Мифы О Сотворении
Мифы О Сотворении (creation myths) Религиозные истории, объясняющие происхождение вселенной и порядок в ней. Некоторые месопотамские мифы о сотворении отчасти похожи на библейский рассказ о сотворении и начале существования мира. В древности истории, объясняющие происхождение мира, были распространены по всему Ближнему Востоку. Многие из них основаны на мифах, родившихся в Шумере, одной из наиболее древних месопотамских цивилизаций. Хотя сегодня они обычно рассматриваются как вымышленные и даже развлекательные объяснения того, почему вещи таковы, каковы они есть, мифы эти играли важную роль в обществе. Считалось, что их чтение на религиозных праздниках имеет магическую силу и возвращает к жизни природу и общество. Истории о сотворении уверяли верующих в том, что порядок, созданный богами, и дальше будет держаться под натиском сил хаоса, угрожавшего болезнями, разрушением, бесплодием и смертью.
Аккадские мифы о сотворении
Египетские мифы о сотворении
Мифы о сотворении и Книга Бытие Шумерские мифы о сотворении. Шумеры процветали в Южной Месопотамии между 4000 и 3000 г. до Р.Х. Хотя это был не семитский народ, их космология повлияла на космологию семитов (разных народов, населявших Палестину, Финикию, Ассирию и Аравию), которые, вероятно, переняли своих основных божеств у шумеров. Было обнаружено около 5000 табличек и фрагментов с разнообразными литературными произведениями шумеров. Хотя большая часть этих надписей была сделана в ранний постшумерский период (ок. 1750 до Р.Х.), сами произведения составлены не позже, чем во второй половине III тысячелетия (2500-2000) до Р.Х. До сих пор не было обнаружено ни одного шумерского текста, рассказывающего непосредственно о сотворении мира. То, что нам известно об их верованиях по этому поводу, почерпнуто из отрывков, разбросанных по всем литературным произведениям, в особенности из вступлений к поэмам, в которых шумерские писцы обычно уделяли несколько строк теме сотворения. Кроме того, сохранилось девять мифов о богах, которые организовали вселенную, создали людей и цивилизацию. Религия шумеров, как и религия всех древних народов Ближнего Востока, за исключением Израильтян, представляла собой природный политеизм: они обожествляли силы природы, отвечающие за плодородие (дождь, ветер, облака, солнце, луну, реки, моря и т. д.). Следовательно, люди воспринимали происхождение вселенной (космогония) как тесно связанное с происхождением богов (теогония). Небеса и земля. В табличке, где перечисляются шумерские боги, богиня моря Намму описывается как «мать, родившая небеса и землю». В другом тексте она названа «матерью, прародительницей всех богов». Очевидно, шумеры считали, что первозданный океан был первопричиной и перводвигателем всего, а «небеса и земля» каким-то образом произошли из моря. Более того, в их представлении основными компонентами вселенной были небеса и земля; термин, обозначающий вселенную, представлял собой составное слово «небеса земля» (в точности как в первом стихе Книги Бытие, где «небо и земля» обозначают всю организованную вселенную). До того как Энлиль, бог воздуха, разделил их, небо-земля было горой с основанием на земле и вершиной в небесах. Энлиль, который назван «царем неба и земли» или «царем всех земель», был самым главным из шумерских богов. Его творческая деятельность по наведению порядка на земле прославляется в «Сотворении мотыги», где описывается, как он изобрел и посвятил это ценное сельскохозяйственное орудие. В частности, там говорится: Энлиль, который поднимает зерно из земли, Позаботился о том, чтобы отделить небо от земли, Позаботился о том, чтобы отделить землю от неба....