Надписи
Надписи (inscriptions) Письменные свидетельства о жизни Древнего мира, обычно сделанные на прочном материале, таком как камень или глина (а не на менее долговечных материалах, таких как папирус или пергамент).
Надписи на памятниках
Исторические надписи
Официальные объявления
Посвящения
Переписка
Мозаичные полы Введение. В Библии иногда упоминаются надписи; например, десять заповедей, высеченные на камне (Исх 31:18), были даны Моисею, а позже были высечены на камне Иисусом Навином и установлены на горе Гевал недалеко от Сихема (Нав 8:32). При раскопках в Сихеме Дж. Э. Райт нашел большой камень с надписью, который он на стратиграфическом основании датировал временем Иисуса Навина. Возможно, его до сих пор можно там видеть. На стенах дворца вавилонского царя появилась надпись, сделанная рукой Бога (Дан 5:5,24). Павел видел жертвенник с надписью «неведомому Богу» на рыночной площади в Афинах (Деян 17:23). В Книге Откровение упоминается надпись на вратах небесного города — перечисление 12 колен Израиля (Отк 21:12). Надписи Древнего мира сохранились в большом количестве, они относятся к разным периодам и сделаны на разных языках: египетском, вавилонском, персидском, греческом, латыни, еврейском, арамейском, наватейском, моавитском и так далее. Некогда бытовало мнение, что Моисей не мог написать Пятикнижие, потому что письменность еще не была изобретена. Надписи в шахтах по добыче бирюзы в Серабит-Эль-Хадиме датируются XV веком до Р.Х., что опровергает данное утверждение. Кроме того, следует заметить, что глиняные таблички, найденные Клодом Шеффером в Рас-Шамре и относящиеся к 1400 г. до Р.Х., свидетельствуют о том, что литературная деятельность существовала к тому моменту уже давно; об этом же говорят и таблички из Эблы, которые примерно на 1000 лет старше. Надписи находили практически повсеместно, но наиболее часто — на полах синагог, церковных зданий и мечетей; полах форумов; стенах общественных зданий; камнях и статуях с посвящениями; стелах и памятных табличках; гробницах и саркофагах; римских путевых указателях. Невозможно перечислить их все, мы упомянем лишь несколько примеров, которые помогают понять, какого рода надписи существовали. Надписи на памятниках. Египетский фараон Мернептах увековечил свою победу над «народами моря» в XIII веке до Р.Х., описав ее на стеле из черного гранита. Эта надпись — самое раннее упоминание об Израиле вне Палестины: «Израиль лежит в руинах». Израильский царь Амврий (3Цар 16:16-30) упоминается в надписи на моавитском языке, высеченной на камне и датируемой концом правления моавитского царя Месы, около 830 г. до Р.Х. Она была найдена в Диване (Дивон ВЗ) в 1868 г., и в ней говорится об успешном сопротивлении царя Израильским захватчикам. Другая монументальная надпись была обнаружена в Персии, на крутом склоне скалы Бехистун. Эта трилингва (древнеперсидский, эламитский, аккадский), рассказывающая о подвигах Дария I, позволяет расшифровать клинопись, которая использовалась в нескольких древних языках. Ассирийский царь Салманассар III оставил запись о трех своих кампаниях на монолите, найденном в 1861 г. в Курхе на реке Тигр. Камень с двух сторон покрыт клинописью, которая высечена поверх барельефа царя. От того же царя остался черный каменный обелиск высотой 6,5 фута (2м), где описывается его победа над несколькими царями, в том числе над Ииуем, царем Израиля, который на второй панели сверху изображен кланяющимся ассирийскому монарху. Это самое древнее изображение Израильтянина и единственное изображение Израильского царя его современником. Под картинкой написано: «Дань Ииуя, сына [потомка] Амврия...» Камень датируется серединой IX века до Р.Х. Исторические надписи. Часто древние цари Месопотамии записывали важные события или заявления на камне или глине. Пример такой надписи — глиняная призма с окончательным вариантом «Анналов» Сеннахирима, датированная 691 г. до Р.