Милость
Милость (MERCY) Качество Бога, которое заключается в выполнении обещаний и поддержании отношений завета с избранным народом, несмотря на то что народ этот недостоин и неверен (Вт 30:1-6; Ис 14:1; Иез 39:25-29; Рим 9:15-16,23; 11:32; Еф 2:4). Милость в Библии чрезвычайно емкое и многранное понятие, и чтобы выразить его, используется несколько еврейских и греческих слов. Следовательно, и для перевода употребляются разные синонимы: «доброта», «милосердие», «благость», «благодать», «благосклонность», «сострадание», «сочувствие» и «любовь». В понятии милости важны сострадание и готовность прощать обидчиков или противников, а также помогать им и щадить их в случае раскаяния. Богословское значение. Главная составляющая понятия милости — Божья любовь, проявляющаяся в бескорыстных спасительных деяниях благодати по отношению к тем, с кем Он связал Себя отношениями завета. В ВЗ это был избранный народ Израиля, который стал собственным народом Бога и к которому Бог проявил милость (Исх 33:19; Ис 54:10; 63:9). Бог настойчиво ищет примирения со Своим непокорным заблудшим народом, постоянно пытаясь вернуть его к Себе. В псалме Бог описывается как Отец, Который сопереживает Своим детям, почитающим Его и верящим Ему (Пс 102:13). Осия изображает Бога как любящего отца, Который с состраданием смотрит с небес на Свой непокорный заблудший народ (Ос 11; Иер 31:20). Он также рассматривает Израиль как неверную жену-прелюбодейку, которую Бог любит как преданный муж, несмотря на ее отступничество и греховное поведение (Ос 1-3; Ис 54:4-8). Исаия изображает Бога как мать, которая сочувствует сыну чрева своего (Ис 49:15). Все эти образы по-разному описывают Божью милость. Сюда относятся также прощение и восстановление благоволений (4Цар 13:23; Ис 54:8; Иоиль 2:18-32; Мих 7:18-20) и избавление от несчастий и опасностей (Неем 9:19-21; Пс 39:12-18; 68:17-37; 78:8-9; Ис 49:10). Так как Израиль, в качестве народа завета, познал верность и любовь Бога, благочестивые иудеи инстинктивно молили Бога о прощении и милости в момент нужды, что красноречиво отразилось в псалмах покаяния (Пс 6; 31; 37; 50; 101; 129; 142) и других местах ВЗ (Исх 34:6; Неем 9:17; Пс 56; 78; 85; 122; Ис 33:1-6; Дан 9:3-19; Иоиль 2:13). Кающиеся черпали в знании о Божьей милости надежду на прощение и уверенность в примирении с оскорбленным Господом.