Он создал мотыгу, «день» возник. Он учредил труд, провозгласил судьбу. На мотыгу и корзину он направил «силу». Итак, Энлиль отделил небо от земли, заставил зерно давать урожай и создал мотыгу для земледелия. Цивилизация. Бог вод Энки был также богом бездны и мудрости. Хотя вселенная была создана по «проекту» Энлиля, большую часть работы по реализации этого проекта проделал Энки. Он не просто создал мир природы — его усилиями начали формироваться важнейшие стороны культуры и цивилизации. В «Энки и мировой порядок» водный бог появляется на берегах Тигра и Евфрата, двух рек, орошающих песчаную Месопотамскую долину, и наполняет их с помощью животворных дождей и ветров. Потом он готовит землю для возделывания: он «превратил горы в поля... направил плуг и... ярмо... провел святые борозды и вырастил зерно на поле». Потом бог закладывает основы коневодства, строит ясли и овины. Он устанавливает границы и ставит пограничные столбы. Наконец, он изобретает ткачество, назвав его «задачей женщин». Организовав все на земле, Энки поручает каждое место заботе отдельного божества. Шумерский Едем. Еще один миф, «Энки и Нинхурсаг: миф о рае», отдаленно напоминает библейскую историю о Едемском саде. По-видимому, действие этого мифа происходит до сотворения животных или людей в Дильмуне, восточной земле, где живут боги, — «чистой», «ясной», «самой светлой», в которой, вероятно, не существует болезней и смерти. Энки наполняет этот край плодородными полями и по очереди вступает в связь с тремя богинями: Нинхурсаг, «матерью земли»; Нимму, их дочерью; и Нинкуррой, своей внучкой от Нимму. По-видимому, Нинхурсаг создает из семени Энки восемь новых растений. Это «запретные плоды», потому что, когда Энки съедает их, Нинхурсаг проклинает его и покидает сад, сказав: «Пока он не умрет, я не стану смотреть на него глазом жизни». Под действием проклятия сад увядает, и боги скорбят. Энки, царь богов, не может справиться с ситуацией. Он умирает. Лиса, которая, по-видимому, уже жила в Дильмуне, спасает положение, уговорив Нинхурсаг вернуться в Дильмун, где последняя исцеляет Энки и восстанавливает сад. Сотворение людей. Нинхурсаг, мать всех богов, должно быть, была олицетворением Земли. В «Сотворении человека» она, наряду с Энки, играет важную роль. Когда возникли боги, еще не было мяса или хлеба, которые они могли бы есть. В результате: Они не знали хлеба, и не умели одеваться, Ели растения, как овцы, и пили воду из луж. Чтобы разрешить проблему, Энлиль и Энки создали Бога скота и богиню зерна. Вдруг в изобилии появились скот и зерно, но боги не умели ими пользоваться. Нужно было еще что-то, чтобы приручать животных и делать из зерна хлеб. Боги стали жаловаться Энки и велели ему сделать слуг, которые заботились бы о них. Энки пришел им на помощь, «взял глину, которая над бездной», и с помощью Нинхурсаг создал людей, чьей обязанностью было служить богам, в особенности печь им хлеб. Потом был устроен пир, на котором Энки и Нинхурсаг напились и сделали несколько неадекватных типов людей, в том числе беременную женщину и евнуха. Таким образом, люди, будь они здоровы или с изъяном, сделаны из глины бездны, то есть родственны хаосу. Аккадские мифы о сотворении. Вавилоняне и ассирийцы, будучи семитскими народами, говорили на аккадском языке, что отличало их от шумеров, которые не были семитами и говорили на языке другой группы. Самый знаменитый ближневосточный миф о сотворении — вавилонский эпос, известный под названием «Энума элиш» (по первым словам). В нем идет речь о сотворении вселенной, и в нескольких местах он вторит библейскому рассказу. В позднеассирийском варианте мифа национальный бог Ассур заменил вавилонского Бога Мардука. В «Энума элиш» человечество сотворено из крови Кингу, вождя орд бунтовщиков, которые выступили против Бога-творца Мардука. Следовательно, согласно вавилонскому мифу, люди опять же хаотичны по природе. В другом мифе, который сохранился в древневавилонском отрывке, человечество создано из крови убитого Бога: Да появится человек! Да служит он всем богам, Да будет он создан из глины, Да будет он оживлен кровью! Энки открыл рот, Сказал великим богам... Да убьют они одного из богов. С его плотью и кровью... Да смешает глину Нинхурсаг. Согласно еще одному аккадскому мифу, боги сотворили человека греховным, наделив его способностью ко лжи и неправде. Египетские мифы о сотворении. Самый распространенный египетский миф о сотворении (который, например, можно найти в ритуале посвящения царской пирамиды или «Книге мертвых») гласит, что до сотворения существовала водная пустота, темная, бесформенная и невидимая. Этот водный хаос звался Нун, «великий бог, который возник сам... отец богов». Эта пустота расступилась, внутри нее образовалась земля и бог-творец Атон («целостность»). Атон сотворил остальную вселенную и распределил функции между ее частями. Как и в месопотамских мифах, бог воздуха Шу разделяет небо и землю, богиню неба Нут и Бога земли Геба и сам помещается между ними. Самый важный египетский миф о сотворении — это так называемое «Мемфисское богословие» (ок. 2700 до Р.