Начальства и Силы

Начальства и Силы (principalitiesandpowers) Выражение, которое несколько раз употребляется в посланиях Павла и выражено по меньшей мере тремя греческими синонимами. Понятие «начальства» — это греческие exousia и archai, а «силы» — dunamis. В НЗ exousia указывает на власть, которую дает высокое положение. В такой власти нет ничего дурного; напротив, это правомерная власть, как с моральной, так и с духовной точки зрения (Мф 21:23).

Это слово может обозначать власть Мессии (Мф 9:6; Мк 2:10), апостолов (2Кор 10:8; 13:10), людей-правителей (Мф 8:9; Лк 20:20).

Слово archai имеет несколько значений, но 12 раз встречается в значении «управление», «командование» или «власть», 9 из которых (Рим 8:38; 1Кор 15:24; Еф 1:21; Еф 3:10; 6:12; Кол 1:16; 2:10,15; Тит 3:1) — в посланиях Павла. Наконец dunamis, распространенное слово, обозначающее «силу», — это способность или мощь, необходимые для достижения какой-то впечатляющей цели (Мф 25:15; Деян 3:12).

Говоря «начальствах и силах», Павел имеет в виду иерархию сверхъестественных существ, таких как ангелы, которые поклоняются Творцу вселенной и служат Ему. Некоторые комментаторы делят эту иерархию на пять категорий, а именно: престолы, начальства, силы, власти и господства. Но такое деление произвольно, потому что в Писании нет сведений, позволяющих думать, что все это — разные группы. Возможно, Павел просто пытался как можно ярче и выразительнее описать господство Иисуса над вселенной. Говоря, что имя Иисуса выше всякого другого имени, Павел имеет в виду всевышнее господство Христа над всеми творениями, добрыми или злыми (Рим 14:11; Флп 2:10).

Небесные воинства подчиняются Ему как Творцу, признают Его как Господа вселенной. Это утверждение в особенности выделяется в Послании к колоссянам, так как богословы Колосс, по-видимому, предавались противоречащим Библии измышлениям (Кол 2:8).

Истина в том, что в Иисусе пребывает вся полнота Бога, и она передается верующим через Господня Духа.