Моисей
Моисей (moses) Великий вождь еврейского народа, который вывел их из египетского рабства в землю обетованную — Ханаан; он также дал народу на горе Синай закон, который стал основой его религиозной жизни на столетия. Он в одном лице сочетал функции пророка, священника, законодателя, судьи, ходатая, пастыря, чудотворца и отца народа. Значение имени неясно. Есть предположение, что оно происходит от еврейского слова «извлекать наружу» (Исх 2:10;
см. тж. 2Цар 22:17; Пс 17:17). Если же это египетское имя, данное ему дочерью фараона, которая его нашла, то скорее всего оно происходит от египетского слова «сын» (которое присутствует во многих известных египетских именах, таких как Ахмос, Тутмос и Рамзее). Ни один из персонажей ВЗ больше не носит этого имени. Без сомнения, Моисей — величайшая фигура ВЗ (его имя упоминается не менее 767 раз). Его влияние распространяется и на НЗ (где его имя упоминается 79 раз). Первые 40 лет жизни он провел в доме фараона (Деян 7:23), где ему преподали всю египетскую мудрость. Следующие 40 лет он провел в Мадиане в качестве беглеца, спасаясь от гнева фараона после того, как он убил египтянина, который жестоко обращался с евреем. Последние 40 лет жизни он вел Израильтян из египетского плена в землю, которую Бог обещал Аврааму и его потомкам (Быт 12:1-3). Он умер в возрасте 120 лет, после того как 40 лет успешно предводительствовал в блужданиях Израильтян по пустыне, на самой границе земли обетованной, на восточном берегу реки Иордан (Вт 34:7). Он — одна из величайших фигур в истории вообще — человек, который в невероятно тяжелых условиях превратил группу рабов в новый народ, повлиявший на все течение мировой истории.
Первые 40 лет — в Египте
Вторые 40 лет — в Мадиане
Третьи 40 лет — из Египта в Ханаан
Моисей в Новом Завете Исторический контекст. Единственный источник информации о жизни Моисея — Библия. Археологи подтверждают, что события, связанные с Моисеем, вполне правдоподобны, но конкретных сведений и фактов о его существовании и деяниях не найдено. Его история начинается с прибытия Иакова, с сыновьями и их семьями, в Египет во время голода в Ханаане. Семейство, приглашенное Иосифом и радушно принятое фараоном, осело в Северо-Восточном Египте, в области Гесем, где и прожило 430 лет (Исх 12:40). Со временем число иудеев быстро росло, вся область заполнилась ими (Исх 1:7). Египтом стал править новый царь, который не знал Иосифа. В Библии не приводятся имена этих фараонов, и согласия по этому поводу нет. Наиболее часто называют имена Тутмоса III (1504-1451 до Р.Х.), Сети I (1304-1290 до Р.Х.) и Рамзеса II (1290-1224 до Р.Х.). Побоявшись, что рост числа иудеев представляет угрозу для его собственного народа, фараон решил принять меры и сократить их количество. Он стал использовать евреев как рабочую силу на строительстве городов-хранилищ Пифома и Раамсеса, но тяжкий труд не сократил их числа. Тогда фараон велел акушеркам уничтожать всех младенцев мужского пола, но они не стали выполнять этот приказ. Потом он приказал своим людям бросать всех новорожденных мальчиков в реку Нил. В таких условиях, во время первого в истории гонения на иудеев, родился Моисей. Первые 40 лет — в Египте. Рождение и ранние годы. Амрам из рода Левия женился на сестре своего отца Иохаведе (Исх 6:20;
см. Исх 2:1). Их старший сын, Аарон, был на три года старше Моисея и родился до указания топить всех еврейских мальчиков, поэтому его жизнь была вне опасности. Но Моисей родился уже после появления этого жестокого приказа. Когда ему исполнилось три месяца, его мать не смогла больше прятать его. Тогда мать взяла корзинку из тростника, просмолила ее, положила ребенка в корзинку и спрятала ее на реке, среди тростника. Старшая сестра Моисея Мариамь дежурила у реки, чтобы посмотреть, что случится. Вскоре на реку пришла купаться дочь фараона, как она обычно это делала. Иосиф Флавий считает, что это была Фермутис, другие — что Хатшепсут, но точно ее личность невозможно установить. Дочь фараона увидела младенца, поняла, что это еврейский ребенок, и решила воспитать его как собственного. Мариамь вышла из своего укрытия и предложила найти ребенку няню-еврейку. Дочь фараона согласилась. Мариамь отнесла ребенка к их собственной матери, где он пробыл еще два или три года (см. 1Цар 1:19-24). О юных годах Моисея мы ничего не знаем. Остается только догадываться, растила ли его собственная мать в детстве и юности, рассказала ли она ему об истинном его происхождении и обучила ли его иудейской вере. Моисей был обучен всем египетским премудростям, как член царской семьи, и был «силен в словах и делах» (Деян 7:22). Отождествление со своим народом. Трудно сказать, когда Моисей узнал, что он — еврей, а не египтянин, но понятно, что к 40 годам он уже об этом знал. Однажды он навестил свой народ и увидел, как жестоко с ним обращаются, потому что фараон не стал мягче относиться к иудеям с момента его рождения. Увидев египтянина, который избивал еврея, Моисей в гневе убил и похоронил обидчика. Он думал, что этот поступок пройдет незамеченным, но на следующий день наткнулся на двух иудеев, которые дрались друг с другом. Он попытался помирить их, но они оба стали обвинять его в убийстве: «Кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина?» (Исх 2:14). В Деян 7:25 добавляется: «Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение». Понимая, что, хоть он и член семьи фараона, ему не избежать наказания за содеянное, Моисей бежал в землю Мадианскую. Вторые 40 лет — в Мадиане. Женитьба на дочери Иофора. Прибыв в Мадиан, Моисей сидел у колодца, куда пришли за водой для отцовского стада семь дочерей мадианского священника. Пришли пастухи и прогнали их, но Моисей вступился за девушек и помог им напоить животных. Когда Иофор (Исх 3:1; называемый также Рагуилом, Исх 2:18, и Ховавом, Чис 10:29) узнал, что случилось, он пригласил Моисея к себе и дал ему в жены Сепфору. (По поводу личности Ховава в Чис 10:29 ученые ведут споры: одни полагают, что это тесть Моисея, другие — что это сын Иофора.