Х. Она шестиугольная, высотой 15 дюймов (38,1 см) и шириной 6 дюймов (15,2 см) и со всех сторон покрыта клинописью. В надписи упоминается «Езекия-иудей (царь Иудеи), который не подчинился моему гнету... Я запер его в Иерусалиме, его царском городе, как птицу в клетке» (см. 4Цар 18; Ис 36-39). Хотя от вавилонян не осталось исторических хроник, подобных хроникам ассирийских царей, у нас есть всетаки надписи на глиняных табличках, относящиеся к периоду с 626 г. до Р.Х. до падения Вавилона под натиском Кира в 539 г. Одна из этих надписей, Вавилонская хроника, указывает точную дату падения Иерусалима, не устоявшего перед вавилонским царем Навуходоносором, — 16 марта 597 г. до Р.Х. (см. 4Цар 24:10-17). Сам Вавилон был завоеван Киром Мидийцем, царем Персии, в 539 г. Об этом событии не только упоминается в Библии (Езд 1:1-3), оно также описано на глиняном бочкообразном цилиндре длиной 9 дюймов (22,9 см), покрытом клинописью и относящемся ко временам Кира. Там упоминается политика царя, позволявшего покоренным народам восстанавливать свои города и храмы. Это объясняет, почему он поощрял восстановление иудеями Иерусалима и храма Соломона, разрушенного Навуходоносором, и финансово помогал им в этом (Езд 1:2-4). Египетские фараоны приказывали описывать свои деяния иероглифами на стенах храмов и гробниц. Обычно такие записи высекали на камне, а потом раскрашивали. Одна из наиболее интересных надписей — описание Сусакимом вторжения в страну Израиль, высеченное на южной стене двора храма Амона в Карнаке. Там упоминается Мегиддо, а также другие города Израиля, всего около 75, что сообщает исторический интерес библейскому рассказу о вторжении Сусакима и захвате им Иерусалима и «укрепленных городов в Иудее» (3Цар 14:25-26; 2Пар 12:2-10). Археологические находки подтверждают, что в тот период город был разрушен и сожжен. Официальные объявления. Когда монарх или другое официальное лицо в древности хотел обнародовать и увековечить какое-нибудь постановление, оно высекалось на камне или выкладывалось мозаикой. В 1878 г. в Назарете была найдена мраморная глыба с надписью, относящаяся ко временам императора Клавдия (41-54 по Р.Х.). На ней написан указ против разграбления могил и осквернения кладбищ. За такое преступление полагалась смертная казнь. Вероятно, этот указ связан с проблемами, которые были у Клавдия в Риме в связи с личностью Христа (Светоний, «Клавдий» 25), что привело к изгнанию иудеев из столицы (Деян 18). Должно быть, проблемы были связаны с воскресением Христа, как оно провозглашалось в Риме. Объявления размещались даже в храмах. Иосиф Флавий упоминает о малой стене вокруг иудейского храма в Иерусалиме, на которой на равномерном расстоянии друг от друга находились каменные таблички с предупреждением на греческом и латинском языках, что язычники не имеют права входить в храм («Иудейская война» 5.193-94; 6.125-26; «Иудейские древности» 15.417). Было найдено два таких фрагмента. Один, обнаруженный в 1871 г. Клермоном-Ганно, гласит: «Чужестранцам вход за балюстраду и на территорию вокруг святилища запрещен. Тот, кто будет пойман, пусть сам винит себя в своей смерти». Римляне позволяли иудеям подвергать смерти всех, даже римских граждан, кто входил на запретную территорию («Иудейская война» 6.126). Важная надпись императора Клавдия была найдена в начале XX века в Дельфах, Греция. Она сделана на греческом языке, и в ней упоминается проконсул Галлион, а также указана дата, что позволяет определить время его служения в должности как 51-52 г. по Р.