Х.), задача которого — добиться перенесения столицы Египта в Мемфис путем доказательства, что именно этот город стал изначально местом сотворения. В мифе сотворение описывается не в чисто физическом плане, но говорится, что вселенная произошла из разума («сердца») и воли («язык») Бога-творца. Согласно этому мифу, получается, что вселенной управляет разумная воля. Мифы о сотворении и Книга Бытие. Рассказ о сотворении в Книге Бытие отличается от языческих мифов по крайней мере двумя моментами. Во-первых, отличаются цели составления рассказов. Языческие мифы служили в первую очередь для сохранения жизни и общества посредством магического повторения. Хотя библейское повествование имело значение для жизни и общества, прежде всего оно учило народ завета о Боге, не претендуя ни на какое оккультное могущество. Во-вторых, качество рассказа иное. Повествование о сотворении в Книге Бытие — это чистое богословие с минимумом прикрас. Оно звучит правдоподобно даже в век научных открытий, когда люди привыкли к детализированным объяснениям природных явлений. Умный и непредвзятый человек может принять рассказ Бытия как авторитетное утверждение значения и смысла природы и построить на этом основании жизнь в верности божественному Творцу. Напротив, мифы о сотворении отражают ущербное богословие и еще более ущербную мораль. Большая часть древних мифов, которые по многим причинам привлекают современных деятелей «оккультных наук», просто неприемлемы в качестве религиозной истины. Боги древних мифов погребены под мусором давно умерших цивилизаций или превратились в богов современных политеистических религий; Бог Библии по-прежнему жив. Литературная форма Быт 1-3 показывает, что это не богословское произведение, то есть не аналитическое рассуждение о Боге. Однако образ Бога, который там представлен, в корне отличается от богов языческих мифов. Бог был «в начале». Он единственный; Его замыслы неизменны. Языческие мифы, напротив, изображают сотворение мира как безличное и хаотическое. Хаос превращается в космос, из которого случайно возникают боги. Последующее развитие неба и земли рассматривается как космическая борьба между богами-соперниками. Опять же, Творец Книги Бытие отличен от сотворенных Им неба и земли и «больше» их. Языческие боги материальны и созданы из того же космического вещества, что и мир; мир больше их. Антропология в Библии и языческих мифах также отличается. В Бытии люди отличаются от Творца, но созданы по Его «образу». Они сотворены для того, чтобы управлять землей от имени Бога, соответственно, им даны четкие указания. В языческой мифологии люди сделаны из того же вещества, что и боги, но больше связаны с хаосом, чем боги, сотворившие их. Языческие боги создали людей как своих рабов, чтобы они заботились о материальных нуждах богов, поэтому боги относятся к ним с презрением или равнодушием. Ближневосточное мировоззрение было не просто пессимистическим, но и фаталистическим. Люди, которые не имеют никакого значения и не несут ответственности, с рождения находятся под властью неизбежной судьбы, над которой они не властны. Лучшее, на что могла надеяться большая часть жителей Ближнего Востока, была сравнительно благополучная и упорядоченная жизнь, пока их не постигнет предопределенный конец, поэтому они пытались управлять своими богами с помощью заклинаний и воспроизведения древних мифов. Бытие, с другой стороны, как часть учения ВЗ в целом, ставит человечество в условия отношений завета с живым и личным Богом.см. тж. сотворение.