см. тж. ховав.) За годы, проведенные Моисеем в Мадиане, у него и Сепфоры родились два сына, Гирсам (Исх 2:22) и Елиезер (Исх 18:4). Прошло 40 лет, и Моисей перестал вспоминать о своей жизни в Египте. Он не предполагал, что Бог вернет его к египетскому двору, чтобы потребовать от сына уже покойного фараона освободить еврейский народ из рабства, от которого они страдали уже много лет. Бог не забыл о Своем народе и теперь был готов избавить его. Встреча с Богом у горящего куста. Однажды, когда Моисей пас овец своего тестя на горе Хорив (которая также известна как Синай), ему явился Бог — в пламени горящего, но не сгорающего куста. Моисей подошел поближе, чтобы рассмотреть странное явление, и услышал голос Бога, Который звал его из куста: «Моисей! Моисей!» Моисей ответил: «Вот я!» Он хотел подойти еще ближе к кусту, но Бог велел ему: «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх 3:4-5). Далее Он представился как Бог Авраама, Исаака и Иакова. Он сказал Моисею, что знает о жестоком обращении с его народом и слышал их плач. Далее Он рассказал о Своем замысле: послать Моисея в Египет, чтобы он избавил свой народ из рабства. Получив такое задание, которое казалось ему непосильным, пожилой Моисей начал выискивать предлоги, чтобы отказаться. Бог убедил Моисея, что будет с ним (Исх 3:11-12). Когда Моисей сказал, что не сможет ответить, если люди будут спрашивать у него имя Бога, представителем Которого он является, Бог ответил: «Я есмь Сущий... скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» (Исх 3:13-14). Предлагалось много толкований этого имени. Что бы оно ни значило, нет сомнений, что оно предполагает самодостаточность Бога. Далее Моисей сказал, что люди не поверят ему, если он скажет, что Бог прислал его спасти их из Египта. В ответ Бог послал ему три знамения. Когда он бросил жезл на дорогу, жезл превратился в змею. Когда он сунул руку себе за пазуху, она покрылась проказой. Когда он выльет нильскую воду на землю, она превратится в кровь (Исх 4:1-9). Даже вооружившись такими впечатляющими доказательствами присутствия Бога с ним, Моисей выдвинул еще одно возражение: «О, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен» (Исх 4:10). Бог сказал ему, что может научить его, что говорить; несмотря на это, Моисей просил Бога послать кого-нибудь другого. Бог согласился, чтобы говорил брат Моисея Аарон, но Он все равно собирался давать указания непосредственно Моисею. Возвращение в Египет. Моисей взял свою жену и детей и отправился в Египет, сказав тестю, что собирается навестить соплеменников (Исх 4:18). В Библии сообщается, что жена и двое детей ехали в Египет на одном осле (Исх 4:20). Это значит, что оба сына были еще малы, то есть родились не в первые годы брака Моисея. На одной из стоянок случилось нечто необычное. Господь попытался убить Моисея (Исх 4:24), по-видимому, потому, что Моисей не сделал ребенку обрезание, когда покидал Мадиан. Когда Сепфора поняла, что жизнь Моисея в опасности, она сама совершила обряд и сказала мужу: «Ты жених крови у меня» (Исх 4:25). Что бы еще ни означала эта встреча с Богом, она была торжественным напоминанием: вождь народа завета не должен сам пренебрегать ни одним правилом завета (Быт 17:10-14). Бог велел Аарону (который все еще жил в Египте) пойти на гору, где к Моисею обратился Бог из горящего куста, и встретить там брата. Моисей рассказал Аарону обо всем, что случилось. Они вместе вернулись в Египет, собрали старейшин и сообщили им все. Когда Моисей и Аарон совершили знамения перед народом, люди поверили, что Бог послал им вождей, чтобы избавить их от страданий (Исх 4:30-31). Третьи 40 лет — из Египта в Ханаан. Встреча с фараоном. Вскоре после возвращения в Египет Моисей в сопровождении Аарона пошел к фараону и повторил требования Господа: «Отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне» (Исх 5:1). Фараон не согласился, говоря, что никогда не слышал о Боге Моисея. Если вспомнить, что египетские фараоны сами считали себя божественными, становится понятно недовольство фараона. Он не только не пошел навстречу Моисею, но и увеличил бремя евреев. Они работали усердно, пока им поставляли необходимую для изготовления кирпичей солому, но теперь фараон приказал, чтобы они собирали солому сами, изготавливая при этом прежнее количество кирпичей. Евреи рассердились на Моисея и обвинили его в том, что это он побудил фараона усугубить их и без того тяжелую долю. Даже Моисей не смог понять нового поворота событий и жаловался Богу. Бог уверил Моисея, что избавит евреев из рабства и, более того, вернет их в землю, обещанную Аврааму, Исааку и Иакову. Потом Он велел Моисею вернуться к фараону и повторить требование отпустить евреев, угрожая в противном случае суровой расправой. Моисей снова пришел к фараону и повторил просьбу отпустить Израильтян. Он попытался произвести на фараона впечатление, превратив жезл в змею, но египетские мудрецы, владевшие тайным знанием, смогли повторить сделанное им, так что фараон остался глух к просьбе Моисея. Затем Моисей навлек на египетскую землю девять казней, чтобы показать всемогущество Бога и принудить фараона уступить. Среди этих казней были превращение воды Нила в кровь, жабы, мошки, песьи мухи, моровая язва у скота, воспаление с нарывами у людей, град, саранча и тьма. Во время казней с жабами, мухами, градом, саранчой и тьмой фараон временно соглашался выполнить требования Моисея, но, как только казнь прекращалась, его сердце снова ожесточалось и он брал свои слова обратно. После девяти казней в Египте царило ужасное запустение, но Израильтяне по-прежнему оставались рабами. Но предстояла еще десятая казнь, самая ужасная из всех. Первая пасха. Бог сказал Моисею, что для египтян припасена еще одна казнь: «Умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота» (Исх 11:5). Далее Он сообщил Моисею, что казнь не затронет дома евреев: «Дабы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами» (Исх 11:7). Бог дал народу через Моисея и Аарона указания — приготовиться поспешно покинуть Египет. Они должны были пойти к египтянам и попросить у них их золотые и серебряные украшения (Исх 11:2-3). Египтяне согласились; возможно, они боялись евреев и надеялись, что это положит конец ужасам, творившимся в их стране. Потом каждая еврейская семья должна была приготовить ягненка (небольшие семьи могли объединяться) для последнего ужина в земле египетской (этот обряд стал основой для иудейского праздника пасхи на долгие годы). Кровью ягненка следовало смазать дверные косяки в тех домах, где ели пасхальный ужин. Евреям было обещано, что с теми, на чьих косяках будет кровь, этой ночью ничего не случится. Им было велено также приготовить пресный хлеб. Ночью Господень ангел-губитель убил всех первенцев в земле египетской, от первенца самого фараона до первенца последнего заключенного в темнице; ни одна египетская семья не избежала трагедии. Когда фараон увидел, что случилось, он приказал Моисею и его народу немедленно покинуть его страну (Исх 12:31-32). В Библии сказано, что из Египта ушло около 600000 евреев. С женщинами и детьми количество народа должно было составить около 2 миллионов человек. Исход из Египта. Исход — центральное событие ВЗ, рождение Израиля как нации. Иудейский народ до сих пор вспоминает это событие как великое искупительное деяние Бога в истории ради Своего народа, как христиане считают величайшим искупительным актом распятие Христа. Точный маршрут, по которому пошли евреи, сегодня трудно установить, хотя здесь выдвигалось множество предположений. Они не пошли самым коротким и прямым путем в Ханаан (такое путешествие вдоль побережья Средиземного моря отняло бы около 10 дней), но отправились в сторону горы Синай, где Бог ранее говорил с Моисеем из горящего куста. Бог велел Моисею привести народ на это место, чтобы они поклонились Ему (Исх 3:12). Евреи не забыли о просьбе Иосифа и захватили его останки с собой в землю обетованную (Быт 50:25; Исх 13:19). В пути народ вел облачный столп днем и огненный — ночью. Облако символизировало присутствие Бога со Своим народом, Он указывал людям путь. Фараон же начал жалеть, что отпустил евреев. Он решил послать вдогонку за ними свое войско, чтобы вернуть их. Когда евреи увидели приближающееся облако пыли и поняли, что их преследует египетская армия, они испугались. Перед ними было море, позади — египтяне; казалось, что бежать некуда. Люди стали обвинять Моисея в том, что он вывел их из Египта. Бог снова уверил их, что им нечего бояться, что Он их защитит. Бог обещал сразиться за них и дать им победу (Исх 14:14). Господь заставил расступиться воды Чермного моря (которое по традиции считается Красным, но это неверно) посредством сильного ветра с востока, и Израильтяне смогли перейти по дну моря на другой берег. Египтяне бросились вслед за Израильтянами по дну моря. Но они не успели перебраться на другую сторону — воды сомкнулись. Египетская