Х. Галлион был проконсулом до того, как Павел был привезен иудеями в Коринф (Деян 18:12-17). Вот почему эта надпись чрезвычайно важна для определения даты 18-месячного пребывания Павла в Коринфе и хронологии служения Павла вообще. Надпись представляет собой объявление императора к жителям Дельф по поводу увеличения населения города за счет влиятельных людей. Имя Понтия Пилата появляется в латинской надписи, высеченной на камне в римском театре в Кесарии Приморской, на побережье Израиля. Он упоминается как префект. Надпись содержит также имя Тиберия, в честь которого было построено данное сооружение. Посвящения. Обычно надписи с посвящениями помещались на стенах и полах зданий или на иных сооружениях. На стене длинного тоннеля, построенного иудейским царем Езекией в Иерусалиме, была сделана надпись, свидетельствующая о времени завершения тоннеля (4Цар 20:20). Она сделана на еврейском языке и сейчас находится в Стамбульском музее. Эта надпись с описанием строительства силоамского тоннеля — одна из древнейших сохранившихся надписей на еврейском языке. В городе Коринфе, в Греции, надпись-посвящение высечена на мостовой площади к северу от большого театра. Сокращенная латинская надпись гласит: Erastus pro aedilitate sua pecunia stravit («Эраст, чтобы ему посвятили это здание, сделал мостовую за свой счет»). Медных букв давно уже нет, но надпись глубоко врезалась в серый известняковый камень Акрокоринфа. Возможно, это тот самый городской казнохранитель Ераст, от которого Павел передает привет в Рим 16:23. Похожая надпись на коринфской агоре времен Павла гласит: «Гней Баббий Филин, зодчий и мостостроитель, воздвиг этот памятник за свой счет и утвердил его официально в качестве дуовира». Во время раскопок 1913-1914 г. в Иерусалиме была найдена греческая надпись-посвящение, некогда находившаяся на стене синагоги I века по Р.Х. на горе Офел. Там упоминается Феодот, сын начальника синагоги по имени Веттен, построивший синагогу. Так как имя Веттен — римское, возможно, этот Феодот был рабом-иудеем, который был освобожден и получил римское имя своего хозяина. В таком случае эта надпись находилась на синагоге «либертинцев» в Иерусалиме (Деян 6:9). В Британском музее есть фрагмент арки, стоявшей над входом в греческий город Фессалоники с I века по Р.Х. по 1867 г., когда она была снесена ради камня для восстановления городской стены. Надпись начинается словами: «Во времена политархов...». Это редкое слово, обозначающее римские власти и встречающееся в Книге Деяний (Деян 17:6) по отношению к городским властям Фессалоник. Больше нигде в греческой литературе это слово не употребляется. Переписка. Во II тысячелетии до Р.Х. письма обычно писали на маленьких глиняных табличках. Более полумиллиона таких табличек было найдено в Мари, Нузи, Ниневии, Эбле и других местах. Интересные примеры подобных писем в большом количестве были обнаружены при раскопках в Тель-Эль-Амарне, в Верхнем Египте. Они были написаны на вавилонском языке с помощью клинописи, в тот период, когда Эхнатон увлеченно занимался реформами египетской религии и искусства в своей новой столице Тель-Эль-Амарне (Ахетатон), а Палестина и Сирия были оставлены на милость мародеров, называемых в документах «хабиру». Многие послания присланы из хананейских городов, на которые они нападали, и жители просят в них фараона, вассалами которого тогда состояли (конец XIV века до Р.Х.), о помощи. Некоторые ученые считают, что «хабиру» — это древние евреи, которые вторглись в Ханаан под руководством Иисуса Навина. Иногда письма писались чернилами на обломках глиняной посуды, так называемых остраконах. В 1935 г. 18 таких табличек было найдено при раскопках в Лахисе, на юге Израиля. Они написаны по-еврейски и представляют собой пример письма, которое использовалось в Иудее во времена Иеремии. Язык их практически идентичен еврейскому ВЗ. Письма были посланы от Гошайяху, начальника гарнизона близлежащего города, к Иаошу, военному губернатору Лахиса, во время вторжения вавилонян в Иудею, закончившегося разрушением храма в Иерусалиме в 586 г. до Р.Х. Одиннадцать таких фрагментов было найдено в Масаде, на западном берегу Мертвого моря, во время раскопок Игаэля Ядина в 1963-1965 г. Масада была разрушена римской армией под командованием Флавия Сильвы в 73 г. по Р.