Наследство

Наследство (INHERITANCE) Наследство играет необыкновенно важную роль в Писании, там это понятие служит для передачи богословских истин. Как и следует ожидать, в их богословском применении отражаются юридические обычаи, которые были в силе во времена ВЗ и НЗ. Юридический и исторический аспекты. Патриархи. Кое-что о юридическом порядке наследования начала II тысячелетия до Р.Х. мы узнаем из патриархальных историй Книги Бытие. Например, в повествовании сказано, что старший сын получал право первородства. Но были и исключения. Измаил (Быт 16:15; 17:15-21), Исав (Быт 25:33) и Рувим (Быт 49:3-4) не получили права первородства. Интересно также, что Авраам, за отсутствием детей, считал своим наследником слугу Елиезера (Быт 15:2-5); ученые подтвердили, что такая практика существовала, на основании хурритских юридических документов II тысячелетия. Еврейский народ. Согласно Вт 21:15-17, первенцы у евреев по закону получали двойную долю наследства. В законе Израиля также выражена забота о вдовах, посредством левиратного брака (Вт 25:5; Быт 38:8; Руфь 4:5).

Согласно Чис 27:1-11, дочери Салпаада претендовали на наследство, потому что в семье не было сыновей. Вследствие этого Бог постановил, что дочь может стать наследницей, если у ее покойного отца не было сыновей; если у него не было дочерей, имущество переходило его братьям; если не было братьев, то ближайшим родственникам. Этот конкретный эпизод также свидетельствует о важности сохранения имущества колена: дочери Салпаада были обязаны выйти замуж за представителей колена Манассии, чтобы имущество не перешло другому колену (Чис 36).

Израильтяне очень высоко ценили семейное наследство, и это видно из Лев 25:25-28. Если кто-то продавал свою землю по финансовым причинам, родственники должны были выкупить ее; если у человека не было родственников, он мог выкупить ее позже; и даже если он не мог этого сделать, земля автоматически возвращалась к нему в юбилейный год, когда отменялись все долги (см. тж. Лев 27:14-25).

В Новом Завете. Помимо упоминания о левиратном браке в Мф 22:23-33 (Мк 12:18-27; Лк 20:27-40), в НЗ немного говорится о принципах передачи собственности в римские времена. В притче о блудном сыне младший сын в семье попросил отдать ему его долю наследства (Лк 15:12).

Следует отметить, что старший сын, который в своем ложном благочестии взирал на поведение младшего брата сверху вниз, не протестовал, когда его брат попросил о наследстве; напротив, старший брат тоже получил свою долю — вероятно, двойную. В другом важном отрывке (Гал 4:1-2) Павел, объясняя богословский момент, приводит в пример светское юридическое установление. Он говорит, что имуществом наследника распоряжаются попечители, пока он не достигает определенного возраста. То, что пишет Павел, достаточно понятно, но не совпадает с нашими сведениями о римском законе, и, к сожалению, ученые не смогли точно определить, на какой принятый в тогдашнем обществе обычай он здесь ссылается. Возможно, Павел имел в виду не столько закон, сколько некую практику, знакомую ему и галатам. Богословский аспект. Ханаан как наследство Израиля. Убеждение в том, что Бог дал Палестину в наследство Израильтянам, позволяет нам согласовать исторические данные с богословскими. Исторический элемент заключается в очевидном факте: земля обетованная, как физическая единица, действительно была населена евреями и распределена между их коленами. В богословском же отношении в Писании говорится, что земля эта была подарком Бога Своему народу; фактически, даже ее распределение проходило как раздел земли, принадлежащей Богу (Лев 25:23; Исх 15:17; Нав 22:27; Иез 38:16; Иоиль 1:6).

Эта тема восходит к Быт 12:1-3. Бог, избрав Авраама, велит ему перебраться в новую землю и обещает произвести от него великий и благословенный народ (Евр 11:8).

Значение земли в обетовании, данном Аврааму, станет понятно позже, когда Бог пообещает дать Ханаан в наследство потомкам Авраама после четырехсот лет египетского рабства (Быт 15:12-21;
см. Деян 7:5).

Так как Ханаан был населен грешными народами, землю надо было отнять у них силой; таким образом, унаследовать землю значило овладеть ею. Израиль должен верить в Бога, Которому принадлежит эта земля и Который даст им победу (Нав 1:1-9; 21:43-45; Суд 7:2; Пс 43:1-4; Деян 13:19).

Покорив землю, они распределили ее между коленами, в зависимости от их размеров (следуя инструкциям Чис 26:52-54).

Далее Бог велел Своему народу разделить земли по жребию (Чис 26:55-56).

Так, на основании обещания, данного Богом Аврааму и распределения земли, а также указаний на будущее (Ис 60:21; Иез 45:1-8; 47:13-48:29) народ убедился в том, что их наследство принадлежит Всемогущему Господу. Наследство верующего. В ВЗ представление о наследстве развивается от чисто физического до духовного. Колено Левия, род священников, не получило наследства, потому что «Сам Господь удел его» (Вт 18:1-2; Чис 18:8-24).