армия погибла в море, а Израильтяне были в это время в безопасности на другом берегу. Люди восславили свое великое избавление в песне (Исх 15) и продолжили путь. Далее в повествовании описывается борьба Израильтян за выживание в пустыне: проблемы с водой и пищей, внутренние разногласия, недовольство Моисеем, битвы с врагами. Все это время Моисей был объединяющей силой и великим духовным вождем. Несмотря на великое искупительное деяние Бога, свидетелями которого они не так давно стали, Израильтяне не обладали твердой верой. Через три дня они пришли на место, где не было питьевой воды, и стали жаловаться на Моисея. Господь показал Моисею, как очистить непригодную для питья воду, и нужды людей были удовлетворены (Исх 15:22-25). В пустыне Син снова возникло недовольство, на этот раз из-за нехватки пищи. Бог удовлетворил их нужды, послав им манну — вещество, похожее на хлеб, которое должно было стать их пищей до прихода в Ханаан (Исх 16:1-21). Позже, в Рефидиме, люди снова стали роптать из-за недостатка воды. Бог снова дал им необходимое, исторгнув воду из скалы Хорив (Исх 17:1-7). Там же, в Рефидиме, на них напали амаликитяне, но Бог послал Израильтянам великую победу (Исх 17:8-13). Моисей с народом достигли Синая и разбили там лагерь. Их навестил Иофор, который привез жену и детей Моисея. По-видимому, Сепфора предпочла вернуться и пожить у отца, когда Моисей отправился в Египет. Теперь они с радостью воссоединились, и Иофор принес Богу жертву всесожжения (это вызвало предположения, что Иофор был настоящим верующим в Яхве, хотя ничто не говорит о его связи с иудейской верой). Глядя, как Моисей пытается уладить все споры и решить все проблемы, Иофор предложил ему разделить эту ответственность со способными людьми, которых он изберет из народа. Моисей послушался совета, а вскоре после этого Иофор вернулся в родную землю. Он не остался в Синае, чтобы участвовать в заключении завета (Исх 18:13-27). Закон, данный в Синае. Бог сдержал обещания, данные Моисею. Он избавил евреев из египетского рабства и привел их туда, где поручил Моисею стать их вождем. Теперь Он был готов вступить с Израилем в отношения завета. Последовала впечатляющая и устрашающая сцена: среди молний, грома, туч, огня, дыма и землетрясения Бог сошел на вершину горы Синай и призвал Моисея к Себе. Там Моисей пробыл 40 дней, получая закон, который должен был стать основой завета. На горе Синай Бог явил Себя как Бога, требующего абсолютной верности во всех областях жизни и в то же время — как Бога, Который жаждет личного общения со Своим народом. Отступничество народа. Пока Моисей был на горе Синай, люди внизу потеряли терпение и перестали верить в его возвращение. Они пошли к Аарону и попросили его сделать им идолов для поклонения. Они пожертвовали на это свои золотые серьги. «Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. и сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх 32:4). На следующий день они начали поклоняться тельцу, приносить ему жертвы и устраивать оргии. Бог сообщил Моисею, что происходит внизу, и в гневе пожелал уничтожить этот народ и произвести другой, от Моисея и его потомков. Моисей тут же стал ходатайствовать за людей, и Бог перестал гневаться. Моисей спустился с горы с двумя каменными табличками, на которых был написан закон, но, войдя в лагерь и увидев, что там творится, он не смог сдержать гнева. Он бросил каменные таблички на землю, истолок в порошок золотого тельца, растворил этот порошок в воде и велел людям выпить ее. Он попросил у Аарона объяснений по поводу совершенного им тяжкого греха. Аарон предпринял неуклюжую попытку свести свою роль к минимуму: «Я бросил его [золото] в огонь, и вышел этот телец» (Исх 32:24). Моисей вызвал добровольцев, чтобы те осуществили Божий суд над народом за великий грех, ими совершенный. Люди из колена Левия откликнулись и казнили около 3000 человек. Позже их похвалили и вознаградили (Вт 33:9-10). Моисей снова выступил ходатаем за свой народ, прося, чтобы остальных Бог простил и не казнил их. Бог уступил и обещал Моисею, что ангел Господень посетит их позже (Исх 32:34). Потом Моисей попросил, чтобы ему было позволено увидеть Божью славу. Бог велел ему взять две каменных таблички, подобные тем, что он уничтожил, и на следующий день вернуться на вершину горы. Там Господь прошел перед ним и объявил Свое имя: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх 34:6). Моисей оставался на вершине еще 40 дней и получил предостережение избегать идолопоклонства и другие наставления Господа, вместе с новой копией 10 заповедей на каменных табличках. Когда Моисей спустился с горы, он не подозревал, что лицо его сияет после общения с Господом. Сначала люди боялись приближаться к нему, но он созвал их и повторил все, что Господь сказал ему на горе. Потом он покрыл лицо покрывалом, которое снимал только в присутствии Господа. Павел пишет, что Моисей покрывал лицо, чтобы люди не видели, как постепенно угасает на нем небесный свет (2Кор 3:13). Скиния и священство. Когда Моисей был на вершине горы в первый раз для получения Божьего закона, ему было велено собирать материалы для строительства скинии. Нужны были золото, серебро, бронза, синие, пурпурные и красные ткани, тонкий лен, козья шерсть, дубленые бараньи шкуры, козьи шкуры и древесина акации, а также масло для светильников, специи для помазания и благовоний, оникс и камни для ефода (Исх 25:3-7). Ему был дан также план устройства скинии и обряда посвящения ее служителей. человеку по имени Веселиил было поручено строительство, помогал ему Аголиав (Исх 31:1-6). Скиния была переносной, как шатер, чтобы ее можно было разбирать и транспортировать с места на место, пока евреи не придут в Ханаан. Помимо указаний насчет скинии, Бог также дал Моисею наставления о жертвоприношениях: жертве всесожжения, хлебной жертве, мирной жертве, жертве за грех и жертве повинности (Лев 1-7). Моисей должен был провести торжественную церемонию рукоположения Аарона и его сыновей в качестве священников, для начала поклонения (Лев 8-9). Через какое-то время после торжественного начала религиозных обрядов Надав и Авиуд, двое из четырех сыновей Аарона, принесли Господу в жертву неугодный Ему огонь. Господь послал огонь и уничтожил их. Моисей запретил Аарону и его сыновьям Елеазару и Ифамару выражать скорбь в связи с греховностью проступка (Лев 10:1-7). Трудно понять, в чем заключался грех, но, без сомнения, это было преступление против святости Бога. Неслучайно большая часть Книги Левит посвящена нормам святой жизни, которой Бог требует от Своего народа. От Синая до Кадиса. Перепись населения была проведена через год после исхода Израильтян из Египта (Чис 9:1). Бог напомнил народу, что пора отпраздновать пасху. Они отпраздновали, а через месяц покинули Синай и отправились в пустыню Фаран. По пути они жаловались на то, что постоянно приходится есть манну, и тосковали по рыбе, огурцам, дыням, луку-порею, репчатому луку и чесноку, которые они ели в Египте (Чис 11:4-6). В гневе Бог послал им множество перепелов и, пока они поедали это мясо, навлек на них великую чуму, от которой погибло множество народа. Жаловаться стали даже Мариамь и Аарон. Они начали выступать против женитьбы Моисея на женщине из Куша (Чис 12:1-2). Неизвестно, была ли это действительно эфиоплянка или же имеется в виду Сепфора. Если Моисей и женился во второй раз, об этом нигде в ВЗ не говорится. Моисей не стал отвечать на обвинения брата и сестры. В этом не было необходимости, потому что Бог выступил в защиту Своего слуги. Он поразил Мариамь проказой за то, что она выступала против Моисея. Когда Аарон увидел Мариамь, он понял, что они оба согрешили. Моисей вмешался, и Мариамь была очищена от проказы. Когда народ разбил лагерь в Кадесе (также называемом Кадес-Варни, Чис 32:8), в пустыне Фаран, Моисей послал 12 лазутчиков в Ханаан, чтобы те разведали положение для Израильской армии. Через 40 дней лазутчики вернулись. Они пришли к выводу, что земля плодородная, выглядит привлекательно, но десять из них испугались местных жителей и выступили против нападения на эту землю. Только Иисус Навин и Халев были готовы пойти вперед и завоевать эту территорию. Вся община выступала против войны. Они решили выбрать нового вождя и вернуться в Египет, чтобы не рисковать жизнью в Ханаане. Они угрожали побить камнями Моисея и Аарона. Тут вмешался Бог, и Он уничтожил бы весь народ на месте, если бы не заступничество Моисея (Чис 13:1-14:19). Он объявил, что если Бог не введет Свой народ в Ханаан, окружающие народы решат, будто Бог Израильтян не способен ввести их в эту землю. Бог снова уступил Моисею и простил народ, но сказал, что ни один человек старше 20 лет из тех, кто роптал против Него, не войдет в землю обетованную. Им предстояло еще 40 лет блужданий по пустыне до тех пор, пока не умрет нынешнее поколение, и только их детям будет позволено войти в Ханаан (Чис 14:29-33). Услышав Божий приговор, люди тут же решили немедленно вступить в Ханаан, но Бог не поддерживал их, и они потерпели сокрушительное поражение от рук амаликитян и хананеев. Сорок лет в пустыне. О последующих 40 годах блужданий в пустыне известно очень мало. Несмотря на суд, который их уже постиг, люди не изменили своего поведения. человек по имени Корей снова выступил против власти Моисея и Аарона. Бог не стал слушать мольбы Моисея и Аарона за этих ослушников (Чис 16:22-24), Он велел всем отойти подальше от шатров Корея и его союзников. На глазах у народа земля разверзлась и поглотила непокорных, вместе с их домашними и всем имуществом. Хотя остальные Израильтяне видели, что ждало бунтовщиков, это не помешало им снова выступать против Моисея и Аарона. Тогда Бог велел Моисею удалиться от роптавшей общины, чтобы Он мог их Наказать. Хотя Моисей принес искупительную жертву за грехи людей, 14 700 из них умерло от чумы в результате наказания. Чтобы еще раз показать: Моисей — избранный вождь, Бог приказал Моисею взять по жезлу для каждого колена и поместить их в скинии собрания. Бог собирался заставить жезл Своего избранника расцвести, чтобы прекратить ропот среди народа. Жезл Аарона пустил ростки и зацвел, но люди продолжали роптать. Уже незадолго до завершения блужданий в пустыне Мариамь умерла и была похоронена в Кадесе (Чис 20:1). Потом люди снова стали жаловаться на недостаток воды. Бог приказал Моисею заговорить со скалой, чтобы из нее вышла вода для удовлетворения жажды. Вместо того чтобы обратиться к скале, Моисей дважды ударил по ней жезлом. Вода пошла, но Бог упрекнул Моисея и Аарона: «За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему» (Чис 20:12). Не вполне понятно, какой именно грех они совершили; по-видимому, Моисей и Аарон хотели, чтобы им оказали почести, принадлежащие только Богу. Из-за греха им было отказано в праве ввести Израильтян в землю обетованную. Может показаться, что это слишком суровое наказание за такой грех, но, будучи вождями, Моисей и Аарон несли очень большую ответственность. Народ совершил переход из Кадеса к горе Ор, на границе Едома, и там умер Аарон. Моисей взял его одежды священника и передал их его старшему сыну Елеазару, что символизировало передачу ему должности священника (Чис 20:28). По мере приближения народа к пункту назначения, сопротивление местного населения возрастало. В Хорме произошло столкновение с царем Арада, закончившееся победой Израиля (Чис 21:1-3). Во время похода вокруг Едома некоторые Израильтяне стали выступать против Бога и Моисея, потому что им не хватало воды или пищи и они устали есть манну. На этот раз Господь наслал на народ ядовитых змей, и многие умерли от ядовитых укусов. Те, кого еще не ужалили змеи, пришли к Моисею, покаялись в грехе и попросили удалить змей. Бог велел Моисею сделать бронзового змея и поднять его на шесте. Ужаленный человек, посмотревший на этого змея, оставался жив. Приблизившись к территории аморрейского царя Сигона, Израильтяне послали к нему гонцов с просьбой о позволении мирно пройти через его земли. Но Сигон не согласился. Он собрал свое войско и атаковал Израиль. Он был убит в сражении, а его земли и города были заняты евреями (Чис 21:21-25). Прибытие к реке Иордан. После победы над Сигоном Израильтяне снова отправились в путь. Они расположились лагерем на равнинах Моава, на восточном берегу реки Иордан напротив Иерихона, перед землей обетованной. Моавитяне испугались, потому что слышали, что случилось с аморреями. Их царь Валак нанял волшебника по имени Валаам, чтобы тот проклял Израильтян. Трижды Валаам пытался произнести проклятие, но каждый раз Бог превращал его слова в благословение (Чис 22-24). Но хоть Валааму и не удалось проклясть Израильтян, он причинил им немалые неприятности. Он посоветовал моавитянам подговорить Израиль принести жертвы их богам и склониться перед ними (Чис 25:1-3; 31:16; 2Пет 2:15; Рим 2:14). Когда народ начал кланяться моавитскому божеству Ваалу из Фегора, Бог разгневался на них и послал чуму, от которой погибло 24 000 человек (Чис 25:9). Это была первая встреча Израиля с искушением идолопоклонства, первый намек на то, что будет, когда они поселятся в Ханаане. Именно идолопоклонство впоследствии погубит их. После чумы Бог велел Моисею и Елеазару провести еще одну перепись населения, подобную той, что была 40 лет назад. Целое поколение Израильтян умерло в пустыне, но родилось почти столько же, так что теперь среди них было 601 730 мужчин старше 20 лет, способных воевать (Чис 26:51). Из тех, кто был учтен во время первой переписи, не осталось в живых никого, кроме Халева и Иисуса Навина. Господь велел Моисею возложить руки на Иисуса Навина и провозгласить его новым вождем перед священником Елеазаром и всем собранием (Чис 27:12-23). Помимо этого, Господь дал Моисею указания насчет праздников и обетов (Чис 28-30). Бог велел Моисею совершить последнее деяние в качестве вождя: отомстить мадианитянам. Израиль одержал великую победу над мадианитянской армией, их цари и Валаам были убиты. Господь дал Моисею указания по поводу границ земли обетованной и деления ее между коленами (Чис 34). Он приказал также, чтобы 48 городов были отданы левитам, колену священников. Шесть из этих городов стали городами для убежища — туда могли бежать убийцы, чтобы не быть убитыми теми, кто искал отмщения, и получить возможность предстать перед судом (Чис 35). Смерть Моисея. Книгу Второзаконие часто называют прощальной речью Моисея, потому что вся она исходит из его уст. Народ собрался перед Моисеем, и он повторил все, что сделал для них Бог после Синая, а также напомнил о том, как им не удалось войти в землю обетованную за 38 лет до того (Вт 2:14). Он снова попросил, чтобы Бог позволил ему пересечь Иордан и увидеть землю обетованную, но Бог ответил, что Моисею позволено взглянуть на эту землю только с вершины горы Фасги. Тогда Моисей призвал народ исполнять заповеди и законы, которые были им даны, чтобы получить в своей земле Божье благословение. Когда настал день смерти Моисея, Господь велел ему и Иисусу Навину прийти в скинию собрания, чтобы Иисус стад новым вождем (Вт 31:14-23). Перед смертью Моисей благословил всех Израильтян (Вт 33). Совершив это, Моисей отправился из Моавитской равнины на гору Нево и на вершину Фасга. Оттуда Бог показал ему землю, обещанную Аврааму, Исааку и Иакову, которая скоро должна была стать домом для кочевых колен Израиля. Бог снова повторил, что не позволит Моисею пересечь Иордан. Моисей умер, и Бог похоронил его где-то в долине на земле Моава, напротив Веффегора (Вт 34:6). Моисею было 120 лет, и Израильтяне оплакивали его 30 дней. Лучшая эпитафия Моисею — слова в конце Книги Второзаконие: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу» (Вт 34:10). Моисей в Новом Завете. Все иудеи и христиане апостольских времен считали Моисея автором Пятикнижия. Такие выражения, как «закон Моисеев» (Лк 2:22), «Моисей заповедал» (Мф 19:7), «Моисей сказал» (Мк 7:10) и «Моисей написал» (Мк 12:19), показывают, что имя Моисея напрямую связывалось с книгами ВЗ, которые ему приписывались. Моисей упоминается в НЗ больше, чем кто-либо из героев ВЗ, — всего 79 раз. Его роль законодателя была важнее всего (Мф 8:4; Мк 7:10; Ин 1:17; Деян 15:1). Он появляется при преображении Иисуса как представитель ветхозаветного закона, вместе с Илией, представителем пророков ВЗ (Мф 17:1-3). О роли Моисея как пророка упоминается в НЗ. Как пророк он говорил о пришествии Мессии и Его страданиях (Лк 24:25-27; Деян 3:22). В НЗ жизнь и деяния Моисея используются также как пример жизни при новом завете. История о рождестве Иисуса похожа на историю Моисея: младенец-избавитель был,спасен от коварных замыслов злого деспота (Мф 2:13-18). Провозглашение Иисусом нового закона в Нагорной проповеди параллельно провозглашению закона на горе Синай (Мф 5-7), Иисус предстает авторитетным глашатаем воли Божьей. Контраст между старым законом и новыми отношениями с Богом в особенности остро представлен в Послании к галатам. Сравнение Моисея с Христом — важный момент в Послании к евреям (Евр 3:5-6; 9:11-22). Иоанн противопоставляет закон, данный через Моисея, благодати и истине, данной через Иисуса Христа (Ин 1:17). Он также сравнивает манну в пустыне с Иисусом как «хлебом жизни» (Ин 6:30-35). Другие упоминания о Моисее или связанных с ним событиях включают в себя ссылки на его рождение (Деян 7:20; Евр 11:23), горящий куст (Лк 20:37), египетских волшебников (2Тим 3:8), пасху (Евр 11:28), исход (Евр 3:16), пересечение моря (1Кор 10:2), жертвоприношения завета на горе Синай (Мф 26:28), манку (1Кор 10:3), свет славы на лице Моисея (2Кор 3:7-18), извлечение воды из скалы (1Кор 10:4), медного змея (Ин 3:14) и песнь Моисея (Отк 15:3).см. тж. блуждания в пустыне; десять заповедей; Египет, Израиль, история, исход Израиля из Египта казни египетские; священники и левиты; скиния, храм.