Х. Девятьсот шестьдесят мужчин, женщин и детей покончили с собой, чтобы не сдаваться римлянам. Они выбрали 10 человек, которые перерезали горло остальным. Согласно Иосифу Флавию, они бросали жребий («Иудейская война» 7.395), и профессор Ядин считает, что найденные таблички служили именно для этой цели. На одной из них указано имя Бен Иаир — скорее всего, это Елеазер Бен Иаир, командир крепости. Мозаичные полы. В римский и византийский периоды было принято украшать полы базилик, бань, синагог, церквей и других общественных зданий сложной мозаикой, включавшей в себя надписи и изображения. В результате раскопок 1972 г. в Кесарии Приморской было найдено здание с мозаичными надписями на полах шести комнат. Две из этих надписей представляют собой текст Рим 13:3 на греческом языке, в круглой рамке. На полу одной из комнат написано благословение входящим: «Да благословит Господь твой вход и твой выход!» В двух призывается благословение Христа на людей, которые строили дом. Часть здания была разрушена в VII веке по Р.Х. На полу синагог в Тивериаде-Хамаф, Вефсане, Веф Альфе, Ештемоа, Сусии, Хамаф-Гадере, Енгадди и других городах Израиля встречаются надписи на греческом и арамейском языках, в которых обычно перечисляются благодетели синагоги. В Наро, Тунис, была обнаружена синагога с латинской надписью на полу. Еврейский язык использовался только для обозначения астрологических символов зодиака. Арамейский использовался прежде всего в Галахе (религиозных правилах или законах), а греческий — для прославления дарителей. Один из наиболее известных мозаичных полов находится в Мадаве, Иордания. Там изображена самая древняя из сохранившихся карт Израиля — VI века по Р.Х. Названия городов, географические сведения и отрывки Писания написаны по-гречески. Полы церквей обычно содержали датированные или не датированные посвящения, благословения и цитаты из Писания на арамейском, коптском, сирийском, латинском и греческом языках. Часто надписи сопровождались символикой, но в 427 г. по Р.Х. вышел указ, запрещавший рисовать кресты и другие религиозные символы на полах, где по ним ходили ногами. Неизвестно, насколько распространенным был этот запрет.см. тж. археология и Библия; гончарное дело.
Подразделы статьи
ВведениеНадписи на памятниках
Исторические надписи
Официальные объявления
Посвящения
Переписка
Мозаичные полы Введение. В Библии иногда упоминаются надписи; например, десять заповедей, высеченные на камне (Исх 31:18), были даны Моисею, а позже были высечены на камне Иисусом Навином и установлены на горе Гевал недалеко от Сихема (Нав 8:32). При раскопках в Сихеме Дж. Э. Райт нашел большой камень с надписью, который он на стратиграфическом основании датировал временем Иисуса Навина. Возможно, его до сих пор можно там видеть. На стенах дворца вавилонского царя появилась надпись, сделанная рукой Бога (Дан 5:5,24). Павел видел жертвенник с надписью «неведомому Богу» на рыночной площади в Афинах (Деян 17:23). В Книге Откровение упоминается надпись на вратах небесного города — перечисление 12 колен Израиля (Отк 21:12). Надписи Древнего мира сохранились в большом количестве, они относятся к разным периодам и сделаны на разных языках: египетском, вавилонском, персидском, греческом, латыни, еврейском, арамейском, наватейском, моавитском и так далее. Некогда бытовало мнение, что Моисей не мог написать Пятикнижие, потому что письменность еще не была изобретена. Надписи в шахтах по добыче бирюзы в Серабит-Эль-Хадиме датируются XV веком до Р.Х., что опровергает данное утверждение. Кроме того, следует заметить, что глиняные таблички, найденные Клодом Шеффером в Рас-Шамре и относящиеся к 1400 г. до Р.Х., свидетельствуют о том, что литературная деятельность существовала к тому моменту уже давно; об этом же говорят и таблички из Эблы, которые примерно на 1000 лет старше. Надписи находили практически повсеместно, но наиболее часто — на полах синагог, церковных зданий и мечетей; полах форумов; стенах общественных зданий; камнях и статуях с посвящениями; стелах и памятных табличках; гробницах и саркофагах; римских путевых указателях. Невозможно перечислить их все, мы упомянем лишь несколько примеров, которые помогают понять, какого рода надписи существовали. Надписи на памятниках. Египетский фараон Мернептах увековечил свою победу над «народами моря» в XIII веке до Р.