Подразделы статьи
Шумерские мифы о сотворенииАккадские мифы о сотворении
Египетские мифы о сотворении
Мифы о сотворении и Книга Бытие Шумерские мифы о сотворении. Шумеры процветали в Южной Месопотамии между 4000 и 3000 г. до Р.Х. Хотя это был не семитский народ, их космология повлияла на космологию семитов (разных народов, населявших Палестину, Финикию, Ассирию и Аравию), которые, вероятно, переняли своих основных божеств у шумеров. Было обнаружено около 5000 табличек и фрагментов с разнообразными литературными произведениями шумеров. Хотя большая часть этих надписей была сделана в ранний постшумерский период (ок. 1750 до Р.Х.), сами произведения составлены не позже, чем во второй половине III тысячелетия (2500-2000) до Р.Х. До сих пор не было обнаружено ни одного шумерского текста, рассказывающего непосредственно о сотворении мира. То, что нам известно об их верованиях по этому поводу, почерпнуто из отрывков, разбросанных по всем литературным произведениям, в особенности из вступлений к поэмам, в которых шумерские писцы обычно уделяли несколько строк теме сотворения. Кроме того, сохранилось девять мифов о богах, которые организовали вселенную, создали людей и цивилизацию. Религия шумеров, как и религия всех древних народов Ближнего Востока, за исключением Израильтян, представляла собой природный политеизм: они обожествляли силы природы, отвечающие за плодородие (дождь, ветер, облака, солнце, луну, реки, моря и т. д.). Следовательно, люди воспринимали происхождение вселенной (космогония) как тесно связанное с происхождением богов (теогония). Небеса и земля. В табличке, где перечисляются шумерские боги, богиня моря Намму описывается как «мать, родившая небеса и землю». В другом тексте она названа «матерью, прародительницей всех богов». Очевидно, шумеры считали, что первозданный океан был первопричиной и перводвигателем всего, а «небеса и земля» каким-то образом произошли из моря. Более того, в их представлении основными компонентами вселенной были небеса и земля; термин, обозначающий вселенную, представлял собой составное слово «небеса земля» (в точности как в первом стихе Книги Бытие, где «небо и земля» обозначают всю организованную вселенную). До того как Энлиль, бог воздуха, разделил их, небо-земля было горой с основанием на земле и вершиной в небесах. Энлиль, который назван «царем неба и земли» или «царем всех земель», был самым главным из шумерских богов. Его творческая деятельность по наведению порядка на земле прославляется в «Сотворении мотыги», где описывается, как он изобрел и посвятил это ценное сельскохозяйственное орудие. В частности, там говорится: Энлиль, который поднимает зерно из земли, Позаботился о том, чтобы отделить небо от земли, Позаботился о том, чтобы отделить землю от неба....Он создал мотыгу, «день» возник. Он учредил труд, провозгласил судьбу. На мотыгу и корзину он направил «силу». Итак, Энлиль отделил небо от земли, заставил зерно давать урожай и создал мотыгу для земледелия. Цивилизация. Бог вод Энки был также богом бездны и мудрости. Хотя вселенная была создана по «проекту» Энлиля, большую часть работы по реализации этого проекта проделал Энки. Он не просто создал мир природы — его усилиями начали формироваться важнейшие стороны культуры и цивилизации. В «Энки и мировой порядок» водный бог появляется на берегах Тигра и Евфрата, двух рек, орошающих песчаную Месопотамскую долину, и наполняет их с помощью животворных дождей и ветров. Потом он готовит землю для возделывания: он «превратил горы в поля... направил плуг и... ярмо... провел святые борозды и вырастил зерно на поле». Потом бог закладывает основы коневодства, строит ясли и овины. Он устанавливает границы и ставит пограничные столбы. Наконец, он изобретает ткачество, назвав его «задачей женщин». Организовав