см. тж. 2Цар 22:17; Пс 17:17). Если же это египетское имя, данное ему дочерью фараона, которая его нашла, то скорее всего оно происходит от египетского слова «сын» (которое присутствует во многих известных египетских именах, таких как Ахмос, Тутмос и Рамзее). Ни один из персонажей ВЗ больше не носит этого имени. Без сомнения, Моисей — величайшая фигура ВЗ (его имя упоминается не менее 767 раз). Его влияние распространяется и на НЗ (где его имя упоминается 79 раз). Первые 40 лет жизни он провел в доме фараона (Деян 7:23), где ему преподали всю египетскую мудрость. Следующие 40 лет он провел в Мадиане в качестве беглеца, спасаясь от гнева фараона после того, как он убил египтянина, который жестоко обращался с евреем. Последние 40 лет жизни он вел Израильтян из египетского плена в землю, которую Бог обещал Аврааму и его потомкам (Быт 12:1-3). Он умер в возрасте 120 лет, после того как 40 лет успешно предводительствовал в блужданиях Израильтян по пустыне, на самой границе земли обетованной, на восточном берегу реки Иордан (Вт 34:7). Он — одна из величайших фигур в истории вообще — человек, который в невероятно тяжелых условиях превратил группу рабов в новый народ, повлиявший на все течение мировой истории.
Подразделы статьи
Исторический контекстПервые 40 лет — в Египте
Вторые 40 лет — в Мадиане
Третьи 40 лет — из Египта в Ханаан
Моисей в Новом Завете Исторический контекст. Единственный источник информации о жизни Моисея — Библия. Археологи подтверждают, что события, связанные с Моисеем, вполне правдоподобны, но конкретных сведений и фактов о его существовании и деяниях не найдено. Его история начинается с прибытия Иакова, с сыновьями и их семьями, в Египет во время голода в Ханаане. Семейство, приглашенное Иосифом и радушно принятое фараоном, осело в Северо-Восточном Египте, в области Гесем, где и прожило 430 лет (Исх 12:40). Со временем число иудеев быстро росло, вся область заполнилась ими (Исх 1:7). Египтом стал править новый царь, который не знал Иосифа. В Библии не приводятся имена этих фараонов, и согласия по этому поводу нет. Наиболее часто называют имена Тутмоса III (1504-1451 до Р.Х.), Сети I (1304-1290 до Р.Х.) и Рамзеса II (1290-1224 до Р.Х.). Побоявшись, что рост числа иудеев представляет угрозу для его собственного народа, фараон решил принять меры и сократить их количество. Он стал использовать евреев как рабочую силу на строительстве городов-хранилищ Пифома и Раамсеса, но тяжкий труд не сократил их числа. Тогда фараон велел акушеркам уничтожать всех младенцев мужского пола, но они не стали выполнять этот приказ. Потом он приказал своим людям бросать всех новорожденных мальчиков в реку Нил. В таких условиях, во время первого в истории гонения на иудеев, родился Моисей. Первые 40 лет — в Египте. Рождение и ранние годы. Амрам из рода Левия женился на сестре своего отца Иохаведе (Исх 6:20;
см. Исх 2:1). Их старший сын, Аарон, был на три года старше Моисея и родился до указания топить всех еврейских мальчиков, поэтому его жизнь была вне опасности. Но Моисей родился уже после появления этого жестокого приказа. Когда ему исполнилось три месяца, его мать не смогла больше прятать его. Тогда мать взяла корзинку из тростника, просмолила ее, положила ребенка в корзинку и спрятала ее на реке, среди тростника. Старшая сестра Моисея Мариамь дежурила у реки, чтобы посмотреть, что случится. Вскоре на реку пришла купаться дочь фараона, как она обычно это делала. Иосиф Флавий считает, что это была Фермутис, другие — что Хатшепсут, но точно ее личность невозможно установить. Дочь фараона увидела младенца, поняла, что это еврейский ребенок, и решила воспитать его как собственного. Мариамь вышла из своего укрытия и предложила найти ребенку няню-еврейку. Дочь фараона согласилась. Мариамь отнесла ребенка к их собственной матери, где он пробыл еще два или три года (см. 1Цар 1:19-24). О юных годах Моисея мы ничего не знаем. Остается только догадываться, растила ли его собственная мать в детстве и юности, рассказала ли она ему об истинном его происхождении и обучила ли его иудейской вере. Моисей был обучен всем египетским премудростям, как член царской семьи, и был «силен в словах и делах» (Деян 7:22). Отождествление со своим народом. Трудно сказать, когда Моисей узнал, что он — еврей, а не египтянин, но понятно, что к 40 годам он уже об этом знал. Однажды он навестил свой народ и увидел, как жестоко с ним обращаются, потому что фараон не стал мягче относиться к иудеям с момента его рождения. Увидев египтянина, который избивал еврея, Моисей в гневе убил и похоронил обидчика. Он думал, что этот поступок пройдет незамеченным, но на следующий день наткнулся на двух иудеев, которые дрались друг с другом. Он попытался помирить их, но они оба стали обвинять его в убийстве: «Кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина?» (Исх 2:14). В Деян 7:25 добавляется: «Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение». Понимая, что, хоть он и член семьи фараона, ему не избежать наказания за содеянное, Моисей бежал в землю Мадианскую. Вторые 40 лет — в Мадиане. Женитьба на дочери Иофора. Прибыв в Мадиан, Моисей сидел у колодца, куда пришли за водой для отцовского стада семь дочерей мадианского священника. Пришли пастухи и прогнали их, но Моисей вступился за девушек и помог им напоить животных. Когда Иофор (Исх 3:1; называемый также Рагуилом, Исх 2:18, и Ховавом, Чис 10:29) узнал, что случилось, он пригласил Моисея к себе и дал ему в жены Сепфору. (По поводу личности Ховава в Чис 10:29 ученые ведут споры: одни полагают, что это тесть Моисея, другие — что это сын Иофора.