Х., описав ее на стеле из черного гранита. Эта надпись — самое раннее упоминание об Израиле вне Палестины: «Израиль лежит в руинах». Израильский царь Амврий (3Цар 16:16-30) упоминается в надписи на моавитском языке, высеченной на камне и датируемой концом правления моавитского царя Месы, около 830 г. до Р.Х. Она была найдена в Диване (Дивон ВЗ) в 1868 г., и в ней говорится об успешном сопротивлении царя Израильским захватчикам. Другая монументальная надпись была обнаружена в Персии, на крутом склоне скалы Бехистун. Эта трилингва (древнеперсидский, эламитский, аккадский), рассказывающая о подвигах Дария I, позволяет расшифровать клинопись, которая использовалась в нескольких древних языках. Ассирийский царь Салманассар III оставил запись о трех своих кампаниях на монолите, найденном в 1861 г. в Курхе на реке Тигр. Камень с двух сторон покрыт клинописью, которая высечена поверх барельефа царя. От того же царя остался черный каменный обелиск высотой 6,5 фута (2м), где описывается его победа над несколькими царями, в том числе над Ииуем, царем Израиля, который на второй панели сверху изображен кланяющимся ассирийскому монарху. Это самое древнее изображение Израильтянина и единственное изображение Израильского царя его современником. Под картинкой написано: «Дань Ииуя, сына [потомка] Амврия...» Камень датируется серединой IX века до Р.Х. Исторические надписи. Часто древние цари Месопотамии записывали важные события или заявления на камне или глине. Пример такой надписи — глиняная призма с окончательным вариантом «Анналов» Сеннахирима, датированная 691 г. до Р.Х. Она шестиугольная, высотой 15 дюймов (38,1 см) и шириной 6 дюймов (15,2 см) и со всех сторон покрыта клинописью. В надписи упоминается «Езекия-иудей (царь Иудеи), который не подчинился моему гнету... Я запер его в Иерусалиме, его царском городе, как птицу в клетке» (см. 4Цар 18; Ис 36-39). Хотя от вавилонян не осталось исторических хроник, подобных хроникам ассирийских царей, у нас есть всетаки надписи на глиняных табличках, относящиеся к периоду с 626 г. до Р.Х. до падения Вавилона под натиском Кира в 539 г. Одна из этих надписей, Вавилонская хроника, указывает точную дату падения Иерусалима, не устоявшего перед вавилонским царем Навуходоносором, — 16 марта 597 г. до Р.Х. (см. 4Цар 24:10-17). Сам Вавилон был завоеван Киром Мидийцем, царем Персии, в 539 г. Об этом событии не только упоминается в Библии (Езд 1:1-3), оно также описано на глиняном бочкообразном цилиндре длиной 9 дюймов (22,9 см), покрытом клинописью и относящемся ко временам Кира. Там упоминается политика царя, позволявшего покоренным народам восстанавливать свои города и храмы. Это объясняет, почему он поощрял восстановление иудеями Иерусалима и храма Соломона, разрушенного Навуходоносором, и финансово помогал им в этом (Езд 1:2-4). Египетские фараоны приказывали описывать свои деяния иероглифами на стенах храмов и гробниц. Обычно такие записи высекали на камне, а потом раскрашивали. Одна из наиболее интересных надписей — описание Сусакимом вторжения в страну Израиль, высеченное на южной стене двора храма Амона в Карнаке. Там упоминается Мегиддо, а также другие города Израиля, всего около 75, что сообщает исторический интерес библейскому рассказу о вторжении Сусакима и захвате им Иерусалима и «укрепленных городов в Иудее» (3Цар 14:25-26; 2Пар 12:2-10). Археологические находки подтверждают, что в тот период город был разрушен и сожжен. Официальные объявления. Когда монарх или другое официальное лицо в древности хотел обнародовать и увековечить какое-нибудь постановление, оно высекалось на камне или выкладывалось мозаикой. В 1878 г. в Назарете была найдена мраморная глыба с надписью, относящаяся ко временам императора Клавдия (41-54 по Р.