все на земле, Энки поручает каждое место заботе отдельного божества. Шумерский Едем. Еще один миф, «Энки и Нинхурсаг: миф о рае», отдаленно напоминает библейскую историю о Едемском саде. По-видимому, действие этого мифа происходит до сотворения животных или людей в Дильмуне, восточной земле, где живут боги, — «чистой», «ясной», «самой светлой», в которой, вероятно, не существует болезней и смерти. Энки наполняет этот край плодородными полями и по очереди вступает в связь с тремя богинями: Нинхурсаг, «матерью земли»; Нимму, их дочерью; и Нинкуррой, своей внучкой от Нимму. По-видимому, Нинхурсаг создает из семени Энки восемь новых растений. Это «запретные плоды», потому что, когда Энки съедает их, Нинхурсаг проклинает его и покидает сад, сказав: «Пока он не умрет, я не стану смотреть на него глазом жизни». Под действием проклятия сад увядает, и боги скорбят. Энки, царь богов, не может справиться с ситуацией. Он умирает. Лиса, которая, по-видимому, уже жила в Дильмуне, спасает положение, уговорив Нинхурсаг вернуться в Дильмун, где последняя исцеляет Энки и восстанавливает сад. Сотворение людей. Нинхурсаг, мать всех богов, должно быть, была олицетворением Земли. В «Сотворении человека» она, наряду с Энки, играет важную роль. Когда возникли боги, еще не было мяса или хлеба, которые они могли бы есть. В результате: Они не знали хлеба, и не умели одеваться, Ели растения, как овцы, и пили воду из луж. Чтобы разрешить проблему, Энлиль и Энки создали Бога скота и богиню зерна. Вдруг в изобилии появились скот и зерно, но боги не умели ими пользоваться. Нужно было еще что-то, чтобы приручать животных и делать из зерна хлеб. Боги стали жаловаться Энки и велели ему сделать слуг, которые заботились бы о них. Энки пришел им на помощь, «взял глину, которая над бездной», и с помощью Нинхурсаг создал людей, чьей обязанностью было служить богам, в особенности печь им хлеб. Потом был устроен пир, на котором Энки и Нинхурсаг напились и сделали несколько неадекватных типов людей, в том числе беременную женщину и евнуха. Таким образом, люди, будь они здоровы или с изъяном, сделаны из глины бездны, то есть родственны хаосу. Аккадские мифы о сотворении. Вавилоняне и ассирийцы, будучи семитскими народами, говорили на аккадском языке, что отличало их от шумеров, которые не были семитами и говорили на языке другой группы. Самый знаменитый ближневосточный миф о сотворении — вавилонский эпос, известный под названием «Энума элиш» (по первым словам). В нем идет речь о сотворении вселенной, и в нескольких местах он вторит библейскому рассказу. В позднеассирийском варианте мифа национальный бог Ассур заменил вавилонского Бога Мардука. В «Энума элиш» человечество сотворено из крови Кингу, вождя орд бунтовщиков, которые выступили против Бога-творца Мардука. Следовательно, согласно вавилонскому мифу, люди опять же хаотичны по природе. В другом мифе, который сохранился в древневавилонском отрывке, человечество создано из крови убитого Бога: Да появится человек! Да служит он всем богам, Да будет он создан из глины, Да будет он оживлен кровью! Энки открыл рот, Сказал великим богам... Да убьют они одного из богов. С его плотью и кровью... Да смешает глину Нинхурсаг. Согласно еще одному аккадскому мифу, боги сотворили человека греховным, наделив его способностью ко лжи и неправде. Египетские мифы о сотворении. Самый распространенный египетский миф о сотворении (который, например, можно найти в ритуале посвящения царской пирамиды или «Книге мертвых») гласит, что до сотворения существовала водная пустота, темная, бесформенная и невидимая. Этот водный хаос звался Нун, «великий бог, который возник сам... отец богов». Эта пустота расступилась, внутри нее образовалась земля и бог-творец Атон («целостность»). Атон сотворил остальную вселенную и распределил функции между ее частями. Как и в месопотамских мифах, бог воздуха Шу разделяет небо и землю, богиню неба Нут и Бога земли Геба и сам помещается между ними. Самый важный египетский миф о сотворении — это так называемое «Мемфисское богословие» (ок. 2700 до Р.