см. тж. ховав.) За годы, проведенные Моисеем в Мадиане, у него и Сепфоры родились два сына, Гирсам (Исх 2:22) и Елиезер (Исх 18:4). Прошло 40 лет, и Моисей перестал вспоминать о своей жизни в Египте. Он не предполагал, что Бог вернет его к египетскому двору, чтобы потребовать от сына уже покойного фараона освободить еврейский народ из рабства, от которого они страдали уже много лет. Бог не забыл о Своем народе и теперь был готов избавить его. Встреча с Богом у горящего куста. Однажды, когда Моисей пас овец своего тестя на горе Хорив (которая также известна как Синай), ему явился Бог — в пламени горящего, но не сгорающего куста. Моисей подошел поближе, чтобы рассмотреть странное явление, и услышал голос Бога, Который звал его из куста: «Моисей! Моисей!» Моисей ответил: «Вот я!» Он хотел подойти еще ближе к кусту, но Бог велел ему: «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх 3:4-5). Далее Он представился как Бог Авраама, Исаака и Иакова. Он сказал Моисею, что знает о жестоком обращении с его народом и слышал их плач. Далее Он рассказал о Своем замысле: послать Моисея в Египет, чтобы он избавил свой народ из рабства. Получив такое задание, которое казалось ему непосильным, пожилой Моисей начал выискивать предлоги, чтобы отказаться. Бог убедил Моисея, что будет с ним (Исх 3:11-12). Когда Моисей сказал, что не сможет ответить, если люди будут спрашивать у него имя Бога, представителем Которого он является, Бог ответил: «Я есмь Сущий... скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» (Исх 3:13-14). Предлагалось много толкований этого имени. Что бы оно ни значило, нет сомнений, что оно предполагает самодостаточность Бога. Далее Моисей сказал, что люди не поверят ему, если он скажет, что Бог прислал его спасти их из Египта. В ответ Бог послал ему три знамения. Когда он бросил жезл на дорогу, жезл превратился в змею. Когда он сунул руку себе за пазуху, она покрылась проказой. Когда он выльет нильскую воду на землю, она превратится в кровь (Исх 4:1-9). Даже вооружившись такими впечатляющими доказательствами присутствия Бога с ним, Моисей выдвинул еще одно возражение: «О, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен» (Исх 4:10). Бог сказал ему, что может научить его, что говорить; несмотря на это, Моисей просил Бога послать кого-нибудь другого. Бог согласился, чтобы говорил брат Моисея Аарон, но Он все равно собирался давать указания непосредственно Моисею. Возвращение в Египет. Моисей взял свою жену и детей и отправился в Египет, сказав тестю, что собирается навестить соплеменников (Исх 4:18). В Библии сообщается, что жена и двое детей ехали в Египет на одном осле (Исх 4:20). Это значит, что оба сына были еще малы, то есть родились не в первые годы брака Моисея. На одной из стоянок случилось нечто необычное. Господь попытался убить Моисея (Исх 4:24), по-видимому, потому, что Моисей не сделал ребенку обрезание, когда покидал Мадиан. Когда Сепфора поняла, что жизнь Моисея в опасности, она сама совершила обряд и сказала мужу: «Ты жених крови у меня» (Исх 4:25). Что бы еще ни означала эта встреча с Богом, она была торжественным напоминанием: вождь народа завета не должен сам пренебрегать ни одним правилом завета (Быт 17:10-14). Бог велел Аарону (который все еще жил в Египте) пойти на гору, где к Моисею обратился Бог из горящего куста, и встретить там брата. Моисей рассказал Аарону обо всем, что случилось. Они вместе вернулись в Египет, собрали старейшин и сообщили им все. Когда Моисей и Аарон совершили знамения перед народом, люди поверили, что Бог послал им вождей, чтобы избавить их от страданий (Исх 4:30-31). Третьи 40 лет — из Египта в Ханаан. Встреча с фараоном. Вскоре после возвращения в Египет Моисей в сопровождении Аарона пошел к фараону и повторил требования Господа: «Отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне» (Исх 5:1). Фараон не согласился, говоря, что никогда не слышал о Боге Моисея. Если вспомнить, что египетские фараоны сами считали себя божественными, становится понятно недовольство фараона. Он не только не пошел навстречу Моисею, но и увеличил бремя евреев. Они работали усердно, пока им поставляли необходимую для изготовления кирпичей солому, но теперь фараон приказал, чтобы они собирали солому сами, изготавливая при этом прежнее количество кирпичей. Евреи рассердились на Моисея и обвинили его в том, что это он побудил фараона усугубить их и без того тяжелую долю. Даже Моисей не смог понять нового поворота событий и жаловался Богу. Бог уверил Моисея, что избавит евреев из рабства и, более того, вернет их в землю, обещанную Аврааму, Исааку и Иакову. Потом Он велел Моисею вернуться к фараону и повторить требование отпустить евреев, угрожая в противном случае суровой расправой. Моисей снова пришел к фараону и повторил просьбу отпустить Израильтян. Он попытался произвести на фараона впечатление, превратив жезл в змею, но египетские мудрецы, владевшие тайным знанием, смогли повторить сделанное им, так что фараон остался глух к просьбе Моисея. Затем Моисей навлек на египетскую землю девять казней, чтобы показать всемогущество Бога и принудить фараона уступить. Среди этих казней были превращение воды Нила в кровь, жабы, мошки, песьи мухи, моровая язва у скота, воспаление с нарывами у людей, град, саранча и тьма. Во время казней с жабами, мухами, градом, саранчой и тьмой фараон временно соглашался выполнить требования Моисея, но, как только казнь прекращалась, его сердце снова ожесточалось и он брал свои слова обратно. После девяти казней в Египте царило ужасное запустение, но Израильтяне по-прежнему оставались рабами. Но предстояла еще десятая казнь, самая ужасная из всех. Первая пасха. Бог сказал Моисею, что для египтян припасена еще одна казнь: «Умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота» (Исх 11:5). Далее Он сообщил Моисею, что казнь не затронет дома евреев: «Дабы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами» (Исх 11:7). Бог дал народу через Моисея и Аарона указания — приготовиться поспешно покинуть Египет. Они должны были пойти к египтянам и попросить у них их золотые и серебряные украшения (Исх 11:2-3). Египтяне согласились; возможно, они боялись евреев и надеялись, что это положит конец ужасам, творившимся в их стране. Потом каждая еврейская семья должна была приготовить ягненка (небольшие семьи могли объединяться) для последнего ужина в земле египетской (этот обряд стал основой для иудейского праздника пасхи на долгие годы). Кровью ягненка следовало смазать дверные косяки в тех домах, где ели пасхальный ужин. Евреям было обещано, что с теми, на чьих косяках будет кровь, этой ночью ничего не случится. Им было велено также приготовить пресный хлеб. Ночью Господень ангел-губитель убил всех первенцев в земле египетской, от первенца самого фараона до первенца последнего заключенного в темнице; ни одна египетская семья не избежала трагедии. Когда фараон увидел, что случилось, он приказал Моисею и его народу немедленно покинуть его страну (Исх 12:31-32). В Библии сказано, что из Египта ушло около 600000 евреев. С женщинами и детьми количество народа должно было составить около 2 миллионов человек. Исход из Египта. Исход — центральное событие ВЗ, рождение Израиля как нации. Иудейский народ до сих пор вспоминает это событие как великое искупительное деяние Бога в истории ради Своего народа, как христиане считают величайшим искупительным актом распятие Христа. Точный маршрут, по которому пошли евреи, сегодня трудно установить, хотя здесь выдвигалось множество предположений. Они не пошли самым коротким и прямым путем в Ханаан (такое путешествие вдоль побережья Средиземного моря отняло бы около 10 дней), но отправились в сторону горы Синай, где Бог ранее говорил с Моисеем из горящего куста. Бог велел Моисею привести народ на это место, чтобы они поклонились Ему (Исх 3:12). Евреи не забыли о просьбе Иосифа и захватили его останки с собой в землю обетованную (Быт 50:25; Исх 13:19). В пути народ вел облачный столп днем и огненный — ночью. Облако символизировало присутствие Бога со Своим народом, Он указывал людям путь. Фараон же начал жалеть, что отпустил евреев. Он решил послать вдогонку за ними свое войско, чтобы вернуть их. Когда евреи увидели приближающееся облако пыли и поняли, что их преследует египетская армия, они испугались. Перед ними было море, позади — египтяне; казалось, что бежать некуда. Люди стали обвинять Моисея в том, что он вывел их из Египта. Бог снова уверил их, что им нечего бояться, что Он их защитит. Бог обещал сразиться за них и дать им победу (Исх 14:14). Господь заставил расступиться воды Чермного моря (которое по традиции считается Красным, но это неверно) посредством сильного ветра с востока, и Израильтяне смогли перейти по дну моря на другой берег. Египтяне бросились вслед за Израильтянами по дну моря. Но они не успели перебраться на другую сторону — воды сомкнулись. Египетская