Х.). На ней написан указ против разграбления могил и осквернения кладбищ. За такое преступление полагалась смертная казнь. Вероятно, этот указ связан с проблемами, которые были у Клавдия в Риме в связи с личностью Христа (Светоний, «Клавдий» 25), что привело к изгнанию иудеев из столицы (Деян 18). Должно быть, проблемы были связаны с воскресением Христа, как оно провозглашалось в Риме. Объявления размещались даже в храмах. Иосиф Флавий упоминает о малой стене вокруг иудейского храма в Иерусалиме, на которой на равномерном расстоянии друг от друга находились каменные таблички с предупреждением на греческом и латинском языках, что язычники не имеют права входить в храм («Иудейская война» 5.193-94; 6.125-26; «Иудейские древности» 15.417). Было найдено два таких фрагмента. Один, обнаруженный в 1871 г. Клермоном-Ганно, гласит: «Чужестранцам вход за балюстраду и на территорию вокруг святилища запрещен. Тот, кто будет пойман, пусть сам винит себя в своей смерти». Римляне позволяли иудеям подвергать смерти всех, даже римских граждан, кто входил на запретную территорию («Иудейская война» 6.126). Важная надпись императора Клавдия была найдена в начале XX века в Дельфах, Греция. Она сделана на греческом языке, и в ней упоминается проконсул Галлион, а также указана дата, что позволяет определить время его служения в должности как 51-52 г. по Р.Х. Галлион был проконсулом до того, как Павел был привезен иудеями в Коринф (Деян 18:12-17). Вот почему эта надпись чрезвычайно важна для определения даты 18-месячного пребывания Павла в Коринфе и хронологии служения Павла вообще. Надпись представляет собой объявление императора к жителям Дельф по поводу увеличения населения города за счет влиятельных людей. Имя Понтия Пилата появляется в латинской надписи, высеченной на камне в римском театре в Кесарии Приморской, на побережье Израиля. Он упоминается как префект. Надпись содержит также имя Тиберия, в честь которого было построено данное сооружение. Посвящения. Обычно надписи с посвящениями помещались на стенах и полах зданий или на иных сооружениях. На стене длинного тоннеля, построенного иудейским царем Езекией в Иерусалиме, была сделана надпись, свидетельствующая о времени завершения тоннеля (4Цар 20:20). Она сделана на еврейском языке и сейчас находится в Стамбульском музее. Эта надпись с описанием строительства силоамского тоннеля — одна из древнейших сохранившихся надписей на еврейском языке. В городе Коринфе, в Греции, надпись-посвящение высечена на мостовой площади к северу от большого театра. Сокращенная латинская надпись гласит: Erastus pro aedilitate sua pecunia stravit («Эраст, чтобы ему посвятили это здание, сделал мостовую за свой счет»). Медных букв давно уже нет, но надпись глубоко врезалась в серый известняковый камень Акрокоринфа. Возможно, это тот самый городской казнохранитель Ераст, от которого Павел передает привет в Рим 16:23. Похожая надпись на коринфской агоре времен Павла гласит: «Гней Баббий Филин, зодчий и мостостроитель, воздвиг этот памятник за свой счет и утвердил его официально в качестве дуовира». Во время раскопок 1913-1914 г. в Иерусалиме была найдена греческая надпись-посвящение, некогда находившаяся на стене синагоги I века по Р.Х. на горе Офел. Там упоминается Феодот, сын начальника синагоги по имени Веттен, построивший синагогу. Так как имя Веттен — римское, возможно, этот Феодот был рабом-иудеем, который был освобожден и получил римское имя своего хозяина. В таком случае эта надпись находилась на синагоге «либертинцев» в Иерусалиме (Деян 6:9). В Британском музее есть фрагмент арки, стоявшей над входом в греческий город Фессалоники с I века по Р.Х. по 1867 г., когда она была снесена ради камня для восстановления городской стены. Надпись начинается словами: «Во времена политархов...». Это редкое слово, обозначающее римские власти и встречающееся в Книге Деяний (Деян 17:6) по отношению к городским властям Фессалоник. Больше нигде в греческой литературе это слово не употребляется. Переписка. Во II тысячелетии до Р.