Х.), задача которого — добиться перенесения столицы Египта в Мемфис путем доказательства, что именно этот город стал изначально местом сотворения. В мифе сотворение описывается не в чисто физическом плане, но говорится, что вселенная произошла из разума («сердца») и воли («язык») Бога-творца. Согласно этому мифу, получается, что вселенной управляет разумная воля. Мифы о сотворении и Книга Бытие. Рассказ о сотворении в Книге Бытие отличается от языческих мифов по крайней мере двумя моментами. Во-первых, отличаются цели составления рассказов. Языческие мифы служили в первую очередь для сохранения жизни и общества посредством магического повторения. Хотя библейское повествование имело значение для жизни и общества, прежде всего оно учило народ завета о Боге, не претендуя ни на какое оккультное могущество. Во-вторых, качество рассказа иное. Повествование о сотворении в Книге Бытие — это чистое богословие с минимумом прикрас. Оно звучит правдоподобно даже в век научных открытий, когда люди привыкли к детализированным объяснениям природных явлений. Умный и непредвзятый человек может принять рассказ Бытия как авторитетное утверждение значения и смысла природы и построить на этом основании жизнь в верности божественному Творцу. Напротив, мифы о сотворении отражают ущербное богословие и еще более ущербную мораль. Большая часть древних мифов, которые по многим причинам привлекают современных деятелей «оккультных наук», просто неприемлемы в качестве религиозной истины. Боги древних мифов погребены под мусором давно умерших цивилизаций или превратились в богов современных политеистических религий; Бог Библии по-прежнему жив. Литературная форма Быт 1-3 показывает, что это не богословское произведение, то есть не аналитическое рассуждение о Боге. Однако образ Бога, который там представлен, в корне отличается от богов языческих мифов. Бог был «в начале». Он единственный; Его замыслы неизменны. Языческие мифы, напротив, изображают сотворение мира как безличное и хаотическое. Хаос превращается в космос, из которого случайно возникают боги. Последующее развитие неба и земли рассматривается как космическая борьба между богами-соперниками. Опять же, Творец Книги Бытие отличен от сотворенных Им неба и земли и «больше» их. Языческие боги материальны и созданы из того же космического вещества, что и мир; мир больше их. Антропология в Библии и языческих мифах также отличается. В Бытии люди отличаются от Творца, но созданы по Его «образу». Они сотворены для того, чтобы управлять землей от имени Бога, соответственно, им даны четкие указания. В языческой мифологии люди сделаны из того же вещества, что и боги, но больше связаны с хаосом, чем боги, сотворившие их. Языческие боги создали людей как своих рабов, чтобы они заботились о материальных нуждах богов, поэтому боги относятся к ним с презрением или равнодушием. Ближневосточное мировоззрение было не просто пессимистическим, но и фаталистическим. Люди, которые не имеют никакого значения и не несут ответственности, с рождения находятся под властью неизбежной судьбы, над которой они не властны. Лучшее, на что могла надеяться большая часть жителей Ближнего Востока, была сравнительно благополучная и упорядоченная жизнь, пока их не постигнет предопределенный конец, поэтому они пытались управлять своими богами с помощью заклинаний и воспроизведения древних мифов. Бытие, с другой стороны, как часть учения ВЗ в целом, ставит человечество в условия отношений завета с живым и личным Богом.см. тж. сотворение.