминает, где расположено это место, говорит только, что они воскреснут (1Кор 15; 1Фес 4:13-17). После того как он сам чудом избежал смерти (2Кор 1:8-11), он стал размышлять о том, куда попадают мертвые. Умереть значит быть со Христом, утверждает Павел, и это лучше, чем жизнь (Флп 1:23). «Выйти из тела» значит «водвориться у Господа» (2Кор 5:8). Вероятно, Павел имеет в виду, что после смерти праведники тут же попадают к Иисусу в рай (см. 2Кор 12:2-4, где Павел называет рай «третьим небом»). Смерть не способна отлучить христиан от Христа (Рим 8:38-39). Напротив, она позволяет им попасть в присутствие Бога. В Книге Откровение много говорится о месте пребывания мертвых, в особенности грешников. Там это место названо двумя словами: «бездна», где находятся все злые духи; и «гадес», куда попадут умершие люди. Из бездны (или бездонной ямы) выходят демоны, которые мучают людей (Отк 9:1-11), и сатанинский «зверь», убивший двух свидетелей и несущий на спине «великую блудницу» (Отк 11:7; 17). Там будет заключен сам сатана (Отк 20:2-3). Иисус говорит, что это место приготовлено для дьявола и его ангелов (см. Мф 25:41). Благая Весть для христиан заключается в том, что бездна, или гадес, не обладает властью. Книга Откровение начинается с объявления Иисуса, что ключи от ада принадлежат Ему (Отк 1:18) и в Его власти — положить конец его влиянию (Отк 20:13). До тех пор ключи от бездны принадлежат не сатане, но находятся на небесах и доступны только вестникам Бога (Отк 9:1; 20:1). В конце ад, смерть и зло будут брошены в огненное озеро (геенну), где будут вечно страдать (Отк 19:20; 20:10,14-15; 21:8). Иоанн, автор Откровения, согласен с Павлом в том, что судьба праведников и грешников после смерти будет различной. Праведники попадут не в ад, а на небеса. Мученики предстанут перед жертвенником, призывая Бога отомстить за них (Отк 6:9-11). В другом описании бесчисленные христиане появляются перед Божьим престолом, восхваляя Его (Отк 7:9-17). Эти верующие, под руководством Самого Христа, не испытывают голода, жажды, неудобств или горя. Выводы. В ВЗ место пребывания мертвых сначала представлено как недифференцированное, неопределенное, где люди будут отделены от жизни и Бога. В более позднее время авторы стали делить это общее место (шеол) на две части. Согласно христианскому учению, грешники попадут в подземный мир, гадес, место мучений, где они будут страдать до последнего суда; в конечном итоге они будут брошены в огненное озеро, геенну. Адом, как и всем остальным творением, управляет Христос — не дьявол. Праведники не попадут в ад, они отправятся непосредственно в рай («лоно Авраамово» или небеса). Они будут со Христом; их вера станет видением, страдания — благословениями, а молитва — восхвалением. Христиане верят, что смерть, пусть она страшна как «последний враг», не причинит им вреда. Она не способна оторвать их от их Господа. Напротив, после нее они будут близко к своему Возлюбленному. Эта встреча может произойти сразу после смерти или после воскресения — промежуточный период не имеет значения, потому что это всего лишь сон. Иначе говоря, сразу после смерти верующий должен встретиться со Христом. и в ВЗ, и в НЗ о смерти говорится как о сне. Обычно в ВЗ об умершем говорится как о почившем с отцами своими (например, Вт 31:16; 2Цар 7:12). Сам Иисус называл смерть сном (Мф 9:24; Ин 11:11). Так же считал и апостол Павел (1Кор 11:30; 15:20,51; 1Фес 4:14). По крайней мере из некоторых мест можно сделать вывод о временности смерти, и именно поэтому она сравнивается со сном. Даже в ВЗ, в Дан 12:2, сказано, что смерть — это сон, продолжающийся, пока мертвый не воскреснет — некоторые для жизни вечной, некоторые — для позора и вечного осуждения.см. тж. ад; гадес; геенна; небеса; промежуточное состояние; рай; шеол.