армия погибла в море, а Израильтяне были в это время в безопасности на другом берегу. Люди восславили свое великое избавление в песне (Исх 15) и продолжили путь. Далее в повествовании описывается борьба Израильтян за выживание в пустыне: проблемы с водой и пищей, внутренние разногласия, недовольство Моисеем, битвы с врагами. Все это время Моисей был объединяющей силой и великим духовным вождем. Несмотря на великое искупительное деяние Бога, свидетелями которого они не так давно стали, Израильтяне не обладали твердой верой. Через три дня они пришли на место, где не было питьевой воды, и стали жаловаться на Моисея. Господь показал Моисею, как очистить непригодную для питья воду, и нужды людей были удовлетворены (Исх 15:22-25). В пустыне Син снова возникло недовольство, на этот раз из-за нехватки пищи. Бог удовлетворил их нужды, послав им манну — вещество, похожее на хлеб, которое должно было стать их пищей до прихода в Ханаан (Исх 16:1-21). Позже, в Рефидиме, люди снова стали роптать из-за недостатка воды. Бог снова дал им необходимое, исторгнув воду из скалы Хорив (Исх 17:1-7). Там же, в Рефидиме, на них напали амаликитяне, но Бог послал Израильтянам великую победу (Исх 17:8-13). Моисей с народом достигли Синая и разбили там лагерь. Их навестил Иофор, который привез жену и детей Моисея. По-видимому, Сепфора предпочла вернуться и пожить у отца, когда Моисей отправился в Египет. Теперь они с радостью воссоединились, и Иофор принес Богу жертву всесожжения (это вызвало предположения, что Иофор был настоящим верующим в Яхве, хотя ничто не говорит о его связи с иудейской верой). Глядя, как Моисей пытается уладить все споры и решить все проблемы, Иофор предложил ему разделить эту ответственность со способными людьми, которых он изберет из народа. Моисей послушался совета, а вскоре после этого Иофор вернулся в родную землю. Он не остался в Синае, чтобы участвовать в заключении завета (Исх 18:13-27). Закон, данный в Синае. Бог сдержал обещания, данные Моисею. Он избавил евреев из египетского рабства и привел их туда, где поручил Моисею стать их вождем. Теперь Он был готов вступить с Израилем в отношения завета. Последовала впечатляющая и устрашающая сцена: среди молний, грома, туч, огня, дыма и землетрясения Бог сошел на вершину горы Синай и призвал Моисея к Себе. Там Моисей пробыл 40 дней, получая закон, который должен был стать основой завета. На горе Синай Бог явил Себя как Бога, требующего абсолютной верности во всех областях жизни и в то же время — как Бога, Который жаждет личного общения со Своим народом. Отступничество народа. Пока Моисей был на горе Синай, люди внизу потеряли терпение и перестали верить в его возвращение. Они пошли к Аарону и попросили его сделать им идолов для поклонения. Они пожертвовали на это свои золотые серьги. «Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. и сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх 32:4). На следующий день они начали поклоняться тельцу, приносить ему жертвы и устраивать оргии. Бог сообщил Моисею, что происходит внизу, и в гневе пожелал уничтожить этот народ и произвести другой, от Моисея и его потомков. Моисей тут же стал ходатайствовать за людей, и Бог перестал гневаться. Моисей спустился с горы с двумя каменными табличками, на которых был написан закон, но, войдя в лагерь и увидев, что там творится, он не смог сдержать гнева. Он бросил каменные таблички на землю, истолок в порошок золотого тельца, растворил этот порошок в воде и велел людям выпить ее. Он попросил у Аарона объяснений по поводу совершенного им тяжкого греха. Аарон предпринял неуклюжую попытку свести свою роль к минимуму: «Я бросил его [золото] в огонь, и вышел этот телец» (Исх 32:24). Моисей вызвал добровольцев, чтобы те осуществили Божий суд над народом за великий грех, ими совершенный. Люди из колена Левия откликнулись и казнили около 3000 человек. Позже их похвалили и вознаградили (Вт 33:9-10). Моисей снова выступил ходатаем за свой народ, прося, чтобы остальных Бог простил и не казнил их. Бог уступил и обещал Моисею, что ангел Господень посетит их позже (Исх 32:34). Потом Моисей попросил, чтобы ему было позволено увидеть Божью славу. Бог велел ему взять две каменных таблички, подобные тем, что он уничтожил, и на следующий день вернуться на вершину горы. Там Господь прошел перед ним и объявил Свое имя: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх 34:6). Моисей оставался на вершине еще 40 дней и получил предостережение избегать идолопоклонства и другие наставления Господа, вместе с новой копией 10 заповедей на каменных табличках. Когда Моисей спустился с горы, он не подозревал, что лицо его сияет после общения с Господом. Сначала люди боялись приближаться к нему, но он созвал их и повторил все, что Господь сказал ему на горе. Потом он покрыл лицо покрывалом, которое снимал только в присутствии Господа. Павел пишет, что Моисей покрывал лицо, чтобы люди не видели, как постепенно угасает на нем небесный свет (2Кор 3:13). Скиния и священство. Когда Моисей был на вершине горы в первый раз для получения Божьего закона, ему было велено собирать материалы для строительства скинии. Нужны были золото, серебро, бронза, синие, пурпурные и красные ткани, тонкий лен, козья шерсть, дубленые бараньи шкуры, козьи шкуры и древесина акации, а также масло для светильников, специи для помазания и благовоний, оникс и камни для ефода (Исх 25:3-7). Ему был дан также план устройства скинии и обряда посвящения ее служителей. человеку по имени Веселиил было поручено строительство, помогал ему Аголиав (Исх 31:1-6). Скиния была переносной, как шатер, чтобы ее можно было разбирать и транспортировать с места на место, пока евреи не придут в Ханаан. Помимо указаний насчет скинии, Бог также дал Моисею наставления о жертвоприношениях: жертве всесожжения, хлебной жертве, мирной жертве, жертве за грех и жертве повинности (Лев 1-7). Моисей должен был провести торжественную церемонию рукоположения Аарона и его сыновей в качестве священников, для начала поклонения (Лев 8-9). Через какое-то время после торжественного начала религиозных обрядов Надав и Авиуд, двое из четырех сыновей Аарона, принесли Господу в жертву неугодный Ему огонь. Господь послал огонь и уничтожил их. Моисей запретил Аарону и его сыновьям Елеазару и Ифамару выражать скорбь в связи с греховностью проступка (Лев 10:1-7). Трудно понять, в чем заключался грех, но, без сомнения, это было преступление против святости Бога. Неслучайно большая часть Книги Левит посвящена нормам святой жизни, которой Бог требует от Своего народа. От Синая до Кадиса. Перепись населения была проведена через год после исхода Израильтян из Египта (Чис 9:1). Бог напомнил народу, что пора отпраздновать пасху. Они отпраздновали, а через месяц покинули Синай и отправились в пустыню Фаран. По пути они жаловались на то, что постоянно приходится есть манну, и тосковали по рыбе, огурцам, дыням, луку-порею, репчатому луку и чесноку, которые они ели в Египте (Чис 11:4-6). В гневе Бог послал им множество перепелов и, пока они поедали это мясо, навлек на них великую чуму, от которой погибло множество народа. Жаловаться стали даже Мариамь и Аарон. Они начали выступать против женитьбы Моисея на женщине из Куша (Чис 12:1-2). Неизвестно, была ли это действительно эфиоплянка или же имеется в виду Сепфора. Если Моисей и женился во второй раз, об этом нигде в ВЗ не говорится. Моисей не стал отвечать на обвинения брата и сестры. В этом не было необходимости, потому что Бог выступил в защиту Своего слуги. Он поразил Мариамь проказой за то, что она выступала против Моисея. Когда Аарон увидел Мариамь, он понял, что они оба согрешили. Моисей вмешался, и Мариамь была очищена от проказы. Когда народ разбил лагерь в Кадесе (также называемом Кадес-Варни, Чис 32:8), в пустыне Фаран, Моисей послал 12 лазутчиков в Ханаан, чтобы те разведали положение для Израильской армии. Через 40 дней лазутчики вернулись. Они пришли к выводу, что земля плодородная, выглядит привлекательно, но десять из них испугались местных жителей и выступили против нападения на эту землю. Только Иисус Навин и Халев были готовы пойти вперед и завоевать эту территорию. Вся община выступала против войны. Они решили выбрать нового вождя и вернуться в Египет, чтобы не рисковать жизнью в Ханаане. Они угрожали побить камнями Моисея и Аарона. Тут вмешался Бог, и Он уничтожил бы весь народ на месте, если бы не заступничество Моисея (Чис 13:1-14:19). Он объявил, что если Бог не введет Свой народ в Ханаан, окружающие народы решат, будто Бог Израильтян не способен ввести их в эту землю. Бог снова уступил Моисею и простил народ, но сказал, что ни один человек старше 20 лет из тех, кто роптал против Него, не войдет в землю обетованную. Им предстояло еще 40 лет блужданий по пустыне до тех пор, пока не умрет нынешнее поколение, и только их детям будет позволено войти в Ханаан (Чис 14:29-33). Услышав Божий приговор, люди тут же решили немедленно вступить в Ханаан, но Бог не поддерживал их, и они потерпели сокрушительное поражение от рук амаликитян и хананеев. Сорок лет в пустыне. О последующих 40 годах блужданий в пустыне известно очень мало. Несмотря на суд, который их уже постиг, люди не изменили своего поведения. человек по имени Корей снова выступил против власти Моисея и Аарона. Бог не стал слушать мольбы Моисея и Аарона за этих ослушников (Чис 16:22-24), Он велел всем отойти подальше от шатров Корея и его союзников. На глазах у народа земля разверзлась и поглотила непокорных, вместе с их домашними и всем имуществом. Хотя остальные Израильтяне видели, что ждало бунтовщиков, это не помешало им снова выступать против Моисея и Аарона. Тогда Бог велел Моисею удалиться от роптавшей общины, чтобы Он мог их Наказать. Хотя Моисей принес искупительную жертву за грехи людей, 14 700 из них умерло от чумы в результате наказания. Чтобы еще раз показать: Моисей — избранный вождь, Бог приказал Моисею взять по жезлу для каждого колена и поместить их в скинии собрания. Бог собирался заставить жезл Своего избранника расцвести, чтобы прекратить ропот среди народа. Жезл Аарона пустил ростки и зацвел, но люди продолжали роптать. Уже незадолго до завершения блужданий в пустыне Мариамь умерла и была похоронена в Кадесе (Чис 20:1). Потом люди снова стали жаловаться на недостаток воды. Бог приказал Моисею заговорить со скалой, чтобы из нее вышла вода для удовлетворения жажды. Вместо того чтобы обратиться к скале, Моисей дважды ударил по ней жезлом. Вода пошла, но Бог упрекнул Моисея и Аарона: «За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему» (Чис 20:12). Не вполне понятно, какой именно грех они совершили; по-видимому, Моисей и Аарон хотели, чтобы им оказали почести, принадлежащие только Богу. Из-за греха им было отказано в праве ввести Израильтян в землю обетованную. Может показаться, что это слишком суровое наказание за такой грех, но, будучи вождями, Моисей и Аарон несли очень большую ответственность. Народ совершил переход из Кадеса к горе Ор, на границе Едома, и там умер Аарон. Моисей взял его одежды священника и передал их его старшему сыну Елеазару, что символизировало передачу ему должности священника (Чис 20:28). По мере приближения народа к пункту назначения, сопротивление местного населения возрастало. В Хорме произошло столкновение с царем Арада, закончившееся победой Израиля (Чис 21:1-3). Во время похода вокруг Едома некоторые Израильтяне стали выступать против Бога и Моисея, потому что им не хватало воды или пищи и они устали есть манну. На этот раз Господь наслал на народ ядовитых змей, и многие умерли от ядовитых укусов. Те, кого еще не ужалили змеи, пришли к Моисею, покаялись в грехе и попросили удалить змей. Бог велел Моисею сделать бронзового змея и поднять его на шесте. Ужаленный человек, посмотревший на этого змея, оставался жив. Приблизившись к территории аморрейского царя Сигона, Израильтяне послали к нему гонцов с просьбой о позволении мирно пройти через его земли. Но Сигон не согласился. Он собрал свое войско и атаковал Израиль. Он был убит в сражении, а его земли и города были заняты евреями (Чис 21:21-25). Прибытие к реке Иордан. После победы над Сигоном Израильтяне снова отправились в путь. Они расположились лагерем на равнинах Моава, на восточном берегу реки Иордан напротив Иерихона, перед землей обетованной. Моавитяне испугались, потому что слышали, что случилось с аморреями. Их царь Валак нанял волшебника по имени Валаам, чтобы тот проклял Израильтян. Трижды Валаам пытался произнести проклятие, но каждый раз Бог превращал его слова в благословение (Чис 22-24). Но хоть Валааму и не удалось проклясть Израильтян, он причинил им немалые неприятности. Он посоветовал моавитянам подговорить Израиль принести жертвы их богам и склониться перед ними (Чис 25:1-3; 31:16; 2Пет 2:15; Рим 2:14). Когда народ начал кланяться моавитскому божеству Ваалу из Фегора, Бог разгневался на них и послал чуму, от которой погибло 24 000 человек (Чис 25:9). Это была первая встреча Израиля с искушением идолопоклонства, первый намек на то, что будет, когда они поселятся в Ханаане. Именно идолопоклонство впоследствии погубит их. После чумы Бог велел Моисею и Елеазару провести еще одну перепись населения, подобную той, что была 40 лет назад. Целое поколение Израильтян умерло в пустыне, но родилось почти столько же, так что теперь среди них было 601 730 мужчин старше 20 лет, способных воевать (Чис 26:51). Из тех, кто был учтен во время первой переписи, не осталось в живых никого, кроме Халева и Иисуса Навина. Господь велел Моисею возложить руки на Иисуса Навина и провозгласить его новым вождем перед священником Елеазаром и всем собранием (Чис 27:12-23). Помимо этого, Господь дал Моисею указания насчет праздников и обетов (Чис 28-30). Бог велел Моисею совершить последнее деяние в качестве вождя: отомстить мадианитянам. Израиль одержал великую победу над мадианитянской армией, их цари и Валаам были убиты. Господь дал Моисею указания по поводу границ земли обетованной и деления ее между коленами (Чис 34). Он приказал также, чтобы 48 городов были отданы левитам, колену священников. Шесть из этих городов стали городами для убежища — туда могли бежать убийцы, чтобы не быть убитыми теми, кто искал отмщения, и получить возможность предстать перед судом (Чис 35). Смерть Моисея. Книгу Второзаконие часто называют прощальной речью Моисея, потому что вся она исходит из его уст. Народ собрался перед Моисеем, и он повторил все, что сделал для них Бог после Синая, а также напомнил о том, как им не удалось войти в землю обетованную за 38 лет до того (Вт 2:14). Он снова попросил, чтобы Бог позволил ему пересечь Иордан и увидеть землю обетованную, но Бог ответил, что Моисею позволено взглянуть на эту землю только с вершины горы Фасги. Тогда Моисей призвал народ исполнять заповеди и законы, которые были им даны, чтобы получить в своей земле Божье благословение. Когда настал день смерти Моисея, Господь велел ему и Иисусу Навину прийти в скинию собрания, чтобы Иисус стад новым вождем (Вт 31:14-23). Перед смертью Моисей благословил всех Израильтян (Вт 33). Совершив это, Моисей отправился из Моавитской равнины на гору Нево и на вершину Фасга. Оттуда Бог показал ему землю, обещанную Аврааму, Исааку и Иакову, которая скоро должна была стать домом для кочевых колен Израиля. Бог снова повторил, что не позволит Моисею пересечь Иордан. Моисей умер, и Бог похоронил его где-то в долине на земле Моава, напротив Веффегора (Вт 34:6). Моисею было 120 лет, и Израильтяне оплакивали его 30 дней. Лучшая эпитафия Моисею — слова в конце Книги Второзаконие: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу» (Вт 34:10). Моисей в Новом Завете. Все иудеи и христиане апостольских времен считали Моисея автором Пятикнижия. Такие выражения, как «закон Моисеев» (Лк 2:22), «Моисей заповедал» (Мф 19:7), «Моисей сказал» (Мк 7:10) и «Моисей написал» (Мк 12:19), показывают, что имя Моисея напрямую связывалось с книгами ВЗ, которые ему приписывались. Моисей упоминается в НЗ больше, чем кто-либо из героев ВЗ, — всего 79 раз. Его роль законодателя была важнее всего (Мф 8:4; Мк 7:10; Ин 1:17; Деян 15:1). Он появляется при преображении Иисуса как представитель ветхозаветного закона, вместе с Илией, представителем пророков ВЗ (Мф 17:1-3). О роли Моисея как пророка упоминается в НЗ. Как пророк он говорил о пришествии Мессии и Его страданиях (Лк 24:25-27; Деян 3:22). В НЗ жизнь и деяния Моисея используются также как пример жизни при новом завете. История о рождестве Иисуса похожа на историю Моисея: младенец-избавитель был,спасен от коварных замыслов злого деспота (Мф 2:13-18). Провозглашение Иисусом нового закона в Нагорной проповеди параллельно провозглашению закона на горе Синай (Мф 5-7), Иисус предстает авторитетным глашатаем воли Божьей. Контраст между старым законом и новыми отношениями с Богом в особенности остро представлен в Послании к галатам. Сравнение Моисея с Христом — важный момент в Послании к евреям (Евр 3:5-6; 9:11-22). Иоанн противопоставляет закон, данный через Моисея, благодати и истине, данной через Иисуса Христа (Ин 1:17). Он также сравнивает манну в пустыне с Иисусом как «хлебом жизни» (Ин 6:30-35). Другие упоминания о Моисее или связанных с ним событиях включают в себя ссылки на его рождение (Деян 7:20; Евр 11:23), горящий куст (Лк 20:37), египетских волшебников (2Тим 3:8), пасху (Евр 11:28), исход (Евр 3:16), пересечение моря (1Кор 10:2), жертвоприношения завета на горе Синай (Мф 26:28), манку (1Кор 10:3), свет славы на лице Моисея (2Кор 3:7-18), извлечение воды из скалы (1Кор 10:4), медного змея (Ин 3:14) и песнь Моисея (Отк 15:3).см. тж. блуждания в пустыне; десять заповедей; Египет, Израиль, история, исход Израиля из Египта казни египетские; священники и левиты; скиния, храм.