Иначе говоря, левитам не было выделено земли, но благодаря служению Богу они имели духовное благословение, которое для других колен было связано с владением землей. То, что это относится не только к левитам, подчеркивается в Исх 19:6, где весь народ назван «царством священников» (см. 1Пет 2:9).

В Пс. 15 ясно сказано, что никто не мог понять лучше Давида, что значат эти слова. Даже если бы у него не было физического наследия Израиля, он обладал бы гораздо более прекрасным наследством, Самим Господом, в присутствии Которого он обретал всю полноту радости и вечное удовольствие (Пс 15:5-6,11; Пс 72:25-26; 141:5; Ис 58:14; Плач 3:24).

В позднем иудаизме, в период между двумя заветами и после него, понятие наследства было разработано далее. Так, раввины стали говорить о законе как наследстве праведников. Понятие наследства стало использоваться и как негативное, например, о грешниках говорили, что они наследуют ад (см. Иов 27:13).

ВНЗ нет таких образов. В иудейской литературе мы читаем также о наследовании грядущего века, Царства, вечной жизни; эти идеи часто встречаются в НЗ (Мф 19:29; 25:34; Лк 10:25; 18:18; 1Кор 6:9-10; 15:50; Гал 5:21; Еф 5:5; Тит 3:7; Иак 2:5).

Но такое наследство принадлежит лишь тем, кто освящен Словом Божьим (Деян 20:32; 26:18; Кол 1:12; обратите также внимание на Ин 17:17; Кол 3:23-24).

Эти будущие благословения не исключают и физические (Мф 5:5;
см. тж. Пс 36:11,29; Ис 60:21; Рим 4:13; 2Пет 3:13), но явно исключают человеческую бренность, потому что Божье наследство нетленно (1Кор 15:50).

Короче говоря, наше наследство — это полное спасение (Евр 1:14; 11:7), которое Бог сберегает для нас на небесах (1Пет 1:4).

Без сомнения, наиболее важная черта НЗ — в акценте на том, что, благодаря деяниям Христа, Его народ начал уже сейчас получать обещанное наследство. В Евангелии от Иоанна часто подчеркивается текущая реальность вечной жизни, как и в Послании к евреям (Евр 6:12-17; 9:15; 11:13,39-40).

Павел подробно рассматривает эту тему в Гал 3:7-4:7. Отвечая иудействующим, которые утверждали, что наследство Авраама будет дано только тем, кто станет иудеем посредством обрезания, Павел говорит, что истинные дети Авраама — все, кто верует, будь то иудеи или язычники (Гал 3:7;
см. тж. Деян 26:16-18; Еф 3:6).

Они наследуют обетования Божьи, так как принимают Святого Духа (Гал 3:14).

Принцип наследства — это обещание, а не закон (Гал 3:18).

Верующие вступают в союз со Христом (Гал 3:27-29); они не просто дети Авраама, но дети Бога (Гал 3:26), потому что Христос — Сын Божий и Бог решил послать верующим Духа Своего Сына, так что теперь они могут называть Бога Отцом (Гал 4:4-7;
см. Рим 8:15-16).

В самом деле, Сам Христос, как Сын Божий, — истинный наследник (Мф 21:38; Мк 12:7; Лк 20:14); Он унаследовал имя, которому нет равных (Флп 2:9; Евр 1:4); Он — наследник всего (Евр 1:2;
см. Пс 2:7-8; Мф 28:18).

В Его благодати все, кто принадлежит Ему в вере, становятся сонаследниками вместе с Ним (Рим 8:17).

Наследство Бога. В Писании используется смелая метафора — верующие названы Божьим наследством. В прекрасной песне Моисея о Боге говорится как об Отце Израильтян (Вт 32:6), Который особо интересуется их наследством (Вт 32:8).

Нам говорится, почему Бог о нем заботится: «Ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его» (Вт 32:9).

Эта тема часто упоминается в ВЗ (например, Вт 9:26-29; 3Цар 8:51-53; Пс 27:9; 32:12; 73:2; Ис 19:25; Иер 10:16; Зах 2:12).

В других местах Израиль назван особым наследием Бога (Исх 19:5; Вт 7:6).

В Еф 1:14 «залог наследия» относится к окончательному спасению верующих, которые представляют собой Божье сокровище. Так что слова «мы и сделались наследниками» (Еф 1:11) вполне можно перевести как «мы стали наследием», то есть были избраны Богом, что подкрепляется Еф 1:18. В Писании трудно найти более фундаментальную идею, ее суть выражена в словах сидящего на престоле: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет мне Сыном» (Отк 21:7;
см. Лев 26:11-12; 2Цар 7:14).

см. тж. наследник; первородство; перворожденный; усыновление.