Х. письма обычно писали на маленьких глиняных табличках. Более полумиллиона таких табличек было найдено в Мари, Нузи, Ниневии, Эбле и других местах. Интересные примеры подобных писем в большом количестве были обнаружены при раскопках в Тель-Эль-Амарне, в Верхнем Египте. Они были написаны на вавилонском языке с помощью клинописи, в тот период, когда Эхнатон увлеченно занимался реформами египетской религии и искусства в своей новой столице Тель-Эль-Амарне (Ахетатон), а Палестина и Сирия были оставлены на милость мародеров, называемых в документах «хабиру». Многие послания присланы из хананейских городов, на которые они нападали, и жители просят в них фараона, вассалами которого тогда состояли (конец XIV века до Р.Х.), о помощи. Некоторые ученые считают, что «хабиру» — это древние евреи, которые вторглись в Ханаан под руководством Иисуса Навина. Иногда письма писались чернилами на обломках глиняной посуды, так называемых остраконах. В 1935 г. 18 таких табличек было найдено при раскопках в Лахисе, на юге Израиля. Они написаны по-еврейски и представляют собой пример письма, которое использовалось в Иудее во времена Иеремии. Язык их практически идентичен еврейскому ВЗ. Письма были посланы от Гошайяху, начальника гарнизона близлежащего города, к Иаошу, военному губернатору Лахиса, во время вторжения вавилонян в Иудею, закончившегося разрушением храма в Иерусалиме в 586 г. до Р.Х. Одиннадцать таких фрагментов было найдено в Масаде, на западном берегу Мертвого моря, во время раскопок Игаэля Ядина в 1963-1965 г. Масада была разрушена римской армией под командованием Флавия Сильвы в 73 г. по Р.Х. Девятьсот шестьдесят мужчин, женщин и детей покончили с собой, чтобы не сдаваться римлянам. Они выбрали 10 человек, которые перерезали горло остальным. Согласно Иосифу Флавию, они бросали жребий («Иудейская война» 7.395), и профессор Ядин считает, что найденные таблички служили именно для этой цели. На одной из них указано имя Бен Иаир — скорее всего, это Елеазер Бен Иаир, командир крепости. Мозаичные полы. В римский и византийский периоды было принято украшать полы базилик, бань, синагог, церквей и других общественных зданий сложной мозаикой, включавшей в себя надписи и изображения. В результате раскопок 1972 г. в Кесарии Приморской было найдено здание с мозаичными надписями на полах шести комнат. Две из этих надписей представляют собой текст Рим 13:3 на греческом языке, в круглой рамке. На полу одной из комнат написано благословение входящим: «Да благословит Господь твой вход и твой выход!» В двух призывается благословение Христа на людей, которые строили дом. Часть здания была разрушена в VII веке по Р.Х. На полу синагог в Тивериаде-Хамаф, Вефсане, Веф Альфе, Ештемоа, Сусии, Хамаф-Гадере, Енгадди и других городах Израиля встречаются надписи на греческом и арамейском языках, в которых обычно перечисляются благодетели синагоги. В Наро, Тунис, была обнаружена синагога с латинской надписью на полу. Еврейский язык использовался только для обозначения астрологических символов зодиака. Арамейский использовался прежде всего в Галахе (религиозных правилах или законах), а греческий — для прославления дарителей. Один из наиболее известных мозаичных полов находится в Мадаве, Иордания. Там изображена самая древняя из сохранившихся карт Израиля — VI века по Р.Х. Названия городов, географические сведения и отрывки Писания написаны по-гречески. Полы церквей обычно содержали датированные или не датированные посвящения, благословения и цитаты из Писания на арамейском, коптском, сирийском, латинском и греческом языках. Часто надписи сопровождались символикой, но в 427 г. по Р.Х. вышел указ, запрещавший рисовать кресты и другие религиозные символы на полах, где по ним ходили ногами. Неизвестно, насколько распространенным был этот запрет.см. тж. археология и Библия; гончарное дело.